Дары Святого Духа

Литература по теме

Дары́ Свято́го Ду́ха

1) результаты благодатного воздействия Бога на людей, способствующего достижению (направленного на достижение) ими своего высшего призвания и предназначения;
2) (в широком значении) результаты действия Божия, направленного в мир.

О дарах Святого Духа в Священном Писании говорится как о дарах духовных (1Кор.12:1, 14:1, 14:12), дарах Духа (Деян.2:38, 10:45, 1Кор.12:4, 12:9); даре небесном (Еф.6:4).

Перечень даров Святого Духа, представленных в Писании, обширен. Вот лишь некоторые из интересующих нас примеров:

«Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор.12:8-10).

«И верующие изобрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал» (Деян.10:45-46).

«Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1Кор.14:1-3).

Вот что по поводу даров Святого Духа говорил свт. Григорий Великий: «Одни Его дары те, без которых никак нельзя достичь жизни, другие же показывают святость жизни для пользы верных. Так кротость, смирение, терпение, вера, надежда, любовь это те Его дары, без которых люди никак не могут приходить к жизни. Пророчества же, дар врачеваний, языки, толкование – также Его дары, но они показывают присутствие Его благодати для вразумления взирающих. Итак, в тех дарах, без которых нельзя прийти к жизни, Святой Дух всегда пребывает: или в Своих проповедниках, или во всех избранных; в других же дарах, явлением которых не поддерживается наша жизнь, а призываются к жизни другие, не всегда пребывает в Своих проповедниках, так как всегда направляет их сердца к доброму жительству, хотя и не всегда являет через них знаки благодати, но иногда удаляется, скрывая в них явление этих знаков, чтобы смиреннее хранили Его дарования, так как, получив, не могут их удержать».

Понятие «Дары Святого Духа» следует отличать от понятия «Плодов Святого Духа» (добродетелей).

В Священном Писании особо выделены семь даров Святого Духа. Всеми этими дарами обладал, по человеческому естеству (как Человек) Господь Иисус Христос. Пророк Исаия провозвестил об этом задолго до Его Рождества: «И почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия. Исполнит Его Дух страха Божия» (Ис.11:2–3).

  1. Мудрость (может проявляться в знании божественного, в правоте суждения в соответствии с божественной истиной). О ней говорит апостол Иаков: «Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак.3:17). Священное Писание указывает на особый дар мудрости, который дается не всем: «Одному дается Духом слово мудрости» (1Кор.12:8). Такой мудрости противоположно плотское мудрование: «Мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире» (2Кор.1:12).
  1. Разум. Апостол Павел молился о даровании разумения Тимофею: «Да даст тебе Господь разумение во всем» (2Тим.2:7). Свт. Григорий Великий пишет: «Разумение просвещает ум в отношении услышанного». Так, Спаситель просветил ум учеников: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк.24:45). Никто из тех, кто находится в состоянии благодати, не лишен дара разумения: «Кто последует за Мною, – тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12). Хотя верующие не понимают многого из того, что составляет содержание исповедуемого ими вероучения (например, Бога всецело знает только Сам Бог), тем не менее, они понимают, что им надлежит верить в то, что представлено в вероучении. Этому противоположно неразумие и неверие. Господь говорит: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лк.24:25). И в другом месте апостол Павел говорит: «Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» (Гал.3:3).
  1. Совет (по определению прп. Максима Исповедника «навык различения, благодаря которому мы разумно исполняем Божьи заповеди, отделяя от лучшего худшее»). Ему противоположен совет нечестивых, о котором сказал Псалмопевец: «Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов, уничтожает советы князей» (Пс.32:10).
  1. Крепость (способность преодолевать страх и желать неуклонно идти за Христом). Крепость необходима для преодоления трудностей на пути к спасению, для противостояния различным искушениям. Об этом даре апостол Павел говорит: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1Кор.16:13). И в другом месте: «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:14–17). Крепости противоположен cтрах, о котором Псалмопевец сказал: «Там убоятся они страха, [где нет страха]» (Пс.13:5). Господь наш Иисус Христос призывает: «Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать» (Лк.12:4).
  1. Знание (способность знать Бога). Этот дар необходим для того, чтобы человек мог иметь уверенное и правильное суждение, чтобы отличать то, во что должно верить, от того, во что верить нельзя. Это знание должно быть направлено к тому, чтобы постичь волю Божию и Его закон. Псалмопевец так говорит об этом даре: «Вразумляющий народы неужели не обличит, – Тот, Кто учит человека разумению?» (Пс.93:10). Бог через пророка Иеремию говорит: «И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием» (Иер.3:15). Такой форме знания противоположно незнание закона и воли Божией, о котором говорит Псалмопевец: «Пролей гнев Твой на народы, незнающие Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают» (Пс.78:6).
  1. Благочестие. Дар благочестия способствует правильному исполнению христианских обязанностей. О нем так говорит апостол Павел: «Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1Тим.4:8). Здесь имеется в виду не наружное благочестие, какое было у фарисеев, но истинное и сердечное. Внешнее благочестие имел в виду Господь, когда сказал: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15:8).
  1. Страх Божий. Этот вид страха подобен страху детей перед любимыми ими родителями, а не рабов перед господами. Об этом виде страха Псалмопевец говорит: «Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его» (Пс.33:10). О другом виде страха говорит апостол Иоанн: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин.4:18). Первый вид страха имел в виду Псалмопевец, когда обращался к верующим с призывом восхвалять Господа: «Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля!» (Пс.21:24). Тот, кто имеет страх Божий соблюдает Его заповеди: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин.14:23).

Цитаты о Дарах Святого Духа

«Святой Дух дарует мудрость против глупости, мышление против тупости, совет против безрассудства, мужество против страха, знание против невежества, благочестие против ожесточения нашего сердца и страх против гордыни».
свт. Григорий Великий

«Зачастую бывает так, что некоторые [люди], даже будучи недостойны вечной жизни и Царства Небесного, все же отмечаются, хотя и не имеют любви, некоторыми дарами Святого Духа, однако без любви дары эти, хотя сами по себе и не суть ничто, ни в чем не приносят пользы подобным [людям]. Ведь пророчество без любви не приводит к Царству Божию, а любовь без пророчества несомненно приводит».
блж. Августин

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka