Тоска

(3 голоса: 5 из 5)

 

Тоска́ — 1) форма печали, щемящее, гнетущее чувство, томление души, хандра, грусть; 2) томительное, тягостное ощущение острого недостатка в ком-либо, чём-либо (пример: тосковать по родителям, по Родине, по прежней жизни и пр.); 3) скука (пример: развеять тоску); 4) форма уныния.

Бывает ли спасительная тоска?

Тоска является одним из наиболее распространенных психологических состояний людей.

Причины возникновения тоски могут быть самыми разнообразными. В повседневной обыденной жизни ими бывают: разлука или утрата близкого человека, упущенная возможность, изменение жизненных условий (например, вынужденный переезд в другую страну, потеря хорошей работы). Эти причины в той или иной мере знакомы большинству людей.

Святоотеческая (в том числе аскетическая) литература дополняет общий перечень возможных причин нижеследующими: воспоминания об удовольствиях мирской суетной жизни (особенно касается тех, кто встал на путь подвижнической жизни, но не успел возрасти возрастом духовным), оскорбленное самолюбие, неудовлетворенное тщеславие, стеснительные обстоятельства при отсутствии у человека должного упования и надежды на Божественный Промысл (см.: Промысл Божий).

Вместе с тем святые подвижники отмечали: нередко случается, что тоска зарождается в сердце как бы без видимых причин. В качестве главной причины тоски, в этих случаях, может выступать влияние падших духов: наводя на человека печаль, сковывая и удручая его дух, они бывают способны посеять в нём сомнения, возбудить в памяти или воображении представления о греховном веселье, о сладости греховных удовольствий, отвлечь его от пути восхождения к Богу и сделать своим послушным орудием.

В крайних проявлениях тоска может оказывать разрушительной воздействие на психику человека, на личность в целом. В тоже время бывает и спасительная тоска, например, тоска по Богу, тоска по Царству Небесному.

Скажем, многие евреи, пребывая в Вавилонском плену, тосковали по Родине, Храму, жизни о Господе. «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Пс.136:1), — подчеркивал псалмопевец. Впоследствии, когда им было разрешено, они с радостью возвратились в Отечество и с особою ревностью принялись налаживать религиозную жизнь.

Во времена Нового Завета апостол Павел, обращаясь к филиппийцам, писал: «имею желание разрешиться и быть со Христом» (Флп.1:23). Такого рода тоска способствовала должному нравственному настрою святых христианских подвижников. Её нельзя сравнивать с греховной печалью или унынием.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru