Таблица: Праздники. Духовное содержание

1. День Рождества Богородицы

Дата Духов­ное содер­жа­ние празд­ну­е­мо­го события Иска­жен­ные пред­став­ле­ния о содер­жа­нии Праздника
8 (21) сентября – Гос­подь, воз­же­лав родить­ся, как Чело­век, ради наше­го Спа­се­ния, преж­де чем вопло­тить­ся, «уго­то­вал» Свою буду­щую Мать.
Для Сво­е­го вопло­ще­ния, во испол­не­ние Боже­ствен­но­го пла­на спа­се­ния чело­ве­че­ства, Сын Божий избрал Чистую и Пре­не­по­роч­ную Деву. Пре­свя­тая Дева послу­жи­ла вели­кой тайне спа­се­ния людей через Бого­во­пло­ще­ние, ибо Она ста­ла Мате­рью Твор­ца всех – Хри­ста Бога.
Бого­ро­ди­ца была очи­ще­на от сквер­ны пер­во­род­но­го гре­ха преж­де Сво­е­го Рождества.

 

2. Воздвижение Креста Господня

Дата Духов­ное содер­жа­ние празд­ну­е­мо­го события Иска­жен­ные пред­став­ле­ния о содер­жа­нии Праздника
14 (27) сентября В этот день Цер­ковь совершает:
– тор­же­ствен­ное вос­по­ми­на­ние чудес­но­го обре­те­ния Кре­ста Господня;
– чество­ва­ние Кре­ста Хри­сто­ва как ору­дия побе­ды над смер­тью, адом, сата­ной, злом.
Обра­ще­ние в молит­вах к Кре­сту, как к лич­но­сти, явля­ет­ся клас­си­че­ской мета­фо­рой, образ­ным выра­же­ни­ем и отно­сит­ся к жан­ру визан­тий­ской поэ­зии, для кото­рой харак­те­рен при­ем мето­ни­мии. Мето­ни­мия состо­ит в замене одно­го назва­ния дру­гим. Сущ­ность ее заклю­ча­ет­ся в замене того, о чем гово­рит­ся, при­чи­ной это­го последнего.

 

3. Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Дата Духов­ное содер­жа­ние празд­ну­е­мо­го события Иска­жен­ные пред­став­ле­ния о содер­жа­нии Праздника
21 нояб­ря (4 декабря) – Вве­де­ние Девы Марии во Храм было свя­за­но с Её посвя­ще­ни­ем Богу;
– бого­угод­ная жизнь Девы Марии при Хра­ме ска­за­лась на Её духов­но-нрав­ствен­ном совер­шен­стве, на готов­но­сти к буду­щей мис­сии быть Мате­рью Бога по чело­ве­че­ско­му естеству.
Пре­да­ние о том, что Мария, по вве­де­нии во Храм, была вве­де­на пер­во­свя­щен­ни­ком во свя­тое свя­тых, не засви­де­тель­ство­ва­но в свя­то­оте­че­ской лите­ра­ту­ре и явля­ет­ся не более чем кра­си­вым вымыслом

 

4. Рождество Христово

Дата Духов­ное содер­жа­ние празд­ну­е­мо­го события Иска­жен­ные пред­став­ле­ния о содер­жа­нии Праздника
25 декаб­ря (7 января) – Сын Божий ради наше­го Спа­се­ния, не пере­ста­вая быть Богом, стал Чело­ве­ком (родил­ся как Чело­век); Бог явил­ся людям во плоти. – родив­ший­ся Мла­де­нец был обык­но­вен­ным чело­ве­ком, с Кото­рым, посред­ством духов­но-бла­го­дат­ной свя­зи, соеди­нил­ся Сын Божий (в этом состо­ит заблуж­де­ние несториан).
– родив­ший­ся Мла­де­нец не был в стро­гом зна­че­нии сло­ва ни Богом, ни Чело­ве­ком, так как Боже­ствен­ная при­ро­да Сына Божье­го, соеди­нив­шись с чело­ве­че­ским есте­ством, пре­ло­жи­лась в некое новое есте­ство (в этом состо­ит заблуж­де­ние монофизитов);
– факт рож­де­ния Бого­ро­ди­цей Сына про­ти­во­ре­чит уче­нию о Её прис­но­дев­стве (в этом состо­ит заблуж­де­ние пред­ста­ви­те­лей неко­то­рых про­те­стант­ских общин).

 

5. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Дата Духов­ное содер­жа­ние празд­ну­е­мо­го события Иска­жен­ные пред­став­ле­ния о содер­жа­нии Праздника
6 (19) января – В этот день Бог явил Себя миру в тро­ич­но­сти Лиц;
– кре­стясь в Иор­дане, Христос:
  • уста­но­вил Таин­ство Крещения;
  • пре­по­дал при­мер для буду­ще­го совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния в Церкви;
  • «освя­тил есте­ство вод»; бла­го­сло­вил воду как сред­ство омы­тия от пер­во­род­но­го гре­ха в Таин­стве Кре­ще­ния и освя­ще­ния людей. С это­го момен­та освя­щён­ная свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми вода ста­ла спо­соб­ной слу­жить сред­ством для освя­ще­ния людей.
– Хри­стос вос­при­нял на Себя гре­хи людей, кре­стив­ших­ся в Иор­дане Иоан­но­вым крещением.
– Хри­стос кре­стил­ся пото­му, что будучи Чело­ве­ком, нуж­дал­ся в Кре­ще­нии ради очи­ще­ния от сквер­ны пер­во­род­но­го греха

 

6. Сретение Господне

Дата Духов­ное содер­жа­ние празд­ну­е­мо­го события Иска­жен­ные пред­став­ле­ния о содер­жа­нии Праздника
2 (15) февраля – во Встре­че (Сре­те­нии) Богом­ла­ден­ца с пра­вед­ным Симео­ном Бого­при­им­цем сим­во­лич­но усмат­ри­ва­ет­ся встре­ча двух эпох – вет­хо­за­вет­ной и новозаветной;
– во вре­мя встре­чи пра­вед­ный Симе­он под­твер­дил, что Богом­ла­де­нец есть Истин­ный Христос;
– празд­но­ва­ни­ем Сре­те­ния Гос­под­ня испо­ве­ду­ет­ся, что как Хри­стос во испол­не­ние зако­на был «посвя­щен» Богу, как пер­ве­нец (по чело­ве­че­ско­му есте­ству), так и все мы, искуп­лен­ные через Его Стра­да­ния и смерть, долж­ны посвя­щать себя Богу, пом­ня, что «мы уже не свои» (1Кор.6:19–20);
– во вре­мя встре­чи с Мес­си­ей пра­вед­ный Симе­он под­твер­дил, что Он есть Истин­ный Христос.

 

7. Благовещение Пресвятой Богородицы

Дата Духов­ное содер­жа­ние празд­ну­е­мо­го события Иска­жен­ные пред­став­ле­ния о содер­жа­нии Праздника
25 мар­та (7 апреля) – явив, в ответ на сло­ва Анге­ла, согла­сие стать Мате­рью Сына Божье­го по чело­ве­че­ско­му есте­ству, Бого­ро­ди­ца про­де­мон­стри­ро­ва­ла послу­ша­ние Богу и послу­жи­ла Боже­ствен­но­му Домо­стро­и­тель­ству Спасения;
– в этот день, с согла­сия Девы Марии, Сын Божий вос­при­ял в Свою Ипо­стась чело­ве­че­ское есте­ство (про­изо­шло сверхъ­есте­ствен­ное зача­тие Гос­по­да Иису­са Хри­ста по чело­ве­че­ско­му естеству);
– в этот день Бого­ро­ди­ца, по сло­ву отцов, сде­ла­лась «Небом», «Раем», «Ков­че­гом», «Лестви­цей Небесной».

 

8. Преображение Господне

Дата Духов­ное содер­жа­ние празд­ну­е­мо­го события Иска­жен­ные пред­став­ле­ния о содер­жа­нии Праздника
6 (19) августа В этот день Гос­подь Иисус Христос:
– явил Свою Боже­ствен­ную Сла­ву, свя­тость по чело­ве­че­ско­му есте­ству, пока­зав вме­сте с тем, что Он – Все­со­вер­шен­ный Бог и Совер­шен­ный Человек;
– ука­зал, как вос­си­я­ют пра­вед­ни­ки (в меру их свя­то­сти) в Цар­стве Славы;
– явил власть над Небом и пре­ис­под­ней (при­звав на гору Фавор про­ро­ка Илию и зако­но­по­лож­ни­ка Моисея);
– про­де­мон­стри­ро­вал пре­вос­ход­ство Еван­ге­лия над вет­хо­за­вет­ным зако­ном (Мои­сей и Илия, рев­ни­те­ли вет­хо­за­вет­но­го зако­на, сто­я­ли перед Спа­си­те­лем как рабы перед Владыкой).
– Сия­ние Сына Божия (в момент Пре­об­ра­же­ния) сле­ду­ет свя­зы­вать с при­род­ным явле­ни­ем (блес­ком мол­нии или осо­бой ярко­стью сол­неч­но­го све­та) (в этом состо­я­ло заблуж­де­ние после­до­ва­те­лей ере­ти­ков Вар­ла­а­ма и Акиндина).

 

9. Успение Пресвятой Богородицы

Дата Духов­ное содер­жа­ние празд­ну­е­мо­го события Иска­жен­ные пред­став­ле­ния о содер­жа­нии Праздника
15 (28) августа – вос­став после Успе­ния, Бого­ро­ди­ца пер­вая из людей (не счи­тая Её Вос­крес­ше­го Сына) яви­ла Вос­кре­се­ние из мерт­вых в нетлен­ную жизнь;
– спо­до­бив­шись сла­вы Воз­не­се­ния после Успе­ния, Бого­ро­ди­ца удо­сто­и­лась стать Небес­ной Владычицей.
– посколь­ку факт Успе­ния и после­ду­ю­ще­го воз­не­се­ния на Небо Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы не засви­де­тель­ство­ван в Свя­щен­ном Писа­нии, постоль­ку свя­зан­ное с ним пре­да­ние сле­ду­ет отно­сить к част­ным ска­за­ни­ям и легендам

 

10. Вход Господень в Иерусалим

Дата Духов­ное содер­жа­ние празд­ну­е­мо­го события Иска­жен­ные пред­став­ле­ния о содер­жа­нии Праздника
вос­кре­се­нье перед Страст­ной седмицей – в этот день Гос­подь был тор­же­ствен­но встре­чен иудей­ским наро­дом как Мессия;
– Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим соот­вет­ству­ет вре­ме­ни избра­ния вет­хо­за­вет­ных пас­халь­ных агн­цев; в дан­ном отно­ше­нии тор­же­ствен­ное шествие Хри­ста в Иеру­са­лим соот­вет­ство­ва­ло шествию Его на воль­ные Стра­да­ния, как Ново­за­вет­но­го Агнца.
Иска­жен­ные пред­став­ле­ния име­лись у самих евре­ев, встре­чав­ших Спа­си­те­ля как зем­но­го Царя, дару­ю­ще­го им побе­ду над врагами.

 

11. Вознесение Господне

Дата Духов­ное содер­жа­ние празд­ну­е­мо­го события Иска­жен­ные пред­став­ле­ния о содер­жа­нии Праздника
40‑й день по Пасхе – в этот день Гос­подь воз­нес­ся пло­тью на Небо и вос­сел одес­ную Отца;
– собы­тие Празд­ни­ка слу­жит радост­ным под­твер­жде­ни­ем совер­шив­ше­го­ся Искуп­ле­ния чело­ве­ка; при­ми­ре­ния чело­ве­ка и Бога;
– воз­нес­шись на Небо, Гос­подь пока­зал все­му миру, что ожи­да­ет Его вер­ных после­до­ва­те­лей: Цар­ство Небес­ное, Цар­ство Славы.
Воз­нес­шись пло­тью на Небо, Гос­подь оста­вил Цер­ковь, как Человек

 

12. День Пятидесятницы

Дата Духов­ное содер­жа­ние празд­ну­е­мо­го события Иска­жен­ные пред­став­ле­ния о содер­жа­нии Праздника
50‑й день по Пасхе – Соше­ствие Свя­то­го Духа на апо­сто­лов в День Пяти­де­сят­ни­цы яви­ло совер­ше­ние Ново­го Заве­та Бога и человека;
– со дня Пяти­де­сят­ни­цы Свя­той Дух непре­стан­но пре­бы­ва­ет в Церк­ви Хри­сто­вой (осо­бым при­сут­стви­ем), как Уте­ши­тель, Дух Исти­ны; этот День при­ня­то назы­вать Днем Рож­де­ния Церкви.
Посколь­ку Соше­ствие Свя­то­го Духа в день Пяти­де­сят­ни­цы про­изо­шло до отде­ле­ния Рим­ской Церк­ви от Все­лен­ской Пра­во­слав­ной и до нача­ла Рефор­ма­ции, постоль­ку в насто­я­щее вре­мя Он рав­но участ­ву­ет в дея­тель­но­сти всех хри­сти­ан­ских дено­ми­на­ций (как сво­е­го рода “вет­вей”, про­изо­шед­ших от еди­но­го корня).
Print Friendly, PDF & Email

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки