Волхвы

***

Волхвы́ — общее назва­ние, при­ме­няв­ше­еся ранее к магам, чаро­деям, кол­ду­нам, аст­ро­ло­гам (аст­ро­но­мия и аст­ро­ло­гия были в древ­но­сти прак­ти­че­ски нераз­де­лимы). 

Одними из первых пришли покло­ниться рож­ден­ному Христу волхвы с Востока (Мф.2:1–12). Волхвы́ (зоро­астрий­ские или вави­лон­ские жрецы), полу­чив­шие откро­ве­ние о при­ше­ствии в мир Христа, являют пример того, как чело­век отзы­ва­ется на дей­ствие при­зы­ва­ю­щей бла­го­дати. Полу­чив откро­ве­ние в виде особой звезды, явив­шейся в знак Рож­де­ства Хри­стова, еван­гель­ские волхвы уви­дели в этом знак рож­де­ния вели­кой Лич­но­сти. Прибыв в Иеру­са­лим они узнали от царя Ирода, что Мессии должно родиться в Виф­ле­еме.  Явив­шись Иисусу Христу, пре­под­несли ему дары: золото (как царю), ладан (как Богу) и смирну (как чело­веку) (ныне хра­нятся на Афоне в мона­стыре св. Павла).

Пре­да­ние гово­рит, что волх­вов было трое. Их имена – Каспар, Мель­хиор и Вал­та­сар – впер­вые встре­ча­ются у прп. Беды Досто­по­чтен­ного († 735). В неко­то­рых повест­во­ва­ниях они опи­сы­ва­ются как пред­ста­ви­тели 3‑х воз­раст­ных групп и ветвей чело­ве­че­ства: Каспар ока­зы­ва­ется «без­бо­ро­дым юношей», Вал­та­сар – «боро­да­тым стар­цем», а Мель­хиор – «тем­но­ко­жим», про­ис­хо­дя­щем из Эфи­о­пии. Мощи волх­вов в насто­я­щее время нахо­дятся в кафед­раль­ном соборе г. Кёльн.

В Библии есть упо­ми­на­ния и о других волх­вах. Наи­бо­лее известны Валаам, кото­рый вместо про­кля­тия Изра­илю испол­нился Духом Божиим и бла­го­сло­вил его (Чис.24) и Симон Волхв, обра­тив­шийся ко Христу и про­сив­ший у апо­сто­лов бла­го­дать исце­ле­ний, пред­ла­гая за это деньги (Деян.8:9–24).

***

В чем состо­яло зна­че­ние покло­не­ния волх­вов Богом­ла­денцу Иисусу?

Покло­не­нии волх­вов пока­зало готов­ность не только иудеев, но и языч­ни­ков при­нять Иисуса Христа как Царя царей. Более того, при­ня­тие их даров, имев­ших, согласно Пре­да­нию, сим­во­ли­че­ское зна­че­ние, пока­зало жела­ние и готов­ность Самого Бога при­нять в число участ­ни­ков Нового Завета языч­ни­ков, всех людей вообще (заме­тим, что согласно пре­да­нию Рим­ской церкви, сооб­ща­ю­щему о волх­вах как о царях, и назы­ва­ю­щему их имена — Мель­хиор, Каспар, Вал­та­сар — эти трое явля­лись пред­ста­ви­те­лями трех воз­рас­тов и трех родо­но­чаль­ни­ков после­по­топ­ного чело­ве­че­ства (первый — старец, пото­мок Сима, второй — юноша, пото­мок Хама, третий — воз­му­жа­лый, пото­мок Иафета) (доба­вим, что точное коли­че­ство волх­вов нам с досто­вер­но­стью неиз­вестно: в ран­не­хри­сти­ан­ском искус­стве изоб­ра­же­ния этого сюжета могли вклю­чать двух, трех, четы­рех покло­ня­ю­щихся; неко­то­рые отцы Церкви допус­кали, что волх­вов могло быть 12; см. по этому поводу: Иванов А. И. Руко­вод­ство к изу­че­нию книг Свя­щен­ного Писа­ния Нового Завета)).

Вместе с тем покло­не­ние волх­вов обли­чило тех иудеев, кото­рые хотя и должны были бы при­знать Спа­си­теля в числе первых, но не сде­лали этого по ряду причин. Во вре­мена Вет­хого Завета на еврей­ский народ была воз­ло­жена особая миссия быть хра­ни­тем веры в Еди­ного Бога: им было «вве­рено слово Божие» (Рим.3:2). Про­по­ведь вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков содер­жала ука­за­ния на время (Дан.9:24–27) и место (Мф.5:2) рож­де­ния Христа, на неко­то­рые обсто­я­тель­ства Его слу­же­ния, на Его смерть и Вос­кре­се­ние (Ос.6:1–2). Именно поэтому иудеям, а осо­бенно книж­ни­кам и свя­щен­ни­кам над­ле­жало при­знать Мессию в первую оче­редь. Но они, будучи хра­ни­те­лями Писа­ния, наде­лили его пре­врат­ным смыс­лом. Книж­ники, под­ска­зав Ироду, где должно родиться Христу, не пошли и не покло­ни­лись Ему, как, впро­чем, и сам Ирод, напра­вив­ший, затем, в Виф­леем пала­чей для убий­ства мест­ных мла­ден­цев (Мф.2:16).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки