Библейский календарь

Еврей­ский месяц начи­на­ет­ся в сере­дине меся­ца наше­го кален­да­ря. Посев про­из­во­дит­ся в нояб­ре и декаб­ре, а уро­жай соби­ра­ют в мар­те и апреле.

Счет меся­цев Месяц Совре­мен­ный календарь Упоми­на­ния в Библии Празд­ни­ки Израиля
в свя­щен­ном году в граж­дан­ском году
I 7 1 Нисан (Авив) март – апрель Исх. 13:4; 23:15; 34:18; Вт. 16:1 Пас­ха (Лев. 23:5), опрес­но­ки (Лев. 23:6), пер­вые пло­ды (Лев. 23:10).
II 8 2 Ияр (Зиф) апрель – май 3Цар. 6:1,37 Вто­рая пас­ха (Чис. 9:10–11).
III 9 3 Сиван май – июнь Есф. 8:9 Пятиде­сят­ни­ца (празд­ник уро­жая; Лев. 23:16).
IV 10 4 Там­муз июнь – июль
V 11 5 Ав июль – август
VI 12 6 Елул август – сентябрь Неем. 6:15
VII 1 7 Тиш­ри (Афа­ним) сен­тябрь – октябрь 3Цар. 8:2 Празд­ник труб (Лев. 23:24; Чис. 29:1),
день очи­ще­ния (Лев. 23:27),
празд­ник кущей (Лев. 23:34).
VIII 2 8 Мархе­шван (Бул) октябрь – ноябрь 3Цар. 6:38
IX 3 9 Кис­лев ноябрь – декабрь Неем. 1:1 Празд­ник обнов­ле­ния (Ин. 10:22).
X 4 10 Тебеф декабрь – январь Есф. 2:16
XI 5 11 Шеват январь – февраль Зах. 1:7 Пурим (Есф. 9:24–32).
XII 6 12 Адар фев­раль – март Есф. 3:7

В Биб­лии свя­щен­ный год со вре­ме­ни исхо­да из Егип­та начи­на­ет­ся с вес­ны, с меся­ца авив, что зна­чит месяц зре­ло­го коло­са (Исх. 13:4, 12:2). Это был месяц весен­не­го рав­но­ден­ствия и вре­мя созре­ва­ния ячме­ня (Лев. 23:10–14). Поз­же он стал назы­вать­ся ниса­ном. В 14‑й день это­го меся­ца, кото­рый при­хо­дит­ся в пол­но­лу­ние, празд­но­ва­ли Пас­ху (Исх. гл. 12). Дру­гие меся­цы назва­ний не име­ли, о них гово­ри­ли: вто­рой месяц, деся­тый месяц и т.д. Лишь в рас­ска­зе о построй­ке хра­ма Соло­мо­на при уча­стии фини­кий­цев три меся­ца назва­ны осо­бо: зиф (месяц цве­те­ния) – 3Цар. 6:1, афа­ним (месяц бур­ных вет­ров) – 3Цар. 8:2, и бул (месяц про­из­рас­та­ния) – 3Цар. 6:38; это фини­кий­ские назва­ния. После пле­на вави­лон­ско­го появи­лись асси­рий­ско-вави­лон­ские назва­ния меся­цев: нисан (Неем. 2:1), ияр, сиван (Есф. 8:9), фам­муз или там­муз, ав, элул (Неем. 6:15), тиш­ри, мар­хе­шван, кис­лев или хас­лев (Неем. 1:1; Зах. 7:1), тебеф (Есф. 2:16), шеват (Зах. 1:7) и адар (Есф. 3:7). Те из них, кото­рые не встре­ча­ют­ся в Биб­лии, извест­ны по сочи­не­ни­ям Иоси­фа Фла­вия (I век по Р.Х.) и дру­гим древним источникам.

Граж­дан­ский год начи­нал­ся и кон­чал­ся осе­нью (ср.Исх. 23:16, 34:22), после убор­ки уро­жая (в меся­це тиш­ри). В Биб­лии встре­ча­ет­ся счет меся­цев и по свя­щен­но­му и по граж­дан­ско­му году.

Нача­ло меся­ца опре­де­ля­лось по появ­ле­нию види­мо­го сер­па новой луны; этот день, ново­ме­ся­чие, был празд­нич­ным (Чис. 10:10, 28:11). От одно­го ново­лу­ния до дру­го­го про­хо­дит 29,5 суток, поэто­му меся­цы име­ли про­дол­жи­тель­ность в 29 и 30 дней попе­ре­мен­но. 12 лун­ных меся­цев состав­ля­ют год в 354 дня, что на 11 дней мень­ше сол­неч­но­го года. За три года раз­ни­ца меж­ду лун­ным и сол­неч­ным годом соста­вит целый месяц, поэто­му при­мер­но раз в три года добав­лял­ся 13‑й месяц и полу­чал­ся год про­дол­жи­тель­но­стю в 384 дня. Это дела­лось для того, что­бы авив оста­вал­ся весен­ним месяцем.

В при­ла­га­е­мой таб­ли­це ука­за­ны назва­ния меся­цев в свя­щен­ном и граж­дан­ском году (т.е. пер­вый месяц, вто­рой и т.д.), а так­же древ­ние (хана­ан­ские и фини­кий­ские) и послеп­лен­ные (асси­ро-вави­лон­ские назва­ния в том виде, в каком они при­ве­де­ны в рус­ской Биб­лии. Обо­зна­че­но коли­че­ство дней в меся­це, пере­чис­ле­ны биб­лей­ские празд­ни­ки и посты и пока­за­но при­бли­зи­тель­ное соот­вет­ствие биб­лей­ских меся­цев современным.

Дни неде­ли, кро­ме суб­бо­ты (шабат), осо­бых наиме­но­ва­ний не име­ли, если не счи­тать суще­ство­вав­ше­го в элли­ни­сти­че­скую эпо­ху гре­че­ско­го назва­ния дня перед суб­бо­той – парас­ке­ви, что зна­чит «при­го­тов­ле­ние» (к дню покоя – суб­бо­те). Неде­ля завер­ша­лась суб­бо­той, поэто­му «день пер­вый» (после суб­бо­ты, см. Мф. 28:1) соот­вет­ству­ет наше­му вос­кре­се­нью, «день вто­рой» – поне­дель­ни­ку и т.д.

День (в смыс­ле суток) начи­нал­ся с захо­да солн­ца, т.е. с позд­не­го вече­ра. В древ­но­сти как ночь, так и день дели­лись на три части: ночь на первую, вто­рую и тре­тью стра­жи (Суд. 7:19), а день – на утро, пол­день и вечер (см. Пс. 54:18). Позд­нее, со вре­мен рим­ско­го вла­ды­че­ства, ночь дели­лась на четы­ре стра­жи (Лк. 12:38; Мф. 14:25) и вошло в упо­треб­ле­ние поня­тие «час» – две­на­дца­тая часть дня или ночи (Мф. 20:1–8; Деян. 23:23).

 

См. так­же: ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки