Женщины в Церкви. Одно слово на двоих

иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров)

Жен­щины более вос­при­им­чивы к вере. Жен­щи­ной был состав­лен первый бла­го­дар­ствен­ный гимн Богу. Жен­щины первые бла­го­вест­во­вали о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом. В чем еще их пре­иму­ще­ство перед муж­чи­нами, напо­ми­нает иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров)

– Отец Иов, на ваш взгляд, суще­ствует ли в Церкви про­блема женщин?

– Вопрос о равен­стве мужчин и женщин родился в XIX веке, в усло­виях быст­рой ломки тра­ди­ци­он­ных форм жизни как вопрос о поли­ти­че­ских и соци­аль­ных правах. Сна­чала речь шла об изби­ра­тель­ных правах. Потом это кос­ну­лось про­фес­си­о­наль­ных заня­тий, кото­рые в тра­ди­ци­он­ных обще­ствах были свя­заны с дея­тель­но­стью мужчин. Пара­докс в том, что все это удво­ило жиз­нен­ную тяжесть женщин. Они полу­чили воз­мож­ность тру­диться наравне с муж­чи­нами, но на их плечах остался и домаш­ний труд. Может, это имел в виду Шарль Талей­ран, когда сказал: «Жен­щины, говоря отвле­ченно, имеют равные с нами права, но в их инте­ре­сах не поль­зо­ваться этими пра­вами».

Во второй поло­вине XX века идеи эти не обошли сто­ро­ной и Цер­ковь. Не потому, что Цер­ковь не заме­чала этих вопро­сов, а потому, что к цер­ков­ному орга­низму стали при­ме­нять мир­ские соци­ально-поли­ти­че­ские кри­те­рии. Люди нецер­ков­ные или цер­ков­ные фор­мально, но не по духу не пони­мают ни при­роды духов­ной жизни, ни конеч­ных целей чело­ве­че­ского бытия. Муж­чина и жен­щина по своим при­род­ным и душев­ным осо­бен­но­стям, с одной сто­роны, про­ти­во­по­ложны, а с другой – допол­няют друг друга, состав­ляя един­ство. С этим Боже­ствен­ным замыс­лом связан и способ их сотво­ре­ния. Это нашло выра­же­ние и в древ­не­ев­рей­ском языке: «иш» – муж­чина, «иша» – жен­щина. Как видим, одно слово, а не два. Будучи рав­ными перед Богом и имея оди­на­ко­вое чело­ве­че­ское досто­ин­ство, они вместе с тем выпол­няют раз­лич­ное пред­на­зна­че­ние на земле. Цель у них едина – спа­се­ние в Цар­стве Небес­ном. Поэтому святой апо­стол Павел пишет: «…нет муже­ского пола, ни жен­ского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).

Если смысл и цель чело­ве­че­ства – спа­се­ние в Цар­стве Небес­ном, то соот­вет­ственно этому нужно опре­де­лять кри­те­рии при обсуж­де­нии вопроса о равен­стве женщин и мужчин. Есть ли какое-то здесь нера­вен­ство? Нет. Напро­тив, мы стоим перед одним изу­ми­тель­ным фактом. Вели­чай­шее собы­тие в жизни всего чело­ве­че­ства, собы­тие, без кото­рого не было бы нашего спа­се­ния, – Бого­во­пло­ще­ние совер­ши­лось через Пре­свя­тую Деву Марию. Через Нее еще более воз­вы­си­лось святое мате­рин­ство. Разве какая-нибудь пар­ла­мент­ская или пар­тий­ная дея­тель­ность или прочие соци­аль­ные и про­фес­си­о­наль­ные заня­тия, где жен­щины хотят быть рав­ными муж­чи­нам, могут срав­ниться с этим особым назна­че­нием жен­щины. Ведь именно через нее Бог Творец дает новую жизнь. Библия отож­деств­ляет жен­щину с жизнью. Вспом­ним, что ска­зано о первой жен­щине: «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала мате­рью всех живу­щих» (Быт. 3:20). Хочется заме­тить: имя Адама по обще­при­ня­той эти­мо­ло­гии озна­чает перст­ный, а Евы (еврей­ское Хавва) – жизнь. Хотя с гре­хо­па­де­нием в мир вошла смерть, но именно через жен­щину побеж­да­ется в каждом поко­ле­нии смерть, через нее обес­пе­чи­ва­ется непре­рыв­ность чело­ве­че­ского рода. Тра­ге­дия нашего вре­мени в том, что это вели­кое пре­иму­ще­ство женщин, кото­рого не знают муж­чины, во многом утра­чено. Сейчас мы видим стре­ми­тель­ное раз­ру­ше­ние мате­рин­ства. Четыре мил­ли­она женщин в нашей стране еже­годно уби­вают своих детей, делая аборты – часто из-за быто­вых, жилищ­ных про­блем. Было ли когда-нибудь в про­шлом такое при­туп­ле­ние сове­сти, когда одному чело­веку дава­лось абсо­лют­ное право уби­вать дру­гого, чтобы решать свои мате­ри­аль­ные про­блемы? Разве нет здесь связи с тем урав­ни­тель­ным дви­же­нием, кото­рое с каждым деся­ти­ле­тием все больше наби­рает силу? Разве защит­ники абор­тов не гово­рят: «Жен­щина имеет право»?

– В связи с биб­лей­ским взгля­дом на жен­щину хочется спро­сить, почему Иисус Хри­стос апо­сто­лами избрал только мужчин?

– Число апо­сто­лов свя­зано с числом две­на­дцати пат­ри­ар­хов – родо­на­чаль­ни­ков две­на­дцати колен Изра­иля. Пат­ри­архи дали начало исто­ри­че­скому Изра­илю, а апо­столы – начало Новому Изра­илю, духов­ному. Также число семь­де­сят имеет пред­уста­нов­ле­ние в Ветхом Завете: «И сказал Гос­подь Моисею: собери Мне семь­де­сят мужей из ста­рей­шин Изра­и­ле­вых, кото­рых ты знаешь, что они ста­рей­шины и над­зи­ра­тели его, и возьми их к скинии собра­ния, чтоб они стали там с тобою» (Числ. 11:16). При этом надо пом­нить, что и тем, кто не входил в круг избран­ных Спа­си­те­лем мира апо­сто­лов, дана была воз­мож­ность совер­шить апо­столь­ский труд. Так, святая Мария Маг­да­лина вошла в исто­рию Церкви как рав­ноап­о­столь­ная, то есть равная апо­сто­лам. Надо реши­тельно ска­зать, что апо­столь­ство – это не почет­ная при­ви­ле­гия, а особый крест и вели­кая ответ­ствен­ность. Один из две­на­дцати не выдер­жал испы­та­ния и отпал.

Исто­рия Вос­кре­се­ния Иисуса Христа откры­вает тро­га­тель­ную пре­дан­ность жен-миро­но­сиц. Ведь они пер­выми спо­до­би­лись вели­чай­шей чести – уви­деть вос­крес­шего Гос­пода. И именно к ним первым обра­щено то вели­кое слово, кото­рое состав­ляет духов­ный нерв всего Еван­ге­лия – радуй­тесь! Ведь хри­сти­ан­ство – это рели­гия любви и радо­сти. Если жены-миро­но­сицы по своей физи­че­ской немощи не могли делать что-то, что делали другие уче­ники, зато своей пре­дан­но­стью, любо­вью к Спа­си­телю они заслу­жили боль­шего – первые удо­сто­и­лись чести уви­деть Его после Вос­кре­се­ния. Они рас­ска­зали о вели­чай­шем чуде другим уче­ни­кам. Жены-миро­но­сицы для самих апо­сто­лов стали пер­выми апо­сто­лами, потому что апо­стол – это тот, кто бла­го­вест­вует о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом. Известно высо­кое зна­че­ние женщин в деле рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ства. Святые муче­ницы пора­жали совре­мен­ни­ков не одной глу­бо­кой верой, но и самым воз­вы­шен­ным цело­муд­рием.

Хочется обра­тить вни­ма­ние еще на один отрад­ный факт, кото­рый откры­ва­ется при вни­ма­тель­ном чтении свя­того Еван­ге­лия. Ни одна жен­щина не участ­во­вала в гоне­ниях на нашего Спа­си­теля при Его земной жизни. Сколько нена­ви­сти, хулы, кле­веты, злоб­ных пре­сле­до­ва­ний было против Гос­пода нашего Иисуса Христа. Все это при­вело нашего Спа­си­теля на Гол­гофу. Но ни в одном из этих эпи­зо­дов не участ­вует жен­щина. Ни одна жен­щина ни разу не поху­лила Иисуса Христа.

Фари­сеи и книж­ники, знав­шие каждую букву Писа­ния, не при­зна­вали Иисуса Мес­сией, а про­стая жен­щина-сама­рянка уве­ро­вала в Него как во Христа и про­по­ве­дала это всем жите­лям города Сихарь. Разве это не высо­кая честь, не пока­за­тель того, что Еван­ге­лие ставит очень высоко жен­щину.

– Но ведь в Новом Завете есть слова: «жен­щина в Церкви да молчит».

– Это место из Посла­ния свя­того апо­стола Павла почти всегда при­во­дят неточно. Если мы про­чтем текст и рас­смот­рим кон­текст этого стиха, то придем к выводу, что святой апо­стол не уста­нав­ли­вает здесь общее пра­вило, а гово­рит о коринф­ских жен­щи­нах. «Жены ваши в церк­вах да молчат; ибо не поз­во­лено им гово­рить…» (1Кор. 14:34). Из пред­ше­ству­ю­щих слов можно понять, что в собра­ниях корин­фян были нестро­е­ния. А то, что жен­щина может гово­рить в Церкви, под­твер­ждают другие места в этом же Посла­нии свя­того апо­стола Павла: «…И всякая жена, моля­ща­яся или про­ро­че­ству­ю­щая с откры­тою голо­вою, посты­жает свою голову…» (1Кор. 11:5). Про­ро­че­ство­вать в апо­столь­ский век озна­чало учить.

Сам святой апо­стол пояс­няет: «…А кто про­ро­че­ствует, тот гово­рит людям в нази­да­ние, уве­ща­ние и уте­ше­ние» (1Кор. 14:3). У свя­того апо­стола Филиппа ска­зано в книге Деяний святых Апо­сто­лов: «…были четыре дочери девицы, про­ро­че­ству­ю­щие» (Деян. 21:9). Где они могли про­ро­че­ство­вать? Разу­ме­ется не дома, а в цер­ков­ном собра­нии. Еще пример. Уже в первом веке в Церкви были диа­ко­нисы. В Посла­нии к Рим­ля­нам апо­стол Павел упо­ми­нает диа­ко­нису Фиву. Они настав­ляли путем бесед женщин, кото­рые гото­ви­лись к кре­ще­нию, уча их, и помо­гали епи­скопу при кре­ще­нии. Значит, они не могли мол­чать в Церкви.

- Есть ли какая-нибудь раз­ница в назна­че­нии жен­щины в вет­хо­за­вет­ной рели­гии и в хри­сти­ан­стве?

– Согласно биб­лей­скому учению жен­щина завер­шает себя, ста­но­вясь женой и мате­рью. В Новом Завете откры­ва­ется еще одна высо­кая воз­мож­ность для реа­ли­за­ции себя. Она может достичь совер­шен­ства через дев­ство. Это – новая духов­ная грань. На этом пути откры­ва­ется воз­мож­ность наи­бо­лее пол­ного соеди­не­ния с Богом, что и явля­ется целью чело­ве­че­ского бытия.

Гос­подь Творец наде­лил жен­скую душу спо­соб­но­стью быть более, чем муж­ская душа, рас­по­ло­жен­ной к вере. Ева первая про­из­несла слово «Бог». Первый бла­го­дар­ствен­ный гимн Богу соста­вила жен­щина – сестра про­рока Моисея Мариам. «И вос­пела Мари­амь пред ними: пойте Гос­поду; ибо высоко пре­воз­несся Он, коня и всад­ника его вверг­нул в море» (Исх. 15:21). Жены-миро­но­сицы идут ночью ко гробу Учи­теля, побеж­дая страх не только любо­вью, но и верой. В реши­тель­ные минуты осуж­де­ния Спа­си­теля мира на мучи­тель­ней­шую казнь при­хо­дит сочув­ствие и попытка помощи именно от жен­щины-языч­ницы, жены Пилата. Преп. Мака­рию Вели­кому после многих лет мона­ше­ских подви­гов было открыто: «Мака­рий! Ты не достиг еще в меру двух женщин, кото­рые живут в таком-то городе».

В наше время среди женщин зна­чи­тельно больше веру­ю­щих, чем среди мужчин. В этом легко убе­диться, если прийти на службу в любой храм. Если бы мы заду­ма­лись об этой сто­роне жен­ской души, мы бы поняли, насколько чужда цер­ков­ному созна­нию жен­ская про­блема. Ведь вера есть самый дра­го­цен­ный дар от Бога. И если жен­щина более вос­при­им­чива к нему, то о каком нера­вен­стве может идти речь?

- Хорошо, на бого­слов­ском уровне жен­щина ни в коем случае не стоит ниже мужчин. А на прак­тике, в цер­ков­ном быту, так ска­зать?

– Отвечу при­ме­ром. У меня в мона­стыре одно из послу­ша­ний – отве­чать на при­хо­дя­щие письма. Одна­жды пришло письмо от девушки, кото­рую выста­вили из церкви из-за того, что она была одета как-то непо­до­ба­юще. И вот она пишет письмо с болью: жен­щина в Пра­во­сла­вии уни­жена, потому что на Афон не пус­кают, в алтарь нельзя, за одеж­дой следят. Мне захо­те­лось как-то ее уте­шить. После неко­то­рых раз­мыш­ле­ний я пришел к выводу, что эти при­меры «уни­жен­но­сти» совер­шенно абстракт­ные. Святая гора Афон – это место подви­гов мона­хов. При­ня­тый там устав имеет одну только цель – создать необ­хо­ди­мые усло­вия для подвиж­ни­че­ской жизни. Раньше были жен­ские мона­стыри, куда не было доступа муж­чи­нам. Можно ли на этом осно­ва­нии гово­рить о их дис­кри­ми­на­ции?

– А что гово­рит бого­сло­вие о жен­ском пред­на­зна­че­нии? В каком смысле жен­щина создана как помощ­ник муж­чине?

– Если мы вни­ма­тельно вчи­та­емся в текст книги Бытия, то увидим, что речь идет о том, что чело­век не создан для оди­но­че­ства. Чело­век заду­ман как суще­ство обще­ствен­ное. При­веду это место: «И сказал Гос­подь Бог: не хорошо быть чело­веку одному; сотво­рим ему помощ­ника, соот­вет­ствен­ного ему» (Быт. 2:18). Как видим, гово­рится не о помощ­нике муж­чине, а о жиз­нен­ном союзе. Закончу нашу беседу сло­вами бла­жен­ного Авгу­стина: «Если бы Бог назна­чил жен­щину быть гос­по­жой муж­чины, он сотво­рил бы ее из головы, если бы рабой, то сотво­рил бы из ноги; но так как он назна­чил ей быть подру­гой и равной муж­чине, то сотво­рил из ребра».

Справка

Иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров) – выпуск­ник фило­соф­ского факуль­тета МГУ, насель­ник Сре­тен­ского мона­стыря, пре­по­да­ва­тель Свя­щен­ной исто­рии Вет­хого Завета мос­ков­ской Сре­тен­ской семи­на­рии, веду­щий руб­рики «Вопросы свя­щен­нику» на сайте «Православие.Ru», автор серии книг «Вопросы свя­щен­нику».

http://www.nsad.ru/index.php?issue=36

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки