Тест: Брачное право

  • 1. Как назы­вал­ся вет­хо­за­вет­ный брак невест­ки с деве­рем (бра­том мужа), в слу­чае без­дет­ной кон­чи­ны мужа?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Леви­рат (от евр. деверь): брак невест­ки в слу­чае без­дет­ной кон­чи­ны мужа с деве­рем, при этом пер­во­род­ный сын от тако­го бра­ка при­зна­вал­ся по зако­ну сыном покой­но­го мужа (Втор 25:5–6). Если деверь отка­зы­вал­ся испол­нить эту рели­ги­оз­но-нрав­ствен­ную обя­зан­ность, то вдо­ва полу­ча­ла пра­во всту­пить в новый брак с посто­рон­ним чело­ве­ком, при этом совер­шал­ся обряд «разу­ва­ния», заклю­чав­ший­ся в том, что вдо­ва в при­сут­ствии ста­рей­шин горо­да сни­ма­ла с деве­ря сапог и пле­ва­ла ему в лицо, после чего такой деверь, не поже­лав­ший вос­ста­но­вить семя бра­ту сво­е­му, счи­тал­ся ошель­мо­ван­ным и дом его назы­вал­ся «домом разу­то­го» (Втор 25. 7–10). Уста­нов­ле­ние о леви­рат­ном бра­ке в соста­ве Синай­ско­го зако­но­да­тель­ства име­ло цель предот­вра­тить выми­ра­ние рода.
    В резуль­та­те леви­рат­но­го бра­ка родил­ся, напри­мер, св. Иосиф Обруч­ник. У еван­ге­ли­ста Мат­фея отцом Иоси­фа Обруч­ни­ка назван Иаков (1:16), а у еван­ге­ли­ста Луки — Илий (3:23). Послед­ний умер без­дет­ным. Его брат женил­ся на вдо­ве. У них родил­ся Иосиф, кото­рый по зако­ну леви­рат­но­го бра­ка счи­тал­ся сыном Илия, а реаль­но про­ис­хо­дил от Иакова.


  • 2. Пер­во­на­чаль­ным цер­ков­ным освя­ще­ни­ем брач­но­го сою­за служило:



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пер­вые хри­сти­ане не мыс­ли­ли свою жизнь вне евха­ри­стии. Хри­сти­ан­ская жизнь нача­лась как жизнь евха­ри­сти­че­ской общи­ны, в цен­тре кото­рой была Вече­ря Гос­под­ня. Имен­но евха­ри­стия была той пол­но­той, кото­рая рож­да­ла все осталь­ные фор­мы хри­сти­ан­ской жиз­ни, была источ­ни­ком и пол­но­той всех таинств. Таин­ство бра­ка, как и все осталь­ные таин­ства, было уко­ре­не­но в евха­ри­стии, но мож­но ска­зать, что оно при­над­ле­жа­ло евха­ри­стии в боль­шей сте­пе­ни, тем более что сама евха­ри­стия неред­ко сим­во­ли­зи­ро­ва­лась брач­ным пиром жени­ха — Христа.
    Всту­па­ю­щие в брак при­хо­ди­ли в евха­ри­сти­че­ское собра­ние при­ча­стить­ся вме­сте по бла­го­сло­ве­нию епи­ско­па, и вся общи­на зна­ла, что эти двое начи­на­ют сего­дня свою новую жизнь у чаши Хри­сто­вой, при­ни­мая вме­сте бла­го­дат­ный дар един­ства и люб­ви, кото­рая соеди­нит их в вечности.
    про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Воробьев


  • 3. Какую един­ствен­ную при­чи­ну раз­во­да запо­ве­дал Христос?





    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Брак нерас­тор­жим, т. к. раз­ру­ше­ние бра­ка при­во­дит к раз­ру­ше­нию пол­но­ты чело­ве­че­ско­го есте­ства. Гос­подь Иисус Хри­стос гово­рит о нерас­тор­жи­мо­сти бра­ка («что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­ча­ет» — Мф 19:6; см. так­же: Мф 5:32; 19. 3–9; Лк 16:18; 1 Кор 7:10), делая ого­вор­ку: брак может быть пре­кра­щен толь­ко по вине пре­лю­бо­де­я­ния одно­го из супру­гов («Кто раз­ве­дет­ся с женой сво­ею не за пре­лю­бо­де­я­ние и женит­ся на дру­гой, тот пре­лю­бо­дей­ству­ет…» — Мф 19:9) — и это ради сохра­не­ния чисто­ты и свя­то­сти брака.


  • 4. Апо­стол Павел в бра­ке, заклю­чён­ном меж­ду хри­сти­а­ни­ном и нехри­сти­а­ни­ном, счи­тал воз­мож­ным раз­вод толь­ко по ини­ци­а­ти­ве (есте­ствен­но, пред­по­ла­га­лось, что один из супру­гов кре­стил­ся уже в браке):


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Отцы Трулль­ско­го Собо­ра в 72‑м пра­ви­ле, повто­ряя мысль ап. Пав­ла о том, что «неве­ру­ю­щий муж освя­ща­ет­ся женою веру­ю­щею, и жена неве­ру­ю­щая освя­ща­ет­ся мужем веру­ю­щим» (1 Кор 7:12–14), не тре­бу­ют рас­тор­же­ния бра­ка, заклю­чен­но­го вне Церк­ви, когда один из супру­гов обра­ща­ет­ся в пра­вую веру: «Но аще неко­то­рые, будучи еще в неве­рии, и не быв при­чте­ны к ста­ду пра­во­слав­ных, соче­та­ли­ся меж­ду собою закон­ным бра­ком, потом един из них, избрав бла­гое, при­бег­нул ко све­ту исти­ны, а дру­гий остал­ся во узах заблуж­де­ния, не желая воз­зре­ти на Боже­ствен­ные лучи, и аще при­том невер­ной жене угод­но сожи­тель­ство­ва­ти с мужем вер­ным, или напро­тив, мужу невер­но­му с женой вер­ною, то да не раз­лу­ча­ют­ся, по Боже­ствен­но­му Апо­сто­лу: свя­тит­ся бо муж неве­рен о жене, и свя­тит­ся жена невер­на о мужи верне» (1 Кор 7:14).


  • 5. Какой по счё­ту брак без­услов­но запре­ща­ет­ся Цер­ков­ны­ми канонами?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В соот­вет­ствии с цер­ков­ным зако­ном вдов­ство после 3‑го бра­ка или рас­тор­же­ние 3‑го бра­ка счи­та­ют­ся непре­одо­ли­мы­ми пре­пят­стви­я­ми к ново­му бра­ку. Соглас­но «Томо­су еди­не­ния» (920), издан­но­му Пат­ри­ар­шим Сино­дом при Пат­ри­ар­хе Кон­стан­ти­но­поль­ском Нико­лае I Мисти­ке, «никто не дол­жен дер­зать вступ­ле­ни­ем в 4‑й брак», а если тако­вой брак будет заклю­чен, то он дол­жен счи­тать­ся несуществующим.

    Цер­ковь не одоб­ря­ет и 2‑й брак, видя в нем предо­су­ди­тель­ную уступ­ку чув­ствен­но­сти, одна­ко допус­ка­ет его, ибо, по сло­ву ап. Пав­ла, «жена свя­за­на зако­ном, доко­ле жив муж ее; если же муж ее умрет, сво­бод­на вый­ти, за кого хочет, толь­ко в Гос­по­де. Но она бла­жен­нее, если оста­нет­ся так, по мое­му сове­ту; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор 7:39–40). И все-таки вся­кий всту­па­ю­щий во 2‑й брак в соот­вет­ствии с кано­на­ми под­вер­га­ет­ся епи­ти­мии. Соглас­но свт. Васи­лию Вели­ко­му, «вто­ро­брач­ных отлу­ча­ют на год, а дру­гие на два» (Васил. 4). Ныне эта нор­ма, как, впро­чем, и дру­гие кано­ни­че­ские нор­мы, каса­ю­щи­е­ся пре­ще­ний, не упо­треб­ля­ет­ся буквально.

    Что же каса­ет­ся вступ­ле­ния в 3‑й брак, то, по свт. Васи­лию Вели­ко­му, «на трое­бра­чие нет зако­на; посе­му тре­тий брак не состав­ля­ет­ся по зако­ну. На тако­вые дела взи­ра­ем как на нечи­сто­ты в Церк­ви, но все­на­род­но­му осуж­де­нию оных не под­вер­га­ем, как луч­шие, неже­ли рас­пут­ное любо­де­я­ние» (Васил. 50). На 3‑й брак Цер­ковь смот­рит лишь как на при­ни­ма­е­мое послаб­ле­ние, на луч­шее, чем откры­тый блуд, и под­вер­га­ет всту­пив­ших в него кано­ни­че­ским пре­ще­ни­ям, одна­ко не доби­ва­ет­ся его рас­тор­же­ния. При этом 3‑й брак допус­ка­ет­ся лишь при нали­чии опре­де­лен­ных усло­вий — воз­рас­та до 40 лет и отсут­ствия детей. При­чем для доз­во­ле­ния на вступ­ле­ние в 3‑й брак тре­бу­ет­ся нали­чие обо­их этих условий.


  • 6. Может ли неза­кон­но­рож­дён­ный стать священнослужителем?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!

  • 7. Выбе­ри­те усло­вия, при кото­рых невоз­мож­но заклю­че­ние хри­сти­ан­ско­го брака:






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,3,5
    Вер­но!

  • 8. Без­услов­но не бла­го­слов­ля­ет­ся Цер­ко­вью брак пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на с:





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,3,5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Осно­вы соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви» содер­жат сле­ду­ю­щее поло­же­ние отно­си­тель­но сме­шан­ных бра­ков: «В соот­вет­ствии с древни­ми кано­ни­че­ски­ми пред­пи­са­ни­я­ми Цер­ковь и сего­дня не освя­ща­ет вен­ча­ни­ем бра­ки, заклю­чен­ные меж­ду пра­во­слав­ны­ми и нехри­сти­а­на­ми, одно­вре­мен­но при­зна­вая тако­вые в каче­стве закон­ных и не счи­тая пре­бы­ва­ю­щих в них нахо­дя­щи­ми­ся в блуд­ном сожи­тель­стве. Исхо­дя из сооб­ра­же­ний пас­тыр­ской ико­но­мии, Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь как в про­шлом, так и сего­дня нахо­дит воз­мож­ным совер­ше­ние бра­ков пра­во­слав­ных хри­сти­ан с като­ли­ка­ми, чле­на­ми Древ­них Восточ­ных Церк­вей и про­те­стан­та­ми, испо­ве­ду­ю­щи­ми веру в Три­еди­но­го Бога, при усло­вии бла­го­сло­ве­ния бра­ка в Пра­во­слав­ной Церк­ви и вос­пи­та­ния детей в пра­во­слав­ной вере. Такой же прак­ти­ки на про­тя­же­нии послед­них сто­ле­тий при­дер­жи­ва­ют­ся в боль­шин­стве Пра­во­слав­ных Церквей».


  • 9. C какой сте­пе­ни кров­но­го род­ства брак может быть санк­ци­о­ни­ро­ван церковью?





    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Бра­ки меж­ду кров­ны­ми род­ствен­ни­ка­ми до 4‑й сте­пе­ни вклю­чи­тель­но без­услов­но недо­пу­сти­мы и ника­ким обра­зом не могут быть санк­ци­о­ни­ро­ва­ны Цер­ко­вью. Брак меж­ду лица­ми, свя­зан­ны­ми 5, 6 или 7‑й сте­пе­ня­ми кров­но­го род­ства, может быть доз­во­лен епи­ско­пом, а заклю­чен­ный без епи­скоп­ско­го бла­го­сло­ве­ния, хотя и при­зна­ет­ся предо­су­ди­тель­ным и навле­ка­ю­щим пре­ще­ния на всту­пив­ших в него и на свя­щен­ни­ка, повен­чав­ше­го этих лиц, одна­ко не под­ле­жит рас­тор­же­нию и т. о. при­зна­ет­ся действительным.


  • 10. 26‑е Апо­столь­ское пра­ви­ло доз­во­ля­ет всту­пать в брак после постав­ле­ния на цер­ков­ное служение:






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №5,6
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    26 Апо­столь­ское пра­ви­ло доз­во­ля­ет всту­пать в брак после постав­ле­ния на цер­ков­ное слу­же­ние лишь чте­цам и пев­цам. Соглас­но 6 пра­ви­лу Трулль­ско­го Собо­ра, вступ­ле­ние в брак запре­ща­ет­ся не толь­ко свя­щен­но­слу­жи­те­лям, но и иподиаконам.


  • 11. Обя­за­тель­ность вне­се­ния запи­си о бра­ко­вен­ча­нии в мет­ри­че­ские кни­ги уста­нов­ле­на в Рус­ской Церк­ви с:




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Обя­за­тель­ность вне­се­ния запи­си о бра­ко­вен­ча­нии в мет­ри­че­ские кни­ги уста­нов­ле­на в Рус­ской Церк­ви с 1802 года. В 1838 году Синод соста­вил фор­му веде­ния мет­ри­че­ских книг. В запи­сях о бра­ко­вен­ча­нии ука­зы­ва­лись вре­мя совер­ше­ния бра­ка, имя, отче­ство и фами­лия жени­ха и неве­сты; дела­лись поме­ты о том, пер­вым, вто­рым или тре­тьим бра­ком вен­ча­ет­ся каж­дый из них, а так­же при­во­ди­лись име­на и фами­лии пору­чи­те­лей и сви­де­те­лей записи.


  • 12. Цер­ков­ный брак в Рос­сии был лишён юри­ди­че­ской силы в:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Декрет об отде­ле­нии Церк­ви от госу­дар­ства, издан­ный в 1918 году, лишил цер­ков­ный брак юри­ди­че­ской силы, оста­вив веру­ю­щим пра­во при­ни­мать цер­ков­ное бла­го­сло­ве­ние на брак после его реги­стра­ции в орга­нах ЗАГСа.
    По сло­жив­шей­ся прак­ти­ке свя­щен­ник совер­ша­ет Таин­ство Бра­ка толь­ко после того, как будет оформ­лен граж­дан­ский брак в орга­нах запи­си актов граж­дан­ско­го состо­я­ния (загса). Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­зна­ет граж­дан­ский брак исход­ным момен­том созда­ния семьи.


  • 13. С како­го воз­рас­та для муж­чи­ны цер­ков­ный брак может заклю­чать­ся толь­ко с раз­ре­ше­ния архиерея?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В цер­ков­ном брач­ном пра­ве уста­нов­лен и выс­ший пре­дел для вступ­ле­ния в брак. Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий ука­зы­ва­ет такой пре­дел для вдов — 60 лет, для муж­чин — 70 лет (пра­ви­ла 24 и 88). В 1744 г. Синод при­знал недей­стви­тель­ным брак, заклю­чен­ный вос­ми­де­ся­ти­лет­ним стар­цем, таким обра­зом, на осно­ва­нии ука­за­ния, дан­но­го Пат­ри­ар­хом Адри­а­ном († 1700 г.), Синод запре­тил лицам в воз­расте стар­ше 80 лет всту­пать в брак. Лицам в воз­расте от 60 до 80 лет для вступ­ле­ния в брак необ­хо­ди­мо испра­ши­вать раз­ре­ше­ние архиерея.


  • 14. К како­му виду пре­пят­ствий к заклю­че­нию бра­ка отно­сит­ся пре­пят­ствие к бра­ку невест­ки и деверя?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пре­пят­ствия могут быть абсо­лют­ны­ми, исклю­ча­ю­щи­ми для опре­де­лен­но­го лица вступ­ле­ние в брак с кем бы то ни было, и услов­ны­ми, дела­ю­щи­ми невоз­мож­ным брак меж­ду опре­де­лен­ны­ми лица­ми из-за их род­ствен­ных отношений.


  • 15. Сво­я­че­ни­ца это:






    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!

  • 16. Сбли­же­ние двух родов через брак их чле­нов называется:



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Поми­мо отно­ше­ний кров­но­го род­ства, пре­пят­стви­ем к бра­ку слу­жат отно­ше­ния свой­ства. Они воз­ни­ка­ют из сбли­же­ния двух родов через брак их чле­нов. Свой­ство при­рав­ни­ва­ет­ся к кров­но­му род­ству, ибо муж и жена — одна плоть. Свой­ствен­ни­ка­ми явля­ют­ся: тесть и зять, све­кровь и невест­ка, отчим и пад­че­ри­ца, шурин и зять. Для опре­де­ле­ния сте­пе­ни свой­ства скла­ды­ва­ют­ся обе род­ствен­ные линии, а меж­ду мужем и женой, свя­зы­ва­ю­щи­ми их, сте­пе­ни не суще­ству­ет. Таким обра­зом, теща и зять состо­ят в 1 сте­пе­ни свой­ства, невест­ка и деверь — во 2, пле­мян­ник мужа и пле­мян­ни­ца жены — в шестой сте­пе­ни свой­ства; дво­ю­род­ный брат жены и тет­ка мужа — в 7 сте­пе­ни. Такое свой­ство назы­ва­ет­ся двух­род­ным. Но цер­ков­ное пра­во зна­ет и трехрод­ное свой­ство, т.е. когда через два бра­ка соеди­ня­ют­ся три рода. Напри­мер, меж­ду кон­крет­ным лицом муж­ско­го пола и женою его шури­на вто­рая сте­пень трехрод­но­го свой­ства; меж­ду этим лицом и вто­рой женой его тестя (не мате­рью его жены) — 1 сте­пень трехрод­но­го свойства.


  • 17. Выбе­ри­те тер­мин, озна­ча­ю­щий единобрачие:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Моно­ан­д­рия – букв. «еди­но­му­жие».
    Моно­га­мия – букв. «еди­но­бра­чие».
    Моно­ги­ния – букв. «еди­но­жен­ство».


  • 18. Бра­тья, сёст­ры и их потом­ки, про­ис­хо­дя­щие от общей мате­ри, но раз­ных отцов, в брач­ном пра­ве именуются:


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Суще­ству­ет кров­ное род­ство бра­тьев и сестер и соот­вет­ствен­но их потом­ков меж­ду собой при про­ис­хож­де­нии от общей мате­ри, но раз­ных отцов (еди­но­утроб­ные бра­тья и сест­ры) или обще­го отца, но раз­ных мате­рей (еди­но­кров­ные).


  • 19. Назо­ви­те имя одно­го из дей­ству­ю­щих лиц Еван­ге­лий, нару­шив­ше­го вет­хо­за­вет­ный закон о браке?
    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: Ирод
    Ком­мен­та­рий:

    Женив­шись на сво­ей невест­ке, жене сво­е­го бра­та, Ирод Анти­па нару­шил иудей­ский закон (Лев. 18:16; 20:21) и пре­сту­пил все нор­мы при­ли­чия и морали.



  • 20. Кого апо­стол Павел обви­ня­ет в “блу­до­де­я­нии, како­го не слы­шно даже у языч­ни­ков, что некто вме­сто жены име­ет жену отца своего”? 




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!

Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 67%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

4 комментария

  • Вла­ди­мир, 19.04.2021

    Спа­си Бог!

    Ответить »
  • Иулия, 10.04.2021

    Спа­си­бо за кросс­вор­ды! Они помо­га­ют в инте­рес­ной фор­ме понять про­бе­лы сво­их зна­ний. А ком­мен­та­рии к отве­там помо­га­ют полу­чить и углу­бить зна­ния, заин­те­ре­со­вать­ся новы­ми тема­ми, рас­ши­рить кру­го­зор. Ещё раз спасибо!

    Ответить »
  • Гали­на, 16.01.2021

    Позна­ва­тель­но. Жела­ние узнать глубже.

    Ответить »
  • kotafey42, 23.10.2020

    Очень позна­ва­тель­но оказалось.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки