У ограды скита

У ограды скита

Описание

Лестница, ведущая к небу – так можно назвать этот, казалось бы, незамысловатый пейзаж известного художника В.М. Максимова, мастера жанровых сцен. На полотне изображен утопающий в зелени раскидистых деревьев древний скит, обнесенный каменной стеной, сложенной из больших хорошо отесанных валунов. У резной калитки, выкрашенной в голубой цвет, стоит одинокий путник, навстречу которому выходит седовласый старец-монах. Опираясь на посох он с радостью встречает молодого человека, ведя с ним неспешную беседу. Можно предположить, что юноша в поисках веры и утешения пришел в эту тихую обитель – он с большим интересом внимает словам инока, ловя на лету каждое сказанное старцем слово. Возможно это будущий монах, а лестница, со множеством ступеней восходящая к горе – символ жизненного пути, ведущего крутым извилистым путем к божественной истине. Благоухающая зелень деревьев как символ монашеской жизни показывает обновление души, ее цветение, которое дает затем полезные плоды добродетели, послушания, смирения. Юноша только в самом начале поисков веры – на подступах к многотрудному пути восхождения к божественной истине. Долгую, терпеливую беседу ведет с ним старец, он спустился вниз, к этому молодому человеку, снисходя к его юношеской горячности, к его порывам и мечтаниям. Путь с нисхождения символизирует любовь к человеку, стремление понять его заботы, нужды, его надежды и мечты. Смирение есть снисхождение к другому человеку, стремление его понять, чтобы наставить на истинном пути, умело направляя ум и чувства к чистому источнику божественной Премудрости.

История

26 ноября 1872 года Максимов был единогласно принят в Товарищество передвижных художественных выставок. Это сразу наполнило его желанием работать, наделило уверенностью в себе и на много лет обеспечило творческой энергией. Именно в этот период конца 90-х годов им и была написана данная картина, свидетельствующая не только о творческом, но и о духовном подъеме художника.

Рекомендуемая литература

Комментировать

1 Комментарий

  • aloks1@yandex.ru, 23.07.2024

    Лестница – как символ духовного восхождения – очевидный и понятный символ. Даже, в казалось бы, вполне реалистической работе. Поэтому взгляд зрителей сразу обращает внимание на лестницу, которая воспринимается как духовный путь, по которому идут те, вошел в ограду монастыря, перешел границу между миской жизнью и монашеством. И там, наверху, виднеется свет, как некое напоминание, показ того, к чему стремятся те, кто здесь находится. Лестница – не удобная, аккуратная, а из неровного камня, так что двигаться по ней не так, чтобы очень просто.
    Пожилой монах беседует с мирянином, он спустился к нему, к его заботам, волнениям, чтобы, в дальнейшем, возможно, и тот начал движение вверх по этой самой лестнице. Конкретные истории конкретных героев здесь не важны, главное в работе –сама идея пути вверх, возможности этого движения.
    В работе очень много зеленого, а зеленый в мировом искусстве – это цвет жизни. Жизни, которая здесь ассоциируется не с бытом, а с бытием, не с конечным, а в вечным.

    Ответить »