Крещение Руси

См. Мифы и исто­ри­че­ские факты о Кре­ще­нии Руси

Ссылки на труды о Кре­ще­нии Руси:

***

Креще́ние Руси́ — 1) вве­де­ние и рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ства как един­ственно истин­ной веры, осу­ществ­лен­ное на тер­ри­то­рии Древ­ней Руси по ини­ци­а­тиве и под непо­сред­ствен­ным руко­вод­ством свя­того князя Вла­ди­мира в 988 г., 2) сово­куп­ность всех вообще исто­ри­че­ских опытов по вко­ре­не­нию и рас­про­стра­не­нию Пра­во­слав­ной веры среди насе­ле­ния, оби­тав­шего на тер­ри­то­рии Древ­ней Руси (при святом апо­столе Андрее Пер­во­зван­ном, кня­зьях Аскольде и Дире, святых рав­ноап­о­столь­ных Кириллле и Мефо­дии, святом князе Вла­ди­мире).

***

Пра­вильно ли счи­тать, что хри­сти­ан­ство на Руси насаж­да­лось насиль­ственно?

Мнение о том, что вве­де­ние и уко­ре­не­ние хри­сти­ан­ства на Руси осу­ществ­ля­лось не про­по­ве­дью, а жесто­ко­стью и наси­лием, не имеет под собой твер­дых осно­ва­ний. Во многом попытки очер­нить исто­рию рас­про­стра­не­ния Пра­во­сла­вия на Руси осно­ваны на дово­дах, сфор­му­ли­ро­ван­ных или необъ­ек­тив­ными иссле­до­ва­те­лями, или же ярыми про­тив­ни­ками Гос­пода Иисуса Христа.

В каче­стве наи­бо­лее часто фигу­ри­ру­ю­щих аргу­мен­тов на этот счёт исполь­зу­ются древ­ние лето­пис­ные сви­де­тель­ства и более позд­ние выводы исто­ри­че­ской науки о про­тив­ле­нии жите­лей ряда горо­дов поли­тике князя Вла­ди­мира, свя­зан­ной с хри­сти­а­ни­за­цией Руси. Среди очагов сопро­тив­ле­ния кня­же­ской воле отли­чи­лись в част­но­сти: Ростов, Муром и Нов­го­род. Что можно на это ска­зать?

Досто­вер­ность дошед­ших до нас исто­ри­че­ских памят­ни­ков далеко не всегда может быть названа все­цело бес­спор­ной, а значит и делать из их содер­жа­ния далеко идущие выводы сле­дует осто­рожно и взве­шенно. Даже если и не ста­вить изло­жен­ные в них факты под стро­гое науч­ное сомне­ние, они не могут слу­жить дока­за­тель­ством повсе­мест­ного исполь­зо­ва­ния при­бли­жен­ными князя Вла­ди­мира насиль­ствен­ных мер.

Что же каса­ется отдель­ных слу­чаев при­нуж­де­ния, вызван­ных рве­нием част­ных упол­но­мо­чен­ных лиц, силь­ным жела­нием выслу­житься перед князем, то воз­можно, такая прак­тика и при­ме­ня­лась, однако даже и в этом случае нет осно­ва­ний счи­тать её общим пра­ви­лом, скорее — исклю­че­нием из пра­вила. Кроме того, ряд фактов исполь­зо­ва­ния при хри­сти­а­ни­за­ции грубой физи­че­ской силы со сто­роны кня­же­ских воевод легко объ­яс­нить не дав­ле­нием, а реак­цией на ярое сопро­тив­ле­ние языч­ни­ков, не желав­ших отка­зы­ваться от тра­ди­ции покло­не­ния столь доро­гим их серд­цам идолам и куми­рам. Именно так можно интер­пре­ти­ро­вать сви­де­тель­ство о кре­ще­нии нов­го­род­цев: «Путята кре­стил их мечем, а Доб­рыня огнем».

Другим фак­то­ром, под­тал­ки­ва­ю­щим к мысли о насиль­ствен­ном насаж­де­нии Пра­во­сла­вия, служит стре­ми­тель­ность его рас­про­стра­не­ния по тер­ри­то­рии Древ­ней Руси, несрав­ни­мая с рас­про­стра­не­нием веры в Рим­ской Импе­рии в первые века суще­ство­ва­ния Церкви.

Но этот довод пари­ру­ется просто. В Рим­ской Импе­рии Цер­ковь была вне закона и испы­ты­вала регу­ляр­ные напа­де­ния со сто­роны госу­дар­ствен­ной власти, а язы­че­ство нахо­ди­лось под госу­дар­ствен­ным покро­ви­тель­ством и защи­той. При князе же Вла­ди­мире все про­ис­хо­дило с точ­но­стью до наобо­рот: власть боро­лась с язы­че­ством и активно содей­ство­вала хри­сти­а­ни­за­ции.

Что и дей­стви­тельно может вызвать опре­де­лен­ные сомне­ния, так это пред­по­ло­же­ние об осо­знан­но­сти и осмыс­лен­но­сти при­ня­тия Христа всей сово­куп­но­стью (бывших) языч­ни­ков. Гораздо веро­ят­нее пред­по­ло­жить, что многие из них обра­ща­лись ко Христу лег­ко­мыс­ленно, а иные и вовсе номи­нально, лишь бы не слыть ослуш­ни­ками и не ссо­риться с вла­стью. Трудно пред­ста­вить, чтобы все, при­со­еди­няв­ши­еся к Церкви, делали это исклю­чи­тельно по веле­нию сердца, в силу про­зре­ния и осу­ще­ствив­ше­гося в них глу­бо­чай­шего духовно-нрав­ствен­ного пере­во­рота.

***

Кре­ще­ние Руси в XXII веках про­хо­дило в основ­ном без крови, без наси­лия. Как об этом узнать, как убе­диться в том, что Кре­ще­ние Руси было нена­силь­ствен­ным? По коли­че­ству муче­ни­ков. Когда про­ис­хо­дит насиль­ствен­ное обра­ще­ние кого-то в хри­сти­ан­ство, волей-нево­лей появ­ля­ются те хри­сти­ане, кото­рые были убиты про­ти­во­по­лож­ной силой в воен­ных столк­но­ве­ниях. Рус­ская Цер­ковь тех времен если знает тако­вых, то в северо-восточ­ной части тогдаш­ней Руси, при кон­флик­тах с угро-фин­скими пле­ме­нами, а на основ­ной тер­ри­то­рии совре­мен­ной цен­траль­ной и южной России ника­кого муче­ни­че­ства не было. А раз не было муче­ни­че­ства, значит, не было сопро­тив­ле­ния.
иеро­мо­нах Мака­рий

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки