Плоды Святого Духа

***

Плоды́ Ду́ха Свято́го (доб­ро­де­тели) – резуль­тат воз­дей­ствия на чело­века спа­си­тель­ной бла­го­дати Свя­того Духа (Гал.5:22-23).

Плоды Духа Свя­того суть те дей­ствия бла­го­дати, кото­рые явля­ются неотъ­ем­ле­мой частью инди­ви­ду­аль­ной духов­ной жизни хри­сти­а­нина. Дар Свя­того Духа, данный чело­веку в Таин­стве Миро­по­ма­за­ния, должен быть не просто пас­сивно вос­при­нят, но активно усвоен, рас­крыт. Святой Дух в нас должен при­не­сти плоды: хри­сти­а­нин всту­пает в подвиг борьбы со стра­стями и жизнь согласно еван­гель­ским запо­ве­дям. В духов­ном подвиге через союз бла­го­дати и сво­бод­ной воли в хри­сти­ан­ском подвиж­нике фор­ми­ру­ются хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели. В них и рас­кры­ва­ется ощу­ти­мое пре­бы­ва­ние Боже­ствен­ной бла­го­дати в чело­веке. Поэтому плоды Духа Свя­того явля­ются сино­ни­мами хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей, скла­ды­ва­ю­щихся из чело­ве­че­ских усилий и бла­го­дат­ных дей­ствий, пре­об­ра­жа­ю­щих чело­ве­че­ское есте­ство. «Плод же духа: любовь, радость, мир, дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, мило­сер­дие, вера, кро­тость, воз­дер­жа­ние. На тако­вых нет закона» (Гал. 5:22-23).

Плоды Духа Свя­того при­нято отли­чать от Даров Духа Свя­того, пред­став­ля­ю­щих дей­ствия бла­го­дати, направ­лен­ные на сози­да­ние Церкви через раз­лич­ные виды слу­же­ния.

***

Плоды Духа Свя­того

епи­скоп Ила­рион (Алфеев)

В празд­ник Пяти­де­сят­ницы мы вспо­ми­наем собы­тие, кото­рым завер­ши­лось домо­стро­и­тель­ство спа­се­ния рода чело­ве­че­ского. В этот день Гос­подь послал на Своих уче­ни­ков Свя­того Духа, сошед­шего на них в виде раз­де­ля­ю­щихся языков: под дей­ствием Свя­того Духа пред­ста­ви­тели разных наци­о­наль­но­стей, собрав­ши­еся в Иеру­са­лиме на празд­ник и гово­рив­шие на разных наре­чиях, начали пони­мать слова апо­сто­лов. Мы не знаем, гово­рили ли апо­столы на разных языках или каждый из при­сут­ству­ю­щих слышал их гово­ря­щим на его языке, но смысл про­изо­шед­шего заклю­ча­ется в том, что каждый слышал то, что он должен был услы­шать, на том языке, кото­рый он пони­мал. И с того момента, когда Гос­подь послал Свя­того Духа на Своих уче­ни­ков, тайна Пяти­де­сят­ницы пре­бы­вает в Церкви, давая людям воз­мож­ность слы­шать дыха­ние Духа Божия и вос­при­ни­мать еван­гель­скую весть в тех поня­тиях и пред­став­ле­ниях, в кото­рых эта весть ему доступна.

Гос­подь гово­рит: Дух дышит, где хочет… а не знаешь, откуда при­хо­дит и куда уходит (Ин. 3:8). Нам не дано знать, почему Он при­хо­дит и почему уходит. Но есть в каждом из нас некое внут­рен­нее чув­ство, кото­рое помо­гает нам рас­по­зна­вать дыха­ние Духа Божия, как это было с про­ро­ком Илией, кото­рый почув­ство­вал, что не в ветре… не в зем­ле­тря­се­нии… не в огне Гос­подь, но в веянии тихого ветра (3Цар.19:11-12). Мы ощу­щаем это таин­ствен­ное дуно­ве­ние, словно веяние тихого ветра, когда Святой Дух при­хо­дит к нам. Он при­хо­дит, чтобы пре­об­ра­зить нашу жизнь, изме­нить нас изнутри и изме­нить все вокруг нас. Когда Святой Дух при­хо­дит, мы начи­наем видеть мир дру­гими гла­зами и ожи­ваем, подобно тому, как весной после долгой зимы ожи­вает при­рода, появ­ля­ются цветы, травы и дыха­ние жизни воз­вра­ща­ется ко всему живому.

При­кос­но­ве­ние Духа Свя­того пре­об­ра­жает жизнь чело­века на всех ее уров­нях – не только на духов­ном, но и на душев­ном и телес­ном. Дух Святой про­яв­ляет Себя не только в цер­ков­ной, но и в семей­ной и про­фес­си­о­наль­ной нашей жизни. Именно потому перед нача­лом вся­кого дела мы обра­ща­емся к Духу Свя­тому с молит­вой, кото­рую мы сего­дня, в празд­ник Пяти­де­сят­ницы, слы­шали неод­но­кратно: Царю Небес­ный, Уте­ши­телю, Душе истины, Иже везде сый и вся испол­няяй… Мы испо­ве­дуем, что Дух Святой при­сут­ствует везде и напол­няет Собою все, и просим Его о том, чтобы мы не ока­за­лись вне Его спа­си­тель­ного при­сут­ствия, вне Его бла­го­дат­ного дей­ствия. Мы просим, чтобы Святой Дух пришел и все­лился в нас, чтобы Он очи­стил нас от всякой скверны, от вся­кого греха, от всего того, что мешает нам при­бли­зиться к Богу, от того, что мешает нам уви­деть мир таким, каков он есть на самом деле. Мы просим Свя­того Духа, чтобы на всяком нашем деле было Его бла­го­сло­ве­ние. Только тогда наша жизнь будет под­линно хри­сти­ан­ской, когда мы будем жить Духом Святым, когда вся наша жизнь будет наце­лена на то, что святой Сера­фим Саров­ский назы­вал «стя­жа­нием Духа Свя­того».

Каковы плоды дей­ствия Духа Свя­того? Мы видим эти плоды в святых, напри­мер, в пре­по­доб­ном Сера­фиме. Когда Мото­ви­лов одна­жды спро­сил свя­того старца, что такое Дух Святой и что значит «стя­жа­ние бла­го­дати Духа Свя­того», тот не отве­тил ему сло­вами, но Мото­ви­лов вдруг увидел, что лицо свя­того про­си­яло подобно солнцу и старец на его глазах пре­об­ра­зился. Мото­ви­лов ощутил необы­чай­ное бла­го­уха­ние, почув­ство­вал необы­чай­ную радость, незем­ную теп­лоту. Так дей­ствует Дух Святой – таин­ственно и непо­сти­жимо, и Его дей­ствие пре­вос­хо­дит всякое чело­ве­че­ское пони­ма­ние и всякое чело­ве­че­ское слово.

«Святым Духом всяка душа живится», – гово­рится в цер­ков­ной песни. И поис­тине Дух Святой «везде сый и вся испол­няяй». Но наша задача заклю­ча­ется в том, чтобы не про­пу­стить те минуты, те мгно­ве­ния, когда дуно­ве­ние Духа каса­ется нас. Мы должны учиться рас­по­зна­вать при­сут­ствие Духа и в самих себе, и в Церкви Божией, и в людях, и в окру­жа­ю­щем мире. Тогда и мы сможем – в той сте­пени, в какой каждый из нас спо­со­бен вме­стить, – при­об­щиться к Свя­тому Духу, как при­об­щи­лись к нему святые апо­столы, кото­рых Святой Дух пре­вра­тил из про­стых, без­гра­мот­ных рыба­ков в вели­ких про­по­вед­ни­ков Еван­ге­лия, так что поис­тине во всю землю изыде веща­ние их и в концы все­лен­ныя гла­голы их. Если мы будем жить в Духе Святом, то и нам Гос­подь даст такой дар языков, что на наше слово будет откли­каться сердце вся­кого слу­ша­теля вне зави­си­мо­сти от его наци­о­наль­но­сти, воз­раста, соци­аль­ного поло­же­ния и даже веро­ис­по­ве­да­ния. Такую силу дает Гос­подь тем людям, кото­рые взыс­кали бла­го­дать Свя­того Духа. Будем искать этой бла­го­дати, будем про­сить Свя­того Духа, Царя Небес­ного и Уте­ши­теля, чтобы Он пришел и все­лился в нас, чтобы Он нико­гда не остав­лял нас, и чтобы каждая наша мысль, каждое слово и дело были про­ни­заны Его живо­твор­ным и бла­го­дат­ным при­сут­ствием.

***

Пат­ри­арх Кирилл

В дни памяти пре­по­доб­ных чита­ется апо­столь­ское чтение из посла­ния к Гала­там. Оно всем хорошо известно, ведь мы часто поми­наем святых пре­по­доб­ных и поэтому много раз слы­шали этот отры­вок. Навер­ное, каждый цер­ков­ный чело­век знает его наизусть. <…> Я напомню вам слова из этого апо­столь­ского чтения: Плод же духа: любовь, радость, мир, дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, мило­сер­дие, вера, кро­тость, воз­дер­жа­ние (Гал. 5:22-23). Причем в тексте слово «дух» напи­сано не с боль­шой, а с малень­кой буквы. Значит, речь идет не о том, что всё это только дар Боже­ствен­ного Духа. Иначе было бы ска­зано по-дру­гому. Дар какого духа всё то, что пере­чис­лил апо­стол? Это дар нашего духа. Мы можем про­из­ве­сти на свет и любовь, и радость, и мир, и дол­го­тер­пе­ние… Это всё мы можем осу­ще­ствить и реа­ли­зо­вать в жизни.

***

См. ПОДВИЖ­НИ­ЧЕ­СТВО, БЛА­ГО­ДАТЬ, СИНЕР­ГИЯ, ДОБ­РО­ДЕ­ТЕЛЬ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки