Ветхозаветные прообразы и пророчества о Богородице

(4 голоса4.0 из 5)
Описание Ветхий Завет Ссылка Новый Завет* Ссылка*
Девственная земля, увлажненная паром, из нее берется тот прах, из которого Господь творит Адама, – является прообразом Богородицы. Под паром святыми отцами понимался Святой Дух. Второе толкование связано с Евой. Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Быт. 2:4-7 Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя. Лк. 1:35
Пророчество, которым возвещено поражение дьявола и то, что поразит его «семя жены». Под Женою понимается Мария, Матерь Господа. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Быт. 3:14-15 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Лк. 1:28-33
По слову ряда святых (Епифаний Кипрский, Ириней Лионский, Иоанн Дамаскин, Григорий Нисский) Богородицу прообразовала Ева. Разные черты жизни Евы и Марии предъизображали Пресвятую Деву по противоположности. Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей. Быт. 3:16 Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Лк. 1:28
Богородицу предъизображала голубица, не вернувшаяся к Ною. Рождением Спасителя Она возвестила окончание гнева Божия и совершенный мир на земле. Он помедлил еще семь дней других и [опять] выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему. Быт. 8:12  
Как Исаак прообразовал Иисуса Христа, так и рождение его от Сарры служило образом рождения от Марии обетованнаго Meccии. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак. Быт. 21:2-3 Се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. Мф. 1:20-21
Лестница Иакова – прообраз Божией Матери. Через Нее Бог сошел на землю. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. Быт. 28:12-17 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Ин. 1:51
Неопалимая купина. Куст горит, но не сгорает, Дева рождает и остается Девой. Огонь – Сын Божий. Иное толкование: Огонь – это Божественная природа Христа, куст – Его человеческая природа. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Исх. 3:1-3 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
Лк. 1:34-35
Ковчег Завета –прообраз Божией Матери: в Ней воплотилось Божественное Слово, Мария являлась Его Носительницей. И пусть сделают ковчег из дерева ситтим: два локтя с половиною длина его и полтора локтя ширина, и полтора локтя высота его. И обложишь его чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его; и сделаешь на верху его золотой венец кругом. Исх. 25:10-11 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
Лк. 1:41-43
Очистилище ковчега – прообраз Божией Матери, которую Церковь именует «теплое очистилище», «очистилище миру», «всего мира очищение». Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя. Исх. 25:17  
Осенявшие ковчег Херувимы прообразовали «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым. Исх. 25:22  
Скрижали завета, которые были помещены в ковчег, явились прообразом Матери Божией, так как Она на Своем сердце, как на скрижалях, начертала заповеди, которые Господь дает человеку во спасение. И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим. Исх. 31:18  
Находившаяся в ковчеге Золотая Стамна (сосуд), наполненная манной, как прообраз Богородицы, а манна – Христос, нетленная пища для всего человечества. И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд [золотой], и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши. Исх. 16:33  
Как камень горы Хорив чудесным образом источал воду в изобильном количестве, так и Богородица, по учению Церкви, есть «камень напоивший жаждущия жизни». Под этим Камнем также разумеют Христа. Вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских. Исх. 17:6  
Святое святых (важнейшее местом скинии и храма) служило образом Божией Матери, вместившей воплощенное Слово Божие. И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; всё [сделайте], как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте. Исх. 25:8-9  
Вторая завеса, отделявшая святилище от Святого Святых, как прообраз Богородицы, «потому что Она Самого Господа Святилища носила в Своем чреве, покрыла внутри чрева завесой» (Андрей Критский). И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы; и повесь ее на четырех столбах из ситтим, обложенных золотом, с золотыми крючками, на четырех подножиях серебряных; и повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святаго Святых. Исх. 26:31-33  
Жертвенник курений – прообраз Богородицы. «Радуйся, Кадильница, золотой сосуд. Ты носишь в себе Божественный угль, и из Тебя разлилось благоухание Духа, изгоняющее из мира зловонное тление», – пишет Иоанн Дамаскин о Божией Матери. И сделал жертвенник курения из дерева ситтим: длина его локоть и ширина его локоть, четыреугольный, вышина его два локтя; из него выходили роги его; и обложил его чистым золотом, верх его и стороны его кругом, и роги его, и сделал к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделал два кольца золотых; с двух сторон его сделал их, чтобы вкладывать в них шесты для ношения его. Исх. 37:25-27  
Золотой Светильник – прообраз Богородицы. Отсюда происходит невечерний Свет – Христос, осиявший жизнью сидящих во тьме. И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него. Исх. 25:31  
Трапеза или стол для хлебов предложений – прообраз Богородицы. От Нее сошел на землю Хлеб – Христос, питающий человека для жизни вечной. И сделай стол из дерева ситтим, длиною в два локтя, шириною в локоть, и вышиною в полтора локтя. Исх. 25:23  
Медная умывальница – прообраз Богородицы, от Которой родился Спаситель, открывший всем доступ ко святому Крещению, в котором каждый верующий омывается от душевной нечистоты. И сделал умывальник из меди и подножие его из меди с изящными изображениями, украшающими вход скинии собрания. Исх. 38:8  
Жезл Ааронов – прообраз Богородицы, Которая произошла от бесплодных родителей подобно тому, как процвел сухой жезл. На другой день вошел Моисей [и Аарон] в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали. Чис. 17:8  
Руно Гедеоново – образ приснодевства Богородицы. Дева, оставаясь Девой в Рождестве Господа, обильно увлажнила народ росою истинной веры. И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. Суд. 6:36-38 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се?рдца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, кaк говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
Лк. 1:46-55
Пророчество о Царе – Христе – и Царице – Богородице. Под Царицей многие святые отцы разумеют как Богородицу, так и Церковь. Стала Царица одесную Тебя в Офирском золоте. Слыши, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое, и забудь народ Твой и дом отца Твоего… ибо Он Господь Твой, и Ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава дщери Царя внутри; одежда Ее шита золотом; в испещренной одежде ведется Она к Царю; за Нею ведутся к Тебе девы, подруги Ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя. Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки Пс. 44:10-18 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды. Лк. 1:46-48
Гора Божия, «на которой Бог благоволит обитать», как прообраз Богородицы. Гора Божия – гора Васанская! гора высокая – гора Васанская! что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно? Пс. 67:16-17  
Град Божий, который Господь благоволил сделать жилищем Своим, –прообраз Богородицы. Славное возвещается о тебе, град Божий! Пс. 86:3 Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Лк. 1:28
Пророчество о Христе, именуемом «Божиею Премудростью», и Марии, именуемой «Домом», от Нее воплотился Сын Божий. Также святые отцы разумеют под «Домом» Церковь. Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его. Притч. 9:1 Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя. Лк. 1:35
4 глава из книги Песнь песней посвящена Богородице. Называемая здесь Невестой, Она, по учению Церкви, есть «Дева Богоневеста», «Невеста Божия», «Невеста неневестная» и неискусобрачная. Пленила ты сердце мое, сестра моя, невеста! Песн. 4:9  
Пророчество о приснодевстве Богородицы. В ЦСЯ: Вертоград заключен — сестра Моя невеста, — источник запечатлен, — источник вертограда и кладязь воды живы (на приснодевство, по толкованию
Иоанна Дамаскина, указывает слово «запечатлен»)
Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник. Песн. 4:12  
Cлова о Рождении Еммануила от Девы рассматриваются как пророчество о Рождении Христа от Марии, причем Рождение безмужнее. Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Ис. 7:14 А все сие произошло, да сбудется реченное
Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и
нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
Мф. 1:22-23
Пророчество о том, что Иисус Христос и Пречистая Матерь Его произойдут от рода Давидова. Под словом ветвь (ЦСЯ: «жезл») Церковь разумеет Mapию. И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень. Ис. 11:1-2 Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут. Рим. 15:12
Пророчество о бегстве Святого Семейства в Египет. «Легкое облако» – Пресвятая Богородица. Пророчество о Египте. – Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем. Ис. 19:1 Се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Мф. 2:13-15
Пророчество о бегстве Святого Семейства в Египет. На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. Ос. 11:1
Запечатленная книга – прообраз Пресвятой Девы. В этой «одушевленной» Книге «перстом Божественным» начертано Божие Слово. И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана». Ис. 29:11  
Чудная колесница, как прообраз Борогодицы, поэтому Церковь называет Ее «Колесница Солнца умнаго», «огнеобразная Колесница Слова», «Колесница Пресвятая Сущаго на херувимех». Вид колес и устроение их – как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Иез. 1:16  
Книжный свиток, прообразующий Пресвятую Деву. И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. Иез. 2:9  
Ворота храма, как символ непорочности Богородицы — в пророчестве Иезекииля. И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет. Потом привел меня путем ворот северных перед лице храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа, и пал я на лице мое. Иез. 44:1-4 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
Лк. 1:34-35
Камень – в книге прор. Даниила – отделившийся от горы без содействия человека есть образ бессеменного зачатия Спасителя. Господь рождается безмужно, без соучастия человека, поэтому гора, от которой отделился камень без помощи человеческих рук, есть образ Божией Матери. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унёс их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Дан. 2:34-35 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
Лк. 1:34-35
Невредимое сохранение пророка Ионы в утробе кита – прообраз приснодевства Божией Матери. И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу. Ион. 2:11  
Таинственная гора – прообраз Богородицы, о которой Церковь говорит: «Гору Тя, благодатию Божиею приосененную, прозорливыма Аввакум усмотрев очима, из Тебя изыти Израилеву провозглашаше Святому, во спасение наше и обновление». Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Авв. 3:3  
Слова о Дщери Сиона из пророчества Софонии о Рождении Христа. Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Соф. 3:14 Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Лк. 1:28

[*] Текст Нового Завета и ссылка приводятся лишь в некоторых случаях. Следует учесть, что, говоря о ветхозаветных прообразах и пророчествах, указывающих на Пресвятую Богородицу, святые отцы не ставили перед собой цель найти обязательное подтверждение в Священном Писании Нового Завета. Как мы знаем, Новый Завет о жизни Божией Матери говорит очень кратко, мы знаем о Пресвятой Деве в основном благодаря Священному Преданию.