Крещение великого князя Владимира

Крещение великого князя Владимира

Сюжет

На фреске Владимирского Собора отражено Крещение великого князя Киевской Руси Владимира Святославича. Сначала он сам принял христианство, а потом в новую веру обратил и своих подданных.

Поначалу Владимир, как и его отец, был язычником. Его выбор, связанный с принятием Православной веры, и его деятельность по христианизации Руси объясняется рядом причин, связанных и с личными религиозными исканиями, и с неудовлетворенностью язычеством в качестве религии и в качестве идеологической государственно-консолидирующей основы, и с осознанием пользы от вступления Руси в круг христианских держав. В качестве частной причины принятия князем Владимиром Крещения можно назвать следующую: принятие Крещения было необходимым условием для того, чтобы взять в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII, царевну Анну.

Описание

Центральной фигурой на представленном изображении является великий князь Владимир. Кроме того в композиции представлен священнослужитель, совершающий Таинство Крещения, и церковнослужители, а также прочие люди, наблюдающие за происходящим.
Согласно преданию, прежде, чем невеста князя Владимира прибыла в Херсонес, он был поражен слепотой, но приняв Крещение, прозрел. Некоторые искусствоведы считают, что мастер, имея в виду это предание, изобразил не только сюжет крещения, но и момент прозрения князя Владимира. На представленной композиции глаза у князя широко открыты, он как будто бы только что прозрел, но не только физически, а и духовно.
Композиция с четко обозначенным центром, приглушенный фресковый колорит, размеренный ритм арочных полукружий, – все это призвано передать ощущение таинственности и торжественности момента, атмосферу благоговейной тишины.
Художник сумел максимально полно прорисовать каждого изображённого на картине человека.

История

Перед нами финальный этюд Васнецова к фреске «Крещение святого Владимира». От росписи в киевском храме он практически не отличается. Известно, что подготовительный этап длился достаточно долго: одиннадцать лет – с 1885 по 1896 годы. Виктор Михайлович подробно исследовал древние рукописи, в которых было найдено достаточно подробное описание внешности князя Владимира. Историческую линию сюжета Васнецов выстраивал в соответствии с «Повестью временных лет» монаха Нестора и другим памятником, именуемым «Память и похвала князю русскому Владимиру» Иакова Мниха. Такой подход позволил художнику добиться соблюдения принципа историзма.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

7 комментариев

  • kozhelga, 19.11.2024
    Перед нами фреска Васнецова. Но чтобы исполнить ее, художник делает эскиз на бумаге. Что и сделал художник. Набросал эскиз, показал заказчику, после этого приступил к написанию фрески.
    Ответить »
    • Юлия, 20.11.2024
      Нет. Это другая картина. С облаками и с воздетыми к небу руками) Ну, ребят, не ссылку же кидать. Ну, найдите по запросу. Это же не тайна. «Крещение Руси» и «Крещение великого князя Владимира» разные две картины Васнецова.
      Ответить »
      • kozhelga, 20.11.2024
        А произведения разные.Русь крестилась позже, когда сам Владимир принял христианство. И это фреска, не картины. Есть правильная ссылка с названием, если верите ссылкам в интернете:https://multiurok.ru/index.php/files/virtual-noie-putieshiestviie-po-zalam-muzieia.html
        Сайт Мультиурок вызывает доверие больше: преподают в школе все же. И еще раз напоминаю: есть фреска, а есть эскиз.
        Ответить »
      • kozhelga, 20.11.2024
        Смотрите, логика сама подсказывает. Здесь на фреске Крещение Князя Владимира. Он в купели. Не смотрите в Яндекс дзен. Это не может быть крещением Руси, так как крестится именно сам Владимир. Другая работа Васнецова — это Крещение Руси при собрании народа, когда САМ Владимир Крестит — это Крещение РУСИ.
        Ответить »
        • kozhelga, 20.11.2024
          Верное название: крещение великого князя Владимира!
          Ответить »
  • alksen, 02.04.2025
    Это произведение Виктора Михайловича Васнецова повествует не просто про изменение жизни одного человека, пусть и занимавшего высокий статус, она — о выборе духовного и цивилизационного пути целого народа. Потому фигура крещаемого великого князя — в центре, все остальные образуют вокруг него полукруг, и в центре же обращает на себя внимание крест на купели.
    Четко угадывается пространство византийского храма, резные каменные капители, свет свечей хороса, свет, проникающий из окон отражается на золоте мозаик… В этом произведении есть и декоративность модерна, и историческая достоверность, но не буквальная, а глобально — обобщающая…
    Ответить »
    • kozhelga, 02.04.2025
      В. М. Васнецова многие критиковали за отход от историзма, за вольность интерпретации, но все же, модерн модерном, а отголоски византинизма здесь прослеживаются весьма наглядно.
      Ответить »