-
Дата создания: 1560
-
Техника: масло
-
Материал: панель
-
Размер: 14×11 см
-
В Библии: Быт. 3:4-6
Сюжет
На представленной картине мы видим прародителей, стоящих рядом с деревом познания Добра и Зла: «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:4-6). Последствиями нарушения запрета и отказа от предложенного покаяния стали поврежденность самой природы и мироздания, а также изгнание из рая человека и его смерть.
Описание
На полотне изображена сцена грехопадения Адама и Евы. Прародители изображены обнаженными, стоящими возле древа познания Добра и Зла, которое обвивает змей. Сцены Грехопадения очень широко распространены в западноевропейском искусстве: первоначально в качестве запретного плода изображали гранат, но в эпоху Возрождения его заменили яблоком, в чём сказалось влияние античности.
Древо познания является центром композиции: раскидистое и широколистое оно привлекает внимание зрителя своими красивыми спелыми плодами. Благодаря этому контрасту, эдемский ландшафт кажется несколько однообразным, лишенным буйной растительности.
Соблазнившись льстивыми речами диавола, Ева первая сорвала плод и надкусив его, протянула Адаму. Адам, последовав за своей супругой, срывает с дерева спелый плод, чтобы тотчас же насладиться им.
Фигуры Прародителей изображены в трехчетвертном развороте. Жесты и взгляды персонажей сходятся на процессе передачи плода. Лицо Адама показано в профиль, Ева слегка развернулась к зрителю, взор ее обращен к сорванному ей плоду, который пленил ее своим прекрасным видом. Она протягивает запретный плод Адаму, предлагая отведать его. Вся сцена очень интимна и камерна на фоне мирного спокойного пейзажа, но в то же время очень значительна. Вместе с тем, зритель становится свидетелем самого трагического события в истории человечества: род его отныне поражен язвой греха и смерти.
История
Данное произведение относится к позднему периоду художника: к этому времени его работы стали более маньеристскими, тщательная скульптурная обработка фигур уступила место более живописному подходу. Также есть мнение, что на художника повлияла школа Фонтенбло, что сказалось на живописи: фигуры мастера стали более элегантными, а работы – более изысканными.
Критика
Известный итальянский гуманист Джорджо Вазари в своих жизнеописаниях выдающихся художников пишет о художнике следующее: «Он считается совершенно выдающимся мастером и, по словам нидерландцев, в такой степени владел всеми отраслями своего искусства, что никто (как они, то есть нидерландцы, говорят) лучше или более красивым и своеобразным способом, чем он, не передавал душевных движений, каковы горе, радость и другие чувства, почему они называют его в качестве сравнения фламандским Рафаэлем; хотя, сказать правду, гравюры, сделанные с его произведений, не вполне доказывают справедливость такого прозвища, ибо гравер, какой он ни будь искусный мастер, всегда далеко отстает и в рисунке и в манере от работы того, кто писал подлинное произведение».
Рекомендуемая литература
- Адам Азбука веры
- Ева Азбука веры
- Рай Азбука веры
- Грехопадение Азбука веры
- Первородный грех Азбука веры
- Толкования на Бытие 3:4
- Тест: Первородный грех и его последствия
- Адам Библейская энциклопедия
- Адам и Ева прп. Ефрем Сирин
- Адам и Ева – единственные родоначальники в человечестве, откуда и единство всего рода человеческого свт. Сильвестр (Малеванский)
- Изгнание Адама Всеродного из рая прот. Николай Иванов
- Грехопадение свт. Филарет Московский (Дроздов)
- Грехопадение и его последствия прот. Олег Давыденков
Комментировать