Милосердный самарянин

Милосердный самарянин

Сюжет

Сюжет картины иллюстрирует евангельскую притчу, которую Иисус Христос рассказывал своим ученикам. «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался к разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Так же и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадил его на своего осла. Привез его в гостиницу и позаботился о нем…» (Лк. 10:30-35).

Притча являет пример исполнения заповеди Божьей о любви к ближнему. Как следует из притчи, ни священник, ни левит не оказали помощи израненному человеку, не проявили к нему любви, и лишь самарянин – а самаряне были презираемы иудеями – оказал ему бескорыстную помощь. Правоверие не сводится к формальному исполнению обрядов, но предполагает, помимо соблюдения установленных Богом норм богослужения, послушание Богу, правильное отношение к Богу и ближнему.

Описание

Картина «Милосердный самарянин» относится к числу лучших работ художника. Поражает прежде всего общее впечатление от картины, ее свет и воздух, ее пленэр (совершенно не свойственный в то время академическим работам). Уже одно только решение этой новой и сложной проблемы могло увлечь художника и поглотить все его внимание и творческие силы.

Центральное место картины занимают три персонажа. Несчастный человек, самарянин и чернокожий раб. Вдалеке видны очертания фигуры удаляющегося левита. Расположение трех фигур в пространстве глубоко продуманно и определяется содержанием события, характерами и поступками персонажей.

Действие происходит в пустыне. Бело-оранжевое небо слепит глаза, раскаленная от солнца пустая безжизненная земля. Вокруг ни души. Оказавшегося здесь, избитого и обобранного путника ждала бы неминуемая смерть, если бы не пришедший вовремя самарянин, который помог несчастному человеку добраться до гостиницы, да еще заплатил гостиничнику, чтобы тот присмотрел за больным и обеспечил ему необходимый уход.

Самарянин одет в белые одежды, на голове его белая с красной лентой куфья. Он бережно держит на руках избитого путника. Характеризуя внешний облик самарянина, Суриков использует этнические особенности: лицо с горбатым длинным носом, длинная темная остроконечная борода, слегка выпяченные большие губы и крупные опущенные веки.

На земле лежит избитый разбойниками пожилой путник. Он сильно изможден. Под дряблой кожей, опаленной солнцем, видны его худые ребра и костистая грудь. Измученный, с непокрытой головой, страдалец держится из последних сил. Его тело кровоточит от ран, голова склонена на бок – он не в силах ее поднять. Чернокожий раб, сопровождающий жителя Самарии, льет на ладонь целительное масло, чтобы облегчить больному нестерпимую боль, от которой он сильно страдает. На заднем плане картины стоит навьюченный осёл, который покорно ожидает хозяев.

Полотно, изображающее евангельский эпизод, способно пробудить в зрителе сострадание к несчастному и благодарность к оказавшему ему помощь. Эта благодарность не стеснена никакими внешними соображениями о том, «правильно» или «неправильно» верует милосердный человек.

История

В 1869 году Василий Суриков поступил в Академию художеств на факультет исторической живописи. Ещё учась в Академии в 1874 году пишет картину под названием «Милосердный самарянин», за которую был награждён малой золотой медалью Академии художеств. В ноябре 1875 года Василий Суриков окончил Академию художеств и получил звание классного художника первой степени. А полотно в знак глубокой благодарности он подарил красноярскому купцу Петру Кузнецову, своему «самарянину», который поддерживал начинающего художника, когда тот решился переехать в Петербург и поступить в Академию.

Рекомендуемая литература

Комментировать

1 Комментарий

  • Оксана, 08.09.2024

    Эта небольшая работа, висевшая недавно на масштабной выставке В.И.Сурикова, которая проходила в Русском музее Санкт-Петербурга, притягивала к себе, пожалуй, не меньше, чем масштабные знаменитые «Боярыня Морозова» или «Степан Разин». Наверное, потому, что сдесь ещё молодой художник так живо, мастерски показал совершаемый акт милосердия.
    Кроме трёх явно видных на переднем плане персонажей есть ещё один, заметный, только если внимательно вглядываться в картину — удаляющийся человек, тот, кто оставил умирать другого человека, своего собрата в пустыне. Он почти сливается с окружающим пейзажем, уходя все дальше, к линии горизонта, уходя из пространства милосердия, попечения о ближнем куда-то вдаль…
    Туда, где не хочется оказаться… Он – как воплощение холодного равнодушия, ведь можно представить, как страшно выглядела бы эта картине, если бы на ней была только фигура лежащего раненого, пострадавшего от рук разбойников и вот этот удаляющийся персонаж. Но все сложилось иначе, и на переднем плане – живое сострадательное участие, которое оказывается больше равнодушия, делает его почти незаметным.

    Ответить »