Ветхозаветные прообразы и пророчества о Богородице

(11 голосов3.9 из 5)
Опи­са­ние Вет­хий Завет Ссыл­ка Новый Завет* Ссыл­ка*
Дев­ствен­ная зем­ля, увлаж­нен­ная паром, из нее берет­ся тот прах, из кото­ро­го Гос­подь тво­рит Ада­ма, – явля­ет­ся про­об­ра­зом Бого­ро­ди­цы. Под паром свя­ты­ми отца­ми пони­мал­ся Свя­той Дух. Вто­рое тол­ко­ва­ние свя­за­но с Евой. Вот про­ис­хож­де­ние неба и зем­ли, при сотво­ре­нии их, в то вре­мя, когда Гос­подь Бог создал зем­лю и небо, и вся­кий поле­вой кустар­ник, кото­ро­го еще не было на зем­ле, и вся­кую поле­вую тра­ву, кото­рая еще не рос­ла, ибо Гос­подь Бог не посы­лал дождя на зем­лю, и не было чело­ве­ка для воз­де­лы­ва­ния зем­ли, но пар под­ни­мал­ся с зем­ли и оро­шал все лице зем­ли. И создал Гос­подь Бог чело­ве­ка из пра­ха зем­но­го, и вду­нул в лице его дыха­ние жиз­ни, и стал чело­век душою живою. Быт. 2:4–7 Дух Свя­тый най­дет на Тебя, и сила Все­выш­не­го осе­нит Тебя. Лк. 1:35
Про­ро­че­ство, кото­рым воз­ве­ще­но пора­же­ние дья­во­ла и то, что пора­зит его «семя жены». Под Женою пони­ма­ет­ся Мария, Матерь Господа. И ска­зал Гос­подь Бог змею: за то, что ты сде­лал это, про­клят ты пред все­ми ско­та­ми и пред все­ми зве­ря­ми поле­вы­ми; ты будешь ходить на чре­ве тво­ем, и будешь есть прах во все дни жиз­ни тво­ей; и враж­ду поло­жу меж­ду тобою и меж­ду женою, и меж­ду семе­нем тво­им и меж­ду семе­нем ее; оно будет пора­жать тебя в голо­ву, а ты будешь жалить его в пяту. Быт. 3:14–15 Ангел, вой­дя к Ней, ска­зал: радуй­ся, Бла­го­дат­ная! Гос­подь с Тобою; бла­го­сло­вен­на Ты меж­ду жёна­ми. Она же, уви­дев его, сму­ти­лась от слов его и раз­мыш­ля­ла, что бы это было за при­вет­ствие. И ска­зал Ей Ангел: не бой­ся, Мария, ибо Ты обре­ла бла­го­дать у Бога; и вот, зач­нёшь во чре­ве, и родишь Сына, и наре­чёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наре­чёт­ся Сыном Все­выш­не­го, и даст Ему Гос­подь Бог пре­стол Дави­да, отца Его; и будет цар­ство­вать над домом Иако­ва во веки, и Цар­ству Его не будет конца. Лк. 1:28–33
По сло­ву ряда свя­тых (Епи­фа­ний Кипр­ский, Ири­ней Лион­ский, Иоанн Дамас­кин, Гри­го­рий Нис­ский) Бого­ро­ди­цу про­об­ра­зо­ва­ла Ева. Раз­ные чер­ты жиз­ни Евы и Марии предъ­и­зоб­ра­жа­ли Пре­свя­тую Деву по противоположности. Умно­жая умно­жу скорбь твою в бере­мен­но­сти тво­ей; в болез­ни будешь рож­дать детей. Быт. 3:16 Радуй­ся, Бла­го­дат­ная, Гос­подь с Тобою. Лк. 1:28
Бого­ро­ди­цу предъ­и­зоб­ра­жа­ла голу­би­ца, не вер­нув­ша­я­ся к Ною. Рож­де­ни­ем Спа­си­те­ля Она воз­ве­сти­ла окон­ча­ние гне­ва Божия и совер­шен­ный мир на земле. Он помед­лил еще семь дней дру­гих и [опять] выпу­стил голу­бя; и он уже не воз­вра­тил­ся к нему. Быт. 8:12  
Как Иса­ак про­об­ра­зо­вал Иису­са Хри­ста, так и рож­де­ние его от Сар­ры слу­жи­ло обра­зом рож­де­ния от Марии обе­то­ван­на­го Meccии. Сар­ра зача­ла и роди­ла Авра­аму сына в ста­ро­сти его во вре­мя, о кото­ром гово­рил ему Бог; и нарек Авра­ам имя сыну сво­е­му, родив­ше­му­ся у него, кото­ро­го роди­ла ему Сар­ра, Исаак. Быт. 21:2–3 Се, Ангел Гос­по­день явил­ся ему во сне и ска­зал: Иосиф, сын Дави­дов! не бой­ся при­нять Марию, жену твою, ибо родив­ше­е­ся в Ней есть от Духа Свя­та­го; родит же Сына, и наре­чешь Ему имя Иисус, ибо Он спа­сет людей Сво­их от гре­хов их. Мф. 1:20–21
Лест­ни­ца Иако­ва – про­об­раз Божи­ей Мате­ри. Через Нее Бог сошел на землю. И уви­дел во сне: вот, лест­ни­ца сто­ит на зем­ле, а верх ее каса­ет­ся неба; и вот, Анге­лы Божии вос­хо­дят и нис­хо­дят по ней. И вот, Гос­подь сто­ит на ней и гово­рит: Я Гос­подь, Бог Авра­ама, отца тво­е­го, и Бог Иса­а­ка; [не бой­ся]. Зем­лю, на кото­рой ты лежишь, Я дам тебе и потом­ству тво­е­му; и будет потом­ство твое, как песок зем­ной; и рас­про­стра­нишь­ся к морю и к восто­ку, и к севе­ру и к полу­дню; и бла­го­сло­вят­ся в тебе и в семе­ни тво­ем все пле­ме­на зем­ные; вот Я с тобою, и сохра­ню тебя вез­де, куда ты ни пой­дешь; и воз­вра­щу тебя в сию зем­лю, ибо Я не остав­лю тебя, доко­ле не испол­ню того, что Я ска­зал тебе. Иаков про­бу­дил­ся от сна сво­е­го и ска­зал: истин­но Гос­подь при­сут­ству­ет на месте сем; а я не знал! И убо­ял­ся и ска­зал: как страш­но сие место! это не иное что, как дом Божий, это вра­та небесные. Быт. 28:12–17 И гово­рит ему: истин­но, истин­но гово­рю вам: отныне буде­те видеть небо отвер­стым и Анге­лов Божи­их вос­хо­дя­щих и нис­хо­дя­щих к Сыну Человеческому. Ин. 1:51
Неопа­ли­мая купи­на. Куст горит, но не сго­ра­ет, Дева рож­да­ет и оста­ет­ся Девой. Огонь – Сын Божий. Иное тол­ко­ва­ние: Огонь – это Боже­ствен­ная при­ро­да Хри­ста, куст – Его чело­ве­че­ская природа. Мои­сей пас овец у Иофо­ра, тестя сво­е­го, свя­щен­ни­ка Мади­ам­ско­го. Одна­жды про­вел он ста­до дале­ко в пусты­ню и при­шел к горе Божи­ей, Хори­ву. И явил­ся ему Ангел Гос­по­день в пла­ме­ни огня из сре­ды тер­но­во­го куста. И уви­дел он, что тер­но­вый куст горит огнем, но куст не сго­ра­ет. Мои­сей ска­зал: пой­ду и посмот­рю на сие вели­кое явле­ние, отче­го куст не сгорает. Исх. 3:1–3 Мария же ска­за­ла Анге­лу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Ангел ска­зал Ей в ответ: Дух Свя­тый най­дет на Тебя, и сила Все­выш­не­го осе­нит Тебя; посе­му и рож­да­е­мое Свя­тое наре­чет­ся Сыном Божиим.
Лк. 1:34–35
Ков­чег Заве­та –про­об­раз Божи­ей Мате­ри: в Ней вопло­ти­лось Боже­ствен­ное Сло­во, Мария явля­лась Его Носительницей. И пусть сде­ла­ют ков­чег из дере­ва сит­тим: два лок­тя с поло­ви­ною дли­на его и пол­то­ра лок­тя шири­на, и пол­то­ра лок­тя высо­та его. И обло­жишь его чистым золо­том; изнут­ри и сна­ру­жи покрой его; и сде­ла­ешь на вер­ху его золо­той венец кругом. Исх. 25:10–11 Когда Ели­са­ве­та услы­ша­ла при­вет­ствие Марии, взыг­рал мла­де­нец во чре­ве ее; и Ели­са­ве­та испол­ни­лась Свя­та­го Духа,
и вос­клик­ну­ла гром­ким голо­сом, и ска­за­ла: бла­го­сло­вен­на Ты меж­ду жена­ми, и бла­го­сло­вен плод чре­ва Твоего!
И отку­да это мне, что при­шла Матерь Гос­по­да мое­го ко мне?
Лк. 1:41–43
Очи­сти­ли­ще ков­че­га – про­об­раз Божи­ей Мате­ри, кото­рую Цер­ковь име­ну­ет «теп­лое очи­сти­ли­ще», «очи­сти­ли­ще миру», «все­го мира очищение». Сде­лай так­же крыш­ку из чисто­го золо­та: дли­на ее два лок­тя с поло­ви­ною, а шири­на ее пол­то­ра локтя. Исх. 25:17  
Осе­няв­шие ков­чег Херу­ви­мы про­об­ра­зо­ва­ли «Чест­ней­шую Херу­вим и слав­ней­шую без срав­не­ния Серафим». Там Я буду откры­вать­ся тебе и гово­рить с тобою над крыш­кою, посре­ди двух херу­ви­мов, кото­рые над ков­че­гом откро­ве­ния, о всем, что ни буду запо­ве­до­вать чрез тебя сынам Израилевым. Исх. 25:22  
Скри­жа­ли заве­та, кото­рые были поме­ще­ны в ков­чег, яви­лись про­об­ра­зом Мате­ри Божи­ей, так как Она на Сво­ем серд­це, как на скри­жа­лях, начер­та­ла запо­ве­ди, кото­рые Гос­подь дает чело­ве­ку во спасение. И когда [Бог] пере­стал гово­рить с Мои­се­ем на горе Синае, дал ему две скри­жа­ли откро­ве­ния, скри­жа­ли камен­ные, на кото­рых напи­са­но было пер­стом Божиим. Исх. 31:18  
Нахо­див­ша­я­ся в ков­че­ге Золо­тая Стам­на (сосуд), напол­нен­ная ман­ной, как про­об­раз Бого­ро­ди­цы, а ман­на – Хри­стос, нетлен­ная пища для все­го человечества. И ска­зал Мои­сей Ааро­ну: возь­ми один сосуд [золо­той], и поло­жи в него пол­ный гомор ман­ны, и поставь его пред Гос­по­дом, для хра­не­ния в роды ваши. Исх. 16:33  
Как камень горы Хорив чудес­ным обра­зом исто­чал воду в изобиль­ном коли­че­стве, так и Бого­ро­ди­ца, по уче­нию Церк­ви, есть «камень напо­ив­ший жаж­ду­щия жиз­ни». Под этим Кам­нем так­же разу­ме­ют Христа. Вот, Я ста­ну пред тобою там на ска­ле в Хори­ве, и ты уда­ришь в ска­лу, и пой­дет из нее вода, и будет пить народ. И сде­лал так Мои­сей в гла­зах ста­рей­шин Израильских. Исх. 17:6  
Свя­тое свя­тых (важ­ней­шее местом ски­нии и хра­ма) слу­жи­ло обра­зом Божи­ей Мате­ри, вме­стив­шей вопло­щен­ное Сло­во Божие. И устро­ят они Мне свя­ти­ли­ще, и буду оби­тать посре­ди их; всё [сде­лай­те], как Я пока­зы­ваю тебе, и обра­зец ски­нии и обра­зец всех сосу­дов ее; так и сделайте. Исх. 25:8–9  
Вто­рая заве­са, отде­ляв­шая свя­ти­ли­ще от Свя­то­го Свя­тых, как про­об­раз Бого­ро­ди­цы, «пото­му что Она Само­го Гос­по­да Свя­ти­ли­ща носи­ла в Сво­ем чре­ве, покры­ла внут­ри чре­ва заве­сой» (Андрей Крит­ский). И сде­лай заве­су из голу­бой, пур­пу­ро­вой и черв­ле­ной шер­сти и кру­че­но­го вис­со­на; искус­ною рабо­тою долж­ны быть сде­ла­ны на ней херу­ви­мы; и повесь ее на четы­рех стол­бах из сит­тим, обло­жен­ных золо­том, с золо­ты­ми крюч­ка­ми, на четы­рех под­но­жи­ях сереб­ря­ных; и повесь заве­су на крюч­ках и вне­си туда за заве­су ков­чег откро­ве­ния; и будет заве­са отде­лять вам свя­ти­ли­ще от Свя­та­го Святых. Исх. 26:31–33  
Жерт­вен­ник куре­ний – про­об­раз Бого­ро­ди­цы. «Радуй­ся, Кадиль­ни­ца, золо­той сосуд. Ты носишь в себе Боже­ствен­ный угль, и из Тебя раз­ли­лось бла­го­уха­ние Духа, изго­ня­ю­щее из мира зло­вон­ное тле­ние», – пишет Иоанн Дамас­кин о Божи­ей Матери. И сде­лал жерт­вен­ник куре­ния из дере­ва сит­тим: дли­на его локоть и шири­на его локоть, четы­ре­уголь­ный, выши­на его два лок­тя; из него выхо­ди­ли роги его; и обло­жил его чистым золо­том, верх его и сто­ро­ны его кру­гом, и роги его, и сде­лал к нему золо­той венец вокруг; под вен­цом его на двух углах его сде­лал два коль­ца золо­тых; с двух сто­рон его сде­лал их, что­бы вкла­ды­вать в них шесты для ноше­ния его. Исх. 37:25–27  
Золо­той Све­тиль­ник – про­об­раз Бого­ро­ди­цы. Отсю­да про­ис­хо­дит неве­чер­ний Свет – Хри­стос, оси­яв­ший жиз­нью сидя­щих во тьме. И сде­лай све­тиль­ник из золо­та чисто­го; чекан­ный дол­жен быть сей све­тиль­ник; сте­бель его, вет­ви его, чашеч­ки его, ябло­ки его и цве­ты его долж­ны выхо­дить из него. Исх. 25:31  
Тра­пе­за или стол для хле­бов пред­ло­же­ний – про­об­раз Бого­ро­ди­цы. От Нее сошел на зем­лю Хлеб – Хри­стос, пита­ю­щий чело­ве­ка для жиз­ни вечной. И сде­лай стол из дере­ва сит­тим, дли­ною в два лок­тя, шири­ною в локоть, и выши­ною в пол­то­ра локтя. Исх. 25:23  
Мед­ная умы­валь­ни­ца – про­об­раз Бого­ро­ди­цы, от Кото­рой родил­ся Спа­си­тель, открыв­ший всем доступ ко свя­то­му Кре­ще­нию, в кото­ром каж­дый веру­ю­щий омы­ва­ет­ся от душев­ной нечистоты. И сде­лал умы­валь­ник из меди и под­но­жие его из меди с изящ­ны­ми изоб­ра­же­ни­я­ми, укра­ша­ю­щи­ми вход ски­нии собрания. Исх. 38:8  
Жезл Ааро­нов – про­об­раз Бого­ро­ди­цы, Кото­рая про­изо­шла от бес­плод­ных роди­те­лей подоб­но тому, как про­цвел сухой жезл. На дру­гой день вошел Мои­сей [и Аарон] в ски­нию откро­ве­ния, и вот, жезл Ааро­нов, от дома Леви­и­на, рас­цвел, пустил поч­ки, дал цвет и при­нес миндали. Чис. 17:8  
Руно Гедео­но­во – образ прис­но­дев­ства Бого­ро­ди­цы. Дева, оста­ва­ясь Девой в Рож­де­стве Гос­по­да, обиль­но увлаж­ни­ла народ росою истин­ной веры. И ска­зал Геде­он Богу: если Ты спа­сешь Изра­и­ля рукою моею, как гово­рил Ты, то вот, я рас­сте­лю здесь на гумне стри­же­ную шерсть: если роса будет толь­ко на шер­сти, а на всей зем­ле сухо, то буду знать, что спа­сешь рукою моею Изра­и­ля, как гово­рил Ты. Так и сде­ла­лось: на дру­гой день, встав рано, он стал выжи­мать шерсть и выжал из шер­сти росы целую чашу воды. Суд. 6:36–38 И ска­за­ла Мария: вели­чит душа Моя Гос­по­да, и воз­ра­до­вал­ся дух Мой о Боге, Спа­си­те­ле Моем, что при­з­рел Он на сми­ре­ние Рабы Сво­ей, ибо отныне будут убла­жать Меня все роды; что сотво­рил Мне вели­чие Силь­ный, и свя­то имя Его;
и милость Его в роды родов к боя­щим­ся Его; явил силу мыш­цы Сво­ей; рас­се­ял над­мен­ных помыш­ле­ни­я­ми се?рдца их; низ­ло­жил силь­ных с пре­сто­лов, и воз­нес сми­рен­ных; алчу­щих испол­нил благ, и бога­тя­щих­ся отпу­стил ни с чем; вос­при­нял Изра­и­ля, отро­ка Сво­е­го, вос­по­мя­нув милость, кaк гово­рил отцам нашим, к Авра­аму и семе­ни его до века.
Лк. 1:46–55
Про­ро­че­ство о Царе – Хри­сте – и Цари­це – Бого­ро­ди­це. Под Цари­цей мно­гие свя­тые отцы разу­ме­ют как Бого­ро­ди­цу, так и Церковь. Ста­ла Цари­ца одес­ную Тебя в Офир­ском золо­те. Слы­ши, Дщерь, и смот­ри, и при­к­ло­ни ухо Твое, и забудь народ Твой и дом отца Тво­е­го… ибо Он Гос­подь Твой, и Ты покло­нись Ему. И дочь Тира с дара­ми, и бога­тей­шие из наро­да будут умо­лять лице Твое. Вся сла­ва дще­ри Царя внут­ри; одеж­да Ее шита золо­том; в испещ­рен­ной одеж­де ведет­ся Она к Царю; за Нею ведут­ся к Тебе девы, подру­ги Ее, при­во­дят­ся с весе­льем и лико­ва­ньем, вхо­дят в чер­тог Царя. Вме­сто отцов Тво­их, будут сыно­вья Твои; Ты поста­вишь их кня­зья­ми по всей зем­ле. Сде­лаю имя Твое памят­ным в род и род; посе­му наро­ды будут сла­вить Тебя во веки и веки Пс. 44:10–18 И ска­за­ла Мария: вели­чит душа Моя Гос­по­да, и воз­ра­до­вал­ся дух Мой о Боге, Спа­си­те­ле Моем, что при­з­рел Он на сми­ре­ние Рабы Сво­ей, ибо отныне будут убла­жать Меня все роды. Лк. 1:46–48
Гора Божия, «на кото­рой Бог бла­го­во­лит оби­тать», как про­об­раз Богородицы. Гора Божия – гора Васан­ская! гора высо­кая – гора Васан­ская! что вы завист­ли­во смот­ри­те, горы высо­кие, на гору, на кото­рой Бог бла­го­во­лит оби­тать и будет Гос­подь оби­тать вечно? Пс. 67:16–17  
Град Божий, кото­рый Гос­подь бла­го­во­лил сде­лать жили­щем Сво­им, –про­об­раз Богородицы. Слав­ное воз­ве­ща­ет­ся о тебе, град Божий! Пс. 86:3 Радуй­ся, Бла­го­дат­ная, Гос­подь с Тобою. Лк. 1:28
Про­ро­че­ство о Хри­сте, име­ну­е­мом «Божи­ею Пре­муд­ро­стью», и Марии, име­ну­е­мой «Домом», от Нее вопло­тил­ся Сын Божий. Так­же свя­тые отцы разу­ме­ют под «Домом» Церковь. Пре­муд­рость постро­и­ла себе дом, выте­са­ла семь стол­бов его. Притч. 9:1 Дух Свя­тый най­дет на Тебя, и сила Все­выш­не­го осе­нит Тебя. Лк. 1:35
4 гла­ва из кни­ги Песнь пес­ней посвя­ще­на Бого­ро­ди­це. Назы­ва­е­мая здесь Неве­стой, Она, по уче­нию Церк­ви, есть «Дева Бого­не­ве­ста», «Неве­ста Божия», «Неве­ста нене­вест­ная» и неискусобрачная. Пле­ни­ла ты серд­це мое, сест­ра моя, невеста! Песн. 4:9  
Про­ро­че­ство о прис­но­дев­стве Бого­ро­ди­цы. В ЦСЯ: Вер­то­град заклю­чен — сест­ра Моя неве­ста, — источ­ник запе­чат­лен, — источ­ник вер­то­гра­да и кла­дязь воды живы (на прис­но­дев­ство, по толкованию
Иоан­на Дамас­ки­на, ука­зы­ва­ет сло­во «запе­чат­лен»)
Запер­тый сад – сест­ра моя, неве­ста, заклю­чен­ный коло­дезь, запе­ча­тан­ный источник. Песн. 4:12  
Cло­ва о Рож­де­нии Емма­ну­и­ла от Девы рас­смат­ри­ва­ют­ся как про­ро­че­ство о Рож­де­нии Хри­ста от Марии, при­чем Рож­де­ние безмужнее. Сам Гос­подь даст вам зна­ме­ние: се, Дева во чре­ве при­и­мет и родит Сына, и наре­кут имя Ему: Еммануил. Ис. 7:14 А все сие про­изо­шло, да сбу­дет­ся реченное
Гос­по­дом через про­ро­ка, кото­рый гово­рит: се, Дева во чре­ве при­и­мет и родит Сына, и
наре­кут имя Ему Емма­ну­ил, что зна­чит: с нами Бог.
Мф. 1:22–23
Про­ро­че­ство о том, что Иисус Хри­стос и Пре­чи­стая Матерь Его про­изой­дут от рода Дави­до­ва. Под сло­вом ветвь (ЦСЯ: «жезл») Цер­ковь разу­ме­ет Mapию. И про­изой­дет отрасль от кор­ня Иес­се­е­ва, и ветвь про­из­рас­тет от кор­ня его; и почи­ет на Нем Дух Господень. Ис. 11:1–2 Иса­ия так­же гово­рит: будет корень Иес­се­ев, и вос­ста­нет вла­деть наро­да­ми; на Него языч­ни­ки наде­ять­ся будут.  Рим. 15:12
Про­ро­че­ство о бег­стве Свя­то­го Семей­ства в Еги­пет. «Лег­кое обла­ко» – Пре­свя­тая Богородица. Про­ро­че­ство о Егип­те. – Вот, Гос­подь вос­се­дит на обла­ке лег­ком и гря­дет в Еги­пет. И потря­сут­ся от лица Его идо­лы Еги­пет­ские, и серд­це Егип­та рас­та­ет в нем. Ис. 19:1 Се, Ангел Гос­по­день явля­ет­ся во сне Иоси­фу и гово­рит: встань, возь­ми Мла­ден­ца и Матерь Его и беги в Еги­пет, и будь там, доко­ле не ска­жу тебе, ибо Ирод хочет искать Мла­ден­ца, что­бы погу­бить Его. Он встал, взял Мла­ден­ца и Матерь Его ночью и пошел в Еги­пет, и там был до смер­ти Иро­да, да сбу­дет­ся речен­ное Гос­по­дом через про­ро­ка, кото­рый гово­рит: из Егип­та воз­звал Я Сына Моего. Мф. 2:13–15
Про­ро­че­ство о бег­стве Свя­то­го Семей­ства в Египет. На заре погиб­нет царь Изра­и­лев! Когда Изра­иль был юн, Я любил его и из Егип­та вызвал сына Моего. Ос. 11:1
Запе­чат­лен­ная кни­га – про­об­раз Пре­свя­той Девы. В этой «оду­шев­лен­ной» Кни­ге «пер­стом Боже­ствен­ным» начер­та­но Божие Слово. И вся­кое про­ро­че­ство для вас то же, что сло­ва в запе­ча­тан­ной кни­ге, кото­рую пода­ют уме­ю­ще­му читать кни­гу и гово­рят: «про­чи­тай ее»; и тот отве­ча­ет: «не могу, пото­му что она запечатана». Ис. 29:11  
Чуд­ная колес­ни­ца, как про­об­раз Боро­го­ди­цы, поэто­му Цер­ковь назы­ва­ет Ее «Колес­ни­ца Солн­ца умна­го», «огне­об­раз­ная Колес­ни­ца Сло­ва», «Колес­ни­ца Пре­свя­тая Суща­го на херувимех». Вид колес и устро­е­ние их – как вид топа­за, и подо­бие у всех четы­рех одно; и по виду их и по устро­е­нию их каза­лось, буд­то коле­со нахо­ди­лось в колесе. Иез. 1:16  
Книж­ный сви­ток, про­об­ра­зу­ю­щий Пре­свя­тую Деву. И уви­дел я, и вот, рука про­стер­та ко мне, и вот, в ней книж­ный свиток. Иез. 2:9  
Воро­та хра­ма, как сим­вол непо­роч­но­сти Бого­ро­ди­цы — в про­ро­че­стве Иезекииля. И при­вел он меня обрат­но ко внеш­ним воро­там свя­ти­ли­ща, обра­щен­ным лицом на восток, и они были затво­ре­ны. И ска­зал мне Гос­подь: воро­та сии будут затво­ре­ны, не отво­рят­ся, и ника­кой чело­век не вой­дет ими, ибо Гос­подь, Бог Изра­и­лев, вошел ими, и они будут затво­ре­ны. Что до кня­зя, он, как князь, сядет в них, что­бы есть хлеб пред Гос­по­дом; вой­дет путем при­тво­ра этих ворот, и тем же путем вый­дет. Потом при­вел меня путем ворот север­ных перед лице хра­ма, и я видел, и вот, сла­ва Гос­по­да напол­ня­ла дом Гос­по­да, и пал я на лице мое. Иез. 44:1–4 Мария же ска­за­ла Анге­лу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Ангел ска­зал Ей в ответ: Дух Свя­тый най­дет на Тебя, и сила Все­выш­не­го осе­нит Тебя; посе­му и рож­да­е­мое Свя­тое наре­чет­ся Сыном Божиим.
Лк. 1:34–35
Камень – в кни­ге прор. Дани­и­ла – отде­лив­ший­ся от горы без содей­ствия чело­ве­ка есть образ бес­се­мен­но­го зача­тия Спа­си­те­ля. Гос­подь рож­да­ет­ся без­муж­но, без соуча­стия чело­ве­ка, поэто­му гора, от кото­рой отде­лил­ся камень без помо­щи чело­ве­че­ских рук, есть образ Божи­ей Матери. Ты видел его, доко­ле камень не ото­рвал­ся от горы без содей­ствия рук, уда­рил в исту­ка­на, в желез­ные и гли­ня­ные ноги его, и раз­бил их. Тогда все вме­сте раз­дро­би­лось: желе­зо, гли­на, медь, сереб­ро и золо­то сде­ла­лись как прах на лет­них гум­нах, и ветер унёс их, и сле­да не оста­лось от них; а камень, раз­бив­ший исту­ка­на, сде­лал­ся вели­кою горою и напол­нил всю землю. Дан. 2:34–35 Мария же ска­за­ла Анге­лу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Ангел ска­зал Ей в ответ: Дух Свя­тый най­дет на Тебя, и сила Все­выш­не­го осе­нит Тебя; посе­му и рож­да­е­мое Свя­тое наре­чет­ся Сыном Божиим.
Лк. 1:34–35
Невре­ди­мое сохра­не­ние про­ро­ка Ионы в утро­бе кита – про­об­раз прис­но­дев­ства Божи­ей Матери. И ска­зал Гос­подь киту, и он изверг Иону на сушу. Ион. 2:11  
Таин­ствен­ная гора – про­об­раз Бого­ро­ди­цы, о кото­рой Цер­ковь гово­рит: «Гору Тя, бла­го­да­тию Божи­ею при­осе­нен­ную, про­зор­ли­вы­ма Авва­кум усмот­рев очи­ма, из Тебя изы­ти Изра­и­ле­ву про­воз­гла­ша­ше Свя­то­му, во спа­се­ние наше и обновление». Бог от Фема­на гря­дет и Свя­тый – от горы Фаран. Покры­ло небе­са вели­чие Его, и сла­вою Его напол­ни­лась земля. Авв. 3:3  
Сло­ва о Дще­ри Сио­на из про­ро­че­ства Софо­нии о Рож­де­нии Христа. Ликуй, дщерь Сио­на! тор­же­ствуй, Изра­иль! весе­лись и радуй­ся от все­го серд­ца, дщерь Иерусалима! Соф. 3:14 Радуй­ся, Бла­го­дат­ная, Гос­подь с Тобою. Лк. 1:28

[*] Текст Ново­го Заве­та и ссыл­ка при­во­дят­ся лишь в неко­то­рых слу­ча­ях. Сле­ду­ет учесть, что, гово­ря о вет­хо­за­вет­ных про­об­ра­зах и про­ро­че­ствах, ука­зы­ва­ю­щих на Пре­свя­тую Бого­ро­ди­цу, свя­тые отцы не ста­ви­ли перед собой цель най­ти обя­за­тель­ное под­твер­жде­ние в Свя­щен­ном Писа­нии Ново­го Заве­та. Как мы зна­ем, Новый Завет о жиз­ни Божи­ей Мате­ри гово­рит очень крат­ко, мы зна­ем о Пре­свя­той Деве в основ­ном бла­го­да­ря Свя­щен­но­му Преданию.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки