Восемь вопросов о Великом посте

свя­щен­ник Алек­сандр Пика­лёв

См. также: Вели­кий Пост. 25 сове­тов постя­ще­муся, или Голод не в желудке, голод – в голове

***

1. Для чего уста­нов­лено пра­вило поста, в чем его польза?

Слово пост в рус­ском, как и латин­ском языке (откуда оно, скорее всего и пришло) имеет дво­я­кое зна­че­ние. Пост это не только особое время воз­дер­жа­ние, пред­пи­сан­ное Цер­ко­вью, но и то место где стоит воен­ный караул. Такая омо­ни­мич­ность слова пост не слу­чайна. По своей сути, пост это время, когда мы ста­но­вимся на стражу своей души и ста­ра­емся мак­си­мально огра­ни­чить себя в том, что не служит ее спа­се­нию. Это и телес­ное воз­дер­жа­ние, и воз­дер­жа­ние от всего сует­ного, что есть в жизни: от раз­вле­че­ний, от вто­ро­сте­пен­ных заня­тий, от празд­ных раз­го­во­ров.

Если ска­зать совсем просто – это время капи­таль­ного ремонта. Вот мы обычно под­дер­жи­ваем свой дом в чистоте, выти­раем пыль, моем полы, и на какое-то время этого доста­точно, но только на какое-то время. Насту­пает момент, когда нужно реши­тельно избав­ляться в доме от всего что обвет­шало, обно­вить, пере­стро­ить, крышу пере­крыть. Нечто подоб­ное про­ис­хо­дит и с нашей душой, умом, нрав­ствен­но­стью. Вот именно цели капи­таль­ного ремонта, обнов­ле­ния души и служит пост. Не зря в аске­ти­че­ской пра­во­слав­ной тра­ди­ции его назы­вают духов­ной весной.

Польза поста в том, что мы вновь и вновь напо­ми­наем себе о том, что мы не только телесны, что мы больше чем наше тело и не тож­де­ственны ему, что самое глав­ное сокро­вище для нас, хри­стиан – это наша бес­смерт­ная бого­по­доб­ная душа, к сожа­ле­нию, отяг­чен­ная гре­хами. Вот пост это время сугу­бого пока­я­ния, осо­бого напря­же­ния всех духов­ных сил на исправ­ле­ние себя по Божьим запо­ве­дям.

2. Почему этот пост назы­вают Вели­ким?

Вели­кий Пост – это Пост с боль­шой буквы. И по напи­са­нию и по зна­че­нию и по про­дол­жи­тель­но­сти. Иначе, по-цер­ков­ному, он назы­ва­ется святой Четы­ре­де­сят­ни­цей. Этот Пост явля­ется обра­зом соро­ка­днев­ного поще­ния Христа в пустыне перед выхо­дом Его на Свое про­по­вед­ни­че­ское слу­же­ние.

3. Должен ли каждый кре­ще­ный чело­век поститься?

Если гово­рить о посте как о воз­дер­жа­нии от опре­де­лен­ных видов пищи, то нет, не каж­дому пра­во­слав­ному пост вме­ня­ется в обя­зан­ность. Не должен поститься ребе­нок, боль­ной чело­век, если назна­че­ния леча­щего врача пред­пи­сы­вают вку­ше­ние ско­ром­ного, не нужно поститься бере­мен­ным и кор­мя­щим жен­щи­нам.

Но тут еще хочется ска­зать о том, что именно напол­няет пост смыс­лом. Как для чело­века, кото­рый едет по дороге на авто­мо­биле смысл поездки не в том, чтобы просто ехать и нама­ты­вать на кардан кило­метры, а в том куда он нако­нец при­е­дет, так и для постя­ще­гося смысл поста лежит не в самом посте, а за его пре­де­лами. Смысл Вели­кого Поста в Пасхе, в радо­сти о том, что победа Христа над смер­тью это и наша победа. Хри­стос вос­кресе из мерт­вых, смер­тию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даро­вав. В этом весь смысл хри­сти­ан­ской веры. Хри­стос не только сам силою своего Боже­ства вос­крес, но и нам жизнь даро­вал. Вот стать участ­ни­ком этой победы Жизни над смер­тью, можно только будучи участ­ни­ком Таин­ства Евха­ри­стии, при­ча­ща­ясь Тела и Крови Христа. Без При­ча­стия пост – всего лишь диета. Поэтому если постя­щийся чело­век не участ­вует в Боже­ствен­ной Литур­гии, не посе­щает храм, ну а саму Пасху, про­во­дит во вся­че­ском раз­гуле, то такой пост по своей сути нецер­ко­вен, да соб­ственно и постом не явля­ется, а про­фа­на­цией поста.

4. Что такое бла­го­слов­ле­ние, и нужно ли его брать перед тем, как начать поститься?

Бла­го­сло­ве­нием на пост для нас для всех явля­ется день Про­ще­ного Вос­кре­се­нья, когда пра­во­слав­ные, собрав­шись в храме просят про­ще­ния друг у друга и у свя­щен­ства за воль­ные и неволь­ные обиды. Пост и пока­я­ние – это наша жертва Богу, а жертва невоз­можна без мира с ближ­ними, по слову Самого Христа.

Итак, если ты при­не­сешь дар твой к жерт­вен­нику и там вспом­нишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жерт­вен­ни­ком, и пойди прежде при­ми­рись с братом твоим, и тогда приди и при­неси дар твой. (Мф. 24)

Особое же бла­го­сло­ве­ние нужно брать не на сам пост, а на то чтобы его нару­шить по тем или иным объ­ек­тив­ным при­чи­нам, напри­мер по болезни. И потому те кто не может поститься в полной мере, в Про­ще­ное Вос­кре­се­нье испра­ши­вают у духо­вен­ства бла­го­сло­ве­ния на послаб­ле­ние поста.

5. Кто опре­де­ляет постя­ще­муся сте­пень стро­го­сти поста?

Во-первых, стро­гость поста опре­де­ляет цер­ков­ный устав – Типи­кон. Конечно, не каждый сво­бодно вла­деет цер­ков­но­сла­вян­ским и может в нем ори­ен­ти­ро­ваться, но о необ­хо­ди­мые све­де­ния о стро­го­сти поста можно про­чи­тать в любом цер­ков­ном кален­даре.

Во-вторых, стро­гость поста, для каж­дого, в боль­шей сте­пени, чем Типи­кон, опре­де­ляет наша совесть, потому что не всякая стро­гость и не всякое воз­дер­жа­ние может быть оди­на­ково полезно для каж­дого. Тем более, цер­ков­ный устав это устав мона­ше­ский, т.е. это пра­вила жизни тех людей, кото­рые всю свою жизнь посвя­тили Богу и борьбе со стра­стями. Монахи – это те люди, для кото­рых вся жизнь – пост и молитва. Мы же, к сожа­ле­нию, очень часто не таковы. И вполне понятно, что тот вес, кото­рый шутя под­ни­мает тяже­ло­ат­лет, непод­го­тов­лен­ного чело­века может пока­ле­чить. Поэтому пол­нота, как физи­че­ского, так и духов­ного подвига дается мно­гими тру­дами и не сразу. Помните как у Высоц­кого: «а я так долго шел до пье­де­стала, что вмя­тины в помо­сте про­топ­тал». Еще Анто­ний Вели­кий, осно­ва­тель мона­ше­ства в 4 веке гово­рил, что самая глав­ная доб­ро­де­тель это рас­су­ди­тель­ность, поэтому к мере поста надо под­хо­дить с умом, сораз­ме­рив свое и физи­че­ское и духов­ное состо­я­ние и посо­ве­то­вав­шись со свя­щен­ни­ком, помня о том, что пост – это, прежде всего воз­дер­жа­ние от греха. Прежде чем отка­заться от сосиски, надо отка­заться от кан­ни­ба­лизма, т.е. пре­стать есть друг друга и тогда уже помыш­лять о цер­ков­ном посте. Каждый знает, что злой чело­век во много крат злее, если он еще и голо­ден.

6. Что важнее во время поста, соблю­дать стро­гость (пища, поступки) или, посто­ян­ная молитва?

В общем, я уже на этот вопрос отве­тил. Если воз­дер­жи­ваться от опре­де­лен­ных видов пищи может не каждый и не каж­дому это полезно, то для того, чтобы не молиться, не каяться, не при­ча­щаться ника­ких объ­ек­тив­ных причин быть не может, ну а если у нас хри­сти­ан­ское состо­я­ние души, т.е. состо­я­ние нена­ви­сти ко греху и любви к ближ­нему, то это и дает основу и мотив для пра­виль­ных поступ­ков.

7. Почему многие стре­мятся испо­ве­до­ваться именно в Вели­кий Пост?

Испо­ве­до­ваться ТОЛЬКО в Вели­кий Пост, не очень хоро­шая тра­ди­ция, потому что о душе надо думать и за пре­де­лами Вели­кого Поста.

Испо­ведь и При­ча­стие только Вели­ким Постом – это пре­дельно допу­сти­мый мини­мум для хри­сти­а­нина, чтобы по суще­ству своему не отпасть от церкви. Ну это все равно что есть только тогда когда начи­на­ешь падать в голод­ный обмо­рок. Жить так можно, но пол­но­цен­ной жизнью это никто не назо­вет, это пато­ло­гия. При­ча­щаться и испо­ве­до­ваться хри­сти­а­нин должен стре­миться как можно чаще и нико­гда не пре­не­бре­гать и не откла­ды­вать уча­стие в Таин­стве. Образно Цер­ковь срав­ни­вает Литур­гию с брач­ным пиром. Быть на пиру про­стым зри­те­лем и отка­зы­ваться от пред­ла­га­е­мых уго­ще­ний это оскорб­ле­ние хозя­ину и устро­и­телю тор­же­ства. Так и в Церкви, если мы не при­ча­ща­емся тела и Крови Христа, то хри­сти­ан­ство наше фор­маль­ное, нежи­вое. Потому что Хри­стос спа­сает нас не тем что мы читаем Библию, про­из­но­сим молитвы, а тем, что мы в Таин­стве Евха­ри­стии ста­но­вимся соте­лесны Христу, при­част­ни­ками Его Боже­ствен­ной при­роды. Все осталь­ное: пост, молитва, посе­ще­ние бого­слу­же­ний, испо­ведь, чтение Писа­ния – это под­го­товка нашей души, ума и сове­сти для того, чтобы мы могли при­ча­ститься достойно.

8. Чтобы вы поре­ко­мен­до­вали тем, кто первый раз поститься или, еще не решился на этот духов­ный подвиг.

Прежде всего, ясно пони­мать, что пост это не цель, а сред­ство. А цель поста – Пасха, победа над грехом и жизнь с Богом. Кроме того, надо пони­мать, что пост без пра­виль­ной цер­ков­ной жизни, без Евха­ри­стии, без испо­веди – не более чем диета.

Часто неко­то­рые нево­цер­ко­в­лен­ные хри­сти­ане гово­рят: вера это личное дело, о том во что я верю, гово­рить не обя­за­тельно, вера она в глу­бине сердца. На самом деле это не так. Хри­сти­а­нин обязан и словом и делом сви­де­тель­ство­вать о своей вере во Христа как Бога и Спа­си­теля.

Пет.3:15 Гос­пода Бога свя­тите в серд­цах ваших; [будьте] всегда готовы вся­кому, тре­бу­ю­щему у вас отчета в вашем упо­ва­нии, дать ответ с кро­то­стью и бла­го­го­ве­нием.

Но эти слова о сокро­вен­но­сти и интим­но­сти вполне можно при­ме­нить к посту. Сам Хри­стос гово­рит о том, каким должен быть пост:

Также, когда пости­тесь, не будьте унылы, как лице­меры, ибо они при­ни­мают на себя мрач­ные лица, чтобы пока­заться людям постя­щи­мися. Истинно говорю вам, что они уже полу­чают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постя­щимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Кото­рый втайне; и Отец твой, видя­щий тайное, воз­даст тебе явно (Мф. 6).

Пост, как и любой подвиг, хри­сти­а­нину не подо­бает выстав­лять напо­каз, внеш­ним видом пока­зы­вать всем окру­жа­ю­щим без­мер­ную все­мир­ную скорбь: я пощусь, не под­ходи ко мне. Наобо­рот, аске­ти­че­ская мона­ше­ская лите­ра­тура назы­вает пост «весе­лым вре­ме­нем», вре­ме­нем обнов­ле­ния, очи­ще­ния души от мусора. Если мы с этим мусо­ром себя не отож­деств­ляем, всей душой жаждем от него изба­виться и войти обнов­лен­ными в то про­стран­ство, в кото­ром уже не мы своими незна­чи­тель­ными уси­ли­ями стре­мимся при­бли­зиться к Богу, а в кото­ром Сам Вос­крес­ший Бог, уни­что­жив ад идет навстречу нам, тогда пост нам не может не при­не­сти радость.

интер­вью газете “Слово”

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки