Главная » Схемы и пособия » Ветхозаветные прообразы и пророчества о Богородице
Распечатать

Ветхозаветные прообразы и пророчества о Богородице

Описа­ние

Св.Писа­ние Ветхо­го Завета

Ссылка

Св.Писа­ние Нового Завета*

Ссылка*

Девствен­ная зем­ля, увлаж­нен­ная паром, из нее берет­ся тот прах, из кото­ро­го Господь тво­рит Адама, – явля­ет­ся про­об­ра­зом Богоро­ди­цы. Под паром свя­ты­ми отца­ми пони­мал­ся Святой Дух. Второе тол­ко­ва­ние свя­за­но с Евой.

Вот про­ис­хож­де­ние неба и зем­ли, при сотво­ре­нии их, в то вре­мя, когда Господь Бог создал зем­лю и небо, и вся­кий поле­вой кустар­ник, кото­ро­го еще не было на зем­ле, и вся­кую поле­вую тра­ву, кото­рая еще не рос­ла, ибо Господь Бог не посы­лал дождя на зем­лю, и не было чело­ве­ка для воз­де­лы­ва­ния зем­ли, но пар под­ни­мал­ся с зем­ли и оро­шал все лице зем­ли. И создал Господь Бог чело­ве­ка из пра­ха зем­но­го, и вду­нул в лице его дыха­ние жиз­ни, и стал чело­век душою живою.

Быт. 2:4-7

Дух Святый най­дет на Тебя, и сила Всевыш­не­го осе­нит Тебя.

Лк. 1:35

Проро­че­ство, кото­рым воз­ве­ще­но пора­же­ние дья­во­ла и то, что пора­зит его «семя жены». Под Женою пони­ма­ет­ся Мария, Матерь Госпо­да.

И ска­зал Господь Бог змею: за то, что ты сде­лал это, про­клят ты пред все­ми ско­та­ми и пред все­ми зве­ря­ми поле­вы­ми; ты будешь ходить на чре­ве тво­ем, и будешь есть прах во все дни жиз­ни тво­ей; и враж­ду поло­жу меж­ду тобою и меж­ду женою, и меж­ду семе­нем тво­им и меж­ду семе­нем ее; оно будет пора­жать тебя в голо­ву, а ты будешь жалить его в пяту.

Быт. 3:14-15

Ангел, вой­дя к Ней, ска­зал: радуй­ся, Благо­дат­ная! Господь с Тобою; бла­го­сло­вен­на Ты меж­ду жёна­ми. Она же, уви­дев его, сму­ти­лась от слов его и раз­мыш­ля­ла, что бы это было за при­вет­ствие. И ска­зал Ей Ангел: не бой­ся, Мария, ибо Ты обре­ла бла­го­дать у Бога; и вот, зач­нёшь во чре­ве, и родишь Сына, и наре­чёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наре­чёт­ся Сыном Всевыш­не­го, и даст Ему Господь Бог пре­стол Давида, отца Его; и будет цар­ство­вать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет кон­ца.

Лк. 1:28-33

По сло­ву ряда свя­тых (Епифа­ний Кипрский, Ириней Лионский, Иоанн Дамас­кин, Григо­рий Нисский) Богоро­ди­цу про­об­ра­зо­ва­ла Ева. Разные чер­ты жиз­ни Евы и Марии предъ­и­зоб­ра­жа­ли Пресвя­тую Деву по про­ти­во­по­лож­но­сти.

Умножая умно­жу скорбь твою в бере­мен­но­сти тво­ей; в болез­ни будешь рож­дать детей.

Быт. 3:16

Радуй­ся, Благо­дат­ная, Господь с Тобою.

Лк. 1:28

Богоро­ди­цу предъ­и­зоб­ра­жа­ла голу­би­ца, не вер­нув­ша­я­ся к Ною. Рожде­ни­ем Спаси­те­ля Она воз­ве­сти­ла окон­ча­ние гне­ва Божия и совер­шен­ный мир на зем­ле.

Он помед­лил еще семь дней дру­гих и [опять] выпу­стил голу­бя; и он уже не воз­вра­тил­ся к нему.

Быт. 8:12

 

 

Как Исаак про­об­ра­зо­вал Иисуса Христа, так и рож­де­ние его от Сарры слу­жи­ло обра­зом рож­де­ния от Марии обе­то­ван­на­го Meccии.

Сарра зача­ла и роди­ла Аврааму сына в ста­ро­сти его во вре­мя, о кото­ром гово­рил ему Бог; и нарек Авраам имя сыну сво­е­му, родив­ше­му­ся у него, кото­ро­го роди­ла ему Сарра, Исаак.

Быт. 21:2-3

Се, Ангел Госпо­день явил­ся ему во сне и ска­зал: Иосиф, сын Давидов! не бой­ся при­нять Марию, жену твою, ибо родив­ше­е­ся в Ней есть от Духа Свята­го; родит же Сына, и наре­чешь Ему имя Иисус, ибо Он спа­сет людей Своих от гре­хов их.

Мф. 1:20-21

Лестни­ца Иакова – про­об­раз Божией Матери. Через Нее Бог сошел на зем­лю.

И уви­дел во сне: вот, лест­ни­ца сто­ит на зем­ле, а верх ее каса­ет­ся неба; и вот, Ангелы Божии вос­хо­дят и нис­хо­дят по ней. И вот, Господь сто­ит на ней и гово­рит: Я Господь, Бог Авраама, отца тво­е­го, и Бог Исаака; [не бой­ся]. Землю, на кото­рой ты лежишь, Я дам тебе и потом­ству тво­е­му; и будет потом­ство твое, как песок зем­ной; и рас­про­стра­нишь­ся к морю и к восто­ку, и к севе­ру и к полу­дню; и бла­го­сло­вят­ся в тебе и в семе­ни тво­ем все пле­ме­на зем­ные; вот Я с тобою, и сохра­ню тебя вез­де, куда ты ни пой­дешь; и воз­вра­щу тебя в сию зем­лю, ибо Я не остав­лю тебя, доко­ле не испол­ню того, что Я ска­зал тебе. Иаков про­бу­дил­ся от сна сво­е­го и ска­зал: истин­но Господь при­сут­ству­ет на месте сем; а я не знал! И убо­ял­ся и ска­зал: как страш­но сие место! это не иное что, как дом Божий, это вра­та небес­ные.

Быт. 28:12-17

И гово­рит ему: истин­но, истин­но гово­рю вам: отныне буде­те видеть небо отвер­стым и Ангелов Божиих вос­хо­дя­щих и нис­хо­дя­щих к Сыну Челове­че­ско­му.

Ин. 1:51

Неопа­ли­мая купи­на. Куст горит, но не сго­ра­ет, Дева рож­да­ет и оста­ет­ся Девой. Огонь – Сын Божий. Иное тол­ко­ва­ние: Огонь – это Божествен­ная при­ро­да Христа, куст – Его чело­ве­че­ская при­ро­да.

Моисей пас овец у Иофора, тестя сво­е­го, свя­щен­ни­ка Мадиам­ско­го. Однажды про­вел он ста­до дале­ко в пусты­ню и при­шел к горе Божией, Хориву. И явил­ся ему Ангел Госпо­день в пла­ме­ни огня из сре­ды тер­но­во­го куста. И уви­дел он, что тер­но­вый куст горит огнем, но куст не сго­ра­ет. Моисей ска­зал: пой­ду и посмот­рю на сие вели­кое явле­ние, отче­го куст не сго­ра­ет.

Исх. 3:1-3

Мария же ска­за­ла Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Ангел ска­зал Ей в ответ: Дух Святый най­дет на Тебя, и сила Всевыш­не­го осе­нит Тебя; посе­му и рож­да­е­мое Святое наре­чет­ся Сыном Божиим.

Лк. 1:34-35

Ковчег Завета –про­об­раз Божией Матери: в Ней вопло­ти­лось Божествен­ное Слово, Мария явля­лась Его Носитель­ни­цей.

И пусть сде­ла­ют ков­чег из дере­ва сит­тим: два лок­тя с поло­ви­ною дли­на его и пол­то­ра лок­тя шири­на, и пол­то­ра лок­тя высо­та его. И обло­жишь его чистым золо­том; изнут­ри и сна­ру­жи покрой его; и сде­ла­ешь на вер­ху его золо­той венец кру­гом.

Исх. 25:10-11

Когда Елиса­ве­та услы­ша­ла при­вет­ствие Марии, взыг­рал мла­де­нец во чре­ве ее; и Елиса­ве­та испол­ни­лась Свята­го Духа,
и вос­клик­ну­ла гром­ким голо­сом, и ска­за­ла: бла­го­сло­вен­на Ты меж­ду жена­ми, и бла­го­сло­вен плод чре­ва Твоего!
И отку­да это мне, что при­шла Матерь Госпо­да мое­го ко мне?

Лк. 1:41-43

Очисти­ли­ще ков­че­га – про­об­раз Божией Матери, кото­рую Церковь име­ну­ет «теп­лое очи­сти­ли­ще», «очи­сти­ли­ще миру», «все­го мира очи­ще­ние».

Сделай так­же крыш­ку из чисто­го золо­та: дли­на ее два лок­тя с поло­ви­ною, а шири­на ее пол­то­ра лок­тя.

Исх. 25:17

 

 

Осеняв­шие ков­чег Херуви­мы про­об­ра­зо­ва­ли «Честней­шую Херувим и слав­ней­шую без срав­не­ния Серафим».

Там Я буду откры­вать­ся тебе и гово­рить с тобою над крыш­кою, посре­ди двух херу­ви­мов, кото­рые над ков­че­гом откро­ве­ния, о всем, что ни буду запо­ве­до­вать чрез тебя сынам Израиле­вым.

Исх. 25:22

 

 

Скрижа­ли заве­та, кото­рые были поме­ще­ны в ков­чег, яви­лись про­об­ра­зом Матери Божией, так как Она на Своем серд­це, как на скри­жа­лях, начер­та­ла запо­ве­ди, кото­рые Господь дает чело­ве­ку во спа­се­ние.

И когда [Бог] пере­стал гово­рить с Моисе­ем на горе Синае, дал ему две скри­жа­ли откро­ве­ния, скри­жа­ли камен­ные, на кото­рых напи­са­но было пер­стом Божиим.

Исх. 31:18

 

 

Находив­ша­я­ся в ков­че­ге Золотая Стамна (сосуд), напол­нен­ная ман­ной, как про­об­раз Богоро­ди­цы, а ман­на – Христос, нетлен­ная пища для все­го чело­ве­че­ства.

И ска­зал Моисей Аарону: возь­ми один сосуд [золо­той], и поло­жи в него пол­ный гомор ман­ны, и поставь его пред Госпо­дом, для хра­не­ния в роды ваши.

Исх. 16:33

 

 

Как камень горы Хорив чудес­ным обра­зом исто­чал воду в изобиль­ном коли­че­стве, так и Богоро­ди­ца, по уче­нию Церкви, есть «камень напо­ив­ший жаж­ду­щия жиз­ни». Под этим Камнем так­же разу­ме­ют Христа.

Вот, Я ста­ну пред тобою там на ска­ле в Хориве, и ты уда­ришь в ска­лу, и пой­дет из нее вода, и будет пить народ. И сде­лал так Моисей в гла­зах ста­рей­шин Израиль­ских.

Исх. 17:6

 

 

Святое свя­тых (важ­ней­шее местом ски­нии и хра­ма) слу­жи­ло обра­зом Божией Матери, вме­стив­шей вопло­щен­ное Слово Божие.

И устро­ят они Мне свя­ти­ли­ще, и буду оби­тать посре­ди их; всё [сде­лай­те], как Я пока­зы­ваю тебе, и обра­зец ски­нии и обра­зец всех сосу­дов ее; так и сде­лай­те.

Исх. 25:8-9

 

 

Вторая заве­са, отде­ляв­шая свя­ти­ли­ще от Свято­го Святых, как про­об­раз Богоро­ди­цы, «пото­му что Она Самого Госпо­да Святи­ли­ща носи­ла в Своем чре­ве, покры­ла внут­ри чре­ва заве­сой» (Андрей Критский).

И сде­лай заве­су из голу­бой, пур­пу­ро­вой и черв­ле­ной шер­сти и кру­че­но­го вис­со­на; искус­ною рабо­тою долж­ны быть сде­ла­ны на ней херу­ви­мы; и повесь ее на четы­рех стол­бах из сит­тим, обло­жен­ных золо­том, с золо­ты­ми крюч­ка­ми, на четы­рех под­но­жи­ях сереб­ря­ных; и повесь заве­су на крюч­ках и вне­си туда за заве­су ков­чег откро­ве­ния; и будет заве­са отде­лять вам свя­ти­ли­ще от Свята­го Святых.

Исх. 26:31-33

 

 

Жертвен­ник куре­ний – про­об­раз Богоро­ди­цы. «Радуй­ся, Кадиль­ни­ца, золо­той сосуд. Ты носишь в себе Божествен­ный угль, и из Тебя раз­ли­лось бла­го­уха­ние Духа, изго­ня­ю­щее из мира зло­вон­ное тле­ние», – пишет Иоанн Дамас­кин о Божией Матери.

И сде­лал жерт­вен­ник куре­ния из дере­ва сит­тим: дли­на его локоть и шири­на его локоть, четы­ре­уголь­ный, выши­на его два лок­тя; из него выхо­ди­ли роги его; и обло­жил его чистым золо­том, верх его и сто­ро­ны его кру­гом, и роги его, и сде­лал к нему золо­той венец вокруг; под вен­цом его на двух углах его сде­лал два коль­ца золо­тых; с двух сто­рон его сде­лал их, чтобы вкла­ды­вать в них шесты для ноше­ния его.

Исх. 37:25-27

 

 

Золотой Светиль­ник – про­об­раз Богоро­ди­цы. Отсюда про­ис­хо­дит неве­чер­ний Свет – Христос, оси­яв­ший жиз­нью сидя­щих во тьме.

И сде­лай све­тиль­ник из золо­та чисто­го; чекан­ный дол­жен быть сей све­тиль­ник; сте­бель его, вет­ви его, чашеч­ки его, ябло­ки его и цве­ты его долж­ны выхо­дить из него.

Исх. 25:31

 

 

Трапе­за или стол для хле­бов пред­ло­же­ний – про­об­раз Богоро­ди­цы. От Нее сошел на зем­лю Хлеб – Христос, пита­ю­щий чело­ве­ка для жиз­ни веч­ной.

И сде­лай стол из дере­ва сит­тим, дли­ною в два лок­тя, шири­ною в локоть, и выши­ною в пол­то­ра лок­тя.

Исх. 25:23

 

 

Медная умы­валь­ни­ца – про­об­раз Богоро­ди­цы, от Которой родил­ся Спаси­тель, открыв­ший всем доступ ко свя­то­му Креще­нию, в кото­ром каж­дый веру­ю­щий омы­ва­ет­ся от душев­ной нечи­сто­ты.

И сде­лал умы­валь­ник из меди и под­но­жие его из меди с изящ­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми, укра­ша­ю­щи­ми вход ски­нии собра­ния.

Исх. 38:8

 

 

Жезл Ааронов – про­об­раз Богоро­ди­цы, Которая про­изо­шла от бес­плод­ных роди­те­лей подоб­но тому, как про­цвел сухой жезл.

На дру­гой день вошел Моисей [и Аарон] в ски­нию откро­ве­ния, и вот, жезл Ааронов, от дома Левии­на, рас­цвел, пустил поч­ки, дал цвет и при­нес мин­да­ли.

Чис. 17:8

 

 

Руно Гедео­но­во – образ прис­но­дев­ства Богоро­ди­цы. Дева, оста­ва­ясь Девой в Рожде­стве Госпо­да, обиль­но увлаж­ни­ла народ росою истин­ной веры.

И ска­зал Гедеон Богу: если Ты спа­сешь Израи­ля рукою моею, как гово­рил Ты, то вот, я рас­сте­лю здесь на гумне стри­же­ную шерсть: если роса будет толь­ко на шер­сти, а на всей зем­ле сухо, то буду знать, что спа­сешь рукою моею Израи­ля, как гово­рил Ты. Так и сде­ла­лось: на дру­гой день, встав рано, он стал выжи­мать шерсть и выжал из шер­сти росы целую чашу воды.

Суд. 6:36-38

И ска­за­ла Мария: вели­чит душа Моя Госпо­да, и воз­ра­до­вал­ся дух Мой о Боге, Спаси­те­ле Моем, что при­з­рел Он на сми­ре­ние Рабы Своей, ибо отныне будут убла­жать Меня все роды; что сотво­рил Мне вели­чие Сильный, и свя­то имя Его;
и милость Его в роды родов к боя­щим­ся Его; явил силу мыш­цы Своей; рас­се­ял над­мен­ных помыш­ле­ни­я­ми се?рдца их; низ­ло­жил силь­ных с пре­сто­лов, и воз­нес сми­рен­ных; алчу­щих испол­нил благ, и бога­тя­щих­ся отпу­стил ни с чем; вос­при­нял Израи­ля, отро­ка Своего, вос­по­мя­нув милость, кaк гово­рил отцам нашим, к Аврааму и семе­ни его до века.

Лк. 1:46-55

Проро­че­ство о Царе – Христе – и Царице – Богоро­ди­це. Под Царицей мно­гие свя­тые отцы разу­ме­ют как Богоро­ди­цу, так и Церковь.

Стала Царица одес­ную Тебя в Офирском золо­те. Слыши, Дщерь, и смот­ри, и при­к­ло­ни ухо Твое, и забудь народ Твой и дом отца Твоего… ибо Он Господь Твой, и Ты покло­нись Ему. И дочь Тира с дара­ми, и бога­тей­шие из наро­да будут умо­лять лице Твое. Вся сла­ва дще­ри Царя внут­ри; одеж­да Ее шита золо­том; в испещ­рен­ной одеж­де ведет­ся Она к Царю; за Нею ведут­ся к Тебе девы, подру­ги Ее, при­во­дят­ся с весе­льем и лико­ва­ньем, вхо­дят в чер­тог Царя. Вместо отцов Твоих, будут сыно­вья Твои; Ты поста­вишь их кня­зья­ми по всей зем­ле. Сделаю имя Твое памят­ным в род и род; посе­му наро­ды будут сла­вить Тебя во веки и веки

Пс. 44:10-18

И ска­за­ла Мария: вели­чит душа Моя Госпо­да, и воз­ра­до­вал­ся дух Мой о Боге, Спаси­те­ле Моем, что при­з­рел Он на сми­ре­ние Рабы Своей, ибо отныне будут убла­жать Меня все роды.

Лк. 1:46-48

Гора Божия, «на кото­рой Бог бла­го­во­лит оби­тать», как про­об­раз Богородицы.

Гора Божия – гора Васан­ская! гора высо­кая – гора Васан­ская! что вы завист­ли­во смот­ри­те, горы высо­кие, на гору, на кото­рой Бог бла­го­во­лит оби­тать и будет Господь оби­тать веч­но?

Пс. 67:16-17

 

 

Град Божий, кото­рый Господь бла­го­во­лил сде­лать жили­щем Своим, –про­об­раз Богоро­ди­цы.

Славное воз­ве­ща­ет­ся о тебе, град Божий!

Пс. 86:3

Радуй­ся, Благо­дат­ная, Господь с Тобою.

Лк. 1:28

Проро­че­ство о Христе, име­ну­е­мом «Божиею Премуд­ро­стью», и Марии, име­ну­е­мой «Домом», от Нее вопло­тил­ся Сын Божий. Также свя­тые отцы разу­ме­ют под «Домом» Церковь.

Премуд­рость постро­и­ла себе дом, выте­са­ла семь стол­бов его.

Притч. 9:1

Дух Святый най­дет на Тебя, и сила Всевыш­не­го осе­нит Тебя.

Лк. 1:35

4 гла­ва из кни­ги Песнь пес­ней посвя­ще­на Богоро­ди­це. Называ­е­мая здесь Невестой, Она, по уче­нию Церкви, есть «Дева Богоне­ве­ста», «Невеста Божия», «Невеста нене­вест­ная» и неис­ку­со­брач­ная.

Плени­ла ты серд­це мое, сест­ра моя, неве­ста!

Песн. 4:9

 

 

Проро­че­ство о прис­но­дев­стве Богоро­ди­цы. В ЦСЯ: Верто­град заклю­чен — сест­ра Моя неве­ста, — источ­ник запе­чат­лен, — источ­ник вер­то­гра­да и кла­дязь воды живы (на прис­но­дев­ство, по тол­ко­ва­нию
Иоанна Дамас­ки­на, ука­зы­ва­ет сло­во «запе­чат­лен»)

Запер­тый сад – сест­ра моя, неве­ста, заклю­чен­ный коло­дезь, запе­ча­тан­ный источ­ник.

Песн. 4:12

 

 

Cлова о Рожде­нии Емману­и­ла от Девы рас­смат­ри­ва­ют­ся как про­ро­че­ство о Рожде­нии Христа от Марии, при­чем Рожде­ние без­муж­нее.

Сам Господь даст вам зна­ме­ние: се, Дева во чре­ве при­и­мет и родит Сына, и наре­кут имя Ему: Емману­ил.

Ис. 7:14

А все сие про­изо­шло, да сбу­дет­ся речен­ное
Госпо­дом через про­ро­ка, кото­рый гово­рит: се, Дева во чре­ве при­и­мет и родит Сына, и
наре­кут имя Ему Емману­ил, что зна­чит: с нами Бог.

Мф. 1:22-23

Проро­че­ство о том, что Иисус Христос и Пречи­стая Матерь Его про­изой­дут от рода Давидо­ва. Под сло­вом ветвь (ЦСЯ: «жезл») Церковь разу­ме­ет Mapию.

И про­изой­дет отрасль от кор­ня Иессе­е­ва, и ветвь про­из­рас­тет от кор­ня его; и почи­ет на Нем Дух Госпо­день.

Ис. 11:1-2

Исаия так­же гово­рит: будет корень Иессе­ев, и вос­станет вла­деть наро­да­ми; на Него языч­ни­ки наде­ять­ся будут.

Рим. 15:12

Проро­че­ство о бег­стве Свято­го Семей­ства в Египет. «Легкое обла­ко» – Пресвя­тая Богоро­ди­ца.

Проро­че­ство о Египте. – Вот, Господь вос­се­дит на обла­ке лег­ком и гря­дет в Египет. И потря­сут­ся от лица Его идо­лы Египет­ские, и серд­це Египта рас­та­ет в нем.

Ис. 19:1

Се, Ангел Госпо­день явля­ет­ся во сне Иосифу и гово­рит: встань, возь­ми Младен­ца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доко­ле не ска­жу тебе, ибо Ирод хочет искать Младен­ца, чтобы погу­бить Его. Он встал, взял Младен­ца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смер­ти Ирода, да сбу­дет­ся речен­ное Госпо­дом через про­ро­ка, кото­рый гово­рит: из Египта воз­звал Я Сына Моего.

Мф. 2:13-15

Проро­че­ство о бег­стве Свято­го Семей­ства в Египет.

На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего.

Ос. 11:1

Запечат­лен­ная кни­га – про­об­раз Пресвя­той Девы. В этой «оду­шев­лен­ной» Книге «пер­стом Божествен­ным» начер­та­но Божие Слово.

И вся­кое про­ро­че­ство для вас то же, что сло­ва в запе­ча­тан­ной кни­ге, кото­рую пода­ют уме­ю­ще­му читать кни­гу и гово­рят: «про­чи­тай ее»; и тот отве­ча­ет: «не могу, пото­му что она запе­ча­та­на».

Ис. 29:11

 

 

Чудная колес­ни­ца, как про­об­раз Борого­ди­цы, поэто­му Церковь назы­ва­ет Ее «Колес­ни­ца Солнца умна­го», «огне­об­раз­ная Колес­ни­ца Слова», «Колес­ни­ца Пресвя­тая Сущаго на херу­ви­мех».

Вид колес и устро­е­ние их – как вид топа­за, и подо­бие у всех четы­рех одно; и по виду их и по устро­е­нию их каза­лось, буд­то коле­со нахо­ди­лось в коле­се.

Иез. 1:16

 

 

Книжный сви­ток, про­об­ра­зу­ю­щий Пресвя­тую Деву.

И уви­дел я, и вот, рука про­стер­та ко мне, и вот, в ней книж­ный сви­ток.

Иез. 2:9

 

 

Ворота хра­ма, как сим­вол непо­роч­но­сти Богоро­ди­цы — в про­ро­че­стве Иезеки­и­ля.

И при­вел он меня обрат­но ко внеш­ним воро­там свя­ти­ли­ща, обра­щен­ным лицом на восток, и они были затво­ре­ны. И ска­зал мне Господь: воро­та сии будут затво­ре­ны, не отво­рят­ся, и ника­кой чело­век не вой­дет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затво­ре­ны. Что до кня­зя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Госпо­дом; вой­дет путем при­тво­ра этих ворот, и тем же путем вый­дет. Потом при­вел меня путем ворот север­ных перед лице хра­ма, и я видел, и вот, сла­ва Госпо­да напол­ня­ла дом Госпо­да, и пал я на лице мое.

Иез. 44:1-4

Мария же ска­за­ла Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Ангел ска­зал Ей в ответ: Дух Святый най­дет на Тебя, и сила Всевыш­не­го осе­нит Тебя; посе­му и рож­да­е­мое Святое наре­чет­ся Сыном Божиим.

Лк. 1:34-35

Камень – в кни­ге прор. Дании­ла – отде­лив­ший­ся от горы без содей­ствия чело­ве­ка есть образ бес­се­мен­но­го зача­тия Спаси­те­ля. Господь рож­да­ет­ся без­муж­но, без соуча­стия чело­ве­ка, поэто­му гора, от кото­рой отде­лил­ся камень без помо­щи чело­ве­че­ских рук, есть образ Божией Матери.

Ты видел его, доко­ле камень не ото­рвал­ся от горы без содей­ствия рук, уда­рил в исту­ка­на, в желез­ные и гли­ня­ные ноги его, и раз­бил их. Тогда все вме­сте раз­дро­би­лось: желе­зо, гли­на, медь, сереб­ро и золо­то сде­ла­лись как прах на лет­них гум­нах, и ветер унёс их, и сле­да не оста­лось от них; а камень, раз­бив­ший исту­ка­на, сде­лал­ся вели­кою горою и напол­нил всю зем­лю.

Дан. 2:34-35

Мария же ска­за­ла Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Ангел ска­зал Ей в ответ: Дух Святый най­дет на Тебя, и сила Всевыш­не­го осе­нит Тебя; посе­му и рож­да­е­мое Святое наре­чет­ся Сыном Божиим.

Лк. 1:34-35

Невре­ди­мое сохра­не­ние про­ро­ка Ионы в утро­бе кита – про­об­раз прис­но­дев­ства Божией Матери.

И ска­зал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.

Ион. 2:11

 

 

Таинствен­ная гора – про­об­раз Богоро­ди­цы, о кото­рой Церковь гово­рит: «Гору Тя, бла­го­да­тию Божиею при­осе­нен­ную, про­зор­ли­вы­ма Аввакум усмот­рев очи­ма, из Тебя изы­ти Израиле­ву про­воз­гла­ша­ше Свято­му, во спа­се­ние наше и обнов­ле­ние».

Бог от Фема­на грядет и Свят­ый – от горы Фаран. Покрыло небе­са вели­чие Его, и славою Его напол­нилась земля.

Авв. 3:3

 

 

Слова о Дщери Сиона из про­ро­че­ства Софонии о Рожде­нии Христа.

Ликуй, дщерь Сиона! тор­же­ствуй, Израиль! весе­лись и радуй­ся от все­го серд­ца, дщерь Иеруса­ли­ма!

Соф. 3:14

Радуй­ся, Благо­дат­ная, Господь с Тобою.

Лк. 1:28

 

[*] Текст Нового Завета и ссылка приводятся лишь в некоторых случаях. Следует учесть, что, говоря о ветхозаветных прообразах и пророчествах, указывающих на Пресвятую Богородицу, святые отцы не ставили перед собой цель найти обязательное подтверждение в Священном Писании Нового Завета. Как мы знаем, Новый Завет о жизни Божией Матери говорит очень кратко, мы знаем о Пресвятой Деве в основном благодаря Священному Преданию.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru