Главная » Алфавитный раздел » С » Супружество

Супружество

(4 голоса: 5 из 5)

См. раздел ЛЮБОВЬ И СЕМЬЯ

 

Супру́жество — 1) брачный союз, брак; 2) брачная жизнь; 3) брачные отношения.

Является ли брачная жизнь менее достойной и возвышенной, чем монашеская?

Монашество издревле почитается Церковю как вернейший путь восхождения человека к Богу. Оно возникло в первые века существования Церкви, но его прообраз был явлен людям уже во времена Ветхого Завета. Типичным примером в данном отношении служит жизнь некоторых ветхозаветных пророков, а особенно ярким примером — жизнь Предтечи Господня, святого Иоанна Крестителя.

Основания для утверждения Церковью института монашества находятся в самой жизни и в учении Господа Иисуса Христа. Как известно, Он не был женат, был целомудрен, не занимался стяжательством, пребывал в послушании Богу (по человеческому естеству).

Но значит ли это, что христианин вправе относиться к браку с некоторым пренебрежением? Отнюдь нет.

Как известно, одной из первых заповедей, прозвучавшей из уст Вседержителя в отношении прародителей, была заповедь о рождении детей (Быт.1:28). Тогда же, на заре истории человечества, Бог высказался о браке довольно определенно: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт.2:24). Впоследствии эти слова повторил Сам Господь Иисус Христос (Мк.10:7-8).

Не лишне заметить, что первое засвидетельствованное Евангелием чудо, совершенное Спасителем, было сотворено во время Его присутствия на брачном торжестве. В пользу возвышенности супружеских отношений говорит и тот факт, что во времена Ветхого Завета под образом брака представлялся союз между Богом и Израилем, а во времена Нового Завета под символом отношений жениха и невесты (Мф.25:1), под символом брака был представлен союз Христа и Его Церкви (Еф.5:25).

Почему же многие верующие, стремящиеся к уподоблению Богу и единению с Ним, выбирают не супружескую стезю, но монашеский путь? В какой-то мере ответом на этот вопрос могут служить слова апостола Павла, обнаруживающие разницу между замужними и незамужними женами: «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1Кор.7:34).

Монашеская жизнь, по своему устроению, и действительно освобождает подвижника от многих забот и обязанностей, накладываемых семейными узами. Это даёт ему возможность посвящать больше времени на общение с Богом, на совершение таких подвигов веры, которые трудно увязываются с правилами полноценной супружеской жизни (отшельничество, столпничество, молчальничество и др.).

Однако подлинным монахом является всё же не тот, кто принимает монашеские обеты и облачается в соответствующие одежды, но тот, кто своими мыслями, желаниями, делами действительно соответствует этому высокому званию. Впрочем, праведность, святость достижима и в супружестве, тогда, например, когда семья становится малою церковью.

См. БРАК