Тест: Брачное право

  • 1. Как назывался ветхозаветный брак невестки с деверем (братом мужа), в случае бездетной кончины мужа?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Левират (от евр. деверь): брак невестки в случае бездетной кончины мужа с деверем, при этом первородный сын от такого брака признавался по закону сыном покойного мужа (Втор 25:5-6). Если деверь отказывался исполнить эту религиозно-нравственную обязанность, то вдова получала право вступить в новый брак с посторонним человеком, при этом совершался обряд «разувания», заключавшийся в том, что вдова в присутствии старейшин города снимала с деверя сапог и плевала ему в лицо, после чего такой деверь, не пожелавший восстановить семя брату своему, считался ошельмованным и дом его назывался «домом разутого» (Втор 25. 7-10). Установление о левиратном браке в составе Синайского законодательства имело цель предотвратить вымирание рода.
    В результате левиратного брака родился, например, св. Иосиф Обручник. У евангелиста Матфея отцом Иосифа Обручника назван Иаков (1:16), а у евангелиста Луки - Илий (3:23). Последний умер бездетным. Его брат женился на вдове. У них родился Иосиф, который по закону левиратного брака считался сыном Илия, а реально происходил от Иакова.

  • 2. Первоначальным церковным освящением брачного союза служило:



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Первые христиане не мыслили свою жизнь вне евхаристии. Христианская жизнь началась как жизнь евхаристической общины, в центре которой была Вечеря Господня. Именно евхаристия была той полнотой, которая рождала все остальные формы христианской жизни, была источником и полнотой всех таинств. Таинство брака, как и все остальные таинства, было укоренено в евхаристии, но можно сказать, что оно принадлежало евхаристии в большей степени, тем более что сама евхаристия нередко символизировалась брачным пиром жениха - Христа.
    Вступающие в брак приходили в евхаристическое собрание причаститься вместе по благословению епископа, и вся община знала, что эти двое начинают сегодня свою новую жизнь у чаши Христовой, принимая вместе благодатный дар единства и любви, которая соединит их в вечности.
    протоиерей Владимир Воробьев

  • 3. Какую единственную причину развода заповедал Христос?





    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Брак нерасторжим, т. к. разрушение брака приводит к разрушению полноты человеческого естества. Господь Иисус Христос говорит о нерасторжимости брака («что Бог сочетал, того человек да не разлучает» - Мф 19:6; см. также: Мф 5:32; 19. 3-9; Лк 16:18; 1 Кор 7:10), делая оговорку: брак может быть прекращен только по вине прелюбодеяния одного из супругов («Кто разведется с женой своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует...» - Мф 19:9) - и это ради сохранения чистоты и святости брака.

  • 4. Апостол Павел в браке, заключённом между христианином и нехристианином, считал возможным развод только по инициативе (естественно, предполагалось, что один из супругов крестился уже в браке):


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Отцы Трулльского Собора в 72-м правиле, повторяя мысль ап. Павла о том, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор 7:12-14), не требуют расторжения брака, заключенного вне Церкви, когда один из супругов обращается в правую веру: «Но аще некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком, потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другий остался во узах заблуждения, не желая воззрети на Божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или напротив, мужу неверному с женой верною, то да не разлучаются, по Божественному Апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о мужи верне» (1 Кор 7:14).

  • 5. Какой по счёту брак безусловно запрещается Церковными канонами?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    В соответствии с церковным законом вдовство после 3-го брака или расторжение 3-го брака считаются непреодолимыми препятствиями к новому браку. Согласно «Томосу единения» (920), изданному Патриаршим Синодом при Патриархе Константинопольском Николае I Мистике, «никто не должен дерзать вступлением в 4-й брак», а если таковой брак будет заключен, то он должен считаться несуществующим.

    Церковь не одобряет и 2-й брак, видя в нем предосудительную уступку чувственности, однако допускает его, ибо, по слову ап. Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор 7:39-40). И все-таки всякий вступающий во 2-й брак в соответствии с канонами подвергается епитимии. Согласно свт. Василию Великому, «второбрачных отлучают на год, а другие на два» (Васил. 4). Ныне эта норма, как, впрочем, и другие канонические нормы, касающиеся прещений, не употребляется буквально.

    Что же касается вступления в 3-й брак, то, по свт. Василию Великому, «на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие, нежели распутное любодеяние» (Васил. 50). На 3-й брак Церковь смотрит лишь как на принимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, и подвергает вступивших в него каноническим прещениям, однако не добивается его расторжения. При этом 3-й брак допускается лишь при наличии определенных условий - возраста до 40 лет и отсутствия детей. Причем для дозволения на вступление в 3-й брак требуется наличие обоих этих условий.

  • 6. Может ли незаконнорождённый стать священнослужителем?



    Правильный ответ: №1
    Верно!
  • 7. Выберите условия, при которых невозможно заключение христианского брака:






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №2,3,5
    Верно!
  • 8. Безусловно не благословляется Церковью брак православного христианина с:





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №2,3,5
    Верно!
    Комментарий:

    «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» содержат следующее положение относительно смешанных браков: «В соответствии с древними каноническими предписаниями Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей».

  • 9. C какой степени кровного родства брак может быть санкционирован церковью?





    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Браки между кровными родственниками до 4-й степени включительно безусловно недопустимы и никаким образом не могут быть санкционированы Церковью. Брак между лицами, связанными 5, 6 или 7-й степенями кровного родства, может быть дозволен епископом, а заключенный без епископского благословения, хотя и признается предосудительным и навлекающим прещения на вступивших в него и на священника, повенчавшего этих лиц, однако не подлежит расторжению и т. о. признается действительным.

  • 10. 26-е Апостольское правило дозволяет вступать в брак после поставления на церковное служение:






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №5,6
    Верно!
    Комментарий:

    26 Апостольское правило дозволяет вступать в брак после поставления на церковное служение лишь чтецам и певцам. Согласно 6 правилу Трулльского Собора, вступление в брак запрещается не только священнослужителям, но и иподиаконам.

  • 11. Обязательность внесения записи о браковенчании в метрические книги установлена в Русской Церкви с:




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Обязательность внесения записи о браковенчании в метрические книги установлена в Русской Церкви с 1802 года. В 1838 году Синод составил форму ведения метрических книг. В записях о браковенчании указывались время совершения брака, имя, отчество и фамилия жениха и невесты; делались пометы о том, первым, вторым или третьим браком венчается каждый из них, а также приводились имена и фамилии поручителей и свидетелей записи.

  • 12. Церковный брак в России был лишён юридической силы в:



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Декрет об отделении Церкви от государства, изданный в 1918 году, лишил церковный брак юридической силы, оставив верующим право принимать церковное благословение на брак после его регистрации в органах ЗАГСа.
    По сложившейся практике священник совершает Таинство Брака только после того, как будет оформлен гражданский брак в органах записи актов гражданского состояния (загса). Православная Церковь признает гражданский брак исходным моментом создания семьи.

  • 13. С какого возраста (в России до 2017 года) для мужчины церковный брак мог заключаться только с разрешения архиерея?



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    В церковном брачном праве был установлен высший предел для вступления в брак. Святитель Василий Великий указывает такой предел для вдов — 60 лет, для мужчин — 70 лет (правила 24 и 88).

    В 1744 г. Синод признал недействительным брак, заключенный восмидесятилетним старцем, таким образом, на основании указания, данного Патриархом Адрианом († 1700 г.), Синод запретил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак необходимо было испрашивать разрешение архиерея.

    В документе «О канонических аспектах церковного брака», принятом Архиерейским собором 2017 года, верхние возрастные границы для вступления в брак не предусмотрены.

  • 14. К какому виду препятствий к заключению брака относится препятствие к браку невестки и деверя?


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Препятствия могут быть абсолютными, исключающими для определенного лица вступление в брак с кем бы то ни было, и условными, делающими невозможным брак между определенными лицами из-за их родственных отношений.

  • 15. Свояченица это:






    Правильный ответ: №2
    Верно!
  • 16. Сближение двух родов через брак их членов называется:



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кровному родству, ибо муж и жена — одна плоть. Свойственниками являются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шурин и зять. Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует. Таким образом, теща и зять состоят в 1 степени свойства, невестка и деверь — во 2, племянник мужа и племянница жены — в шестой степени свойства; двоюродный брат жены и тетка мужа — в 7 степени. Такое свойство называется двухродным. Но церковное право знает и трехродное свойство, т.е. когда через два брака соединяются три рода. Например, между конкретным лицом мужского пола и женою его шурина вторая степень трехродного свойства; между этим лицом и второй женой его тестя (не матерью его жены) — 1 степень трехродного свойства.

  • 17. Выберите термин, означающий единобрачие:



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Моноандрия – букв. «единомужие».
    Моногамия – букв. «единобрачие».
    Моногиния – букв. «единоженство».

  • 18. Братья, сёстры и их потомки, происходящие от общей матери, но разных отцов, в брачном праве именуются:


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Существует кровное родство братьев и сестер и соответственно их потомков между собой при происхождении от общей матери, но разных отцов (единоутробные братья и сестры) или общего отца, но разных матерей (единокровные).

  • 19. Евангельский персонаж мужского пола, нарушивший ветхозаветный закон о браке.
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Ирод
    Комментарий:

    Женившись на своей невестке, жене своего брата, Ирод Антипа нарушил иудейский закон (Лев. 18:16; 20:21) и преступил все нормы приличия и морали.

  • 20. Кого апостол Павел обвиняет в "блудодеянии, какого не слы­шно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего"?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
Правильных ответов:
0
0%
Ошибочных ответов:
0
0%
Вы неправильно ответили на следующие вопросы:

Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете и участвовать в рейтинге.

Комментировать

*

4 комментария

  • kotafey42, 23.10.2020

    Очень познавательно оказалось.

    Ответить »
  • Галина, 16.01.2021

    Познавательно. Желание узнать глубже.

    Ответить »
  • Иулия, 10.04.2021

    Спасибо за тесты! Они помогают в интересной форме понять пробелы своих знаний. А комментарии к ответам помогают получить и углубить знания, заинтересоваться новыми темами, расширить кругозор. Ещё раз спасибо!

    Ответить »
  • Владимир, 19.04.2021

    Спаси Бог!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки