Шумеры

***

Шуме́ры — при­ня­тое в науке наиме­но­ва­ние пред­ста­ви­те­лей древ­него народа, насе­ляв­шего южную часть Меж­ду­ре­чья.

***

Что известно о шумер­ской циви­ли­за­ции?

Счи­та­ется, что шумеры высту­пили на арену все­мир­ной исто­рии при­бли­зи­тельно в чет­вер­том тыся­че­ле­тии до Рож­де­ства Хри­стова.

Тогда как шумеры насе­ляли южную часть Меж­ду­ре­чья, в север­ной части жили аккадцы. Земля Шумер сопо­став­ля­ется с биб­лей­ским назва­нием «Сен­наар».

Для своего вре­мени шумеры стояли на довольно высо­кой сту­пени раз­ви­тия, зани­ма­лись стро­и­тель­ством и зем­ле­де­лием, обра­бот­кой метал­лов, обла­дали науч­ными зна­ни­ями, пись­мен­но­стью, куль­ту­рой. В рели­ги­оз­ном отно­ше­нии шумеры были идо­ло­по­клон­ни­ками.

Вопрос о точном про­ис­хож­де­нии этого народа до сих пор служит пред­ме­том науч­ных дис­кус­сий и споров. По одной из гипо­тез, шумеры пришли в Сен­наар со сто­роны гор, лежа­щих на восток от Дву­ре­чья. По другой, их пра­ро­ди­ной была Аравия. Суще­ствует ска­за­ние, соот­но­ся­щее место древ­ней­шего посе­ле­ния шуме­рий­цев с ост­ро­вом Диль­мун (Пер­сид­ский залив).

Счи­та­ется, что этни­че­ски этот народ был чужд семит­ским пле­ме­нам. Опи­ра­ясь на дошед­шие до нас изоб­ра­же­ния, неко­то­рые иссле­до­ва­тели отме­чают, что шумеры отли­ча­лись круг­лыми лицами и косой поста­нов­кой глаз.

Что сооб­щает Писа­ние о древ­них посе­лен­цах земли Сен­наар?

Свя­щен­ное Писа­ние свя­зы­вает воз­ник­шее после потопа цар­ство в земле Сен­наар с потом­ком Хама Ним­ро­дом: «Цар­ство его вна­чале состав­ляли: Вави­лон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сен­наар» (Быт.10:10).

Согласно сви­де­тель­ству извест­ного древ­не­ев­рей­ского исто­рика Иосифа Флавия, по осу­ше­нии земли тер­ри­то­рия Сен­наар стала при­бе­жи­щем для пред­ста­ви­те­лей всех трех ветвей чело­ве­че­ства: потом­ков Сима, Иафета и Хама (Иудей­ские древ­но­сти. Кн. 1, гл. 4).

Биб­лей­ская же Исто­рия, сооб­щая об этом собы­тии, не даёт на этот счёт про­стран­ных ком­мен­та­риев, огра­ни­чи­ва­ясь крат­ким рас­ска­зом: «Вот пле­мена сынов Ноевых, по родо­сло­вию их, в наро­дах их. От них рас­про­стра­ни­лись народы на земле после потопа. На всей земле был один язык и одно наре­чие. Дви­нув­шись с востока, они нашли в земле Сен­наар рав­нину и посе­ли­лись там» (Быт.10:32; 11:1–2).

Даль­ней­шее повест­во­ва­ние опи­сы­вает стро­и­тель­ство в этой земле куль­то­вой башни, высо­той до небес, про­гне­вав­шее Бога и послу­жив­шее при­чи­ной сме­ше­ния языков, при­вед­шего к рас­се­я­нию наро­дов (Быт.11:2–8). Рас­по­ло­жен­ный на том месте город полу­чил назва­ние Вави­лон именно в этой связи: «Посему дано ему имя: Вави­лон, ибо там смешал Гос­подь язык всей земли, и оттуда рас­сеял их Гос­подь по всей земле» (Быт.11:9).

Явля­лась ли шумер­ская циви­ли­за­ция первой циви­ли­за­цией на земле?

Рас­про­стра­нен­ное на сего­дняш­ний день мнение о том, что Месо­по­та­мия была колы­бе­лью чело­ве­че­ского рода, и что шумер­ская циви­ли­за­ция пред­став­ляла первое высо­ко­раз­ви­тое обще­ство на земле, сле­дует счи­тать анти­на­уч­ным и без­до­ка­за­тель­ным.

Во-первых, изна­чально чело­век жил в Раю, а быто­пи­са­тель нигде не утвер­ждает, что Рай нахо­дился в земле Сен­наар. Из Едема, конечно же, выхо­дила река, кото­рая, затем раз­де­ля­лась на четыре, две из коих были Тигром и Евфра­том (Быт.2:14). Но где рас­по­ла­га­лись их русла до потопа, ска­зать невоз­можно.

Во-вторых, первые очер­та­ния циви­ли­за­ции воз­никли задолго до шумер­ской. Так, стро­и­те­лем города, был сын Адама, Каин (Быт.4:17). При Иувале люди уже знали музыку и поль­зо­ва­лись музы­каль­ными инстру­мен­тами (Быт.4:21). Тувал­ка­ину был изве­стен метод добычи и обра­ботки меди и железа (Быт.4:22). А первым вели­чай­шим кораб­ле­стро­и­те­лем был Ной (Быт.6:22).

Во-тре­тьих, Ной со своей семьёй выса­дился из ков­чега на тер­ри­то­рии Ара­рат­ских гор (Быт.8:4), а уже только оттуда про­изо­шло даль­ней­шее пере­се­ле­ние людей в Меж­ду­ре­чье (Быт.11:1).

Явля­ются ли месо­по­там­ские мифы и легенды пер­во­ис­точ­ни­ками рели­ги­оз­ных знаний древ­него Изра­иля?

Пред­по­ло­же­ние о том, что Авраам, пере­се­лив­шись из Ура (важ­ней­шего куль­тур­ного и эко­но­ми­че­ского центра Месо­по­та­мии) в Пале­стину, пере­нёс туда мифо­ло­ги­че­ские ска­за­ния и легенды, не имеет осно­ва­ний. Если бы пат­ри­арх верил в мифы, что заста­вило бы его, услы­шав голос Еди­ного и Истин­ного Бога, про­ме­нять наси­жен­ное место на мно­го­лет­ние стран­ство­ва­ния и ски­та­ния? А если не верил, зачем бы ему было нужно их тира­жи­ро­вать и рас­про­стра­нять?

Между свя­щен­ными биб­лей­скими тек­стами и мифами есть, разу­ме­ется, нечто общее. Однако, свя­зано это отнюдь не с заим­ство­ва­нием из мифов. Напро­тив, мифы содер­жат в себе отго­лоски тех под­лин­ных знаний, кото­рые дошли до Месо­по­та­мии по пре­ем­ству от первых людей. Писа­ние же содер­жит точные знания в необ­хо­ди­мой для нас пол­ноте.

Истин­ность Библии под­твер­жда­ется мно­же­ством фак­то­ров, чего не ска­жешь о мифах. К числу таких фак­то­ров отно­сятся десятки про­ро­честв, испол­нив­шихся с дос­ко­наль­ною точ­но­стью, про­ве­рить кото­рые не пред­став­ляет труда.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки