Пасхальная заутреня в Малороссии

Пасхальная заутреня в Малороссии

Описание

Николай Корнилиевич Пимоненко известен как мастер световых эффектов. В «Пасхальной заутрене» именно свет создает богатую феерию чувств великого христианского праздника. Приверженность национальным традициям, внимание к быту, фольклору народа сближает также искусство Пимоненко с национально-романтическими веяниями в русской культуре и искусстве.

На картине праздник изображен на фоне умиротворенного пейзажа. Живописец изобразил на картине прихожан маленькой деревянной церкви, пришедших на Пасхальную службу.

Перед зрителем показаны традиционные для Руси атрибуты пасхального торжества: куличи и крашеные яйца, которые создают настроение общей радости. Уже светает, но дети еще играют, не чувствуя усталости, а взрослые после долгих предпраздничных хлопот беседуют друг с другом.

Сидящие на траве женщины вполголоса что-то обсуждают, на коленях одной из них уснула, утомившись, дочка. Празднично одетые девушки радостно улыбаются, беседуя друг с другом.

На заднем плане нескончаемая череда крестного хода заходит в двери маленькой и тесной церквушки. На общем фоне выделяется девушка в белой свитке. Это настоящая украинская красавица в праздничной одежде, с чёрной косой и красным венком на голове. Общий мотив рассвета, весны подчеркивается трогательной, освещенной рассветными лучами фигуркой девушки со свечой в руке и нежными белыми цветами на деревце рядом.

Большую роль на этой картине играет свет. Многочисленные огоньки свечей и наступающий рассвет делают картину по-гоголевски мистической и сказочной. Красота весенней природы заставляет забыть обо всех мелочах, задавая картине её удивительно гармоничное звучание. Художника можно по праву назвать мастером световых эффектов: теплый свет от многочисленных свечей в сочетании с предрассветной дымкой передает богатую палитру чувств, которую испытывают участники великого христианского праздника.

История

Русско-украинский живописец Николай Пимоненко родился в 1862 году под Киевом в семье резчика по дереву. Первое время он учился в иконописной школе при Киево-Печерской лавре, а позже стал студентом Киевской рисовальной школы. В 1882 году он поступил в Академию художеств, где занимался вольнослушателем в классе Владимира Орловского – выдающегося русского пейзажиста. Северный климат плохо повлиял на здоровье Пимоненко, и ему пришлось вернуться в Киев, так и не окончив академии. Здесь он преподавал и продолжил поиск своего пути в мире живописи.

В 1880-х Пимоненко активно выставлялся на академических выставках. К концу десятилетия главной темой в его творчестве стало изображение жизни украинского села. Он писал быт и труд простого народа в поэтических тонах, часто в его работах жанровая живопись встречалась с выразительными пейзажами.

«Пасхальная заутреня в Малороссии» была написана художником в 1891 году. В 1891 году за выставленные на академической выставке картины «Свадьба в Киевской губернии» и «Пасхальная заутреня в Малороссии» Николай Корнильевич Пимоненко получает звание почетного вольного слушателя Императорской Академии художеств.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

3 комментария

  • aloks, 21.05.2024
    Работа многолюдная, и, вместе с тем, камерная. Она показывает точно особенности места, времени, особенностей быта (костюмы, пейзаж и так далее), и вместе с тем она не может не затронуть суть Праздника, так, как это возможно через жанровую работу.
    Произведение отличает грамотная продуманная композиция, которую уравновешивают и вместе с тем делают очень живой группы людей – бОльшая группа тех, кто движется в храм после крестного хода (им явно сложно уместиться в маленькой деревянной церкви), группа сидящих женщин, группа, которую составляют две красавицы, за которыми – молодой человек. А также – дети, со своими детскими взаимоотношениями.
    Присутствие в работе белого, красного цветов (в основном в праздничной одежде изображенных) делают ее праздничной, радостной. Тоненькие цветущие деревца подчеркивают праздничную атмосферу, они тоже, по-своему, свидетельствуют о торжестве Жизни. Об этом же свидетельствуют трепетные огоньки свечей, рифмующиеся со святящимися окнами церкви и с начинающим светлеть (и светиться!) небом.
    Кресты, виднеющиеся на заднем плане на фоне этого неба – тоже и часть реального пейзажа конкретной местности и, одновременно – важный акцент, раскрывающий глубинный смысл работы.
    Ответить »
  • Пилигрим, 20.04.2025
    По ыветовому колориту и композиции у меня больше ассоциаций с ярмаркрй, нежели Пасхой (сугубо субъективное ощущение).
    Ответить »
    • kozhelga, 20.04.2025
      В Малороссии Пасха праздновалась широко, ярко, красочно. В центральной России и на Севере боле строго, да там и природа аскетичнее, строже, нет такого буйства красок.
      Ответить »