Становище. Малые Карамкулы. Маточкин шар

Становище. Малые Карамкулы. Маточкин шар

Описание

На картине изображена оголенная холмистая открытая местность, никакой даже самой скудной растительности. Только низкие облака и где-то вдали синеющие холмы с подступающими к их подножию нерастаявшими островками снега. Перед зрителем представлено полярное лето. На самой вершине холма – небольшая церквушка Святителя Николая Чудотворца, а еще ниже мы видим большую просторную избу – прихрамовую постройку. У самого подножия холма на первом плане представлены легкие передвижные чумы ненцев и нарты.

На картине мы видим сложную гамму оттенков серого и светло-коричневого цвета с вкраплениями белого. Перед нами скудная северная природа, которая, тем не менее, поражает своим суровым аскетическим очарованием.

История

Александр Алексеевич Борисов – первый живописец Арктики, писатель, общественный деятель, исследователь Заполярья, внесший значительный вклад в освоение русского Севера.

Путь в искусство этого художника-самородка был сложным. Первые уроки живописи дали ему монахи Соловков, мальчиком будущий художник был взят в иконописную мастерскую при монастыре. Затем он продолжил обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Затем смог поступить в Академию художеств, завершив обучение под руководством у таких известных мастеров, как И.И. Шишкин и А.И. Куинджи.

Полярные земли и моря, арктические пейзажи захватили воображение художника еще в юности. Первое путешествие по Северу России и Кольскому полуострову юный художник совершил еще будучи студентом, сопровождая в качестве рисовальщика и фотографа министра финансов С.Ю. Витте в 1894 году. Весну и лето 1896 года Борисов, уже по собственной инициативе, проводит на побережье Белого и Баренцева морей, а затем, в составе экспедиции Казанского университета, посещает Новую Землю. Из этой поездки он привёз около 150 этюдов, часть которых экспонировалась в 1897 году на академической выставке в Петербурге. Эти работы вызвали восхищение В.М. Васнецова, одобрительные отзывы В.В. Стасова. С этого времени тема Крайнего Севера, Ледовитого океана составила суть его творчества. Художника называли первой палитрой Арктики. Вторая поездка Борисова состоялась в 1896 году: художник три месяца провел на побережье Белого и Баренцева морей, посетил Новую Землю.

Критика

Восторженные отзывы о его работах дали известные художники: И.Е. Репин, В.М. Васнецов, известный критик В.В. Стасов.

«Это все превосходные и верные, как зеркало, картинки, строго нарисованные и необыкновенно правдиво написанные. В них ярко выразилась любовь этого русского Нансена к черной воде океана с белыми льдинами, свежесть и глубина северных тонов, то мрачных, то озаренных резким светом низкого солнца. Горы, наполовину покрытые снегом во время самого жаркого лета, берега, дали, лодки, самоеды в оленьих шкурах… – все это дышит у него особенной красотой Ледовитого океана и производит впечатление живой правды», – писал Репин И.Е.

Павел Третьяков приобрел у мастера 65 работ. Две из них впоследствии передали в Якутию для будущей художественной галереи. Это «Северный пейзаж» и «Становище Малые Кармакулы. Маточкин Шар».

Рекомендуемая литература

Комментировать