Последовательность событий Страстной седмицы

День Собы­тие Ссыл­ка Допол­ни­тель­ные сведения
Вели­кий Поне­дель­ник / Μεγάλη Δευτέρα Воз­вра­ще­ние Хри­ста из Вифа­нии в Иеру­са­лим, про­кля­тие смо­ков­ни­цы и бесе­да с уче­ни­ка­ми о вере. Мф.21:18–22,
Мк.11:12–14
У Мф. смо­ков­ни­ца тот­час засох­ла, у Мк. – во втор­ник (Мк.11:20–26).
Иисус вхо­дит в Иеру­са­лим­ский храм. Мф.21:18–23
Изгна­ние тор­гу­ю­щих из храма. Мк.11:15–17 У Мф. и Лк. изгна­ние про­ис­хо­дит в преды­ду­щий день (Мф.21:12–13 и Лк.19:45–46). Сле­ду­ет учесть, что Хри­стос мог изгнать тор­гу­ю­щих несколь­ко раз, в поль­зу это­го мне­ния гово­рит и то, что у Ин. это собы­тие про­ис­хо­дит вооб­ще на четы­ре года раньше.
Иисус спра­ши­ва­ет пер­во­свя­щен­ни­ков и ста­рей­шин об Иоан­но­вом крещении. Мф.21:24–27,
Лк.20:1–8
Эти собы­тия (до Мф.23:39) рядом тол­ко­ва­те­лей отно­сят­ся к Вели­ко­му втор­ни­ку (См.: свящ. А. Еме­лья­нов. Еван­гель­ский синоп­сис; см. так­же: прот. Н. Попов. Свя­щен­ная исто­рия Ново­го Завета).
Прит­ча о двух сыновьях. Мф.21:28–32
Прит­ча о злых виноградарях. Мф.21:33–44,
Лк.20:9–18
Пер­во­свя­щен­ни­ки, ста­рей­ши­ны, фари­сеи хотят схва­тить Иису­са, но боят­ся народа. Мф.21:45–46,
Мк.11:18,
Лк.19:47–48,
Лк.20:19
У Мф. и Лк. Хри­ста хотят схва­тить вслед­ствие прит­чи о злых вино­гра­да­рях, у Мк. – вслед­ствие изгна­ния из хра­ма. При этом у Лк. Хри­ста хотят схва­тить дважды.
Хри­стос выхо­дит из города. Мк.11:19
Вели­кий Втор­ник / Μεγάλη Τρίτη Прит­ча о брач­ном пире. Мф.22:1–14 Эти собы­тия при­ня­то отно­сить ко втор­ни­ку Страст­ной Сед­ми­цы, хотя в тек­сте нет на то пря­мых указаний.
«Кеса­ре­во кесарю». Мф.22:15–22,
Мк.12:13–17,
Лк.20:20–26
Хри­стос отве­ча­ет сад­ду­ке­ям о воскресении. Мф.22:23–33,
Мк.12:18–27,
Лк.20:27–39
Хри­стос отве­ча­ет фари­се­ям о наи­боль­ших заповедях. Мф.22:34–40,
Мк.12:28–34
Спа­си­тель спра­ши­ва­ет фари­се­ев, чей Сын Христос. Мф.22:41–46,
Мк.12:35–37,
Лк.20:40–44
Хри­стос обли­ча­ет книж­ни­ков и фари­се­ев, Плач об Иерусалиме. Мф.23:1–39,
Мк.12:38–40,
Лк.20:45–47
Жерт­ва (леп­та) бед­ной вдовицы. Мк.12:41–44,
Лк.21:1–4
Речь Спа­си­те­ля перед элли­на­ми и иуде­я­ми. Сло­ва Спа­си­те­ля о Сво­ем прославлении. Ин.12:20–50
Про­ро­че­ства Спа­си­те­ля о раз­ру­ше­нии Иеру­са­ли­ма, послед­них вре­ме­нах, Вто­ром При­ше­ствии; прит­чи Иису­са Хри­ста на горе Еле­он­ской (о деся­ти девах, талан­тах и др.) об Иеру­са­ли­ме и о вто­ром пришествии. Мф.24:1–51,
Мф.25:1–46,
Мк.13:1–37,
Лк.21:5–36
Вели­кая Сре­да / Μεγάλη Τετάρτη Заго­вор пер­во­свя­щен­ни­ков, книж­ни­ков и старейшин. Мф.26:1–5,
Мк.14:1–2,
Лк.22:1–2
Пома­за­ние Спа­си­те­ля в доме Симо­на прокаженного. Мф.26:6–13,
Мк.14:3–9
Пре­да­тель­ство Иуды. Мф.26:14–16,
Мк.14:10–11,
Лк.22:3–6
Вели­кий Чет­верг / Μεγάλη Πέμπτη Уго­тов­ле­ние Тай­ной Вечери. Мф.26:17–19,
Мк.14:12–16,
Лк.22:7–13
Тай­ная Вече­ря. Хри­стос объ­яв­ля­ет о Сво­ем предателе. Мф.26:20–25,
Мк.14:17–21,
Лк.22:14–20,
Ин.13:2,
Ин.13:18–30
Уста­нов­ле­ние Таин­ства Евхаристии. Мф.26:26–29,
Мк.14:22–25,
Лк.22:19–20
Спор о старшинстве. Лк.22:24–30
Умо­ве­ние ног. Ин.13:3–17 Неко­то­рые тол­ко­ва­те­ли опре­де­ля­ют спор о стар­шин­стве и умо­ве­ние ног как собы­тия, про­изо­шед­шие преж­де утвер­жде­ния Таин­ства Евха­ри­стии (см. Еме­лья­нов А. Еван­гель­ский синопсис).
Про­щаль­ная бесе­да Хри­ста с уче­ни­ка­ми в гор­ни­це и по пути на гору Елеонскую. Лк.22:35–38,
Ин.13:1,
Ин.13:31–35,
Ин. 14:1–31;
Ин.15:1–27,
Ин.16:1–33
Пред­ска­за­ние об отре­че­нии Пет­ра и дру­гих учеников. Мф.26:31–35,
Мк.14:26–31,
Лк.22:31–34,
Ин.13:36–38
У Лк. и Ин. Хри­стос воз­ве­ща­ет об отре­че­нии, нахо­дясь в гор­ни­це, у Мф. и Мк. – по пути на гору Еле­он­скую. Неко­то­рые тол­ко­ва­те­ли ука­зы­ва­ют на то, что пред­ска­за­ние Хри­ста об отре­че­нии Пет­ра было про­из­не­се­но два­жды (См. Еме­лья­нов А. Еван­гель­ский синопсис)
Вели­кая Пят­ни­ца / Μεγάλη Παρασκευή Пер­во­свя­щен­ни­че­ская молит­ва Спасителя. Ин.17:1–26
Моле­ние о Чаше. Мф.26:36–46,
Мк.14:32–42,
Лк.22:39–46
В свя­то­оте­че­ской лите­ра­ту­ре собы­тия, про­ис­хо­див­шие в ночь с чет­вер­га на пят­ни­цу, отно­сят как к чет­вер­гу, так и к пят­ни­це. На наш взгляд, собы­тия Вели­кой Пят­ни­цы умест­нее ука­зы­вать с момен­та выхо­да Хри­ста из сион­ской горницы.
Взя­тие Хри­ста под стра­жу и бег­ство Его учеников. Мф.26:47–56,
Мк.14:43–52,
Лк.22:47–53,
Ин.18:1–12
Допрос Хри­ста у Анны. Ин.18:13–14,
Ин.18:19–23
Суд Синед­ри­о­на над Хри­стом у Каиафы. Мф.26:57–68,
Мк.14:53–65,
Лк.22:54,
Лк.22:63–65,
Ин.18:24
Отре­че­ние Петра. Мф.26:69–75,
Мк.14:66–72,
Лк.22:55–62,
Ин.18:15–18,
Ин.18:25–27
Соглас­но Ин., пер­вое отре­че­ние Пет­ра име­ло место у Анны.
При­го­вор Синедриона. Мф.27:1–2,
Мк.15:1,
Лк.22:66–71
Рас­ка­я­ние и само­убий­ство Иуды. Мф.27:3–10
Иисус Хри­стос на суде у Пилата. Мф.27:2,11–30,
Мк.15:1–19,
Лк.23:1–5,
Лк.23:13–25,
Ин.18:28–40,
Ин.19:1–15
Соглас­но Лк., Хри­ста два­жды при­во­ди­ли к Пила­ту, т.к. после пер­во­го допро­са Он был отправ­лен к Иро­ду; при этом толь­ко Мф. сооб­ща­ет о сне жены Пила­та (Мф.27–19).
Иисус Хри­стос на суде у Ирода. Лк.23:6–12
Шествие на Голгофу. Мф.27:31–32,
Мк.15:20–21,
Лк.23:26–32,
Ин.19:16–17
Толь­ко у Лк. Хри­стос при шествии Сво­ем воз­ве­ща­ет об испы­та­ни­ях, с кото­ры­ми пред­сто­ит столк­нуть­ся изра­иль­ско­му народу.
Рас­пя­тие Спасителя. Мф.27:33–50,
Мк.15:22–37,
Лк.23:33–46,
Ин.19:18–37
Лк. отме­ча­ет рас­ка­я­ние и уве­ро­ва­ние бла­го­ра­зум­но­го раз­бой­ни­ка во Хри­ста. Ин. назы­ва­ет двух рас­пя­тых про­сто: «два дру­гих». Так­же Ин. сооб­ща­ет, что пер­во­свя­щен­ни­ки про­сят Пила­та изме­нить над­пись на тит­ле; Хри­стос пору­ча­ет Иоан­ну забо­ту о Сво­ей Мате­ри; Хри­сту прон­за­ют ребра.
Заве­са в Хра­ме раз­дра­лась, гро­бы отверз­лись, мно­гие тела усоп­ших свя­тых воскресли. Мф.27:51–53,
Мк.15:38
Сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние: вос­крес­шие вышли из гро­бов и яви­лись мно­гим толь­ко по вос­кре­се­нии Спа­си­те­ля (Мф.27:53)
Испо­ве­да­ние сотника. Мф.27:54,
Мк.15:39,
Лк.23:47–48
Здесь Лк. пишет о воз­вра­ща­ю­щем­ся народе.
Жен­щи­ны у Креста Мф.27:55–56,
Мк.15:40–41,
Лк.23:49
Погре­бе­ние Иису­са Христа. Мф.27:57–61,
Мк.15:42–47,
Лк.23:50–56,
Ин.19:38–42
Толь­ко у Ин. сооб­ща­ет­ся так­же о Никодиме.
Вели­кая Суб­бо­та / Μεγάλη Σάββατον Испол­не­ние суб­бот­не­го дня по заповеди. Лк.23:56 Сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние: жен­щи­ны в суб­бо­ту оста­ва­лись в покое по запо­ве­ди, а пер­во­свя­щен­ни­ки и фари­сеи, обви­няв­шие Хри­ста в нару­ше­нии суб­бо­ты, – сами нару­ши­ли заповедь.
Стра­жа у гроба. Мф.27:62–66

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки