Статуя, скульптура

Литература по теме

Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), как форма творчества, представляет собой один из видов изобразительного искусства, который заключается в создании произведений выполненных в объемной форме из твердых или мягких материалов, путем высечения / вырезания (обретение нужной формы путем забора лишнего материала художником) или путем лепки (наращивание нужного материала художником). Скульптурные изображения также называются изваяниями. Отдельные типы исполнения скульптуры имеют названия, отражающие тип исполнения, например, барельеф, горельеф, статуя. Чтобы подчеркнуть особенность исполнения скульптуры иногда добавляют ее характеристику – круглая скульптура, объемная скульптура, тактильная скульптура и мн. пр.

Ста́туя (лат. statua, из др.-греч. στατος — стоящий, стоячий) — один из основных видов скульптуры, изображает стоящую фигуру человека. Небольшие статуи называются статуэтками. Барельефы часто используются для оформления фасадов зданий. Скульптурные изображения, посвященные историческим событиям или персоналиям, называют также памятниками или монументами (лат. monumentum, от moneo напоминаю).

mountain cyprus 9 lg - Статуя, скульптура

Скульптура в дохристианскую эпоху

Скульптура и статуя с самого своего появления в каменном веке имела религиозный характер, о чем свидетельствуют первые образцы – статуэтка Венера Берехат Рам (дат. 230 000 лет до н. э. или ранее), найденная на Голанских высотах, а также кварцитовая статуэтка Венера Тан-Тан (дат. 200 000 лет до н. э. или ранее). Чуть позже, считается, что около 35 000 лет до н. э., появляются первые скульптуры животных, птиц. Уже в мезолитической культуре встречаются скульптуры исключительно богов и духов – бог рыб из мезолитической стоянки Лепенски-Вир в Сербии (от 8000 до 5000 г. до н. э.) или Шигирский идол (ок. 9500–7500 гг. до н. э.) на Среднем Урале, являющийся наиболее древней деревянной скульптурой. Расцвет религиозной скульптуры и соответствующих статуй начинается с неолитической эпохи – почти одновременно религиозная скульптура высокой техники исполнения появляется в долине реки Инд, в Египте и Месопотамии. В минойской культуре ок. 2000–1100 годов до н. э. расцветает не только религиозная скульптура, но и появляется традиция светских изваяний, которая испытает подъем чуть позже в классической скульптуре античности. Греческие скульптуры не появлялись вплоть до 650 г. до н. э., то есть до конца греческих «темных веков». После чего периодизация скульптурного наследия античности имеет разделение в соответствии с греко-римским античным искусством в целом: архаический период, архаическая греческая скульптура (650–500 гг. до н. э.), классический период, классическая греческая скульптура (500–323 гг. до н. э.), эллинистическая греческая скульптура (323–27 гг. до н. э.). Одновременно существовала римская скульптура, которая усваивала лучшие греческие образцы исполнения изваяний с ок. 200 г. до н. э. до 200 г. н. э.

Статуи и скульптура в христианской традиции до 1054 года

Церковное искусство отчасти переняло античные языческие образцы исполнения скульптуры, наполнив их собственным вероучительным и ценностным смыслом. Однако, история христианства сложилась иначе на западе некогда единой Римской империи и на востоке. В результате чего до 1054 года можно выделить несколько периодов изготовления скульптурных изображений религиозного или культового характера. Примерно с рубежа 400–500 годов н. э. на остатках Западной Римской империи наступает период, обозначенный историком и поэтом эпохи Возрождения Франческо Петраркой как «Темные века». Этот период длился примерно до 800‑1000 годов н. э. Начало распространения средневековой западной религиозной скульптуры связывают с ранним периодом романского искусства, появление которого, в свою очередь, связывают с личностью императора Священной Римской империи Карла Великого, а также его преемниками. Каролингская архитектура подразумевала использование скульптуры в постройке храмов, в частности горельефов (изваяние, выступающее над плоскостью фона  более чем наполовину от всего объема изображения). Однако, наиболее яркие образцы романской культуры относятся к более позднему периоду – от 1000 до 1100 годов н. э.

Утверждается, что восточная христианская традиция практически не содержит примеров самостоятельных объемных скульптурных изображений, и, как и раннехристианская скульптура, скульптура Византии – это барельефы гробниц и саркофагов, а также фасадов зданий, капителей. В редких случаях горельфы, например, горельефные статуи тетрархов IV века в Венеции1. Следует отметить, что большая часть скульптурных памятников византийского искусства сохранилась в Италии, куда они активно перевозились крестоносцами, а также генуэзскими и венецианскими купцами. Рельефные скульптурные изображения характерны и для декоративного искусства Византии. В отличие от западной скульптуры, возрождение которой связано с романским искусством, а затем последующим обращением к лучшим образцам языческого искусства, византийское искусство так и не создало выдающихся примеров объемных скульптур религиозного назначения вплоть до своей гибели в 1453 году. 

Статуя / скульптура в западной христианской традиции

На христианском западе статуя приобретает большую популярность и выполняет в храмовом убранстве католических и некоторых протестантских церквей ту же функцию, что и живописные изображения (иконы).

Возникновение храмовой скульптуры связано с каролингским возрождением в искусстве, а также с именами таких скульпторов и зодчих как Гислебертус, Бенедетто Антелами и пр. Следующим витком развития храмовой скульптуры на западе становится готическая скульптура (от 1150 до 1300 годов), которая постепенно обретает национальные черты. Наибольшего расцвета скульптура как жанр искусства в ее религиозном и светском проявлениях достигает в эпоху Возрождения в Италии с 1400 по 1600 годы, а затем и в эпоху барочной скульптуры с 1600 по 1700 годы, в частности, в трудах Бернини.

Многие протестантские деноминации пошли по пути отвержения каких-либо, в том числе и скульптурных, изображений в собственном храмовом пространстве. Современная скульптура в Римо-Католической церкви изобилует количеством стилей, подходов и вложенных в нее смыслов (например, существуют примеры изготовления скульптур Христа и святых). 

Статуя / скульптура в восточной православной традиции

Как уже было отмечено, византийская традиция практически не оставила статуй религиозного характера. При этом, мы не находим каких-либо канонов, запрещающих изготовление статуй святых, ангелов и т. д. Древнерусское искусство восприняло византийские нормы творчества и, как следствие, религиозная скульптура не получила на Руси повсеместного распространения; однако, к примеру, в ряде северных территорий такая скульптура создавалась. Таким образом, можно сказать, что в целом долгое время Русь не знала массового изготовления статуй религиозного содержания, за исключением языческих идолов, которые по формальным признакам являются скульптурами религиозного характера. Лишь в XVIII веке через западные заимствования в России постепенно возникает собственная школа скульптуры и отечественные выдающиеся скульпторы. Данные изваяния были тесным образом связаны с архитектурой. Яркими примерами такого зодчества являются скульптуры ангелов на фронтоне Исаакиевского собора и пр.

Однако необходимо отметить, что скульптура так и не стала органичной частью искусства и религиозной практики Русской Православной Церкви, оставаясь в целом исключением из правил в организации храмового убранства и пространства. Примером такого, хоть и масштабного, но исключения является деревянная религиозная скульптура Русского Севера и немногие уникальные храмовые скульптуры центральной России. Традиция деревянных изваяний в православных храмах центральной России относится по крайней мере к началу XVII веку. В частности, писцовые книги 1685 года сообщают, что в храмах и монастырях вблизи и в самом городе Боровске (ныне Калужская область) было несколько деревянных храмовых изваяний. До нас дошла лишь одна скульптура – святого Николая Чудотворца, которая как святыня хранится в кафедральном Благовещенском соборе города Боровска. Подобная традиция существовала также в Великом Новгороде и Каргополе с XV по XVII века2. Однако, нельзя говорить о том, что в средневековой Руси повсеместно существовала традиция изготовления и размещения в храмах деревянных статуй религиозного характера. На основании исследований отечественных искусствоведов Дергачева Б. А., Сидоренко Г. В., Пуцко В. Г. можно сделать вывод о четкой региональной локализации данной традиции, иными словами, некоторые регионы средневековой Руси знали данную традицию, а некоторые нет.

Другой, но более поздний, пример деревянной скульптуры на Руси – пермская деревянная скульптура (т. н. «пермские боги»), которая была популярна на территории Пермского края с конца XVII по XIX века. Данный тип скульптуры объединил в себе языческую культуру деревянных изваяний и стиль западноевропейского барокко. Пермская деревянная скульптура стала известна благодаря этнографу Н. Н. Серебренникову, который с 1923 по 1926 года организовывал 6 экспедиций по Пермскому краю в поисках старины и памятников народного искусства. Сам Серебренников отмечал, что наиболее популярным статуарным сюжетом Пермского края был «Спас в темнице» – статую Христа помещали в своеобразный вертеп из дерева, который олицетворял темницу. Отечественные исследователи П. А. Корчагин и Е. В. Шабурова указывали на то, что скульптура играла образовательную роль, наподобие той, что играли иконы – «богословие в красках» и «богословие в форме»3.

Однако, просветительская роль скульптур / статуй в православных храмах не способствовала возникновению устойчивой традиции их литургического применения. И даже наоборот, постановлением от 21 мая 1722 года Святейший Синод запретил «иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные… <…> от неискусных или злокозненных иконников выдуманные, понеже не имеем богоизбранных художников, а дерзают истесовати их сами неотесанные невежды»4. Одной из причин запрета Синод видел заимствование традиции изготовления скульптур у еретиков: «В Россию сей обычай от иноверных, а наипаче от римлян и им последующих, порубежных нам поляков вкрался»5. Однако, решение Синода не исполнялось на практике и большинство статуй оставались в храмах.

На данный момент, с середины 80‑x годов прошлого века, изготовление скульптур и статуй религиозного характера становится популярным. Однако, их размещение происходит в публичном, а не храмовом пространстве, что не позволяет говорить о них как о культовых сооружениях, но лишь как о памятных монументах. Одним из первых образцов новой религиозной скульптуры является памятник св. иконописцу-монументалисту Андрею Рублеву перед входом в Спасо-Андроников монастырь скульптора Олега Комова, изготовленный в 1985 году. Также характерны: памятник св. Елисавете Феодоровне в Марфо-Мариинской обители милосердия (Москва), памятник патр. Гермогену в Александровском саду (Москва), памятник св. благоверному князю Владимиру на Боровицкой площади (Москва). Также характерным для настоящего времени является усвоение и имплементация церковной культуры в светскую посредством скульптурных изваяний. Примером последнего являются памятники святым князьям и правителям России, чьи фигуры олицетворяют единство двух начал – гражданской и духовной власти, а также воздвижение памятников свв. Петру и Февронии Муромским, почитающихся покровителями и защитниками брака, семьи и верности в Русской Церкви, в непосредственной близи от органов ЗАГС или крупных городских храмов, где регулярно проходят венчания.


Примечания:

1 livejournal. Византийская скульптура.

2 Василий Григорьевич Пуцко, Нелли Петровна Лошкарева. Русская деревянная скульптура в Боровске.

3 Корчагин П.А., Шабурова Е.В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV – нач. XVIII В. : археологический и искусствоведческий аспекты.

4 Цит. по: Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж: Издание Западноевропейского экзархата Московской Патриархии, 1989. С. 19. Прим. 1. С. 356.

5 Там же.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka