Волхвы

(11 голосов5.0 из 5)

 

Волхвы́ — общее название, применявшееся ранее к магам, чародеям, колдунам, астрологам (астрономия и астрология были в древности практически неразделимы). 

Одними из первых пришли поклониться рожденному Христу волхвы с Востока (Мф.2:1-12). Волхвы́ (зороастрийские или вавилонские жрецы), получившие откровение о пришествии в мир Христа, являют пример того, как человек отзывается на действие призывающей благодати. Получив откровение в виде особой звезды, явившейся в знак Рождества Христова, евангельские волхвы увидели в этом знак рождения великой Личности. Прибыв в Иерусалим они узнали от царя Ирода, что Мессии должно родиться в Вифлееме.  Явившись Иисусу Христу, преподнесли ему дары: золото (как царю), ладан (как Богу) и смирну (как человеку) (ныне хранятся на Афоне в монастыре св. Павла).

Предание говорит, что волхвов было трое. Их имена – Каспар, Мельхиор и Валтасар – впервые встречаются у прп. Беды Достопочтенного († 735). В некоторых повествованиях они описываются как представители 3-х возрастных групп и ветвей человечества: Каспар оказывается «безбородым юношей», Валтасар – «бородатым старцем», а Мельхиор – «темнокожим», происходящем из Эфиопии. Мощи волхвов в настоящее время находятся в кафедральном соборе г. Кёльн.

В Библии есть упоминания и о других волхвах. Наиболее известны Валаам, который вместо проклятия Израилю исполнился Духом Божиим и благословил его (Чис.24) и Симон Волхв, обратившийся ко Христу и просивший у апостолов благодать исцелений, предлагая за это деньги (Деян.8:9-24).

В чем состояло значение поклонения волхвов Богомладенцу Иисусу?

Поклонении волхвов показало готовность не только иудеев, но и язычников принять Иисуса Христа как Царя царей. Более того, принятие их даров, имевших, согласно Преданию, символическое значение, показало желание и готовность Самого Бога принять в число участников Нового Завета язычников, всех людей вообще (заметим, что согласно преданию Римской церкви, сообщающему о волхвах как о царях, и называющему их имена — Мельхиор, Каспар, Валтасар — эти трое являлись представителями трех возрастов и трех родоночальников послепотопного человечества (первый — старец, потомок Сима, второй — юноша, потомок Хама, третий — возмужалый, потомок Иафета) (добавим, что точное количество волхвов нам с достоверностью неизвестно: в раннехристианском искусстве изображения этого сюжета могли включать двух, трех, четырех поклоняющихся; некоторые отцы Церкви допускали, что волхвов могло быть 12; см. по этому поводу: Иванов А. И. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета)).

Вместе с тем поклонение волхвов обличило тех иудеев, которые хотя и должны были бы признать Спасителя в числе первых, но не сделали этого по ряду причин. Во времена Ветхого Завета на еврейский народ была возложена особая миссия быть хранитем веры в Единого Бога: им было «вверено слово Божие» (Рим.3:2). Проповедь ветхозаветных пророков содержала указания на время (Дан.9:24-27) и место (Мф.5:2) рождения Христа, на некоторые обстоятельства Его служения, на Его смерть и Воскресение (Ос.6:1-2). Именно поэтому иудеям, а особенно книжникам и священникам надлежало признать Мессию в первую очередь. Но они, будучи хранителями Писания, наделили его превратным смыслом. Книжники, подсказав Ироду, где должно родиться Христу, не пошли и не поклонились Ему, как, впрочем, и сам Ирод, направивший, затем, в Вифлеем палачей для убийства местных младенцев (Мф.2:16).

Рейтинг@Mail.ru