Смерть Патриарха Гермогена (В период польско-литовского нашествия)

Смерть Патриарха Гермогена (В период польско-литовского нашествия)
  • Дата создания: 1915
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 80×50,9 см

Сюжет

Перед нами сюжет, повествующий о мученической смерти патриарха Гермогена, который при нашествии на Русь самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III отказался подписать грамоту о том, что Россия отдаёт себя на «волю польского короля». За свой поступок патриарх был заточён в каземат Чудова монастыря, где скончался от голода. Его останки долго не поддавались тлению и в 1654 году перенесены в Московский Успенский собор. В 1913 г. патриарх был причислен к лику святых.

Существует позднейшее предание, что перед смертью патриарх в подземелье прорастил овес и его нашли мертвого стоящим на коленях среди зеленых побегов.

Описание

Действие картины происходит в тюремном каземате – подземелье Чудова монастыря. Перед зрителем предстают сводчатые стены с низким потолком, холодные каменные плиты пола, наспех застеленные грубой рогожей. Рядом, слева у стены приготовлен сноп сена с сухими колосьями и лежащей на камне плошкой с водой – это единственное пропитание пленника, которое привело его к крайнему истощению и смерти. Чуть поодаль художник изобразил грубо выструганный стол с письменными принадлежностями и потрепанным Евангелием в старом, разваливающимся переплете, которое ежедневно читал подвижник, испытывая муки голода и холода, каждодневные издевательства со стороны поляков, стремившихся создать невыносимые условия и принудить патриарха к предательству. Рядом на стене икона, перед которой молился патриарх Гермоген, взывая к Богу об освобождении русского народа от польского ига.

На переднем плане перед зрителем предстает страшная картина: лежащее тело подвижника с запрокинутой головой, землисто-бледными лицом и кистями рук, седой бородой, сжимающего в окоченелых руках распятие.

Даже в таких тяжелых обстоятельствах дух подвижника не был сломлен, в результате чего поляки вскоре потерпели поражение.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

1 Комментарий

  • aloks, 26.08.2024
    А.Н. Новоскольцев очевидно и точно показывает в своей картине смерть. Но это смерть святого, мученика, который понимал, за что, ради чего он терпел все лишения и знал, Кого постоянно ощущал рядом с собой.
    С крестом в руках часто изображаются мученики на иконах, но, понятное дело, они там — живые, поскольку уже в Горнем мире. В академической исторической картине даются реалии этого мира, но в которых можно прочесть знаки другой реальности… Само присутствие в нашей действительности, полной ужасов, предательства и так далее людей, пришедших к святости тоже такой знак.
    Свет, льющийся из окна, освещает страшное место последнего земного пребывания священномученику, как бы высвечивая высоту его подвига.
    Сноп пшеницы, который виднеется слева, отражая лучи света, попавшие на него, воспринимается и буквально, и как символ, как плод той жизни, того служения, которое нёс святой. И дальнейший результат этого…
    Ответить »