Дж. Макдауэлл
18 фактов о том, почему мы можем доверять Библии

по мате­ри­а­лам книги Дж. Мак­дау­элла «Неоспо­ри­мые сви­де­тель­ства»

  1. Испол­не­ние про­ро­честв.
    Един­ствен­ная книга в мире со 100% испол­не­нием про­ро­честв. На данный момент испол­ни­лись сотни биб­лей­ских про­ро­честв, вплоть до таких подроб­ных, как точный год жизни Мессии, раз­ру­ше­ние Иеру­са­лима рим­ля­нами (Дан.9:25-26) и мель­чай­шие подроб­но­сти рас­пя­тия Спа­си­теля (напри­мер, деле­ние одежд рас­пя­того Христа рим­скими вои­нами, сравн. Пс.21:19 и Ин.19:23-24).
  2. Стой­кость перед кри­ти­кой и нена­ви­стью.
    Библия пере­жила все­воз­мож­ную кри­тику. Ни одну другую книгу в исто­рии так не рубили на части, не рас­се­кали ножами, не про­се­и­вали, не раз­би­рали так при­дир­чиво, не поро­чили. Ее сжи­гали, запре­щали, объ­яв­ляли вне закона от эпохи рим­ских импе­ра­то­ров до наших дней. Но Библию до сих пор любят и читают мил­ли­оны людей. В 303 году от Р.Х. импе­ра­тор Дио­кле­тиан выпу­стил указ, кото­рый должен был при­ве­сти к пре­кра­ще­нию хри­сти­а­нами молитв и к уни­что­же­нию Библии, невы­пол­не­ние кото­рого гро­зило тяже­лым нака­за­нием. Снова насмешка исто­рии — всего через 25 лет импе­ра­тор Кон­стан­тин, пре­ем­ник Дио­кле­ти­ана, уже выпус­кает указ об изго­тов­ле­нии 50 экзем­пля­ров Библии за госу­дар­ствен­ный счёт. Об этом рас­ска­зы­вает рим­ский исто­рик Евсе­вий.
  3. Чрез­вы­чай­ная попу­ляр­ность.
    Как гово­рится в Кем­бридж­ской исто­рии Библии, «ни одна книга нико­гда даже не при­бли­жа­лась к такой огром­ной и посто­ян­ной попу­ляр­но­сти». Она лиди­рует по коли­че­ству пере­во­дов на языки мира среди всех прочих книг. Х. Пике­ринг, пишет, что для удо­вле­тво­ре­ния спроса на Библии, при­мерно 30 лет назад, Бри­тан­ское и ино­стран­ные биб­лей­ские обще­ства должны были выпус­кать «по одному экзем­пляру каждые три секунды, круг­ло­су­точно, т.е. 22 в минуту, 1369 в час, 32876 экзем­пля­ров еже­дневно в тече­ние всего года». Кстати, первой напе­ча­тан­ной книгой в исто­рии была именно Библия: именно её латин­ский вари­ант, так назы­ва­е­мую Вуль­гату, изго­то­вил И. Гутен­берг на своём печат­ном станке.
  4. Вли­я­ние на куль­туру.
    О Библии и об Иисусе Христе напи­сано и создано про­из­ве­де­ний искусств больше, чем о какой-либо другой книге и лич­но­сти в мире. Ее вли­я­ние на миро­вую куль­туру трудно пере­оце­нить. К. Макафи пишет: «Если бы все экзем­пляры Библии в каком-нибудь круп­ном городе были уни­что­жены, эту Книгу можно было бы в зна­чи­тель­ной мере вос­ста­но­вить за счёт цитат на полках город­ской пуб­лич­ной биб­лио­теки».
  5. Науч­ная досто­вер­ность и исто­рич­ность.
    Досто­вер­ность и под­лин­ность Библии убе­ди­тельно дока­зана зна­ме­ни­тыми уче­ными в разных обла­стях знаний. Все пер­со­нажи и собы­тия Библии досто­верны и под­твер­жда­ются сви­де­тель­ствами исто­ри­ков про­шлого и насто­я­щего (Све­то­ний, Иосиф Флавий, Тацит и др.) О жизни и смерти Иисуса Христа упо­ми­нают в своих трудах такие его совре­мен­ники и древ­ние исто­рики, как Кор­не­лий Тацит, сати­рик и про­тив­ник хри­сти­ан­ства Лукиан, иудей Иосиф Флавий, рим­ский губер­на­тор Плиний Млад­ший и другие. Вдо­ба­вок к этому есть десятки сви­де­тельств Нового Завета и бли­жай­ших уче­ни­ков апо­сто­лов, кото­рые часто цити­руют Библию. Опи­са­ние про­ис­хож­де­ние наро­дов в Библии (Быт.10 гл.) до сих пор счи­та­ется самым досто­вер­ным исто­ри­че­ским доку­мен­том про­шлого. Биб­лей­ские опи­са­ния соот­вет­ствуют исто­ри­че­ской, куль­тур­ной, поли­ти­че­ской обста­новке того вре­мени. Новые архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния посто­янно под­твер­ждают под­лин­ность этих опи­са­ний. По сви­де­тель­ству извест­ного архео­лога Н. Глюка, ни одно из архео­ло­ги­че­ских откры­тий еще нико­гда не про­ти­во­ре­чило Библии.
  6. Корот­кий про­ме­жу­ток вре­мени между кни­гами и опи­сы­ва­е­мыми собы­ти­ями.
    Между напи­са­нием ори­ги­нала Нового Завета и самой древ­ней из сохра­нив­шихся копий прошло не более 300 лет, а самый ранний отры­вок-копия Еван­ге­лия от Марка, был найден, всего несколько лет назад, извест­ным архео­ло­гом К. Эван­сом в Египте (после него идет руко­пись Джона Рай­ланда (130 г.)). По словам уче­ного, его можно дати­ро­вать ранее 90 г. по Р.Х., при том, что ори­ги­нал создан не раньше, чем за 30 лет до этой находки, а опи­сы­ва­е­мые в полной версии Еван­ге­лия собы­тия, про­изо­шли не раньше, чем за 50 лет до этого! Это можно срав­нить с тем, как если бы вы сейчас слу­шали рас­сказы оче­видца Второй миро­вой войны – настолько близко отстоят реаль­ные еван­гель­ские собы­тия от рас­ска­зов про них! Глав­ный биб­лио­те­карь Бри­тан­ского музея Ф. Кеньон гово­рит о том, что «ни в одном другом случае не прошло столь крат­кого пери­ода вре­мени между появ­ле­нием ори­ги­наль­ного про­из­ве­де­ния и датой наи­бо­лее древ­ней из сохра­нив­шихся до наших дней руко­писи». Для срав­не­ния, самая ранняя из сохра­нив­шихся до нас каче­ствен­ных копий «Галль­ских войн» Цезаря (I в. до Р.Х), отстоит от ори­ги­нала на 900 лет! Даже «Анналы» зна­ме­ни­того исто­рика Тацита сохра­ни­лись, если гово­рить о первых шести книгах, лишь в одном — един­ствен­ном списке IX века.
  7. Биб­лей­ские собы­тия опи­саны оче­вид­цами.
    За такой корот­кий про­ме­жу­ток вре­мени (несколько деся­ти­ле­тий), когда были созданы Еван­ге­лия, нельзя было выду­мать совер­шенно лживую исто­рию о чуде­сах и вос­кре­се­нии Иисуса Христа и заста­вить пове­рить в неё тысячи людей, гото­вых уме­реть за это. Если бы это было ложью, её можно было бы легко опро­верг­нуть, обра­тив­шись к тем, кто жил в то время. Напро­тив, писа­тели Нового Завета под­чер­ки­вают, что они рас­ска­зы­вают о том, что видели сами своими гла­зами или узнали от непо­сред­ствен­ных оче­вид­цев. Апо­стол Павел, рас­ска­зы­вая о вос­кре­се­нии Иисуса, сооб­щает о Его явле­нии 500 людям одно­вре­менно, кото­рые могли под­твер­дить это, если кто-то сомне­ва­ется (см. 1Кор.15:6).
  8. Вер­ность авто­ров Библии своим убеж­де­ниям.
    Все писа­тели Нового Завета постра­дали за свою про­по­ведь от непри­я­те­лей и не отрек­лись от своих убеж­де­ний. Лишь один апо­стол Иоанн умер своей смер­тью, после дол­го­лет­ней про­по­веди и при­тес­не­ний. Это даёт нам допол­ни­тель­ную убе­ди­тель­ность в том, что эти люди знали и свято верили в то, за что не побо­я­лись быть гони­мыми.
  9. Раз­ли­чие в дета­лях при общем согла­сии.
    Опи­са­ние еван­гель­ских собы­тий суще­ствует в четы­рех вер­сиях, напи­сан­ных четырьмя раз­ными людьми. Три из них согласны в целом и раз­личны в дета­лях, чет­вер­тое Еван­ге­лие допол­няет их, и напи­сано по-осо­бен­ному. Раз­ли­чие в дета­лях при общем согла­сии, гово­рит в пользу досто­вер­но­сти опи­сы­ва­е­мых собы­тий, т. к. пока­зы­вает взгляды живых людей, кото­рые не могли смот­реть и рас­ска­зы­вать обо всем совер­шенно оди­на­ково, что было бы неесте­ствен­ным.
  10. Береж­ность хра­не­ния биб­лей­ских руко­пи­сей.
    Б. Рамм гово­рит о точ­но­сти и мно­го­чис­лен­но­сти руко­пи­сей Библии: «Евреи хра­нили её тща­тель­нее, чем любые другие руко­писи в исто­рии. Они сле­дили за каждой буквой, слогом, словом и абза­цем Библии. В иудей­ском обще­стве суще­ство­вали целые классы людей, един­ствен­ной зада­чей кото­рых был трёх­ста­дий­ный тща­тель­ный кон­троль за сохра­не­нием и раз­мно­же­нием этих доку­мен­тов — класс писцов, закон­ни­ков, масо­ре­тов. Кто и когда пере­счи­ты­вал буквы и слоги во всех сочи­не­ниях Пла­тона или Ари­сто­теля? Цице­рона или Сенеки?». Напри­мер, текст свитка про­рока Исаии (125 г. до Р.Х.) ока­зался прак­ти­че­ски иден­тич­ным его масо­рет­ской версии (916 г. по Р.Х.), что дока­зы­вает пора­зи­тель­ную точ­ность, с кото­рой в тече­ние 1000 с лишним лет пере­пи­сы­ва­лась Библия. Биб­лей­ские руко­писи сохра­ня­лись с гораздо боль­шей тща­тель­но­стью, чем любые другие доку­менты во вре­мена печат­ного станка, когда появи­лось гораздо больше воз­мож­но­стей сохра­не­ния вер­ного текста. Не странно ли, что тексты Шекс­пира за 208 лет нако­пили гораздо больше раз­но­чте­ний и иска­же­ний, чем текст Нового Завета, кото­рому уже пере­ва­лило за 1600 лет, причём в тече­ние полу­тора тысяч лет из этого срока он суще­ство­вал только в руко­пис­ной форме? Не считая одного-двух десят­ков раз­но­чте­ний, текст любого стиха Нового Завета уста­нов­лен общим согла­сием учёных, и споры отно­си­тельно того или иного стиха отно­сятся лишь к его истол­ко­ва­нию, а не к сомне­ниям отно­си­тельно самих слов. В то же время в любой из 37 пьес Шекс­пира вы обна­ру­жите до сотни тёмных мест, до сих пор вызы­ва­ю­щих раз­но­гла­сия, причём во многих слу­чаях раз­но­чте­ния прямо влияют на смысл тех эпи­зо­дов, где они при­сут­ствуют.
  11. Пора­зи­тель­ная сохран­ность.
    Библия пере­жила века. Она была напи­сана на непроч­ном мате­ри­але. В тече­ние веков, до изоб­ре­те­ния печат­ного станка, её при­хо­ди­лось мно­го­кратно пере­пи­сы­вать. Но это не ухуд­шило её стиля, не повре­дило точ­но­сти, не уни­что­жило. По срав­не­нию с памят­ни­ками антич­ной лите­ра­туры, до нас дошло больше руко­пис­ных копий Библии, чем любых 10 про­из­ве­де­ний клас­си­че­ской лите­ра­туры вместе взятых. В насто­я­щее время суще­ствует более 24 000 руко­пис­ных экзем­пля­ров Нового Завета, это резко пре­вос­хо­дит все памят­ники древ­ней лите­ра­туры. Сте­пень точ­но­сти текста также впе­чат­ляет. Так, если текст «Илиады» Гомера иска­жён на пять про­цен­тов, то сте­пень неточ­но­стей в руко­пи­сях Нового Завета — всего пол­про­цента.
  12. Уни­каль­ная цель­ность.
    Это собра­ние книг под одной облож­кой уни­кально своей цель­но­стью, единой идеей. Она пора­жает согла­со­ван­но­стью своего откро­ве­ния — от пер­вого слова и до послед­него. Первая и послед­няя книги Библии — Бытие и Откро­ве­ние, повест­ву­ю­щие соот­вет­ственно о «рае утра­чен­ном» и «рае обре­тен­ном», настолько иде­ально соот­вет­ствуют друг другу, что никак нельзя усо­мниться в их Боже­ствен­ном про­ис­хож­де­нии (сравн. [Быт.1-3] и [Откр.21-22]). В Библии содер­жатся тысячи пере­крест­ных ссылок, аллю­зий на более ранние биб­лей­ские и вне­биб­лей­ские сюжеты, схожих сим­во­лов и обра­зов. Это при том, что Библия писа­лась на про­тя­же­нии более 1600 лет, писа­те­лями всех воз­мож­ных слоёв обще­ства и уров­ней обра­зо­ва­ния, на трёх кон­ти­нен­тах и разных языках. Коли­че­ство авто­ров более 40, среди них: Моисей — поли­ти­че­ский дея­тель, Амос — пастух, Петр — рыбак, Неемия — вино­чер­пий, Лука — врач, Матфей — сбор­щик нало­гов, Соло­мон — царь, Иисус Навин — вое­на­чаль­ник.
  13. Раз­но­об­ра­зие жанров при одной идее.
    При своей уни­каль­ной согла­со­ван­но­сти, сам текст Библии при­над­ле­жит к целому ряду лите­ра­тур­ных жанров. Среди них — исто­ри­че­ские заметки, законы (граж­дан­ские, уго­лов­ные, эти­че­ские, риту­аль­ные, гиги­е­ни­че­ские), рели­ги­оз­ная поэзия, дидак­ти­че­ские трак­таты, лирика, притчи и алле­го­рии, био­гра­фии, личная пере­писка, вос­по­ми­на­ния и днев­ники — не говоря уж о чисто биб­лей­ских жанрах про­ро­че­ства и откро­ве­ния.
  14. Неудоб­ность в при­ме­не­нии к жизни.
    Библия — это книга неудоб­ная никому. Что име­ется в виду? Если бы она была только про­из­ве­де­нием чело­века, то и её пред­пи­са­ния были бы мак­си­мально ком­фортны и удобны для жизни чело­века, чего мы не наблю­даем при её чтении. Напро­тив, её учение обя­за­тельно для всех, часто в ней гово­рится о необ­хо­ди­мо­сти тер­пе­ния скор­бей и иску­ше­ний, о труд­ном пути веру­ю­щего чело­века вне зави­си­мо­сти от его поло­же­ния (ср. Лк.13:24, Иак.1:2), она про­по­ве­дует нели­це­при­ят­ного Бога (Деян.10:34), бес­по­щадно обли­чает чело­ве­че­ские стра­сти (1Кор.6:9-10). Все это сви­де­тель­ствует об одном – эта Книга явля­ется выра­же­нием объ­ек­тив­ной воли Бога, кото­рый Сам уста­нав­ли­вает законы для людей, не потвор­ствуя их стра­стям и жела­ниям.
  15. Высота и ори­ги­наль­ность учения.
    Биб­лей­ское учение о нрав­ствен­но­сти, о том, что Бог есть любовь, о бого­во­пло­ще­нии и иску­пи­тель­ной жертве, явля­ется настолько воз­вы­шен­ным и уди­ви­тель­ным, что невоз­можно счи­тать его про­стой фан­та­зией чело­века. При внеш­ней схо­же­сти неко­то­рых обра­зов и пер­со­на­жей с язы­че­скими мифами, при более вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии, биб­лей­ское повест­во­ва­ние в корне отлично от них, содер­жит совер­шенно ори­ги­наль­ные идеи и учение, пре­вос­хо­дя­щее все чело­ве­че­ские вымыслы, пре­тен­дуя при этом, на исто­рич­ность опи­сы­ва­е­мых собы­тий.
  16. Библия не сты­дится опи­сы­вать ошибки пра­вед­ни­ков.
    В Библии опи­сы­ва­ются не только чело­ве­че­ские доб­ле­сти и добрые поступки, но и самые непри­гляд­ные. При чем, это каса­ется не только отри­ца­тель­ных пер­со­на­жей, но и тех, кого она назы­вает свя­тыми и ставит в обра­зец под­ра­жа­ния (конечно, не их грехам, а пока­я­нию). В отли­чие от про­стых чело­ве­че­ских про­из­ве­де­ний, кото­рые не будут писать пло­хого о своих авто­ри­те­тах, она делает это честно и без лукав­ства. Так, напри­мер, она упо­ми­нает о смерт­ных грехах вели­кого царя и про­рока Давида (2Цар.11,12 гл.), Соло­мона (3Цар.11 гл.), тру­со­сти и пре­да­тель­стве буду­щего вели­кого апо­стола Петра (Лк.22:55-62). Еван­ге­лие опи­сы­вает неве­рие уче­ни­ков Христа в Его вос­кре­се­ние, пока Он Сам не явился им (Лк.24:11). Стали бы первые хри­сти­ане выду­мы­вать такие неудоб­ные факты о тех людях, кото­рые поль­зо­ва­лись у них непре­взой­ден­ным авто­ри­те­том? Все это сви­де­тель­ствует о том, что Библия напи­сана не особо заин­те­ре­со­ван­ными лжи­выми людьми, а чест­ными сви­де­те­лями, тех собы­тий, кото­рые они либо видели сами, либо слы­шали от других, заслу­жи­ва­ю­щих дове­рия лиц. Зачем упо­ми­нать о грехах святых? Просто у Библии есть при­вычка рас­ска­зы­вать чистую правду.
  17. Нали­чие науч­ных фактов.
    Библия не пре­тен­дует на статус науч­ной энцик­ло­пе­дии, ее задача состоит совер­шенно в другом. Но, несмотря на это, инте­ресно заме­тить, что биб­лей­ские авторы иногда опе­ре­жали науч­ное знание на тыся­че­ле­тия, опи­сы­вая при­род­ные явле­ния, откры­тые уче­ными намного позд­нее. Сюда, напри­мер, можно отне­сти то, что Земля не имеет опоры в про­стран­стве и окру­жена без­дной (Иов.26:7), цик­лич­ность суток, ветра, кру­го­во­рот воды в при­роде (Еккл.1:5-7) или нали­чие веса у воз­духа (Иов.28:25). Все это лишь малая часть из име­ю­щихся в Библии науч­ных фактов. Биб­лей­ские авторы во многом опе­ре­дили не только позд­ней­шие науч­ные откры­тия, но и пред­став­ле­ния о мире у своих совре­мен­ни­ков.
  18. Вли­я­ние на жизнь людей.
    Мил­ли­оны людей могут засви­де­тель­ство­вать, что их жизнь корен­ным обра­зом изме­ни­лась бла­го­даря Библии и учению Христа.
    Кстати, Библия была первой рели­ги­оз­ной книгой, попав­шей в космос (в виде мик­ро­фильма). Первая книга, про­зву­чав­шая с Луны (аст­ро­навты читали Бытие 1:1).
    Все это может не убе­дить вас пове­рить в Бога или жить по Библии, но поста­рай­тесь теперь посе­рьез­ней отно­ситься к убеж­де­ниям хри­стиан, дове­ря­ю­щих этой Книге и ее Автору, ведь у них для этого есть все осно­ва­ния.
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки