Выход на арену цирка

Выход на арену цирка

Описание

Из русских мастеров одним из первых казнь ранних христиан изобразил К.Д. Флавицкий. Он долгое время находился в Италии и стал свидетелем событий Рисорджименто. Возможно, в своей работе «Христианские мученики в Колизее» (1862) он в духе романтизма отобразил это неспокойное время современной ему истории. Несмотря на то, что картина была подвергнута серьезной критике за театральность Крамским и «устарелость» Стасовым, в русской среде от данной темы не отказались. Чуть позже появились «Выход на арену цирка» (1869) и «Перед выходом на арену» (1873) Ф.А. Бронникова. Несмотря на то, что Бронников считался мастером академизма, данные произведения отличаются от других его работ, написанных в рамках строгих академических канонов. Скорее всего, это его эскизные замыслы, которые всегда отличались свободой и эмоциональностью исполнения. В.Д. Поленов также обратился к данному сюжету в картине «Цезарская забава» (1879), где изобразил брошенную Цезарем на растерзание тигру христианку, преподнеся размышления о трагической судьбе девушки в связи с актуальной для того времени темой эмансипации женщины. Создание же Г. Семирадским академического полотна «Светочи христианства» (1876) исследователь Т. Карпова настойчиво связывает с иностранным влиянием.

Источник: К. С. Ефимова Тема казни раннехристианских мучеников в живописи XIX – начала XX вв.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

1 Комментарий

  • alksen, 17.08.2025
    Много раз художники стремились изобразить первых христиан за мгновения до мученической гибели. В этой работе Федор Андреевич Бронников фокусирует внимание на группе людей, явно готовящихся к смерти на арене цирка. Они еще здесь, перед жаждующей страшных развлечений публикой, люди разных возрастов, характеров. Но все они уже в мире Вечности, они смотрят в невидимое, обращаются к Богу, в присутствии Которого уверены.
    Потому и зрители на трибунах неразличимы, их силуэты расплываются, сливаются в одну массу. Явная эскизность совсем небольшой работы помогает поставить правильные акценты, которые могли бы и пропасть из масштабной сделанной картины.
    Мученики композиционно выделены, они — светлое пятно композиции.
    Ответить »