Суеверия

***

Суеве́рие – пред­рас­су­док, сует­ная, ложная вера, кото­рой про­ти­во­по­став­ля­ется вера истин­ная; явля­ется одной из форм идо­ло­по­клон­ства.

Как пра­вило, внеш­ним обра­зом суе­ве­рие про­яв­ляет себя на пове­ден­че­ском уровне в упро­щен­ных обря­до­вых формах: исполь­зо­ва­нии талис­ма­нов, маги­че­ских жестах и прочих вещах, свя­зан­ных с апо­тро­пией (т. е. маги­че­ским риту­а­лом, пред­на­зна­чен­ным для обе­ре­га­ния от зла). Особое место в суе­ве­рии зани­мают при­меты: опре­де­лен­ным собы­тиям при­пи­сы­ва­ется про­гно­сти­че­ское зна­че­ние.

Суе­ве­рие осуж­да­ется Словом Божиим (Втор.18:10-14; 1Тим.4:7). Запо­ведь «не делай себе кумира» (Исх.20:4) воз­ла­гает на чело­века ответ­ствен­ность за то, чтобы рели­ги­оз­ное покло­не­ние не ста­но­ви­лось суе­вер­ным, чтобы оно совер­ша­лось в духе истины. К сожа­ле­нию, в исто­рии рели­гий нередки под­мены веры суе­ве­рием. «Суе­вер­ные при­меты в мир­ских людях сопро­тив­ля­ются вере в Про­мысл Божий; а в нас, мона­хах, – духов­ному разуму», пишет прп. Иоанн Лествич­ник

Осно­ва­ние суе­ве­рия заклю­ча­ется в духов­ном неве­же­стве – недо­статке пра­виль­ных рели­ги­оз­ных позна­ний, в лег­ко­мыс­лен­но­сти, а глав­ное – в сла­бо­сти или отсут­ствии истин­ной веры.

***

В чем сущ­ность суе­ве­рия?

Сущ­ность суе­ве­рия заклю­ча­ется в том, что суе­вер­ный чело­век при­над­ле­жа­щее только Богу при­пи­сы­вает тво­ре­нию и, вместо того, чтобы наде­яться на Бога, воз­ла­гает свои упо­ва­ния на тварей.

Откуда берутся суе­ве­рия?

Одна из наи­бо­лее частых причин воз­ник­но­ве­ния суе­ве­рий – малая воцер­ко­в­лен­ность. Как пра­вило, суе­вер­ные люди довольно редко ходят в храм, а если и ходят, то не раз­ви­ва­ются пра­вильно в духов­ном отно­ше­нии: редко молятся, редко читают духов­ную лите­ра­туру, редко испо­ве­ду­ются и при­ча­ща­ются Святых Хри­сто­вых Таин. Или вовсе этого не делают. Можно ска­зать, что они будто бы «зазем­ли­лись», зацик­ли­лись на мате­ри­аль­ном. Но и они в своих невзго­дах и неуря­ди­цах ищут спа­се­ния, как они это пони­мают. Таким якорем спа­се­ния для них явля­ются мате­ри­аль­ные вещи, кото­рым при­да­ется таин­ствен­ное мисти­че­ское зна­че­ние. Про­ис­хо­дит страш­ное и воис­тину сата­нин­ское дело: чело­век (образ и подо­бие Божье) начи­нает покло­няться мате­ри­аль­ным вещам, судьба кото­рых: обра­титься в прах. Так рож­да­ется суе­ве­рие – вера всуе, то есть напрас­ная сует­ли­вая вера, не при­но­ся­щая ника­кого духов­ного плода. Так раз­ви­ва­ется совре­мен­ное неоязы­че­ство. Можно ска­зать, суе­ве­рие подобно кри­вому стеклу, иска­жа­ю­щему наш взгляд.

Какие бывают суе­ве­рия?

Все суе­ве­рия делятся на несколько групп. К наи­бо­лее зна­чи­тель­ной группе при­над­ле­жат язы­че­ские суе­ве­рия. Эти суе­ве­рия напря­мую свя­заны с анти­хри­сти­ан­ским язы­че­ским миро­со­зер­ца­нием. Они имеют свои истоки в поли­те­и­сти­че­ских рели­гиях, кото­рые отри­цают бытие Еди­ного и Един­ствен­ного Бога, отвер­гают Его как Един­ствен­ного Творца мира. Вместо Бога они обо­жеств­ляют создан­ные Богом явле­ния твар­ного мира, наде­ляя их свой­ствами Боже­ства. Так воз­ни­кает масса мелких «божков», кото­рые будто бы обла­дают атри­бу­тами все­ве­де­ния, вез­де­су­щия, все­мо­гу­ще­ства, спо­соб­но­стью созда­вать мир и др., но в то же время явля­ются частью самого пре­хо­дя­щего и измен­чи­вого мира.

Напри­мер, аст­ро­ло­гия обо­жеств­ляет без­лич­ные кос­ми­че­ские объ­екты, наде­ляя их спо­соб­но­стью влиять на жизнь людей, кон­тро­ли­ро­вать и опре­де­лять чело­ве­че­ские судьбы. Но такой спо­соб­но­стью в полной мере может обла­дать лишь Созда­тель чело­века, Кото­рый знает его жизнь от момента зача­тия до смерти.

Оккуль­тизм учит о «скры­тых силах», спо­соб­ных влиять на чело­ве­че­скую жизнь, обо­жеств­ляет их, кате­го­ри­че­ски отри­цая бла­го­дат­ную силу Самого Творца Все­лен­ной.

Не объ­яс­няя вра­зу­ми­тельно при­роду скры­тых сил, оккуль­тизм оправ­ды­вает сомни­тель­ную прак­тику цели­тель­ства, якобы избав­ля­ю­щую чело­века от всех плохих жиз­нен­ных ситу­а­ций. Причем избав­ле­ние про­ис­хо­дит вне вся­кого обра­ще­ния к Богу, создав­шему чело­века и всегда спо­соб­ного прийти ему на помощь.

К наи­бо­лее модным оккульт­ным док­три­нам можно отне­сти фэн-шуй, кото­рый с помо­щью скры­тых сил помо­гает чело­веку обу­стро­ить свой дом вплоть до опре­де­ле­ния даты покупки мебели и мате­ри­ала инте­рьера.

К язы­че­ским суе­ве­риям несо­мненно при­над­ле­жит и уфо­ло­гия, смы­ка­ю­ща­яся с оккуль­тиз­мом. Она раз­вер­ты­вает сомни­тель­ное учение о тво­ре­нии чело­века неве­до­мыми при­шель­цами. Послед­ние, согласно док­три­нам уфо­ло­гов, уже давно пре­вра­ти­лись в скры­тые оккульт­ные силы, мани­пу­ли­ру­ю­щие чело­ве­ком и даже кос­мо­сом, что поз­во­ляет рас­смат­ри­вать их как язы­че­ских богов, создав­ших чело­века и управ­ля­ю­щих миром.

Менее зна­чи­тель­ные суе­ве­рия – это суе­ве­рия, рас­про­стра­нен­ные в народе. От язы­че­ских их отли­чает то, что они не пред­став­ляют целост­ного язы­че­ского миро­со­зер­ца­ния, а суще­ствуют отры­вочно и обособ­ленно, не вклю­ча­ясь в какую-либо целост­ную систему миро­по­ни­ма­ния.

Для удоб­ства их лучше назвать народ­ными, поскольку их пере­дача осу­ществ­ля­ется не от неко­его «экс­перта» язы­че­ских знаний (цели­теля, кол­дуна, оккуль­ти­ста, экс­тра­сенса или уфо­лога), а от про­стого, неосве­дом­лен­ного в рели­гии чело­века к такому же чело­веку.

Вместе с тем эти суе­ве­рия, несо­мненно, свя­заны с язы­че­ством. Их можно оха­рак­те­ри­зо­вать как неосо­знан­ное язы­че­ство, а неко­то­рые как фети­шизм, поскольку без­от­чет­ный страх чело­века перед чис­лами, датами, поступ­ками, пред­ме­тами пред­став­ляет собой тот или иной аспект язы­че­ского миро­воз­зре­ния, язы­че­ское или фети­шист­ское отно­ше­ние к миру. Так, вера в завя­зан­ные узелки, пла­точки, счаст­ли­вые или несчаст­ли­вые дни пред­по­ла­гает веру во все­мо­гу­ще­ство вещей и чисел, а значит, ведет к их обо­жеств­ле­нию.

Язы­че­ские суе­ве­рия всегда стре­ми­лись про­ник­нуть в Цер­ковь. Но Цер­ковь твердо про­ти­во­стоит им своим дог­ма­ти­че­ским уче­нием, утвер­жда­ю­щим пер­во­при­чину мира только во все­мо­гу­щем Боге. Тем не менее, для язы­че­ского созна­ния оста­ется воз­мож­ность исполь­зо­вать рели­ги­оз­ную прак­тику Церкви для своих нехри­сти­ан­ских целей. Такое исполь­зо­ва­ние Церкви не по назна­че­нию рож­дает око­ло­цер­ков­ные суе­ве­рия.

Напри­мер, исполь­зо­ва­ние бого­слу­жеб­ной прак­тики с нехри­сти­ан­скими (неду­ше­спа­си­тель­ными) целями ведет к обря­до­ве­рию. Здесь уже нет места Бого­по­зна­нию и Бого­по­чи­та­нию, поскольку бого­слу­же­ние исполь­зу­ется для дости­же­ния сию­ми­нут­ных выгод, а не для настав­ле­ния души и стя­жа­ния Боже­ствен­ной бла­го­дати. Око­ло­цер­ков­ные суе­ве­рия – всегда псевдо­хри­сти­ан­ство. Они не имеют ничего общего с хри­сти­ан­ской рели­гией, а только при­кры­вают цер­ков­ной прак­ти­кой не пре­одо­лен­ное язы­че­ское миро­воз­зре­ние.

Неко­то­рые «цер­ков­ные» суе­ве­рия:

  • Подо­брал поте­рян­ный кре­стик – взял на себя «крест» или грехи чело­века.
  • Бере­мен­ную в храме могут сгла­зить, и в ребенка все­лится бес.
  • Кре­ще­ние дает ребенку «небес­ную защиту» и исце­ляет от болез­ней.
  • Паде­ние иконы в доме – к смерти кого-то из близ­ких.
  • Если чело­веку стало плохо в храме – это потому, что он греш­ник.
  • Умер­ший на Свет­лой сед­мице (или умер­ший в храме) сразу попа­дает в рай.
  • Если зака­зать поми­наль­ную службу по живому чело­веку, он умрет.
  • На 40‑й день нужно открыть фор­точку, чтобы отпу­стить душу умер­шего.
  • Встал во время отпе­ва­ния между гробом и алта­рем – скоро умрешь.
  • Со лба покой­ного слетел венчик, а ты рядом – опять умрешь.
  • Посмот­рел из окна на ката­фалк и про­цес­сию, насту­пил на «покой­ни­чью» елку – считай, что уже помер.
  • За мытье полов после выноса тела покой­ного сорок грехов про­ща­ется.
  • Если перед погре­бе­нием усоп­шему на лицо блин поло­жить, а после похо­рон на помин­ках этим блином накор­мить свя­щен­ника, покой­нику Цар­ствие небес­ное будет.
  • Если батюшка во время испо­веди порвал бумажку «с гре­хами», грехи про­стятся.
  • Икона или кре­стик в машине защи­тит от аварии, в кошельке – от кражи денег, в доме – от пожара.
  • Если постав­лен­ная вами свеча потухла или чадит – это к несча­стью.
  • Если в святое место поме­стить запи­сочку с жела­нием, оно испол­нится.
  • Встре­тил на улице свя­щен­ника или монаха – быть беде.
  • Будешь есть вилкой в день При­ча­стия, бла­го­дать про­ткнешь.
  • После собо­ро­ва­ния три дня нельзя умы­ваться, чтобы таким обра­зом «закре­пить» дей­ствие елея.
  • Вен­чался в мае – маяться будешь.

Неко­то­рые «мир­ские» суе­ве­рия:

  • Нож со стола упадет – придет муж­чина, вилка упадет – придет жен­щина, чайная ложка упадет – придет девочка (на счет маль­чи­ков суе­ве­рия нет)
  • Попала навстречу жен­щина с пустыми вед­рами – удачи не будет.
  • Чтобы избе­жать «сглаза» (напри­мер, после похвалы), нужно посту­чать по дереву.
  • Если посы­пать моло­до­же­нов моне­тами и зерном, в доме будут водиться деньги и всегда будет доста­ток.
  • Если умер близ­кий, зана­ве­ши­вать зер­кала, чтобы не уви­деть там душу покой­ника.
  • Если потря­сти или под­бро­сить гроб с покой­ни­ком, душа покой­ного ста­но­вится ближе к небу и попа­дет в рай.
  • Если поло­жить в гроб деньги, пачку сига­рет, бутылку водки, то умер­ший ни в чем не будет нуж­даться «на том свете».

Суе­ве­рия вокруг «пре­сло­ву­той» кошки:

  • Черная кошка пере­шла дорогу – быть беде.
  • Черная кошка пере­бе­жала дорогу – быть скорой беде.
  • Если одна и та же черная кошка дважды пере­шла дорогу, значит: вари­ант 1 – второй пере­ход кошкой дороги отме­няет беду, кото­рая должна слу­читься вслед­ствие пер­вого пере­хода; вари­ант 2 – второй пере­ход кошкой дороги, наобо­рот, уси­ли­вает беду.
  • Белая кошка пере­шла дорогу – к сча­стью.

Изре­че­ния афон­ских святых и стар­цев о суе­ве­риях

прп. Паисий Свя­то­го­рец:
«Чело­веку невни­ма­тель­ному и веду­щему рас­се­ян­ный образ жизни пред­став­ля­ется, что все течет своим чере­дом. Все собы­тия явля­ются резуль­та­том слу­чай­ного сте­че­ния обсто­я­тельств… Такие люди обычно бывают в то же время суе­вер­ными. Боль­шое зна­че­ние при­дают вли­я­нию звезд на чело­ве­че­скую жизнь, следят за вся­кими глу­пыми пред­ме­тами, напри­мер: чтобы кошка не пере­бе­жала дорогу, чтобы не рас­сы­пать соль на столе, не здо­ро­ваться через порог, не спать ногами к дверям и так далее. У неко­то­рых суе­вер­ных людей коли­че­ство таких примет дости­гает огром­ного числа. Но напрасно эти люди только услож­няют свою жизнь. Если на все эти глупые суе­вер­ные при­меты не обра­щать вни­ма­ния, то будет лучше всего, ибо всем миром вообще и жизнью каж­дого чело­века, в част­но­сти, управ­ляет Бог».
«…чтобы диавол не пре­льстил нас с помо­щью фан­та­зий, вооб­ра­же­ния. Вооб­ра­же­ние — вещь хоро­шая, и если она исполь­зу­ется с толком, то обла­дает вели­кой силой. Люди, под­вер­жен­ные пре­ле­сти, вооб­ра­жают уви­ден­ное или про­чи­тан­ное ими так, как им хочется. А потом верят, что кар­тина, нари­со­ван­ная их вооб­ра­же­нием, явля­ется дей­стви­тель­ной. Для того чтобы эти несчаст­ные полу­чили помощь, им сле­дует нахо­диться под посто­ян­ным [духов­ным] наблю­де­нием, потому что диавол посто­янно обво­дит их вокруг пальца».

прп. Иосиф Исих­аст:
«Чело­век ста­но­вится посме­я­нием для бесов. И тогда они изде­ва­ются над ним с помо­щью картин и виде­ний, явле­ний и откро­ве­ний, сим­во­лов и чисел, пред­рас­суд­ков и гада­ний и целой кучи суе­ве­рий. Бог да сохра­нит от такого извра­ще­ния!».
«Итак, ум — это эконом души, кото­рый при­но­сит пищу — то, что дашь ему ты. Итак, когда он мирен и ты даешь ему что-то хоро­шее, что ему нужно, он пере­но­сит это в сердце. Сна­чала он очи­ща­ется от всех пред­рас­суд­ков, в плену кото­рых нахо­дился в миру».

прп. Нико­дим Свя­то­го­рец:
«Многие живот­ные ока­зы­ва­ются мудрее и умнее вас, ибо они, не изучая аст­ро­но­мию и не иссле­дуя дви­же­ние звезд, по своей при­роде от рож­де­ния спо­собны пред­ви­деть буду­щее …».

архи­манд­рит Фило­фей, игумен мона­стыря Кара­кал, ученик старца Ефрема Фило­фей­ского:
«Лука­вый водит людей за нос. Он стре­мится заста­вить чело­века боятся соб­ствен­ной тени, чтобы он пере­стал чув­ство­ваться себя сво­бод­ным. Вместо того, чтобы пойти в цер­ковь, он начи­нает метаться по кол­ду­нам, экс­тра­сен­сам, гадал­кам и меди­у­мам, тем самым губя свою душу».
«Сатана делает людей посме­ши­щем. Зачем нам зави­сеть от каких-то сме­хо­твор­ных «примет»? Мы должны оста­ваться такими как нас сотво­рил Бог – сво­бод­ными. Гос­подь наш Иисус Хри­стос осво­бо­дил нас от тира­нии диа­вола и смерти. Когда мы нако­нец это поймём?».
«Мы не должны бояться того, чего нам не стоит бояться. Очень печально, когда люди (порой, обра­зо­ван­ные и учёные мужи) имеют такие фобии и пси­хо­ло­ги­че­ские зави­си­мо­сти».

старец Иосиф Вато­пед­ский:
«Труд­нее отречься от страст­ных пред­став­ле­ний, жела­ний и «пред­рас­суд­ков», как назы­вают отцы дей­ствен­ные грехи, кото­рые суще­ствуют как при­вычки и вос­по­ми­на­ния в разум­ной части нашего суще­ства, а глав­ным обра­зом, в самом нашем сердце».

cвт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов):
Тогда только вера свята и истинна, когда она – вера в святую Истину, когда она – вера, при­не­сен­ная на землю воче­ло­ве­чив­шейся Боже­ствен­ной Исти­ной, Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом. Всякая другая вера, кроме веры в святую Истину, есть суе­ве­рие. Плоды суе­ве­рия – поги­бель. Такая вера осуж­дена Богом: ею веруют идо­ло­по­клон­ники в своих куми­ров, мусуль­мане в лже­про­рока Маго­мета и Коран, ере­тики в свои бого­хуль­ные дог­маты и в своих ере­си­ар­хов, раци­о­на­ли­сты в падший разум чело­ве­че­ский. Ею будут веро­вать в анти­хри­ста его после­до­ва­тели.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки