Мораль и религия




    1. Мораль пред­став­ляет собой при­ня­тые в обще­стве пред­став­ле­ния о хоро­шем и плохом, пра­виль­ном и непра­виль­ном, добре и зле, а также пред­став­ляет собой сово­куп­ность норм пове­де­ния, выте­ка­ю­щих из этих пред­став­ле­ний.
    2. Рели­гия не тож­де­ственна морали, так как мораль не выхо­дит за пре­делы земной жизни и не решает важ­ней­шие рели­ги­оз­ные вопросы: смысла жизни и пре­одо­ле­ния смерти.
    3. Рели­ги­оз­ным может счи­таться чело­век, кото­рый в своей жизни сделал хотя бы один посту­пок по рели­ги­оз­ным сооб­ра­же­ниям. Не по мораль­ным моти­вам, а именно ради Бога.
    4. Мораль без рели­гии отно­си­тельна, а не абсо­лютна.
    5. Мораль без рели­гии неустой­чива, так как ее можно обойти. Божий Суд обойти невоз­можно.
    6. В центре хри­сти­ан­ства стоит не абстракт­ная мораль, а Сам Иисус Хри­стос, Его Боже­ствен­ная Лич­ность.
    7. Морально-нрав­ствен­ный идеал хри­сти­а­нина — Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос.
    8. Все в хри­сти­ан­стве – нрав­ствен­ность, внеш­ние и внут­рен­ние формы цер­ков­ной жизни – направ­лено ко Христу и в нем только и полу­чает свой смысл и зна­че­ние.
    9. В хри­сти­ан­стве мораль служит сред­ством при­бли­же­ния к Богу, ко Христу, и усло­вием бого­об­ще­ния.
    10. Цель жизни рели­ги­оз­ного чело­века не просто в том, чтобы мирно суще­ство­вать с себе подоб­ными, а спа­се­ние обре­та­ется не одними лишь уси­ли­ями чело­века, но при­об­ще­нием к Богу — источ­нику жизни вечной.
    11. Хри­сти­ан­ская мораль вклю­чает в себя пра­вила: «Во всем, как хотите, чтобы с вами посту­пали люди, так посту­пайте и вы с ними» (Мф.7:12), «Люби ближ­него твоего, как самого себя» (Мф.19:18–20).
    12. Прин­ци­пи­аль­ное раз­ли­чие рели­гий состоит не столько в мораль­ной, сколько в рели­ги­оз­ной обла­сти: в пред­став­ле­нии о воз­мож­но­сти и спо­собе пости­же­ния истины, учении о бытии Божьем, бого­по­зна­нии, бого­об­ще­нии и цели чело­ве­че­ской жизни.

    ***

    Нрав­ствен­ность (мораль), по зна­че­нию – набор нравов. Нрав – способ пове­де­ния. Нрав­ствен­ность лежит в сфере дея­тель­но­сти люд­ской и есть испол­не­ние правил пове­де­ния в обще­стве. Духов­ность – это слово, про­ис­хо­дя­щее от слова «дух», это при­част­ность чело­века Духу Свя­тому, мера при­бли­же­ния чело­века к Богу.

    Рели­гия не тож­де­ственна нрав­ствен­но­сти, т.к. нрав­ствен­ность не выхо­дит за пре­делы земной жизни и не решает важ­ней­шие рели­ги­оз­ные вопросы: смысла жизни и пре­одо­ле­ния смерти. Цель жизни не просто в том, чтобы мирно суще­ство­вать с себе подоб­ными и спа­се­ние обре­та­ется не одними лишь уси­ли­ями чело­века, но при­об­ще­нием к Богу — источ­нику жизни вечной.

    Не столько в нрав­ствен­ной, сколько в рели­ги­оз­ной обла­сти состоит прин­ци­пи­аль­ное раз­ли­чие рели­гий: в пред­став­ле­нии о воз­мож­но­сти и спо­собе пости­же­ния истины, учении о бытии Божьем, бого­по­зна­нии, бого­об­ще­нии и цели чело­ве­че­ской жизни.

    В центре хри­сти­ан­ства стоит не абстракт­ная мораль, – а Сам Хри­стос, Его Боже­ствен­ная Лич­ность; и всё в хри­сти­ан­стве – нрав­ствен­ность, внеш­ние и внут­рен­ние формы цер­ков­ной жизни – направ­лено ко Христу и в нём только и полу­чает свой смысл и зна­че­ние. В хри­сти­ан­стве нрав­ствен­ность служит сред­ством при­бли­же­ния к Богу, ко Христу, и усло­вием бого­об­ще­ния.


    Размер шрифта: A- 15 A+
    Цвет темы:
    Цвет полей:
    Шрифт: A T G
    Текст:
    Боковая панель:
    Сбросить настройки