Распечатать

Библейский календарь

Еврейский месяц начинается в середине месяца нашего календаря. Посев производится в ноябре и декабре, а урожай собирают в марте и апреле.


Счет меся­цев Месяц Совре­мен­ный кален­дарь Упоми­на­ния в Библии Празд­ни­ки Израи­ля
в свя­щен­ном году в граж­дан­ском году
I 7 1 Нисан (Авив) март – апрель Исх. 13:4; 23:15; 34:18; Вт. 16:1 Пасха (Лев. 23:5), опрес­но­ки (Лев. 23:6), пер­вые пло­ды (Лев. 23:10).
II 8 2 Ияр (Зиф) апрель – май 3 Цар. 6:1,37 Вторая пас­ха (Чис. 9:10-11).
III 9 3 Сиван май – июнь Есф. 8:9 Пятиде­сят­ни­ца (празд­ник уро­жая; Лев. 23:16).
IV 10 4 Таммуз июнь – июль    
V 11 5 Ав июль – август    
VI 12 6 Елул август – сен­тябрь Неем. 6:15  
VII 1 7 Тишри (Афаним) сен­тябрь – октябрь 3 Цар. 8:2 Празд­ник труб (Лев. 23:24; Чис. 29:1), день очи­ще­ния (Лев. 23:27), празд­ник кущей (Лев. 23:34).
VIII 2 8 Мархе­шван (Бул) октябрь – ноябрь 3 Цар. 6:38  
IX 3 9 Кислев ноябрь – декабрь Неем. 1:1 Празд­ник обнов­ле­ния (Ин. 10:22).
X 4 10 Тебеф декабрь – январь Есф. 2:16  
XI 5 11 Шеват январь – фев­раль Зах. 1:7

Пурим (Есф. 9:24-32).

XII 6 12 Адар февраль – март Есф. 3:7  

В Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса (Исх. 13:4, 12:2). Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя (Лев. 23:10-14). Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху (Исх. гл. 12). Другие месяцы названий не имели, о них говорили: второй месяц, десятый месяц ит.д. Лишь в рассказе о постройке храма Соломона при участии финикийцев три месяца названы особо: зиф (месяц цветения) – 3Цар. 6:1, афаним (месяц бурных ветров) – 3Цар. 8:2, и бул (месяц произрастания) – 3Цар. 6:38; это финикийские названия. После плена вавилонского появились ассирийско-вавилонские названия месяцев: нисан (Неем. 2:1), ияр, сиван (Есф. 8:9), фаммуз или таммуз, ав, элул (Неем. 6:15), тишри, мархешван, кислев или хаслев (Неем. 1:1; Зах. 7:1), тебеф (Есф. 2:16), шеват (Зах. 1:7) и адар (Есф. 3:7). Те из них, которые не встречаются в Библии, известны по сочинениям Иосифа Флавия (I век по Р.Х.) и другим древним источникам.

Гражданский год начинался и кончался осенью (ср.Исх. 23:16, 34:22), после уборки урожая (в месяце тишри). В Библии встречается счет месяцев и по священному и по гражданскому году.

Начало месяца определялось по появлению видимого серпа новой луны; этот день, новомесячие, был праздничным (Чис. 10:10, 28:11). От одного новолуния до другого проходит 29,5 суток, поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно. 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составит целый месяц, поэтому примерно раз в три года добавлялся 13-й месяц и получался год продолжительностю в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем.

В прилагаемой таблице указаны названия месяцев в священном и гражданском году (т.е. первый месяц, второй и т.д.), а также древние (ханаанские и финикийские) и послепленные (ассиро-вавилонские названия в том виде, в каком они приведены в русской Библии. Обозначено количество дней в месяце, перечислены библейские праздники и посты и показано приблизительное соответствие библейских месяцев современным.

Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели, если не считать существовавшего в эллинистическую эпоху греческого названия дня перед субботой – параскеви, что значит «приготовление» (к дню покоя – субботе). Неделя завершалась субботой, поэтому «день первый» (после субботы, см. Мф. 28:1) соответствует нашему воскресенью, «день второй» – понедельнику и т.д.

День (в смысле суток) начинался с захода солнца, т.е. с позднего вечера. В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи (Суд. 7:19), а день – на утро, полдень и вечер (см. Пс. 54:18). Позднее, со времен римского владычества, ночь делилась на четыре стражи (Лк. 12:38; Мф. 14:25) и вошло в употребление понятие «час» – двенадцатая часть дня или ночи (Мф. 20:1-8; Деян. 23:23).


ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Рейтинг@Mail.ru