О венчании. Для чего люди венчаются?

В чем важность венчания?

Церковное венчание является канонической формой заключения брака православных христиан. Гражданская форма заключения брака не является равнозначной альтернативой заключения и благословения брака в лоне Церкви. Заключение брака в Церкви, посредством Таинства Брака, не сводится к регистрации брачного союза мужчины и женщины. В этом Таинстве их союз благословляется. Причём, в результате они становятся не просто семьёй, но малою церковью.

Предварительно священник выясняет возможные канонические препятствия к браку, делающие невозможным или проблематичным его заключение (что не делают светские чиновники в ЗАГСе). В обряде обручения священник надевает новобрачным кольца, в начале обряда венчания – спрашивает об их свободном намерении вступить в брак. В современной практике некоторых Поместных Церквей жених и невеста произносят специальные брачные обеты. В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (Ч. 1, вопрос 115) церковное свидетельство об утверждении брака и его благословение отмечены как необходимые условия заключения истинного христианского брака. В молитвах обряда венчания священник испрашивает у Бога благословение супругам на совместную жизнь, деторождение и просит сохранить их в любви и верности до конца жизни. Все это явно демонстрирует важность и приоритетность церковного благословения брака по отношению к светской церемонии, появившейся благодаря секуляризации общества.

o venchanii dlja chego ljudi venchajutsja – О венчании. Для чего люди венчаются?

Почему венчание преследовалось врагами Церкви?

Многие из наших читателей если и не присутствовали при совершении церковного венчания, то непременно имеют о нем представление по многочисленным книгам или кинофильмам.

Прежде всего, вспоминается царевна-невеста в белоснежном подвенечном уборе, горящие свечи, ликующие песнопения и церковные молитвы, торжественное шествие за священником вокруг аналоя под сенью царственных венцов, падающий с неба колокольный перезвон, множество цветов и поток радости, переливающийся через край этого особенного дня, когда пред Богом и людьми двое впервые предстали как муж и жена.

Старшее поколение еще помнит, как совершалось торжественная регистрация во дворце бракосочетания или районном загсе в сопровождении свадебного марша Мендельсона. В период существования СССР в нём господствовала атеистическая идеология, и лишь немногие после ЗАГСа осмеливались венчаться, причём, значительная их часть предпочитала венчаться тайком. Дело в том, что венчание рассматривалось в атеистической среде, как акт выражения человеком веры, акт противления атеистической идеологии и пропаганде.

Береги честь смолоду

Все мы знаем эту пословицу, поставленную Пушкиным эпиграфом к повести «Капитанская дочка». А ведь это был эпиграф к самой жизни русского человека, ко всему его укладу и бытию.

Слова Александра Васильевича Суворова: «Целомудрие моей дочери дороже мне жизни и собственной чести», – были не только словами любящего отца. Они свидетельствовали о глубинной несокрушимости его духа.

Как важно нам сегодня прикоснуться душой к этой патриархальной целомудренности, верно хранящей благочестивые обычаи своих предков. Святые угодники Божии строили свою жизнь по слову Божьему. Для многих людей Жития святых служили жизненным ориентиром.

Так и современное пастырское слово исследует и поверяет нашу быстротекущую и изменчивую жизнь вечным словом Божиим, которое руководит священником, всегда находящимся в эпицентре человеческих проблем. Для этого ему, подобно апостолам, открыты «глаголы вечной жизни».

Как сохранить семью среди опасных водоворотов безумного мира? Об этом много пишет московский батюшка о. Сергий Николаев. Мы предлагаем фрагмент из его книги о том, как в старину готовились к свадьбе.

«В прежнее время забота о будущей свадьбе не настигала родителей внезапно. Почти с рождения собирали для девочки имение-приданое, прикидывали заботы женитьбы сына. В богатых домах высших сословий записывали за детьми различные блага: деревеньки, дома, откладывали деньги. В крестьянской семье девушке готовили укладку-сундук: шубы, одеяла, платья, рушники. Парню копили на свадьбу. Не зарекаясь от раздела, старались заготовить лишние сани, прикупить лесу, инструмент. Уже младенчик имел свою собственность: принято было дарить «на зубок», а позже к именинам “денежку” на будущее хозяйство. Таким образом, ребенок с самого детства, встречаясь с предметами и разговорами, касающимися его будущего брака, задумывался о самостоятельной семейной жизни.

Свадебные торжества были самым ярким событием в череде семейных праздников. Они выделялись своими длительными и устоявшимися обрядами, совершенно особыми и пышными платьями. Подарками. Песнями. Продолжались не один день. Гостей на свадьбах бывало помногу. Это тоже имело свое воспитательное значение. Старшая сестра или тетя, соседка в свадебном наряде, «как царевна», становилась центром внимания всей семьи, всей улицы, прихода. Девочка глядела, примеряя мысленно к себе такую необычную заботу и любовь близких и, конечно же, богатое платье. Мальчик смотрел на старшего родственника или братова приятеля и тоже размышлял о небывалом почете, которым окружают жениха. Надеялся когда-то испытать то же. В разговорах дети долго обсуждали свадебные подарки, перечень которых по обычной случайности становился достоянием родных и соседей.

Эти подарки также пленяли детское воображение. “Почему, за что ему такое уважение и дары? Что он такое сделал, чем заслужил?” – думало дитя. Спрашивали мать, отца. «Будешь трудолюбивой и скромной, и тебя возьмут замуж. Сошьем тебе красивое платье». “Будь хорошим помощником отцу, не лодырничай, не озоруй – хорошую девушку за тебя отдадут”, – отвечала, наверное, мать. От подарков и сапог внимание ребенка переключалось на добродетели. Добродетель получала реальную награду – право быть завидной невестой, завидным женихом. Грех так же имел видимое и ощутимое наказание. “Кто тебя возьмет, неумеху?!”, “Кого за тебя отдадут, непутевый?!”.

Когда-то внимание наших соотечественников не было так рассеяно. Волнение за здоровье римского папы или небывалый паводок в Бразилии не беспокоили сердец. Зато более душевных сил оставалось на свои, семейные дела и заботы. К будущему браку сына или дочери подготавливались нешуточно. Нравственность, трудолюбие, религиозность, хозяйственные навыки, опрятность, здоровье, послушание родителям, забавы возможных претендентов в родню не ускользали от внимания окружающих. Все впечатления и сведения укладывались в памяти до времени, чтобы потом сделать единственный правильный выбор для счастливой судьбы дочери или сына. Своему “товару” также старались придать вид, дабы потом не было укоров от родственников. “Мать по пяти раз заставляла перестирывать. По углам платком проводила, проверяла, чисто ли. Говорила: Как замуж пойдешь, на мне грех будет, что неряху вырастила. У ворот тоже не задержишься, обязательно из дому крикнут, что нечего, мол, улицу высматривать”, – рассказывала одна женщина о своем воспитании.

И мальчики, и девочки помнили, что “хорошая слава лежит, а худая бежит”, и старались не дать повода для худой славы, ведь расплатой за шалость в будущем мог стать позорный отказ при сватовстве, а то и одиночество.

То, что мысли подростка часто обращались к будущему браку, не означает, что у него развивалась плотская мечтательность. В этих думах не было ничего похотного. Свадьба притягивала воображение юных тем, что высвечивала, открывала для окружающих настоящее достоинство человека. Это не всякий мог осознать, но каждый чувствовал» (священник Сергий Николаев. К женихам и невестам).

Так неспешно жила матушка Россия, вмещая в каждый свой день нехитрую мудрость благочестивого бытия, наследуемого из рода в род, твердо зная, что без этого невозможно спокойно смотреть в будущее. Это урок всем молодым и всем родителям, которые должны знать, что для того, чтобы оказаться с за возжженными свечами у аналоя, жениху и невесте понадобиться вся их жизнь под родительским кровом. Из уклада, который бытует в отчем доме жениха и невесты, впоследствии складывается главное богатство новой семьи.

Когда в церкви совершается венчание?

Для церковного венчания жениху и невесте необходимо выбрать день и предварительно договориться со священником. Надо знать, что браковенчание совершается в особые, установленные Церковью

Венчание не совершается: по вторникам, четвергам (накануне постных дней – среды и пятницы) и в субботу (накануне малой Пасхи – дня воскресного); в Пасху, накануне двунадесятых и великих праздников. Венчание в дни двунадесятых праздников не запрещено, но нежелательно. День общего церковного великого праздника мы стремимся прожить вместе с Церковью, не заслоняя церковную радость своей малой личной радостью, личными нуждами; накануне престольных храмовых праздников (в каждом храме они свои); в Сырную седмицу, в продолжение Святок и Пасхальной (Светлой) седмицы. Венчание в предуготовительные к Великому посту недели и иные сплошные седмицы не запрещены, но нежелательны; во время 4-х многодневных постов: Великого, Апостольского, Успенского и Рождественского; в дни (и накануне) строгого однодневного поста: Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября; ночью. Одно из положений византийского сборника «Алфавитная синтагма» Матфея Властаря (XIV в.) говорит о том, что траур по почившим родственникам не является причиной для переноса заключения брака. Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим архиереем. Если венчание уже совершено в день, когда это запрещено церковным Уставом, то это не делает таинство недействительным. См. Календарь венчаний.

Само венчание является отдельной службой, совершаемой в церкви после литургии. Жениху и невесте рекомендуется исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин в преддверии венчания.

О символике обручальных колец

Обряд венчания предваряется обручением жениха и невесты. В старину оно совершалось отдельно от венчания и являлось испытанием верности и любви, залогом которых являлись обручальные кольца.

Само «обручение» происходит либо от слова «кольцо» («обруч»), либо восходит к глаголу «брать» (т.е. девушку в невесты). Обмен кольцами выражает взаимное обещание верности будущих мужа и жены.

Митрополит Антоний Сурожский так описывает происхождение доверительного обмена кольцами между женихом и невестой во время обручения:

“В древности люди часто не умели писать, а только могли удостоверить письмо или документ печатью; и решающую роль играло то кольцо, на котором была личная печать. Документ, запечатленный этим кольцом, был неоспорим. Вот это кольцо и упоминается в службе обручения. Когда человек давал кольцо другому, это означало, что он ему доверяет безоговорочно, что он ему доверяет свою жизнь, свою честь, свое имущество – все. И вот когда венчающиеся обмениваются кольцами (я говорю именно обмениваются, потому что каждый из них сначала надевает кольцо и затем три раза его передает своему супругу, раньше, чем оставить на своей руке) – когда супруги обмениваются кольцами, они как бы говорят друг другу: “Я тебе доверяю безусловно, я тебе доверяю во всем, я себя доверяю тебе”.

Таким образом, кольца свидетельствуют о нерасторжимости брачного союза, а “что Господь сочетал, того человек да не разлучает” (Мф.19:6). Эта заповедь всегда пребывала в сердцах тех, кто строил свое семейное счастье с молитвой ко Господу, а не по человеческим мудрованиям.

В прежние времена кольцо жениха было золотым в знак того, что он, как солнце, должен светить своей жене светом благоразумия и благочестия. Кольцо у невесты – серебряное, подобно луне, которая заимствует свой свет от мужа и должна покоряться ему.

Также кольцо жениха может быть медным, что соответствует желтому цвету, а у невесты – оловянным, в напоминание белого цвета.

Что означают горящие свечи в руках жениха и невесты?

Перед началом обручения священник вручает новобрачным горящие свечи, называемые венчальными, которые не гасятся в продолжение всего времени венчания. Они символизируют чистоту брака по слову Евангелия: “А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны” (Ин.3:21).

Таким образом, жених и невеста, “как чада света”, по слову апостола Павла (Еф.5:8), свидетельствуют всем, что они чисты и целомудренны пред Богом. Пламень свечей озаряет начало новой жизни. Союз о Господе обязательно привлекает к себе благодать Божию. “Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них” (Мф.18:20).

Что означает каждение новобрачных?

Когда жених и невеста стоят с горящими свечами, священник совершает крестовидное каждение новобрачных. Тем самым он призывает на них благодать Святого Духа, напоминая нам события из ветхозаветной книги Товита, где повествуется о женитьбе Товии, сына Товита на дочери Рагуила Сарре, предназначенной ему Богом в жены.

Пламенно молились Товия и Сарра, чтобы Господь благословил их брачный союз. Молитва новобрачных была услышана. Архангел Рафаил, который привел Товию в дом его невесты, научил его, как каждением отогнать вражью силу (Книга Товита, главы 6–8). Таким образом, крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Святого Духа, освящающего нас для благих дел.

Как совершается обручение?

Когда священник совершает каждение жениха и невесты, стоящих с возжженными свечами в храме, Церковь возносит молитвы, испрашивая у Бога мир, необходимый новобрачным, молится о ниспослании им совершенной любви и помощи, благодати для непорочного жительства, ибо только Единый Бог дарует брак честен и ложе нескверное. Молит Церковь об избавлении «от всякия скорби, гнева и нужды», обращается ко Преблагословенной Владычице Пресвятой Богородице о заступничестве и спасении.

В своих молитвах Церковь вновь возвращает нас ко временам Ветхого Завета. Мы вспоминаем Исаака и Ревекку, которых друг для друга избрал Сам Господь. И священник, приводя их в пример, испрашивает благословения у Бога на обручение предстоящих здесь жениха и невесты, чтобы «союз любви положить им неразрушимый».

Затем священник трижды крестообразно благословляет сначала жениха, а затем невесту кольцами, которые были освящены на святом престоле этой церкви.

Первый шаг соединения жениха и невесты священник сопровождает словами: «Обручается раб Божий (называется имя жениха) рабе Божией (называет имя невесты) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». А потом обращается к невесте с теми же словами: «Обручается раба Божия (называет ее имя) рабу Божьему (называет его имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Что означает белый плат под ногами жениха и невесты?

С пением псалма царя Давида “Блаженны все боящиеся Господа...” жених и невеста с возжженными свечами выходят на середину храма и становятся пред аналоем, на котором лежат Святое Евангелие и крест Христов. Этим Церковь показывает, что во всех путях своей жизни, во всех начинаниях, супруги должны следовать евангельским заповедям. А Крест Христа Спасителя указывает на необходимость несения ими собственного креста, что заповедано Господом всем христианам.

Под ногами новобрачных белое полотенце или белая ткань – символ единства радости нераздельного жительства в супружестве.

О вопросах, задаваемых жениху и невесте в начале венчания

Когда смолкнут церковные песнопения и в храме станет тихо, священник обращает к жениху и невесте поучительное слово Церкви, после чего каждому из них задается два вопроса.

Священник вопрошает новобрачных, начиная с жениха: “Имеешь ли (называет его имя) произволение благое и непринужденное и крепкую мысль взять себе в жены (называет имя невесты)...” Согласие жениха свидетельствует, что отныне он готов взять на свои плечи всю ответственность за свою семью и будет заботиться и о жене, и о детях, которыми Господь благословит их союз, отныне он сознает себя главой семьи по образу Христа, являющегося Главой Церкви, по неизреченной любви к которой взошедшего на Голгофский Крест.

И следующий вопрос священника: “Не обещался ли иной невесте?” В контексте церковного последования он может означать: “Не был ли ты до этого обручен с другой девушкой?

Аналогичные вопросы предлагает священник и невесте.

«Положил еси на главах их венцы…»

Непосредственно после вопросов священник приступает к венчанию. Как любое церковное действие оно начинается с молитвенного прошения, призывающего благословение и милость Божию на всех молящихся. Священник вспоминает благословенные Богом браки святых праотцев и призывает на будущую семью благословение Господне, которого сподобились Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, Иосиф и Асенефа, Захария и Елизавета; священник вспоминает благословение брачной четы Господом в Кане Галилейской и просит Его, невидимо предстоящего здесь, благословить союз рабов Божиих, чьи имена он громко называет и молит о даровании им мирной и долгой супружеской жизни, благословение будущим детям и благополучие всему дому.

В следующей молитве священник молит Господа сохранить брачующихся, как сохранены были в ковчеге Ной и вся его семья, как чудесно спасся Иона во чреве китовом и три отрока в пещи Вавилонской обрели в огне небесную прохладу.

Возносится ко Господу и особое прошение о родителях, чьи молитвы “утверждают основания домов” (Сир.3:9).

И вот наступает момент, когда священник возлагает на благословенную чету венцы – знамение царской власти.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и освящающий его. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (называет его имя) рабе Божией (называет имя невесты) во имя Отца и Сына и Святаго Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя невесты) рабу Божию (имя жениха) во имя Отца и Сына и Святаго Духа”.

После возложения венцов священник благословляет пару и возглашает: “Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)”. Этот момент считается центральным в обряде венчания.

Возложением венцов, согласно одному из толкований, Церковь воздает жениху и невесте особую честь за духовный подвиг соблюдения целомудрия до брака.

Кто такие свидетели при венчании?

Когда священник возлагает венцы на главу жениха и невесты, то принимают и держат их восприемники, или свидетели. За невестой стоит ее подруга, а за женихом – друг. До революции 1917 года церковный брак имел не только религиозную, но и юридическую значимость. После совершения Таинства Брака в метрической книге делалась соответствующая запись. Свидетели ставили свои подписи в этой книге. В настоящее время их роль интерпретируется следующим образом: они должны способствовать хранению брака посредством молитв и, когда это уместно, богоугодных рекомендаций. Поэтому, по словам св. Симеона Солунского, они «должны быть православными и боголюбивыми».

Что символизирует испитие вина из общей чаши молодыми?

После чтения Евангелия Церковь вновь возносит свои молитвы о новобрачных. Затем священник приносит чашу с вином и, благословив ее, подает новобрачным. Жених и невеста поочередно пьют из нее во ознаменование отныне их нераздельного бытия, как духовного, так и телесного, а также во свидетельство их единения в благомыслии о Боге. Обряд общей чаши восходит к древнейшему обычаю начинать брачный пир с того, что молодые распивают общую чашу с вином.

О хождении вокруг аналоя

Затем священник соединяет правые руки супругов в знак их единения во Христе и покрывает их концом епитрахили, что символизирует вручение мужу чрез руки священника жены от Самой Церкви. Далее он, держа в руках крест, трижды обводит их вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Круг служит символом вечности, потому хождение вокруг аналоя символизирует нерасторжимость заключенного союза. Оно совершается трижды во славу Святой Троицы.

Следуя за священником, новобрачные поют церковные тропари, смысл которых открывает сокровенное значение их брака.

Исаие ликуй, Дева име во чреве, и роди сына Эммануила, Бога же и человека, Восток имя Ему: Его же величающе, Деву ублажаем”.

Так Церковь воспевает самое радостное событие во Вселенной – Рождество Христово. Это песнопение в контексте с происходящим в данный момент в храме раскрывает новобрачным, что рождение их семьи находится теперь в череде церковных событий.

Затем воспевается тропарь “Святии мученицы, добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим”.

Это молитвенное взывание к тем, кто принял добровольное страдание, принесшее венец мученичества, и сподобился через это Царства Небесного. Церковь тем самым говорит нам, что добрые супруги терпением скорбей уподобляются христианам, стяжавшим мученические венцы за свой крестный подвиг исповедничества веры во Христа.

В завершении воспевается тропарь “Слава Тебе Христе Боже, апостолом похвало, мучеников радование, ихже проповедь, Троице Единосущная”.

Это песнопение напоминает, что путь благовестия Христова ожидает каждого христианина, ибо по слову апостола Павла: ”Сердце верует к праведности, уста исповедуют ко спасению” (Рим.10:10). Следуя этим путем, муж и жена должны быть, прежде всего, достойным примером для своих детей и верными помощниками друг другу.

Напутственное слово

В старину новобрачные семь дней пребывали осененные венцами и только на восьмой день особым чином в храме разрешались от них. В современной практике снятие венцов совершается по окончании торжественного шествия. Священник произносит об этом краткую молитву. Но всю последующую жизнь венцы будут незримо украшать мужа и жену, если они будут всегда следовать правде Божией, хранить мир и любовь друг ко другу.

Заключает венчание особая молитва о новобрачных, в которой священник испрашивает у Господа благословение на всю их жизнь, а также благочадие и долгожитие.

Многия и благия лета...” воспевает новобрачным Церковь, а священник обращается к ним с пастырским словом, которое они должны выслушать с особым вниманием, Его слово будет о самом необходимом на поприще семейной жизни, где они призваны служить ближним и Богу.

О нерасторжимости церковного брака

Церковный брак по существу нерасторжим до смерти одного из супругов. Об этом нам свидетельствует Священное Писание:

«Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1Кор.7:39).

«Они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:6).

«А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5:32).

«Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разлучаться с мужем, – если же разлучится, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены» (1Кор.7:10-11).

Что может препятствовать христианскому браку?

См. Канонические препятствия к браку

О свадебной трапезе

Святая Церковь предостерегает от неблагоговейного поведения после совершения таинства венчания как самих новобрачных, так и приглашенных гостей. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: «Не подобает на браки ходящим скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам». Брачный пир должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Об этом, помимо прочих, должны позаботиться свидетели на свадьбе.

О телесных отношениях супругов

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается особое значение, которое придает Церковь телесным отношениям супругов в христианском браке: «Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, единомыслие душ и телес супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания» (Х.6).

Регулярные сексуальные отношения в браке служат предохранением от искушений блуда (1Кор.7:3-5). Согласно библейскому учению, близость супругов также является источником утешения и наслаждения, которые благословляет Бог: «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно» (Прит.5:18-19). Слова апостола Павла: «Муж пусть исполняет супружеский долг в отношении жены; а также и жена в отношении мужа» (1Кор.7:3), очевидным образом свидетельствуют о том, что супругам следует взаимно удовлетворять сексуальные потребности друг друга.

Церковь не регламентирует эти отношения за исключением канонического правила о воздержании накануне причащения Святых Тайн (см.: 5-й канонический ответ Тимофея Александрийского). Однако следует помнить, что по словам свт. Иоанна Златоуста, брак «лишается всякой похвалы, когда кто-нибудь пользуется им до пресыщения». В этом вопросе супругам следует руководствоваться мудрым наставлением апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения [в посте] и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор.7:5). Временное воздержание является делом полезным, однако оно должно быть только по взаимному согласию.

Как акт любви и взаимной отдачи себя друг другу, супружеский акт не может быть навязан другому силой, угрозами, равно как и не может служить поводом для манипуляций в отношении супруга. При подобном отношении он теряет свое значение и не служит благой цели. Вместе с тем, супругам необходимо помнить о том, что неоправданный отказ в супружеской близости является грехом, поскольку «жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор.7:4).

Каким святым молиться о благополучном браке?

В православных молитвословах можно найти молитвы на разные случаи семейной жизни. О благословении на вступление в брак молятся, как правило, Пресвятой Богородице, благоверному князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам.

О совете и любви между мужем и женой молятся святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову.

О всякой семейной и бытовой нужде – святой блаженной Ксении Петербургской.

При бесплодии совершают молитвы праведным богоотцам Иоакиму и Анне, святому пророку Захарии и Елисавете. При желании иметь дитя мужского пола – преподобному Александру Свирскому.

О воспитании детей в христианском благочестии – мученице Софии и преподобному Сергию Радонежскому.

О помощи в житейских делах, о благословении Божием над домом – священномученику Власию, епископу Севастийскому.

«Без Бога не до порога»

Мы надеемся, что наш рассказ о церковном венчании поможет читателю серьезно задуматься о себе самом. Последние поколения россиян в значительной массе выпали из церковной жизни и почти сто лет были лишены какого бы то ни было религиозного опыта. Большинство из нас так и продолжает жить, следуя общепринятым стандартам, плывя по течению среди соблазнов мира сего. Разве такая жизнь не подобна нарисованному солнцу, которое и не светит, и не греет?

Но стоит переступить порог храма, стоит присоединить свое сердце к общей молитве, как неведомое прежде бытие откроет нам сокровенную радость общения с Богом. Тогда станет очевидным и непреложным многовековой опыт русской жизни, запечатленный в простых словах “Без Бога не до порога”.

В заключение скажем: к Таинству Брака следует приступать подготовленным, собранным, чистым, без обмана. К семейной же жизни нужно относиться ответственно, богоугодно. Тогда она будет иметь прочное, незыблемое основание.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka