Святая Русь

***

Русь свята́я — опре­де­ле­ние, сфор­ми­ро­вав­ше­еся и под­дер­жи­ва­е­мое со вре­мени рас­цвета Пра­во­сла­вия на тер­ри­то­рии Древ­ней Руси; содер­жа­щее и обна­ру­жи­ва­ю­щее рели­ги­оз­ную оценку исто­рии Пра­во­сла­вия и осу­ществ­ле­ния хри­сти­ан­ской миссии Русью как госу­дар­ством.

***

Чем свята Русь?

По пре­да­нию, первая Еван­гель­ская про­по­ведь для насе­ле­ния, жив­шего на тер­ри­то­рии древ­ней Руси, про­зву­чала из уст свя­того апо­стола Андрея Пер­во­зван­ного. Впо­след­ствии здесь про­по­ве­до­вали Хри­стово учение святые рав­ноап­о­столь­ные братья Кирилл и Мефо­дий. Мощ­ней­ший импульс к рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ства на Руси дал, в 988 году, святой князь Вла­ди­мир (см.: Кре­ще­ние Руси).

С этого вре­мени хри­сти­ан­ство быстро при­об­рело статус пре­об­ла­да­ю­щей рели­гии: язы­че­ство шаг за шагом утра­чи­вало своё былое вли­я­ние, хотя отдель­ные его пере­житки, в том числе суе­ве­рия, так и не были иско­ре­нены. Стро­и­лось мно­же­ство Пра­во­слав­ных храмов, воз­во­ди­лись оби­тели. Вскоре Пра­во­слав­ная вера стала той жиз­нен­ной духов­ной средой, в рамках кото­рой фор­ми­ро­ва­лась рус­ская куль­тура, той духов­ной осно­вой, на кото­рой созда­ва­лось обще­на­род­ное един­ство.

Уже вскоре после «кре­ще­ния Руси» при князе Вла­ди­мире Русь стала являть Богу и миру почи­та­е­мых пра­вед­ни­ков (как то: святые князья Борис и Глеб; святой Феодор, епи­скоп Ростов­ский; свя­ти­тели Иоаким, Лука и Герман, Нов­го­род­ские чудо­творцы; пре­по­доб­ный Моисей Угрин; святая бла­го­вер­ная вели­кая кня­гиня Анна; святой князь Вла­ди­мир Яро­сла­во­вич; пре­по­доб­ный Ефрем Ново­торж­ский…). Впо­след­ствии Русь про­си­яла такими вели­кими све­тиль­ни­ками как Сергий Радо­неж­ский, Сера­фим Саров­ский, Иоанн Крон­штадт­ский и пр.

При­ме­ча­тельно, что тогда как от Пра­во­сла­вия отко­ло­лась Запад­ная Цер­ковь, а на Востоке пра­во­слав­ное насе­ле­ние тер­пело при­тес­не­ния со сто­роны мусуль­ман, на Руси оно имело твёр­дую точку опоры: раз­ви­ва­лось мона­ше­ство, цер­ков­ная лите­ра­тура, ико­но­гра­фия и другие отрасли хри­сти­ан­ского дела­ния.

Можно ли говорить о «русском Православии» как об особенной ветви вселенского Православия?

Пра­во­сла­вие едино, как едина Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, един её Глава Гос­подь Иисус Хри­стос, едино учение веры, едины Цер­ков­ные Таин­ства, едины вели­чай­шие свя­тыни, едина общая цель и надежда.

Отно­си­тельно наци­о­наль­но­стей, все перед Богом равны. На этот счёт Цер­ковь учит опре­де­ленно: «Здесь нет раз­ли­чия между Иудеем и Елли­ном» (Рим.10:12), «Нет уже Иудея, ни языч­ника» (Гал.3:28). Чело­век про­слав­ля­ется или осуж­да­ется Богом не по наци­о­наль­ному при­знаку, а по духовно-нрав­ствен­ному состо­я­нию, жела­нию и готов­но­сти сле­до­вать за Хри­стом.

Номи­наль­ная при­над­леж­ность веру­ю­щего к госу­дар­ству, обо­зна­ча­е­мого как Святая Русь, не делает его авто­ма­ти­че­ски святым — скорее накла­ды­вает допол­ни­тель­ные рели­ги­озно-нрав­ствен­ные обя­за­тель­ства, усу­губ­ляет ответ­ствен­ность.

Разу­ме­ется, этим дово­дом отнюдь не отри­ца­ется особая роль Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, как одной из Помест­ных Церк­вей, в деле хра­не­ния, укреп­ле­ния и рас­про­стра­не­ния веры на земле.

Хри­сти­ан­ское исполь­зо­ва­ние этого наиме­но­ва­ния под­ра­зу­ме­вает не пре­воз­но­ше­ние над дру­гими наро­дами, а личную ответ­ствен­ность хри­сти­а­нина, чту­щего подвиг пред­ков, посвя­тив­ших себя Христу, и стре­мя­ще­гося соот­вет­ство­вать их духов­ному уровню.

***

cвя­щен­ник Сергий Желуд­ков
О святой Руси. Один совре­мен­ный мудрец сказал: «Плохо будет народу, кото­рый сам себя назы­вает святым». Свя­того народа нет, есть святые в народе — в каждом народе.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки