Всё в прошлом

Всё в прошлом

Описание

В творческом наследии Василия Максимова картина «Все в прошлом» принадлежит к числу его самых задушевных произведений. Перед нами образ старой дивной помещичьей России с ее размеренным укладом жизни, тихими думами о былом, долгими разговорами с близкими людьми о прошедшем, тающем в романтической дымке воспоминаний.

На заднем плане художник изображает старый барский дом – свидетель жизни старой барыни, которая давно уже не живет в полуразвалившейся усадьбе, окна которой заколочены, – дом тихо доживает свой век. Также доживает свой век и барыня, делясь со старой служанкой, ставшей фактически членом семьи, которой уже нет давно: все разбежались, разъехались кто куда, иные уже умерли, и только барыня и ее верная спутница остались доживать свой век в своем старинном родовом гнезде… Вот словно призраки ушедших дней встают воспоминания о детстве в только что отстроенной усадьбе, когда с трудом взбираясь по ступенькам девчушка выбегала в залитую солнцем залу, где маменька ждала ее к обеду. Вот в пору юности в саду она ждала свидания с прекрасным кавалером, который вскоре стал ее супругом, затем у них родился сын, потом другой ребенок, третий… Их звонкие голоса наполняли гостиную, в которой шла привычная суета большого семейства. Вот первый бал любимой дочери, вот внуки, которые так быстро повзрослели… Все помнит старый дом… И кажется, что будто было все совсем недавно, и первый бал, и первая любовь, и проводы детей на службу, на войну за веру и отечество… Все та же стать видна в расслабленной спокойной позе барыни, устроившейся в кресле, смотрящей в даль. Тихонько увядает старый дом и сад, тихонько угасает жизнь, предчувствуя конец земного бытия.

История

По воспоминаниям самого художника сюжет картины возник еще в студенческие годы, когда он поступил домашним учителем рисования в имение графини П.П. Голенищевой-Кутузовой села Шубино Тверской губернии. Обстановка графского дома поразила Максимова своей роскошью, а беспрестанные рассказы о былом величии рода владельцев и сетования на то, что все идет к упадку, зародили в художнике мысли о картине. Тогда же произошла и судьбоносная для живописца встреча в соседнем имении с генеральской дочерью Лидией Измайловой. Несмотря на мезальянс, девушка стала верной спутницей художника, разделив с ним все тяготы творческого пути. Когда в 1885 году родители девушки умерли, родовое имение «Любша» перешло к ним по наследству, пробудив в художнике давно дремавшие замыслы о создании полотна о «дворянских гнездах». Прототипом послужила сама усадьба и воспоминания о теще, которая прежде обладая дивной красотой, блистала на балах.

Рекомендуемая литература

Комментировать

1 Комментарий

  • aloks1@yandex.ru, 23.07.2024

    Пронзительная работа, вызывающая в зрителе остро-щемящее чувство. Позднее Виктор Борисов-Мусатов будет писать свои символистские картины на схожую тематику, вспомним, например, картину «Призраки» 1903 года. Но если Мусатов пытается со стороны почувствовать, подглядеть бывшее ранее, то Максимов в реалистической манере пишет участников того бывшего и уже ушедшего, которое можно угадать, глядя на заколоченный дом с колоннами на дальнем плане, который так созвучен безжизненным деревьям.
    Цветущее дерево, под которым сидим барыня, делает эту работу более радостной, что ли. Вообще цветом в картине предостаточно, здесь нет противопоставления — цветущая природа — увядающие люди. Как-то всё воспринимается целостно, даже гармонично. Да, очень жалко тот ушедший мир дворянской усадебной культуры, жалко прошедшей молодости, и, тем более, дорогих близких, уже ушедших из этого мира. Но есть здесь в этой цветущей растительности и намек на продолжение жизни, не только в нашем земном смысле, как смена поколений, но и с намеком на Вечность…

    Ответить »