Скрыть
Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 58-59 Сей есть хлеб сшедый с небесе: не якоже ядоша отцы ваши манну и умроша: ядый хлеб сей жив будет во веки. Сия рече на сонмищи, учя в Капернауме

Сей есть хлеб, сшедый с небесе: не якоже ядоша отцы ваши манну и умроша: ядый хлеб сей жив будет во веки (ст. 58). Непрестанно повторяет одно и то же для того, чтобы напечатлеть это в душе слушателей (так как учение об этом было почти последнее), и чтобы утвердить веру в догмат о воскресении и жизни вечной. Итак, (Христос) говорит и о воскресении частию потому, что сказал о жизни вечной, а частию и для того, чтобы показать, что эта жизнь не теперь, но будет по воскресении. Откуда же, скажешь, это видно? Из Писания. К нему при всяком случае отсылает Он иудеев, повелевая из него удостоверяться в том. А словами: даяй живот миру (ст. 33) Он возбуждает в них соревнование, чтобы, таким образом, они не лишали себя этого дара по крайней мере из ревности, что другие наслаждаются им. О манне же часто упоминает для того, чтобы и различие показать между ею и небесным хлебом, и привести их к вере. Если для Него возможно было без жатвы, без хлеба и других снадобий сохранить, в продолжение сорока лет, жизнь их предков, то тем более это возможно будет теперь, когда Он пришел совершить большие дела. С другой стороны, если то были некоторые образы, и, однако ж, тогда собирали пищу без пота и трудов, то тем более это будет теперь, когда во всем большое различие, когда смерти уже нет и мы пользуемся истинною жизнию.

Хорошо и то, что Христос часто упоминает о жизни, потому что жизнь вожделенна для людей и ничто так не приятно, как не умирать. И в Ветхом Завете было обещание долговечности и многолетия, но теперь обещается не просто долговечность, но жизнь, конца не имеющая. Вместе с тем Христос хочет показать, что Он отменяет наказание, бывшее следствием греха, уничтожает тот смертный приговор и, вопреки прежнему определению, вводит не просто жизнь, но жизнь вечную. Сия рече на сонмищи, уча в Капернауме (ст. 59), где Он совершил много чудес и где поэтому Его должны были слушать с особенным вниманием.

Но для чего Он учил в синагоге и в храме? Как для того, чтобы уловить собиравшийся в них народ, так и для того, чтобы показать, что Он действует не противно Отцу.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек

«Сей есть хлеб с небесе сшедый: не якоже ядоша отцы ваши манну и умроша: ядый (Мой) сей хлеб жив будет во век». Великие дела, говорит, должны быть (происходить) из великого, и подаваемое чрез вышнюю благодать должно оказываться богоприличным и достойным величия дара Божественного. Поэтому если ты всецело воспринял верою, что хлеб этот нисшел с неба, то он должен всем желающим его доставлять постоянную жизнь и иметь силу непрестанного бессмертия. И это (свойство его) должно служить ясным доказательством того, что хлеб этот есть с неба, то есть от Бога, так как, думаем, Вечному и подавать подобает вечное, а не вкушение временной пищи, едва могущее иметь силу только совсем на малое время. Поэтому уже не будет мудро, если кто станет думать, что от Бога и свыше есть тот хлеб, вкушая который ваши предки подверглись смерти и не избежали вреда от тления. И ничего нет удивительного в этом, ибо то не был хлеб, имеющий силу обессмертить. Поэтому он справедливо должен мыслиться и называться не (хлебом) с неба, ибо подобающим приходящему оттуда (с неба хлебу) делом должно быть именно то, что вкушающих Его Он ставит выше смерти и тления. Бесспорным опять доказательством может быть подтверждено то, что этот хлеб есть с неба, очевидно (подается) чрез Христа, то есть тело Его, ибо вкусившему Он сообщает жизнь «во век». Действительно, и здесь оказывается великое некое удостоверение Божественной Природы, не удостаивающей давать ничего малого, но все сверхъестественное, хотя и превышающее наш разум, так что уже вследствие величия благодати даже и недоверию подвергается от простяков. В самом деле, столь обильной Деснице разве не должно присутствовать желание давать обильное? Поэтому и Павел с удивлением говорил: «Глаз не видал, и ухо не слыхало, и на сердце человека не восходило, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9). Закон же в малых примерах изображал великое, «тень имея будущих благ, а не самый образ предметов» (Евр. 10:1), как написано, так что в питании манною указывается благословение чрез Христа (Евхаристия), ибо то предначертывалось древним как тень будущего.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 56-58 Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек

Здесь мы научаемся таинству Причащения, Ядущий и пиющий плоть и кровь Господа пребывает в Самом Господе, и Господь в нем. Странное и непостижимое бывает соединение, так что Бог пребывает в нас, а мы в Боге. Не страшное слышишь ты учение. Мы вкушаем не Самого Бога, ибо Он неосязаем и бестелесен, и необъятен ни для глаз, ни для зубов; ни опять вкушаем плоть простого человека, ибо она не может принести никакой пользы. Но как Бог неизреченным смешением соединил Сам с Собою плоть, то и плоть животворит не потому, будто пременилась в Естество Божие, - нет, но по подобию раскаленного железа, которое и остается железом, и обнаруживает силу огня. Так и плоть Господня, пребывая плотию, животворит как плоть Бога Слова. - Как Я, говорит, «живу Отцем», то есть потому, что родился от Отца, Который есть Жизнь, так «и ядущий Меня жить будет Мною», соединившись и как бы претворившись в Меня, могущего животворить. Когда же слышишь, что «Я живу», не думай, что Он живет по причастию жизни. Иначе Богом называлось бы животное. Но нет! Ибо ни животное не называется Богом, ни сотворенное Жизнью. - Часто повторяет слова: «отцы ваши ели манну в пустыне» для того, чтобы убедить слушателей, что если можно было питаться людям без жатвы и сеяния в течение сорока лет и жизнь их поддерживалась, тем более ныне Господь подкрепит нашу разумную жизнь лучшим хлебом, плотию Своею, образовавшеюся из земли - Девы, без сеяния - мужа. - Везде упоминает о жизни и часто приводит это имя, потому что ничто так не приятно людям, как жизнь. - Впрочем, ты можешь есть плоть и пить кровь Владыки не только в Таинственном Причастии, но и иным образом. Плоть ест тот, кто идет путем деятельности. Ибо плоть - неудобоварима, как и деятельность - многотрудна. Кровь пьет как бы вино, веселящее сердце, созерцатель. Ибо созерцание не сопряжено с трудом, есть даже успокоение от трудов, и похоже на питие, как и питие легче, чем пища.

Евфимий Зигабен (†1118)

Сей есть хлеб сшедый с небесе

подающий вечную жизнь.

Не якоже ядоша отцы ваши манну и умроша

Вкушающие этого хлеба не умирают, якоже ядоша отцы ваши манну и умроша. Правда, как те, которые ели манну, умерли по плоти, так умирают по плоти и вкушающие этого хлеба, но если они умирают в надежде на вечную жизнь, то, кажется, не умирают, а засыпают.

Ядый хлеб сей жив будет во веки

Много останавливался Иисус Христос на речи о хлебе и о жизни, зная, что хлеб необходим и жизнь приятна: необходим хлеб телесный телесным, а духовный – духовным, и приятна жизнь телесная телесным, а духовная – духовным.

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о Святейшей Евхаристии, то есть Таинстве Тела и Крови Христовых
​​​​​

Поистине велика и неизреченна премудрость Божия, чудесным образом устраивающая наше спасение в Евхаристии, подающая нам вместо смертоносной пищи эту пищу, дающую жизнь, и как от той мы умираем, то от этой так оживем, и как о той пище мы слышим: прах ты и в прах возвратишься (Быт.3:19), так услышим об этой Божественной пище: ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин.6:58).

Об этом предивном свойстве Божия премудрости, врачующей противоположное противоположным, если подумаем и прилежно рассудим, что представляет собой такая сугубая пища, то отгоним от Евхаристии всякие ложные образы и мнимые знамения. Их ядением нас в давние времена прельстил змий и сейчас снова всячески тщится прельстить, желая эту целительную пищу, противоположную своему яду, обесценить и уничижить до зыбкого образа, чтобы человек небрежно отнесся к ней, как к некой тени, и воспринимал ее только как образ.

Тогда отец лжи своею ложью приписал этой смертоносной пище некую Божественную силу и обещал от ее ядения нашим прародителям божественную силу, и требовал поверить в большей мере своему слову, чем органам чувств, ничего Божественного не видящим в этой пище. Ныне же в этой нашей поистине Божественной пище (желая и ее нам повредить, чтобы мы ее отвергли) он хочет, чтобы мы больше, чем неложному Слову Божию, поверили нашим чувствам, не видящим и не ощущающим на вкус в Евхаристии Плоти Христовой. Однако наша Православная вера, непрестанно творящая брань с этим змием, повелевает всем своим верным желать вечного спасения. Наши прародители погибли, поверив диаволу, который говорил, что в райской пище сверхъестественная и Боготворящая сила. Мы же поверим Христу Богу нашему, говорящему, что в Евхаристическом хлебе естество превосходящее, превыше всех чувств и ума, и, веруя, получим спасение и жизнь вечную. И как тогда наши прародители больше поверили своим ощущениям, чем мыслям, и в конечном счете ложному совету сатаны, так сейчас мы, глядя иными очами, чувства и ум наш превосходящими, в истинное и неложное Слово Христа Бога нашего, который не лжет, не обманывает и не может обмануть, твердо да уверуем. Да не станем большую честь воздавать давнему коварному отцу лжи и врагу спасения нашего, нас убивающему, нежели Христу, глаголющему истину, оживляющему нас и всячески ищущему нашего спасения.

Зачем же вы, противники, стараетесь омрачить таковую премудрость Божию в деле нашего спасения своими образами и знамениями, и больше склоняетесь к позиции змия, чем Христа, приписывая Божественной пище противоположные ей свойства. Разве больше хитрость сатаны, умертвившего нас пищей, нежели премудрость Христа Бога нашего, пищей нас оживляющего?

Если ваше учение истинно, то сатана может похвалиться тем, что человек больше верит его словам, ведущим к гибели, чем Словам Христа, ведущим к исцелению. Тогда человек поверил сатане, лгущему, что в той пище была Божественная сила. Сейчас же человек не верит Богу, говорящему истину, что под видом хлеба и вина Тело Христово.

Скажите мне, противники, когда сатана предложил райскую пищу и спровоцировал человеческое желание, верно ли, что это желание не могло быть утолено? Не есть ли это явное уничижение Божией премудрости и попрание Его всемогущества? Разве вы не слышите Златоуста, который говорит: «Чрез это Тело я уже не земля и пепел, уже не пленник, а свободный. Чрез него я надеюсь достигнуть Небес и уготованных там благ – бессмертной жизни, жребия ангелов, соединения со Христом».

Что же скажете? Не должно ли и в Церковном раю насадиться этому древу жизни, то есть Святейшей Евхаристии, и стать супротив того смертельного древа, или древа познания добра и зла, вкушая от которого, слышим, что умрем. Так и, вкушая от этого древа, слышим: ядущий хлеб сей будет жить вовек (Ин.6:51). И как посредством пищи, вкусив плода от того древа, мы лишились бессмертия и всех благ, так ядением этой Божественной пищи станем причастниками и наследниками нетления и всех небесных благ.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

– Сей-то есть хлеб и пр.: краткое и точное указание смысла всей предшествующей речи. Следовательно, хлеб, о котором выше говорилось, есть именно Плоть и Кровь Христова или вообще Христос как Богочеловек, принёсший Себя в жертву за грехи всего мира и давший Себя человеку в снедь для того, чтобы чрез сие он стал причастником жизни божественной, блаженной, вечной. 
– Не так, как отцы и пр.: напоминание, что это дело даяния человеку Плоти и Крови Христовой несравненно выше того дела, на которое иудеи прежде указывали и подобного которому желали видеть от Христа (ст. Ин.6:31).
– Умерли: см. ст. Ин.6:49.
– Жить будет вовек: см. ст. Ин.6:50-51

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 57-58 Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

Ст. 57-58 Якоже посла мя живый Отец, и аз живу Отца ради: и ядый мя и той жив будет мене ради. Сей есть хлеб сшедый с небесе: не якоже ядоша отцы ваши манну и умроша: ядый хлеб сей, жив будет во веки.
 

«Живый Отец», самобытно живущий, вечно и неизменно Себе подобный есть Иегова, т. е. Сый, Сущий, не зависящий от времени и пространства, причина всякого бытия, которого таинственное имя раскрыто было в древности при горящей и несгораемой купине Моисею (Исх. 3:14).

«Аз живу Отца ради»- это выражение яснее передается русским переводом словами: «живу Отцом» (1).

Другими словами, жизнь Отца и Сына есть жизнь единая, нераздельная жизнь, но бытие всемогущего Бога Творца вселенной созерцается человеком в милосердном отношении Его к человеку, – в Сыне. Сей сын зовет к Себе человека для единения его с Богом, предлагая ему Себя Самого в плоти и крови Его, с которыми соединяется воспоминание и о всех страданиях и благодеяниях Его; «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). «Сей есть хлеб сшедый с небесе»...

Господь в последнем заключительном слове воспоминает начальное возражение неверующих Иудеев о манне и противопоставляет ему учение о хлебе жизни, хлебе небесном. В этом заключительном слове Господь сопоставляет и закон Ветхого Завета с законом Завета Нового: смерть с жизнью; суд с милостию и благодатию.

1) Отцом; διὰ τόν Πατὲρα, "Per Patrem«, не для Отца, как можеть подать мысль слово слав. ради, а нераздельно от Отца; вот настоящая мысль.
 

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 58-59 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Kапернауме

Здесь подводится итог ко всему сказанному.

«Сей есть». Такое качество имеет «хлеб, сшедший с небес». Он дает жизнь вечную.

«В синагоге» (см. комментарии к Мф.4:23). Замечание о том, что речь Христа сказана была «в синагоге», евангелист делает для того, чтобы обозначить решительность Христа, не побоявшегося выступить с учением о Себе там, где враги Его чувствовали себя особенно сильными.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Причащении и разумении Священного Писания.

Ин.1:1. То Слово, которое стало плотию, вселилось между людьми, явило апостолам славу Свою (Ин.1:14), было ими видимо, осязаемо: 1Ин.1:1-5. Слово, Сын Божий, Иисус Христос есть не «разумeниe» или «учение», а отдельная Ипостась, самостоятельное Лице, хлеб жизни: Ин.6:29,51-58; единосущный Богу Отцу: Ин.10:30; кто не исповедует Его пришедшим во плоти, тот антихрист: 1Ин.4:3.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О Причащении и поклонении Богу.

Ин.6:63. Если это место сопоставить с предшествующими ст. 58–60 Ин.6:58-60, то ясно будет, что словами: «плоть не пользует ни мало» Господь осудил плотское представление относительно причащения Тела и Крови Его. Здесь высказывается та истина, что плотским разумением люди никогда не поймут того, каким образом Господь (в хлебе и вине) преподаёт им для вкушения Свою Плоть и Кровь: Ин.6:52-55. Нельзя на основании этих слов отвергать необходимости и телесного упражнения в молитве: 1Кор.6:20; Мф.28:9; Лк.22:41.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible