Инок

Инок
  • Дата создания: 1897
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 89×68 см

Описание

Большую часть полотна занимает могучая фигура инока в чёрном подряснике. Локоть его стоит на Священном Писании, кисть правой руки обмотана чётками, а на окне можно заметить ветки вербы, которые указывают нам на Вербное воскресенье, а за спиной стену украшает внушительный крест.

Но разве спокоен герой полотна Савицкого? Вся его стать говорит о каком-то нерешённом вопросе, а взгляд отображает целую гамму эмоций… О чём думает инок? Считается, что мысли его занимают тяжелые размышления о правильности выбранного им пути. Возможно в этот светлый день он размышляет о собственных грехах, или же его душа погружена в созерцание страстей Господа, Его Распятия – ведь впереди Страстная неделя. Художнику было важно показать внутренний мир человека, его неоднозначность, сложность. Особенно это касается монашеского пути, где ведется постоянная борьба с самим собой, с собственными страстями.

Колорит полотна включает в себя чёрный, золотой, бежевый, коричневый. С особенной тщательностью художник выписывал предметы в келье: вербу на окне (намёк на Вербное воскресенье), Священное Писание, вервь, которую судорожно сжимает рука инока, погрузившегося в раздумье.

История

Известно, что в качестве натурщика Савицкий пригласил ученика художественного училища Пензы, которое художник возглавлял до самой смерти. Позже этот молодой мужчина станет эсером и в смутные времена первой русской революции возьмётся за оружие – выстрелит в жандарма, начальника пензенского управления жандармов. С этой точки зрения сложно не согласиться, что Савицкий нашёл точный типаж человека, который не согласен с окружающими условиями, раздираем противоречиями и готов биться за благо (в случае с натурщиком, а не с изображаемым им персонажем, за благо в его субъективном понимании (как будущего эсера)). Идеальный натурщик для написания инока с мятежной, сомневающейся душой.

Студент, с которого писал картину Савицкий

 

Эскиз картины

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

2 комментария

  • alksen, 08.06.2025
    Об этой работе Константина Савицкого написано очень много, о том, как мастерски художник передает мятущийся образ героя, на его психологическое состояние… А мне бы хотелось обратить внимание на то пространство, в котором находится инок, на окружающие его предметы. На заднем плане — иконы в Красном углу, освещенные горящей свечой, большой металлический крест, над которым металлический складень. Около инока, на подоконнике — нежные тонкие ветки вербы, так контрастирующие с тяжелой фигурой инока, с его тяжелым взглядом.
    Все эти детали напоминают нам про настоящую жизнь, про то, что Бог принимает всех и каждого, в какую минуту нашего земного бытия мы бы не вернулись к Нему.
    Ответить »
    • kozhelga, 08.06.2025
      Напряжение, переданное художником передается зрителю. Сжатая рука, взгляд и Красный угол, иконы. Здесь нет однозначного прочтения, возможно, что это был замысел художника — оставить ответ за самим зрителем. В этом суть человеческой натуры, ее сложность. За человеком право выбора — у каждого из нас были эти тяжелые минуты сомнений и раздумий о смысле жизни, о ее цели. Мы не знаем, что будет дальше с иноком, но все же угадывается надежда на положительный исход — да, иконы, Красный угол доминируют, подсказывая, что будет так, что есть свет, что смысл жизни будет обретен.
      Ответить »