Плоды́ Ду́ха Свято́го (добродетели) –
1) результаты восприятия людьми благодати воздействующего на них Бога (благодати Святого Духа); результаты восприятия людьми даров Святого Духа (Гал.5:22-23; Еф.5:9);
2) результаты благодатного Божественного воздействия на кого-либо, что-либо (см., например, Быт.1:2).
Восприятие благодатного действия, направленного на спасение человека, осуществляется в рамках соработничества (синергии) человека и Бога: человек деятельно стремится к единению с Богом и ближними, к богоуподоблению, обожению, а Бог ему в этом содействует. Плодами этого содействия и являются достигаемые результаты.
Заметим, что выражение «дары Святого Духа» нередко используется как синонимичное выражению «плоды Духа Святого».
В Послании к Галатам апостол Павел перечисляет девять плодов Духа, хотя в действительности, их, конечно же, больше. «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23). По замечанию св. Августина, «целью апостола было не сообщить нам, сколько именно есть [дел плоти и плодов Духа], но показать, как следует избегать первые и как стремиться к последним». В другом месте апостол пишет, что «плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф.5:9).
Плодам Духа противоположны дела плоти (Гал.5:19-21). Свт. Феофан Затворник пишет: «Отказавшись однажды навсегда, в принятии веры и в крещении, и потом постоянно отказываясь, в жизни, от внушений и влечений самости со страстями, христианин ревностный, всегда верный своему призванию, под действием благодати Святаго Духа развивает в себе и возращает в противоположность страстям и похотям добрые и богоугодные расположения и стремления, которые, став строем его сердца, составляют в нем того потаенного в сердце человека, которому предопределено быть человеком блаженной вечности». Жизнь крещеного человека должна принести духовные плоды, также как и дерево, которое сажается в надежде на плоды материальные. Все эти добродетели утрачиваются при совершении любого смертного греха.
Цитаты о плодах Святого Духа
«Дела дурные происходят только от нас. Поэтому апостол и назвал их делами плоти, которые вместе с тем совершаются с усилием и напряжением. Добрые же дела требуют не только нашей заботливости, но и содействия свыше. Поэтому назвал их плодом Духа, так как от нас дается семя, то есть произволение, но чтобы стать ему плодом – это зависит от Бога».
блж. Феофилакт Болгарский
Литература по теме
- Плоды и дары Святого Духа еп. Александр Семенов-Тянь-Шанский
- Слово 46. Плоды Духа жизни преп. Симеон Новый Богослов
- Плоды Св. Духа прот. Григорий Дьяченко
- О плодах Святого Духа Фома Аквинский
Комментировать