Скука

***

Ску́ка — 1) хандра; состо­я­ние душев­ного том­ле­ния, харак­те­ри­зу­е­мое подав­лен­ным настро­е­нием, уныло-пес­си­ми­сти­че­ским отно­ше­нием к про­ис­хо­дя­щему, ослаб­ле­нием (отсут­ствием) инте­реса к дей­стви­тель­но­сти; 2) пси­хо­ло­ги­че­ская реак­ция на раз­луку; чув­ство глу­бо­кой тоски по кому-либо, чему-либо (ср.: ску­чать по люби­мым, близ­ким, дру­зьям, оте­че­ству и т. п.).

***

Почему скука интер­пре­ти­ру­ется как грех?

Скука, как и многие другие душев­ные состо­я­ния (радость, весе­лье, печаль…) может иметь и нрав­ственно ней­траль­ный, и гре­хов­ный окрас.

Бого­про­тив­ной скука бывает тогда, когда явля­ется след­ствием иного гре­хов­ного состо­я­ния: лено­сти, празд­но­сти, пес­си­ми­сти­че­ского настро­е­ния, сму­ще­ния духа.

С другой сто­роны, скука бывает бого­про­тив­ной, когда служит не след­ствием, а при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия гре­хов­ного настро­е­ния.

Это про­ис­хо­дит, к при­меру, тогда, когда чело­век, желая изба­виться от гне­ту­щего и томи­тель­ного состо­я­ния, ищет выхода в уве­се­ли­тель­ных заня­тиях: заба­вах, острых ощу­ще­ниях, пьян­стве, непри­стой­ных зре­ли­щах, драках, кон­флик­тах и пр.

В мона­ше­ской жизни, нередко, скука ста­но­вится фак­то­ром, отвле­ка­ю­щим подвиж­ника от аске­ти­че­ского дела­ния: бого­мыс­лия, молитвы, чтения слова Божия, вни­ма­ния к соб­ствен­ным помыс­лам и поступ­кам, рев­ност­ного и ответ­ствен­ного испол­не­ния послу­ша­ния.

В случае под­вер­жен­но­сти этому душев­ному рас­по­ло­же­нию подвиж­ник ста­но­вится более уяз­ви­мым для иску­ше­ний, удо­бо­пре­клон­ным к воз­дей­ствию падших духов, вли­я­нию про­ти­во­есте­ствен­ных стра­стей.

В миру скука спо­соб­ствует отстра­не­нию чело­века от над­ле­жа­щего и ответ­ствен­ного испол­не­ния рели­ги­оз­ных, семей­ных, про­фес­си­о­наль­ных обя­зан­но­стей.

Затя­нув­шись, скука спо­собна при­ве­сти чело­века к душев­ному над­лому, унынию; пере­ра­сти в состо­я­ние без­на­дёж­ной, мрач­ной тоски, апа­тич­но­сти в отно­ше­нии духовно-нрав­ствен­ной жизни. Опас­ность такого состо­я­ния оче­видна, ведь оно ско­вы­вает силы, стрем­ле­ния и спо­соб­но­сти куда более сильно, чем рядо­вая хандра.

Слу­ча­ется, что вызван­ная скукой печаль про­во­ци­рует чело­века даже и на суи­ци­даль­ные мысли.

Скуку сле­дует отли­чать от спа­си­тель­ной скорби, печали по Богу.

Луч­шими сред­ствами от скуки служат: пока­я­ние, молитва, чтение душе­спа­си­тель­ной лите­ра­туры, уча­стие в Таин­ствах Церкви, обще­ние с ближ­ними во Христе, бого­угод­ное твор­че­ство, добрые дела.

***

 Хри­сти­а­нину не должно быть скучно ни при каком деле. Скука появ­ля­ется, когда в дела­е­мом я не ищу Христа. Поиск “вели­ких” дел и пре­зре­ние к делам мало­зна­чи­тель­ным — тре­вож­ный сигнал о том, что вектор хри­сти­а­нина направ­лен не в Гос­пода, а во внеш­нее. Но, найти Христа во внеш­нем можно лишь отыс­кав Его внутри. А это воз­можно при любых обсто­я­тель­ствах и делах, если в нали­чии име­ется твёр­дое жела­ние и усер­дие к этому. Сам поиск и раз­мыш­ле­ния о том, как сие дело может при­бли­зить меня к моему Спа­си­телю, уже отго­няет всякую тень скуки. Не говоря уже о том, что бывает, если хри­сти­а­нин нахо­дит Христа. С Гос­по­дом скучно никак быть не может.
Антон Дуле­вич, руко­во­ди­тель Мис­си­о­нер­ского отдела Кызыль­ской епар­хии

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки