Тра­ди­ция

***

Тради́ция (от лат. traditio «пре­да­ние», обычай) — 1) исто­ри­че­ски сфор­ми­ро­вав­ши­еся, усто­яв­ши­еся, пере­да­ва­е­мые из поко­ле­ния в поко­ле­ние знания, обычаи, воз­зре­ния, нормы пове­де­ния, спо­собы и приемы осу­ществ­ле­ния твор­че­ской, тру­до­вой, обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти и пр., 2) способ сохра­не­ния и пере­дачи опыта, знаний (и пр.) от одних лиц другим.

При слове «тра­ди­ция» совре­мен­ные люди, осо­бенно моло­дые, нередко выра­жают недо­уме­ние и даже скеп­ти­цизм. «Тра­ди­ция», «тра­ди­ци­о­на­лист», «тра­ди­ци­он­ный» свя­заны с чем-то давно про­шед­шим, ненуж­ным, меша­ю­щим. На самом деле тра­ди­ция — это ведь не вос­по­ми­на­ние о про­шлом, а тра­ди­ция — это способ пере­дачи цен­но­стей из поко­ле­ния в поко­ле­ние. Ведь даже самый ради­кально настро­ен­ный в отно­ше­нии тра­ди­ции сту­дент откры­вает учеб­ник, напи­сан­ный не его сверст­ни­ками, а чело­ве­ком, кото­рого, может быть, и в живых нет. Он воз­рас­тает на мыслях, на зна­ниях, на опыте тех, кого уже нет. А как пере­шли эти знания, опыт, мысли, идеи? Они доста­лись нам по тра­ди­ции. Тра­ди­ция — это способ сохра­не­ния и пере­дачи цен­но­стей из поко­ле­ния в поко­ле­ние. Это не значит, что тра­ди­ция при­звана сохра­нять все, что при­над­ле­жало про­шлому. Ведь мы не сохра­няем мусор, мы его выки­ды­ваем. Чело­век, живя и рабо­тая, про­из­во­дит много ненуж­ного для сохра­не­ния на буду­щее. Но под­лин­ная цен­ность пере­да­ется не иначе, как по тра­ди­ции.
пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Кирилл

***

Если Цер­ковь опи­ра­ется на древ­ние тра­ди­ции, то не сле­дует ли из этого, что она отстала от жизни?

В рамках своей жиз­не­де­я­тель­но­сти Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь опи­ра­ется на мно­же­ство разных тра­ди­ций, ухо­дя­щих кор­нями к ран­не­хри­сти­ан­ским вре­ме­нам. В первую оче­редь при­вер­жен­ность нашей Церкви древним тра­ди­циям каса­ется основ под­лин­ного хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. Поэтому можно ска­зать, что, по стро­гому счёту, совре­мен­ные веру­ю­щие испо­ве­дуют ту же веру, кото­рую испо­ве­до­вали уче­ники Гос­подни.

Твер­дое и неуклон­ное сле­до­ва­ние Церкви учению веры, вве­рен­ному ей апо­сто­лами, не раз и не два слу­жило пово­дом для пред­ста­ви­те­лей про­те­стант­ских общин арти­ку­ли­ро­вать её как ока­ме­нев­шую, застыв­шую.

Эта оценка не соот­вет­ствует дей­стви­тель­ному поло­же­нию вещей. Несмотря на стро­гую при­вер­жен­ность Пра­во­слав­ной Церкви древ­неа­по­столь­скому учению веры, Пра­во­слав­ное бого­сло­вие раз­ви­ва­лось на всём про­тя­же­нии её жиз­нен­ного пути. Правда, оно раз­ви­ва­лось не в направ­ле­нии пере­тол­ко­вы­ва­ния дог­ма­тов или изоб­ре­те­ния новых дог­ма­ти­че­ских «истин», как это свой­ственно ино­слав­ным «хри­сти­ан­ским» дено­ми­на­циям, а в направ­ле­нии более пол­ного их обос­но­ва­ния, и рас­кры­тия, а также в направ­ле­нии борьбы с заблуж­де­ни­ями и ере­сями.

В этом смысле о Пра­во­слав­ной Церкви сле­дует гово­рить не как об ока­ме­нев­шей, а как об утвер­жден­ной на камне: на камне веры, на Христе (Ис.28:16).

В своей внут­рен­ней жизни Цер­ковь опи­ра­ется на мно­же­ство част­ных тра­ди­ций. Помимо свя­зан­ных с бого­сло­вием — это: литур­ги­че­ские, ико­но­гра­фи­че­ские, архи­тек­тур­ные (каса­ю­щи­еся про­ек­ти­ро­ва­ния и стро­и­тель­ства храмов), мона­ше­ские, педа­го­ги­че­ские и пр. При этом ни одну из пере­чис­лен­ных нельзя сбли­зить по смыслу с поня­тием ока­ме­не­ло­сти или засты­ло­сти.

И пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние, и пра­во­слав­ная ико­но­гра­фия, и архи­тек­тура, и хри­сти­ан­ская педа­го­гика, и формы мона­ше­ской жизни не явля­ются абсо­лютно незыб­ле­мыми, совер­шенно недо­ступ­ными изме­не­ниям и раз­ви­тию. Чтобы в этом убе­диться, доста­точно срав­нить ранние и позд­ние свя­щен­ные изоб­ра­же­ния, архи­тек­туру древ­них и совре­мен­ных хра­мо­вых зданий, ранние и сего­дняш­ние методы пре­по­да­ва­ния бого­слов­ских дис­ци­плин, древ­ние и совре­мен­ные формы мона­ше­ской жизни.

Что и дей­стви­тельно не меня­ется в рамках цер­ков­ных тра­ди­ций: соот­вет­ствие их Пра­во­сла­вию. В этом, конечно, и можно, и нужно видеть посто­ян­ство.

Насколько кор­ректно име­но­вать Пра­во­сла­вие одной из хри­сти­ан­ских тра­ди­ций?

Пра­во­слав­ная вера — вера, осно­ван­ная на верном, точном, пра­виль­ном вос­при­я­тии спа­си­тель­ного Откро­ве­ния, пре­по­дан­ного через Гос­пода Иисуса Христа (и Его апо­сто­лов). Это един­ствен­ная истин­ная и спа­си­тель­ная вера (Мк.16:16).

Содер­жа­ние поня­тия «хри­сти­ан­ство» имеет более про­стран­ные гра­ницы, чем содер­жа­ние поня­тия «Пра­во­сла­вие». В свет­ско-науч­ном про­стран­стве к хри­сти­ан­ским общи­нам при­нято при­чис­лять те рели­ги­оз­ные обра­зо­ва­ния (так назы­ва­е­мые церкви), члены кото­рых испо­ве­дуют веру во Христа. Все эти общины, за исклю­че­нием Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церкви, испо­ве­дуют веру, осно­ван­ную на иска­жен­ном вос­при­я­тии Благой вести. Однако это не пре­пят­ствует им при­чис­лять себя к числу хри­сти­ан­ских общин. Пра­во­сла­вие, с их точки зрения, не явля­ется един­ственно истин­ным направ­ле­нием хри­сти­ан­ства — в край­нем случае оно может быть названо одним из мно­же­ства таких направ­ле­ний.

Истин­ной Цер­ко­вью может быть названа лишь та, кото­рая осно­вана Хри­стом и Его апо­сто­лами. Но такое опре­де­ле­ние не может быть при­ло­жено к про­те­стант­ским дено­ми­на­циям, кото­рые обра­зо­ва­лись в гораздо более позд­нее время, чем время пер­вич­ного рас­про­стра­не­ния апо­столь­ской про­по­веди. Оно не может быть при­ло­жено и к Римо-като­ли­че­ской церкви, так как она отсту­пила от Истины, что, в част­но­сти, про­яв­ля­ется в утвер­жде­нии ею ряда дог­ма­тов, чуждых веро­уче­нию ран­не­хри­сти­ан­ской общины, и не под­па­дает под­па­дает, к при­меру, под опре­де­ле­ние Церкви как столпа и утвер­жде­ния истины (1Тим.3:15).

Вот почему Пра­во­сла­вие пра­вильно назы­вать не одной из хри­сти­ан­ских тра­ди­циий, а един­ственно истин­ной верой, под­лин­ным хри­сти­ан­ством.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки