Вериги

***

Вери́ги (ста­ро­слав. верига — «цепь») – 1) желез­ные цепи, полосы, кольца, носи­мые подвиж­ни­ками на голом теле, для сми­ре­ния плоти; желез­ная шляпа, желез­ные подошвы, медная икона на груди, с цепями от нее и пр., кото­рые носили неко­то­рые подвиж­ники для сми­ре­ния плоти; 2) Празд­ник покло­не­ния вери­гам св. ап. Петра (29 янв.) отно­сится к тем цепям, кото­рыми был скован апо­стол в Иеру­са­лиме царем Иродом Агрип­пой I (Деян.12:1–11).

Вериги пер­во­на­чально были при­над­леж­но­стью мона­хов-аске­тов. Вот как писал о них свт. Гри­го­рий Бого­слов: «Другие изну­ряют себя желез­ными вери­гами, и, истон­че­вая плоть, истон­че­вают вместе грех». Соот­вет­ственно стро­го­сти аске­ти­че­ского идеала, иноки в самом подвиге не доволь­ство­ва­лись уже обык­но­вен­ным ана­ла­вом, как только знаком своей борьбы; воз­никло жела­ние, чтобы этот знак более чув­стви­тельно воз­дей­ство­вал на волю через воз­дей­ствие на тело. Ноше­ние вериг есть аске­ти­че­ское упраж­не­ние, име­ю­щее целью изну­ре­ние телес­ное в непре­рыв­ном усилии, по слову Апо­стола, рас­пять плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5:24). Оно имеет по суще­ству то же зна­че­ние, что и ноше­ние взад и вперёд боль­ших тяже­стей, камней и корзин с песком, имев­шее место для усми­ре­ния побуж­де­ний плоти у восточ­ных пустын­ни­ков первых веков хри­сти­ан­ской Церкви.

Ноше­ние вериг состав­ляло особый подвиг, тре­бу­ю­щий духов­ного рас­суж­де­ния и бла­го­сло­ве­ния опыт­ного духов­ника, — как писал свт. Фила­рет (Дроз­дов): «для … [вериг] есть люди, и вре­мена, и при­чины». В насто­я­щее время вериги исполь­зу­ются крайне редко.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки