Супру­же­ство

См. раздел ЛЮБОВЬ И СЕМЬЯ

***

Супру́жество — 1) брач­ный союз, брак; 2) брач­ная жизнь; 3) брач­ные отно­ше­ния.

***

Явля­ется ли брач­ная жизнь менее достой­ной и воз­вы­шен­ной, чем мона­ше­ская?

Мона­ше­ство издревле почи­та­ется Цер­ко­вью как вер­ней­ший путь вос­хож­де­ния чело­века к Богу. Оно воз­никло в первые века суще­ство­ва­ния Церкви, но его про­об­раз был явлен людям уже во вре­мена Вет­хого Завета. Типич­ным при­ме­ром в данном отно­ше­нии служит жизнь неко­то­рых вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков, а осо­бенно ярким при­ме­ром — жизнь Пред­течи Гос­подня, свя­того Иоанна Кре­сти­теля.

Осно­ва­ния для утвер­жде­ния Цер­ко­вью инсти­тута мона­ше­ства нахо­дятся в самой жизни и в учении Гос­пода Иисуса Христа. Как известно, Он не был женат, был цело­муд­рен, не зани­мался стя­жа­тель­ством, пре­бы­вал в послу­ша­нии Богу (по чело­ве­че­скому есте­ству).

Но значит ли это, что хри­сти­а­нин вправе отно­ситься к браку с неко­то­рым пре­не­бре­же­нием? Отнюдь нет.

Как известно, одной из первых запо­ве­дей, про­зву­чав­шей из уст Все­дер­жи­теля в отно­ше­нии пра­ро­ди­те­лей, была запо­ведь о рож­де­нии детей (Быт.1:28). Тогда же, на заре исто­рии чело­ве­че­ства, Бог выска­зался о браке довольно опре­де­ленно: «оста­вит чело­век отца своего и мать свою и при­ле­пится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт.2:24). Впо­след­ствии эти слова повто­рил Сам Гос­подь Иисус Хри­стос (Мк.10:7–8).

Не лишне заме­тить, что первое засви­де­тель­ство­ван­ное Еван­ге­лием чудо, совер­шен­ное Спа­си­те­лем, было сотво­рено во время Его при­сут­ствия на брач­ном тор­же­стве. В пользу воз­вы­шен­но­сти супру­же­ских отно­ше­ний гово­рит и тот факт, что во вре­мена Вет­хого Завета под обра­зом брака пред­став­лялся союз между Богом и Изра­и­лем, а во вре­мена Нового Завета под сим­во­лом отно­ше­ний жениха и неве­сты (Мф.25:1), под сим­во­лом брака был пред­став­лен союз Христа и Его Церкви (Еф.5:25).

Почему же многие веру­ю­щие, стре­мя­щи­еся к упо­доб­ле­нию Богу и еди­не­нию с Ним, выби­рают не супру­же­скую стезю, но мона­ше­ский путь? В какой-то мере отве­том на этот вопрос могут слу­жить слова апо­стола Павла, обна­ру­жи­ва­ю­щие раз­ницу между замуж­ними и неза­муж­ними женами: «неза­муж­няя забо­тится о Гос­под­нем, как уго­дить Гос­поду, чтобы быть святою и телом и духом; а замуж­няя забо­тится о мир­ском, как уго­дить мужу» (1Кор.7:34).

Мона­ше­ская жизнь, по своему устро­е­нию, и дей­стви­тельно осво­бож­дает подвиж­ника от многих забот и обя­зан­но­стей, накла­ды­ва­е­мых семей­ными узами. Это даёт ему воз­мож­ность посвя­щать больше вре­мени на обще­ние с Богом, на совер­ше­ние таких подви­гов веры, кото­рые трудно увя­зы­ва­ются с пра­ви­лами пол­но­цен­ной супру­же­ской жизни (отшель­ни­че­ство, столп­ни­че­ство, мол­чаль­ни­че­ство и др.).

Однако под­лин­ным мона­хом явля­ется всё же не тот, кто при­ни­мает мона­ше­ские обеты и обла­ча­ется в соот­вет­ству­ю­щие одежды, но тот, кто своими мыс­лями, жела­ни­ями, делами дей­стви­тельно соот­вет­ствует этому высо­кому званию. Впро­чем, пра­вед­ность, свя­тость дости­жима и в супру­же­стве, тогда, напри­мер, когда семья ста­но­вится малою цер­ко­вью.

***

См. БРАК

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки