Венчание

См. раз­делы ТАИН­СТВО БРАКА, ЛЮБОВЬ И СЕМЬЯ

***

Венча́ние – бого­слу­же­ние, во время кото­рого совер­ша­ется Таин­ство Брака: бла­го­слов­ля­ется и освя­ща­ется брач­ный союз во образ союза Христа и Его Церкви. В вен­ча­нии хри­сти­ане увен­чи­вают свой союз бла­го­сло­ве­нием Бога на сов­мест­ную жизнь.

Венчание

Вен­ча­ние совер­ша­ется свя­щен­ни­ком (очень редко архи­ереем), причем при­нято, чтобы свя­щен­ник был из белого (немо­на­ше­ству­ю­щего) духо­вен­ства.

В прак­тике Пра­во­слав­ной Церкви вен­ча­ние при­нято совер­шать после обряда обру­че­ния, иногда они могут быть раз­де­лены вре­ме­нем.

Вен­ча­ние раз­ре­ша­ется совер­шать и над всту­па­ю­щими во второй брак, однако чин вто­ро­брач­ного вен­ча­ния менее тор­же­стве­нен, с чте­нием пока­ян­ных молитв. При особых ситу­а­циях может быть дано бла­го­сло­ве­ние на третий брак — но уже без вен­ча­ния. 

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви вен­ча­ние не совер­ша­ется во все посты, на Пас­халь­ной неделе, на свят­ках, в дни нака­нуне дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков и вос­кре­се­нья (т.е. в суб­боту), а также нака­нуне среды и пят­ницы (т.е. во втор­ник и чет­верг). См. Кален­дарь вен­ча­ний.

***

Почему перед вен­ча­нием тре­бу­ется офи­ци­аль­ная реги­стра­ция брака?

  • Юри­ди­че­ская справка. Граж­дан­ский брак — это офи­ци­ально заклю­чён­ный брак. Иное име­ну­ется сожи­тель­ством, в цер­ков­ном лек­си­коне — блудом.
  • Брак в Таин­стве не заклю­ча­ется; в Вен­ча­нии закон­ный брак вос­пол­ня­ется бла­го­да­тью Божией на сози­да­ние семьи как домаш­ней церкви. До 1917 года брак и заклю­чался (реги­стри­ро­вался) в церкви. Поэтому после­до­ва­тель­ность должна быть обыч­ная: сна­чала билет, а уже потом балет. :)
  • Если кто-то счи­тает, что “штамп в пас­порте” не имеет зна­че­ния, то ничто не мешает ему всту­пить в закон­ный брак и взять на себя юри­ди­че­скую ответ­ствен­ность за жену и буду­щих детей. Если же он отка­зы­ва­ется это делать, то значит для него это важное пре­пят­ствие, а не мелочь.
  • 92% женщин, состо­я­щих в блуд­ном сожи­тель­стве, счи­тают себя замуж­ними, а 85 % мужчин, состо­я­щих в нём же, счи­тают себя холо­стыми!
  • Муж­чина тра­ди­ци­онно пред­ла­гал жен­щине руку и сердце. Сна­чала руку – пол­ноту ответ­ствен­но­сти и только потом сердце – чув­ства.

Гаран­ти­рует ли вен­ча­ние кре­пость брака?

Вен­ча­ние подаёт дар Боже­ствен­ной бла­го­дати, но только от супру­гов зави­сит, что они будут делать с ним: разо­вьют или поте­ряют.

Для вен­ча­ния необ­хо­димо

  • жениху и неве­сте быть воцер­ко­в­лён­ными хри­сти­а­нами (вер­ными);
  • заре­ги­стри­ро­вать брак в ЗАГСе (сна­чала брак заклю­ча­ется, а уже потом освя­ща­ется; невоз­можно освя­тить то, чего ещё нет);
  • пред­ва­ри­тель­ное собе­се­до­ва­ние со свя­щен­ни­ком;
  • вен­чаль­ную пару икон – Спа­си­теля и Божией Матери. 
  • вен­чаль­ные свечи – про­да­ются в Цер­ков­ной лавке;
  • рушник (вен­чаль­ное поло­тенце) — одно­тон­ное: белое (для пости­ла­ния под ноги). Доста­точно длин­ное, чтобы стоять на нем вдвоем;
  • обру­чаль­ные кольца. По Цер­ков­ному уставу кольца должны быть из разных метал­лов: кольцо жениха – золо­тое, кольцо неве­сты – сереб­ря­ное (жела­тельно это соблю­сти).

Сто­и­мость вен­ча­ния

Все цер­ков­ные Таин­ства не могут иметь сто­и­мо­сти, а совер­ша­ются за пожерт­во­ва­ние. Во многих храмах указан реко­мен­ду­е­мый его размер.

Жениху и неве­сте необ­хо­димо

  • испо­ве­до­ваться нака­нуне вен­ча­ния (жела­тельно по окон­ча­нии вечер­него бого­слу­же­ния);
  • прийти в храм в день вен­ча­ния к началу Боже­ствен­ной Литур­гии и при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Тайн;
  • быть с натель­ными кре­сти­ками (как всегда).

Тре­бо­ва­ния к сви­де­те­лям

  • в доре­во­лю­ци­он­ной России цер­ков­ный брак обла­дал юри­ди­че­ской силой, поэтому вен­ча­ние обя­за­тельно совер­ша­лось при пору­чи­те­лях — в народе их назы­вали друж­ками или шафе­рами, а в бого­слу­жеб­ных книгах — вос­при­ем­ни­ками; пору­чи­тели под­твер­ждали своими под­пи­сями акт вен­ча­ния в мет­ри­че­ской книге; они, как пра­вило, хорошо знали жениха и неве­сту, пору­ча­лись за них;
  • в насто­я­щее время нали­чие сви­де­те­лей явля­ется не обя­за­тель­ным, но жела­тель­ным  усло­вием для совер­ше­ния Таин­ства Брака, это тра­ди­ция, а не канон: их при­сут­ствие опре­де­ля­ется жела­нием жениха и неве­сты;
  • совре­мен­ная роль сви­де­те­лей — духовно под­дер­жи­вать всту­па­ю­щих в брак молит­вой и сове­тами, осно­ван­ными на опыте своего бла­го­че­сти­вого хри­сти­ан­ского брака;
  • жела­тельно найти сви­де­те­лей, кото­рые пра­во­славны и бого­лю­бивы,  а значит воцер­ко­в­лены; 
  • пору­чи­те­лями на вен­ча­нии не могут стать раз­ве­ден­ные супруги или люди, живу­щие в «граж­дан­ском» (не заре­ги­стри­ро­ван­ном в ЗАГСе) браке. Первые, не сохра­нив бла­го­дати, полу­чен­ной ими в Таин­стве вен­ча­ния и являя собой дурной пример для бра­чу­ю­щихся, не могут быть вер­ными настав­ни­ками для созда­ва­е­мой семьи. Вторые же, живя во блуде, вообще не могут при­сту­пать к цер­ков­ным Таин­ствам, пока не пре­кра­тят бого­про­тив­ных отно­ше­ний.

Неко­то­рые осо­бен­но­сти одежды неве­сты

  • у неве­сты должен быть голов­ной убор, покры­ва­ю­щий голову (фата или платок);
  • плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
  • платье – белого цвета. Если же вен­ча­ются люди, уже про­жив­шие в браке какое-то время, или всту­пают в повтор­ный брак, то белого наряда неве­сте уже не поло­жено; 
  • кос­ме­тика – в мини­маль­ном коли­че­стве.
  • т.к. вам пред­стоит в день вен­ча­ния быть еще и на Литур­гии, то в сово­куп­но­сти, по вре­мени, это займет несколько часов. Чтобы вам было удобно, поду­майте о ком­форт­ной обуви.

Воз­раст вен­ча­ю­щихся

  • нижним воз­раст­ным пре­де­лом для совер­ше­ния Таин­ства Вен­ча­ния стоит счи­тать наступ­ле­ние граж­дан­ского совер­шен­но­ле­тия, когда воз­можно заклю­че­ние брака в ЗАГСе;
  • в цер­ков­ном брач­ном праве уста­нов­лен и высший предел для вступ­ле­ния в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет. Данное пра­вило не при­ме­ня­ется для уже живу­щих в браке.

Цер­ковь не освя­щает союз между или с …

  • ино­вер­цами – пред­ста­ви­те­лями нехри­сти­ан­ских рели­гий (напри­мер, мусуль­ма­нами). Не хри­сти­а­нин не может участ­во­вать в пра­во­слав­ном таин­стве, каким явля­ется вен­ча­ние.
  • некре­ще­ными;
  • ате­и­стами, пусть даже и кре­щё­ными;
  • людьми, состо­я­щими в кров­ном и духов­ном род­стве;
  • людьми, чья офи­ци­ально под­твер­жден­ная душев­ная болезнь, лишает их воз­мож­но­сти сво­бодно и осо­знанно про­яв­лять свою волю.
  • пра­во­слав­ные, при нали­чии раз­ре­ше­ния, могут соче­таться браком с ино­слав­ными (с като­ли­ками, про­те­стан­тами, люте­ра­нами, армяно-гри­го­ри­а­нами) при усло­вии, что их дети будут кре­щены и вос­пи­таны в Пра­во­сла­вии. В особых слу­чаях может быть сде­лано исклю­че­ние в отно­ше­нии кон­фес­си­о­нально-сме­шан­ных браков. Бла­го­сло­ве­ние на это может дать только пра­вя­щий архи­ерей;
  • состо­я­щими: в кров­ном род­стве (вплоть до чет­вер­той сте­пени род­ства, напри­мер, с тро­ю­род­ным братом или сест­рой); в духов­ном род­стве (если жела­ю­щие всту­пить в брак явля­ются крест­ными у одного и того же чело­века или желают всту­пить в брак с крест­ни­ком).

Вступ­ле­ние в брак с духов­ным лицом

  • если вашим избран­ни­ком явля­ется чело­век, решив­ший стать свя­щен­ни­ком, то заклю­че­ние вашего брака воз­можно только до момента руко­по­ло­же­ния вашего жениха, т.е. до при­ня­тия им свя­щен­ного сана;
  • вы не можете всту­пить в брак с мона­хом или мона­хи­ней в силу данных ими обетов Богу.

Пове­де­ние в Храме во время Таин­ства Вен­ча­ния

  • Таин­ство Вен­ча­ния – не просто обряд, это – молитва; отне­си­тесь с вни­ма­нием и бла­го­го­ве­нием к молит­вам, кото­рые про­из­но­сятся свя­щен­ни­ком:  в тече­ние всего Таин­ства Цер­ковь почти ни о ком больше не молится, как только о женихе и неве­сте (и одна молитва «за вос­пи­тав­ших роди­те­лей);
  • все при­сут­ству­ю­щие при вен­ча­нии, по мере сил (молит­вами, своими сло­вами и мыс­лями), должны молиться о тех двоих, кто всту­пает в брак;
  • по воз­мож­но­сти воз­дер­жи­тесь от лишних раз­го­во­ров.

 Тра­ди­ция роди­тель­ского бла­го­сло­ве­ния 

  • жених и его роди­тели при­хо­дят в дом роди­те­лей неве­сты и просит у них руки дочери; 
  • при согла­сии на брак, роди­тели с обеих сторон  бла­го­слов­ляют моло­дых на семей­ный союз: жениха иконой Христа Спа­си­теля,  девушку – иконой Пре­свя­той Бого­ро­дицы; 
  • моло­дые осе­няют себя крест­ным зна­ме­нем и целуют святые образа; 
  • вручая иконы, роди­тели гово­рят о том, что время вос­пи­та­ния детей для них окон­чено и они с верой и надеж­дой вве­ряют детей своих все­силь­ному заступ­ни­че­ству Гос­пода и Матери Божией; 
  • иконы, после Вен­ча­ния, ставят в крас­ном углу, в доме, где будут жить жених и неве­ста — это первые иконы их семей­ного ико­но­стаса.
  • Если кого-нибудь из роди­те­лей нет в живых, то бла­го­слов­ляет остав­шийся в живых;
  • Если роди­тели против брака и не хотят давать бла­го­сло­ве­ния, то сле­дует обра­титься к духов­нику и спро­сить его совета, насколько обос­но­вано мнение роди­те­лей, осно­вано оно на эго­изме или жиз­нен­ном опыте и рас­су­ди­тель­но­сти.

Почему вен­чают в пост­ные дни: среду и пят­ницу?

  • За вен­ча­нием сле­дует брач­ная ночь. Если вен­чаться во втор­ник или в чет­верг, то брач­ная ночь попа­дает на время одно­днев­ных постов среды и пят­ницы, что недо­пу­стимо.
  • При вен­ча­нии в среду/пятницу брач­ная ночь насту­пает в период, когда период поста закон­чился (вечер среды и вечер пят­ницы).

Крат­кое опи­са­ние Обру­че­ния

  • Обряд обру­че­ния (пред­ше­ствует Таин­ству Вен­ча­ния) – скреп­ляет вза­им­ные обе­ща­ния всту­па­ю­щих в Брак и зна­ме­нует собой то, что Брак совер­ша­ется перед лицом Божиим, в Его при­сут­ствии, по Его все­бла­гому Про­мыслу и усмот­ре­нию.
  • Обряд начи­на­ется каж­де­нием. Свя­щен­ник трижды бла­го­слов­ляет жениха, кото­рый каждый раз осе­няет себя крест­ным зна­ме­нием, затем неве­сту, про­из­нося: «Во Имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа» и дает им зажжен­ные свечи. Свечи зна­ме­нуют чистую и пла­мен­ную любовь, цело­муд­рие жениха и неве­сты и бла­го­дать Божию.
  • Про­из­но­сятся молитвы, сла­вя­щие Гос­пода; молитвы о бра­чу­ю­щихся от лица всех при­сут­ству­ю­щих в Храме. Затем, по пове­ле­нию свя­щен­ника, все при­сут­ству­ю­щие пре­кло­няют свои головы перед Гос­по­дом, в ожи­да­нии от него духов­ного бла­го­сло­ве­ния. Свя­щен­ник тайно читает молитву, после чего наде­вает кольцо жениху,  трое­кратно осеняя его кре­сто­об­разно, и неве­сте. После бла­го­сло­ве­ния вен­ча­ю­щи­еся обме­ни­ва­ются коль­цами три раза в честь и славу Пре­свя­той Троицы, Кото­рая все совер­шает и утвер­ждает.
  • Про­из­но­сится молитва Гос­поду о том, чтобы Он Сам бла­го­сло­вил и утвер­дил Обру­че­ние и послал Ангела Хра­ни­теля жениху и неве­сте в их новой жизни.

Крат­кое опи­са­ние Вен­ча­ния

  • Следуя за свя­щен­ни­ком с кадиль­ни­цей, жених и неве­ста с зажжен­ными све­чами входят на сере­дину храма. Хор встре­чает их пением, про­слав­ля­ю­щим бла­го­слов­лён­ное Богом супру­же­ство.
  • Перед ана­лоем (на кото­ром лежат крест, Еван­ге­лие и венцы) разо­стлан на полу белый плат. На него ста­но­вятся вен­ча­ю­щи­еся. Свя­щен­ник задает вопросы жениху (потом неве­сте) –   под­твер­ждают ли они сво­бод­ное и непри­нуж­ден­ное жела­ние всту­пить в брак и отсут­ствие в про­шлом со сто­роны каж­дого из них обе­ща­ния тре­тьему лицу всту­пить с ним в брак.
  • Свя­щен­ник воз­гла­шает бла­го­сло­ве­ние, затем – про­из­но­сится екте­ния . 
  • Далее сле­дуют три молитвы, в кото­рых свя­щен­ник просит у Гос­пода бла­го­сло­вить этот брак и даро­вать  детей. 
  • По окон­ча­нии молитв свя­щен­ник венцом зна­ме­нует жениха, дает ему поце­ло­вать образ Спа­си­теля, при­креп­лен­ный к перед­ней части венца и про­из­но­сит: «Вен­ча­ется раб Божий….». На венце неве­сты при­креп­лен образ Пре­свя­той Бого­ро­дицы.
  • Укра­шен­ные вен­цами бра­чу­ю­щи­еся пред­стоят лицу Бога, ожидая бла­го­сло­вени Божия. Воз­гла­ше­ние: «Гос­поди, Боже наш, славою и честью венчай их!” про­из­но­сится свя­щен­ни­ком трижды с трое­крат­ным бла­го­сло­ве­нием жениха и неве­сты.
  • По воз­мож­но­сти гости без­молвно помо­гают свя­щен­нику, повто­ряя: “Гос­поди, Боже наш! Славою и честью венчай их!”. 
  • Затем чита­ется Посла­ние к Ефе­ся­нам (Еф.5:20–33), в кото­ром брач­ный союз упо­доб­ля­ется союзу Христа и Церкви. 
  • Чита­ется Еван­ге­лие от Иоанна (Ин.2:1–11) о Божьем бла­го­сло­ве­нии супру­же­ского союза и освя­ще­нии его. 
  • Про­из­но­сится екте­ния.
  • После воз­гла­ше­ния: «И спо­доби нас, Вла­дыко, со дерз­но­ве­нием неосуж­денно смети при­зы­вати Тебе…» все при­сут­ству­ю­щие на Таин­стве поют «Отче Наш». В знак покор­но­сти и пре­дан­но­сти Гос­поду жених и неве­ста пре­кло­няют головы под вен­цами. 
  • При­но­сится чаша обще­ния (с крас­ным вином) и свя­щен­ник бла­го­слов­ляет ее на вза­им­ное обще­ние мужа и жены. Они трое­кратно, по гло­точ­кам, отпи­вают общего вина, после чего свя­щен­ник соеди­няет правую руку мужа с правой рукой жены, покры­вает руки их епи­тра­хи­лью и поверх нее кладет свою руку, зна­ме­нуя то, что муж полу­чает жену от самой Церкви, соеди­ня­ю­щей их во Христе навеки.
  • Зна­ме­нуя супру­же­ство, как вечное шествие рука об руку, три раза обво­дит свя­щен­ник ново­брач­ных вокруг аналоя с пением тро­па­рей: «Исаие, ликуй…», «Святии муче­ницы» и «Слава тебе, Христе Боже, апо­сто­лов похвале…». По окон­ча­нии тор­же­ствен­ного шествия, свя­щен­ник сни­мает венцы с супру­гов и обра­ща­ется к ним с при­вет­ствен­ными сло­вами.
  • Далее сле­дует молитва к Гос­поду о вос­при­ня­тии венцов ново­брач­ных неосквер­нен­ными и непо­роч­ными в Цар­ствии Божием. Вторая молитва (с пре­кло­не­нием голов ново­брач­ных) – эти же про­ше­ния запе­чат­ле­ва­ются именем Святой Троицы и иерей­ским бла­го­сло­ве­нием.
  • Цело­муд­рен­ный поце­луй вен­ча­ю­щихся – сви­де­тель­ство святой и чистой любви друг к другу.
  • Теперь ново­брач­ных под­во­дят к цар­ским вратам, где жених целует икону Спа­си­теля, а неве­ста — образ Божией Матери; затем они меня­ются местами и снова при­кла­ды­ва­ются к иконам. Здесь же свя­щен­ник дает им крест для цело­ва­ния и вру­чает им две иконы: жениху — образ Спа­си­теля, неве­сте — образ Пре­свя­той Бого­ро­дицы.

Псев­до­цер­ков­ные суе­ве­рия, свя­зан­ные с вен­ча­нием

  • млад­шим братьям/сестрам нельзя выхо­дить замуж раньше, чем стар­шие;
  • нельзя вен­чаться будучи бере­мен­ной;
  • нельзя соче­таться браком и вен­чаться в висо­кос­ный год;
  • упав­шее кольцо или погас­шая вен­чаль­ная свеча – пред­ве­щают все­воз­мож­ные непри­ят­но­сти, труд­ную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супру­гов;
  • тот из бра­чу­ю­щихся, кто первым всту­пит на рас­сте­лен­ное поло­тенце, будет всю жизнь гла­вен­ство­вать в семье;
  • тот, чья свеча после таин­ства ока­жется короче, тот и раньше умрет;
  • нельзя вен­чаться в мае, “будешь потом всю жизнь маяться”.

Как можно раз­вен­чаться?

  • Рас­тор­же­ние бла­го­слов­лен­ного Богом Брака — боль­шой грех, поэтому такого поня­тия как “раз­вен­ча­ние” не суще­ствует. Бла­го­сло­вить грех невоз­можно, Сам Спа­си­тель запо­ве­дал: что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­чает (Мф.19:6). В пра­во­сла­вии вообще нет раз­ру­ша­ю­щих обря­дов: рас­кре­щи­ва­ния, раз­вен­чи­ва­ния, извер­же­ния из сана. То, что дается бого­слу­жебно, пре­кра­ща­ется реше­нием архи­ерея.
  • Если первый брак фак­ти­че­ски рас­пался, то неви­нов­ной сто­роне может быть дано бла­го­сло­ве­ние на второй брак, в край­нем случае и на третий, но не более. Бла­го­сло­ве­ние может дать только епар­хи­аль­ный архи­ерей, но не свя­щен­ник. 
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки