Традиция

Литература по теме

Тради́ция (от лат. traditio «предание», обычай) —

1) исторически сформировавшиеся, устоявшиеся, передаваемые из поколения в поколение знания, обычаи, воззрения, нормы поведения, способы и приемы осуществления творческой, трудовой, образовательной деятельности и пр.,
2) способ сохранения и передачи опыта, знаний (и пр.) от одних лиц другим.

photo 2024 07 24 15 29 15 - Традиция
«Пасхальная заутреня в Малороссии». Н.К. Пимоненко. 1891.

При слове «традиция» современные люди, особенно молодые, нередко выражают недоумение и даже скептицизм. «Традиция», «традиционалист», «традиционный» связаны с чем-то давно прошедшим, ненужным, мешающим. На самом деле традиция — это ведь не воспоминание о прошлом, а традиция — это способ передачи ценностей из поколения в поколение. Ведь даже самый радикально настроенный в отношении традиции студент открывает учебник, написанный не его сверстниками, а человеком, которого, может быть, и в живых нет. Он возрастает на мыслях, на знаниях, на опыте тех, кого уже нет. А как перешли эти знания, опыт, мысли, идеи? Они достались нам по традиции. Традиция — это способ сохранения и передачи ценностей из поколения в поколение. Это не значит, что традиция призвана сохранять все, что принадлежало прошлому. Ведь мы не сохраняем мусор, мы его выкидываем. Человек, живя и работая, производит много ненужного для сохранения на будущее. Но подлинная ценность передается не иначе, как по традиции.
патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Если Церковь опирается на древние традиции, то не следует ли из этого, что она отстала от жизни?

В рамках своей жизнедеятельности Вселенская Православная Церковь опирается на множество разных традиций, уходящих корнями к раннехристианским временам. В первую очередь приверженность нашей Церкви древним традициям касается основ подлинного христианского вероучения. Поэтому можно сказать, что, по строгому счёту, современные верующие исповедуют ту же веру, которую исповедовали ученики Господни.

Твердое и неуклонное следование Церкви учению веры, вверенному ей апостолами, не раз и не два служило поводом для представителей протестантских общин артикулировать её как окаменевшую, застывшую.

Эта оценка не соответствует действительному положению вещей. Несмотря на строгую приверженность Православной Церкви древнеапостольскому учению веры, Православное богословие развивалось на всём протяжении её жизненного пути. Правда, оно развивалось не в направлении перетолковывания догматов или изобретения новых догматических «истин», как это свойственно инославным «христианским» деноминациям, а в направлении более полного их обоснования, и раскрытия, а также в направлении борьбы с заблуждениями и ересями.

В этом смысле о Православной Церкви следует говорить не как об окаменевшей, а как об утвержденной на камне: на камне веры, на Христе (Ис.28:16).

В своей внутренней жизни Церковь опирается на множество частных традиций. Помимо связанных с богословием — это: литургические, иконографические, архитектурные (касающиеся проектирования и строительства храмов), монашеские, педагогические и пр. При этом ни одну из перечисленных нельзя сблизить по смыслу с понятием окаменелости или застылости.

И православное богослужение, и православная иконография, и архитектура, и христианская педагогика, и формы монашеской жизни не являются абсолютно незыблемыми, совершенно недоступными изменениям и развитию. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить ранние и поздние священные изображения, архитектуру древних и современных храмовых зданий, ранние и сегодняшние методы преподавания богословских дисциплин, древние и современные формы монашеской жизни.

Что и действительно не меняется в рамках церковных традиций: соответствие их Православию. В этом, конечно, и можно, и нужно видеть постоянство.

Насколько корректно именовать Православие одной из христианских традиций?

Православная вера — вера, основанная на верном, точном, правильном восприятии спасительного Откровения, преподанного через Господа Иисуса Христа (и Его апостолов). Это единственная истинная и спасительная вера (Мк.16:16).

Содержание понятия «христианство» имеет более пространные границы, чем содержание понятия «Православие». В светско-научном пространстве к христианским общинам принято причислять те религиозные образования (так называемые церкви), члены которых исповедуют веру во Христа. Все эти общины, за исключением Вселенской Православной Церкви, исповедуют веру, основанную на искаженном восприятии Благой вести. Однако это не препятствует им причислять себя к числу христианских общин. Православие, с их точки зрения, не является единственно истинным направлением христианства — в крайнем случае оно может быть названо одним из множества таких направлений.

Истинной Церковью может быть названа лишь та, которая основана Христом и Его апостолами. Но такое определение не может быть приложено к протестантским деноминациям, которые образовались в гораздо более позднее время, чем время первичного распространения апостольской проповеди. Оно не может быть приложено и к Римо-католической церкви, так как она отступила от Истины, что, в частности, проявляется в утверждении ею ряда догматов, чуждых вероучению раннехристианской общины, и не подпадает подпадает, к примеру, под определение Церкви как столпа и утверждения истины (1Тим.3:15).

Вот почему Православие правильно называть не одной из христианских традиций, а единственно истинной верой, подлинным христианством.

Цитаты о традиции

«Особый класс правил составляют обычаи и церковные, и гражданские. Так приятно влекут они к себе, так покойно в них духу нашему по чувству безопасности, ограждённости и вековой неизменности. Обычаи должны быть священны для нас: от них зависит твердость нашей жизни; отторгшийся от них колеблется как ветром. Но, собственно, в число правил законных и обязательных они вступают не безусловно: именно для сего необходимо, чтобы они были согласны во всем с нравственным законом и духом христианства: чем сильнее их действия, тем опаснее погрешность в сем отношении. Память предков обязывает к молчаливой покорности. Опыт показывает, что нарушение таких обычаев всегда в близкой связи с развращением нравов. Что отсюда исключаются все обычаи века развращенные, это, разумеется, само собою. Но и вообще строго должно помнить различие между обычаем и заповедью, или законом. Потому что развращающийся в сердце и уме всегда почти начинает с презрения к обычаям, а потом, по неведению, хотя не без желания, и все уже начинает почитать обычаем, то есть и веру, и нравственность, и также начинает их презирать. Так надобно знать его границу. Что окрест, на то еще можешь наложить руку, но сердца нравственной жизни – обязанностей – не касайся».
свт. Феофан Затворник

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka