Приход колдуна на крестьянскую свадьбу

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу

Сюжет

Сюжет картины «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» был связан с детскими воспоминаниями художника о женитьбе его старшего брата: «Молодые стояли в красном углу, оба очень красивые, все любовались ими… Вдруг вошёл какой-то человек с собакой и, не снимая шапки, стоял у порога. Все гости переглянулись и шептали друг другу: „Колдун, колдун пришёл“. Тогда дядя встал и громко сказал: „Колдун, подойди сюда, выпей за здоровье молодых и не мешай пировать“. Поднесли колдуну чарку, сунули ему в руку какую-то монету, и колдун исчез со своей собакой».

Описание

Картину характеризует этнографическая точность изображаемого события. На картине показана крестьянская свадьба. В красном углу, у икон, стоят новобрачные, рядом с ними находятся родители невесты, священник и другие крестьяне. За столом сидят представители старшего поколения: пожилые и зрелые мужики и бабы и единственный молодой парень, перевязанный полотенцем: это дружка. Все остальные представители молодежи располагаются в правом углу картины – у печки и на печке. Это не гости, а посторонние или «сторона», или, как их еще назвали, «глазетели».

Убранство избы говорит о торжественном событии, происходящем в крестьянском доме: художник изображает множество полотенец на стенах, которые одновременно являются и украшением, и оберегом, предохраняющим пространство избы от «порчи».

Радостное течение свадебного торжества нарушает неожиданное появление сельского колдуна. Он только что вошел в избу с мороза, и сразу же нарушил спокойное течение торжества. Люди смотрят на это внезапное вторжение. На лицах молодых тревога. Наиболее сильно испуг от прихода колдуна выражен в облике невесты. Она одета в красный свадебный костюм с жёлтыми кисточками, на голове у неё кокошник, обшитый жемчугом. Кто-то из гостей резко поднялся из-за стола, кто-то повернулся к колдуну, ожидая дальнейшей развязки события, а кто-то смотрит на реакцию новобрачных. В полном спокойствии сидит седовласый старик за столом, вероятно сельский голова. Строго глядя на колдуна, он, вероятно, хорошо знает его «промысел». Всю сцену можно разбить на два композиционных центра: на группу с женихом и невестой, гостей, собравшиеся вокруг стола, крестьян, и колдуна, с испуганными родителями, пытающимися задобрить колдуна хлебом-солью. Рядом с ним показан парень с балалайкой и девушка, пришедшие, вероятно, на свадьбу веселить новобрачных.

В деревнях, где были сильно развиты языческие поверья, которые причудливым образом сочетались с Православной верой, внезапный приход колдуна считался дурным знамением. Однако колдуна, чтобы он не наслал зло, можно было задобрить различными подарками.

История

Картина «Приход колдуна на свадьбу» была написана В. М. Максимовым в родных местах, в деревне Чернавино, в которой он проводил каждое лето. В этом селе жил действительно колдун по имени Шабара. Ремесло его было потомственным, можно сказать, что на нем Шабара неплохо зарабатывал себе на жизнь. Помня детские впечатления, художник, работая над картиной, советовался с ним. Когда художник окончил работу, Шабара ее одобрил.

Полотно экспонировалась на международной выставке в Париже. В 1878 году за полотно «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» и «Семейный раздел» (1876) Василий Максимов был удостоен звания академика.

Критика

По поводу изображенных в картине типов с жаром восклицал критик В.В. Стасов: «Какая чудная полу-христианская, полу-языческая сцена г. Максимова «Приход колдуна на свадьбу», эта картина <…> шедевр характеров и выражений, что за живая и полная значительности сцена, вырванная прямо из недр России».

Искусствовед Дмитрий Сарабьянов считал картину «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» лучшим произведением Максимова и отмечал, что это полотно принесло его автору всеобщую известность и выдвинуло его «в первые ряды русских художников-реалистов». По словам Сарабьянова, в «Приходе колдуна» Максимов «с большим поэтическим чувством воссоздаёт древние обычаи патриархальной деревни, передавая национальное своеобразие русского крестьянства» и представляя изображённых на полотне крестьян людьми «большого обаяния и красоты» с искренними чувствами, характерами и привычками».

Рекомендуемая литература

Комментировать