Преподобный Диони́сий Малый
Дни памяти
Житие
Краткое житие преподобного Дионисия Малого
Преподобный Дионисий Малый (ок. 470 — между 537 и 556) родился в Скифии, по происхождению гето-дак (территория нынешней Румынии). В конце V века поселился в Риме. Перевел на латинский язык множество житий и творений святых, а также сборников канонических правил. Составил таблицы для вычисления Пасхи, ввел в практику летоисчисление от Рождества Христова.
Преподобный Дионисий включён в месяцеслов Русской Православной Церкви 7 марта 2018 года (журнал №8) с определением празднования дня памяти 1/14 сентября.
Полное житие преподобного Дионисия Малого
Преподобный Дионисий Малый — основатель христианского летосчисления — был по происхождению скиф, но большую часть своей жизни провел в Риме в монашестве. Он прибыл туда в конце V века и оставался там до самой смерти. Позднейшие писатели называют его аббатом, но отсюда не следует, что он действительно был настоятелем какого-нибудь монастыря. Это был большой знаток Св. Писания, строгий блюститель всех монашеских добродетелей и, прежде всего, смирения, в знак чего он и называл себя Exigunis (Малый). При прекрасном знании греческого языка, он, как переводчик, оказал важные услуги церковному праву и христианской хронологии, истории монашества и догматике. Ему принадлежат следующие творения: 1) Собрание деяний соборов, изданное в двух редакциях. Обе редакции состоят из перевода 50 апостольских правил, греческого собрания деянии соборов Никейского, Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Константинопольского и 27 канонов Халкидонского (при этом не достает 28–30 глав), равно как 21 правила Сардинского и определений Карфагенского от 419. Обе редакции посвящены епископу Стефану Салонскому. 2) Довольно долго спустя после второй редакции Собрания соборов, явилось Собрание декреталий, древнейший сборник этого рода. Оно содержит в себе послания Сириция Римского (384–398 г.) в 15 главах, двадцать одно послание Иннокентия I, одно Зосимы, четыре от времен Бонифация I, три Целестина, семь Льва I, одно Геласия и одно Анастасия I. 3) Пасхалия, продолжение 95-летней пасхалии Кирилла Александрийского, которая заканчивалась 531 годом. В 525 г. Дионисий продолжил эту работу, повторил последний девятнадцатилетний цикл Кирилла и присоединил с 532 г. еще пять дальнейших. Вошедшую со времени Никейского собора на Востоке в употребление александрийскую пасхалию он ввел в латинскую церковь, которая дотоле держалась 84-летнего цикла Виктория, и оказал этим немалую услугу в деле единения церкви. Он перестал вести летосчисление от Диоклитиана, этого безбожного гонителя христиан, а начал считать годы ab incarnatione Domini (от воплощения Господа), и таким образом был основателем христианского летосчисления. Рождение Христа он полагал, как теперь известно, неправильно, в 754 г. от основания Рима, и именно 25 декабря 1 года своей эры; днем «воплощения» считал 25 марта. Его пасхальный круг вскоре был принят Римом, а затем и в остальной Италии, к концу VI века в Галлии, наконец с 729 г. в британской церкви. Во время Карла Великого, Дионисиево летосчисление, как его называли на Западе, вошло в официальное употребление в церкви. Другие его произведения состоят из разных посланий и переводов.
Источник: Соколов И.И. Православная богословская энциклопедия. Том 4, стлб. 1087. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1903 г.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Один внешний знак креста, изображаемого нами на себе без деятельного последования распятому Господу, не принесет нам должного плода. Надлежит, по выражению апостола, «распинать плоть свою со страстьми и похотьми». Вот спасительный крест, под сению которого можно благоуспешно идти против всех врагов или грехов, запинающих нам достижение вечных благ.
прот. Григорий Дьяченко
![](https://azbyka.ru/days/cache/300x240/storage/images/photos-of-day/65fbf37c62488235714993.jpg)
1775 — ликвидирована Запорожская Сечь.
1822 — издан указ о запрещении в России тайных обществ и закрытии масонских лож, а также о взятии со всех чиновников подписки о непринадлежности к тайным обществам.