Русская Венеция

Русская Венеция
  • Дата создания: 1993
  • Техника: Масло
  • Материал: Холст
  • Размер: 105×144

Описание

«Храм Преображения Господня в селе Спас деревянный, из соснового леса на дубовых тупиках, видом четырехугольный, продолговатый, наподобие корабля». Стройный корпус церкви, находящийся высоко над землей, на фоне голубого неба и плывущих облаков, действительно, кажется легендарным воздушным кораблем. Этот образ приобретает эпическую силу в период стояния большой воды, когда волны весеннего паводка разбиваются о стены храма. «Сообщение с соседями и с церковью — на челноках и лодках, как в Венеции, — писал В. Соколов, — и даже местный причт, живущий невдалеке от церкви, ездит в нее «кораблецом», а самая церковь кажется повешенною на водах». Трехметровое расстояние, отделяющее церковь от земли, совершенно свободно просматривается насквозь еще задолго до подхода к зданию, и в рамке под­пирающих церковь стволов деревьев и кирпичных столбов открывается вид на хлебное поле, на избы деревни, на зеркало озера с силуэтами свайных бань.

В весенней сырой мгле, когда начинают таять глубокие снега и начинают разливаться реки, а на сером небосводе, покрытом тяжелыми тучами вдруг пробиваются робкие лучи солнца, мы видим высокий силуэт одиноко стоящей церкви. Она действительно подобна кораблю, плывущему по житейскому морю человеческих скорбей и нужд. На потемневших бревнах отметина ушедших веков, на колокольне не слышно привычного всем звона. Церковь замерла в звенящей тишине, не слышно говора деревенских мужиков и смеха детей, в пасхальный праздник не придет сюда наряженная толпа людей, лишь гладь разлившейся воды и тихий трепет двух березок, жмущихся друг к другу. Они – как будто две сестры, хранящие между собой безмолвие.

Художник показал в картине забытый образ некогда бурлившей здесь жизни, когда на ярком солнце переливаясь красками пестрели луговые травы и цветы, на улице шумела праздная толпа людей, вернувшихся с обедни, и церковь провожала их веселым колокольным звоном. Степенно выходил священник на крыльцо, благословляя странников, одаривая нищих. Вокруг шумели и резвились дети. Воскресный день был наполнен ожиданием какого-то неведомого чуда, и даже ветхие дома на ярком солнце выглядели бодрее.

Но поступь времени неумолима – давно уж нет деревни, заброшена, поругана земля, затоплены луга, под толщей вод навеки похоронены дома. Лишь гладь воды и шепот ветра напоминают заблудившемуся страннику о той давно минувшей и ушедшей Родине, зовущей потерявшихся своих детей на тихую беседу в одиноком храме, единственном пристанище измученной души.

Пейзажи художника Олега Молчанова – это особенное выражение любви к своей Родине. Не зря искусствоведы и критики отмечают, что к написанию пейзажей художник относится с такой же серьёзностью, с какой пишет иконы – с верой и любовью. Вероятно, по этой причине на большей части работ художника мы видим православные храмы.

Пейзажи Олега Молчанова лиричны и романтичны. Мастер тонко улавливает и передаёт в своих работах состояние природы, которое созвучно его душевному настроению. Художник видит красоту в обычном дне, в каждом мгновении жизни. Это состояние может почувствовать и зритель.

«Мне хочется своим творчеством хоть в малости отразить чистый, сокровенный лик моей Родины, прикоснуться к тайным потокам красоты и силы русской природы», — говорит художник.

Особенно удаются мастеру переходные состояния природы. Будучи очень тонким колористом, он улавливает малейшие нюансы цвета, многообразие оттенков, состояние световоздушной среды, игру светотени. Чуткий зритель невольно проникается миропониманием художника, и ощущает вместе с ним и свежесть первого снега, и звонкий морозный воздух, и воздушную поступь весны, и утренний туман над летним лугом, и золотую мягкость осени… Разумеется, никакие фотографии всего этого передать не могут. Русская провинция – вот главный источник вдохновения мастера. На его картинах — древние города и заброшенные деревни, сохранившие неповторимые черты провинциальной жизни и очарование консервативного уклада. Живописцу удаётся удивительно точно передать самые тонкие моменты состояний природы. Переливы зимы и весны, дня и вечера… Незастывающий поток ощущений и событий, ведущих к воскресению души.

История

До сих пор, несмотря на частые упоминания в общей и специальной лите­ратуре, почти совершенно в стороне от исследователей оставалось замечательное произведение русского зодчества начала XVII в. и единственное сохранившееся в нашей стране культовое сооружение на сваях — церковь Преображения в дер. Спас-Вежи, которое, естественно, привлекло и наше особое внимание.

Церковь Преображения принадлежит к типу «клетских» храмов, в своей основе имеющих центральный четырехгранный сруб — клеть, перекрытый двускатной крышей; с востока к нему примыкает пятигранная алтарная часть, а с запада — трапезная. Красивая галерея на далеко выступающих повалах с «забиркой» досками в косяк охватывает церковь с трех сторон. С юга галерея соединяется с землей трехмаршевой лестницей, с запада — связана переходами с восьмигранной шатровой колокольней, ныне не существующей.

Церковь Преображения в Спас-Вежах вошла в историю русского искусства, как памятник, завершающий развитие клетских храмов в национальном дере­вянном зодчестве. В известном труде «История русского искусства» под редак­цией И. Э. Грабаря проф. Суслов пишет: «Окончательное развитие клетских храмов заключается в придании их кровлям той формы, которая установила за ними название «клинчатых церквей», т. е. имеющих крышу в форме клина. Такова кровля упомянутой выше церкви Елганской пустыни и особенно в с. Спас-Вежи близ Костромы». Однако не менее важной конструктивной особенностью церкви, которой до сих пор не придавалось значения, является подъем всего сооружения на высокие дубовые сваи. До настоящего времени некоторые из них сохранились во всю высоту и поддерживают сруб церкви, другие же были заменены кирпичными столбами. Церковь Преображения в Спас-Вежах расположена на северной окраине села в зоне весенних разливов и поэтому, как и рядом стоящие постройки, сооружена на сваях.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки