Главная » Алфавитный раздел » К » Консерватизм церковный

Консерватизм церковный

(2 голоса: 5 из 5)

 

Консервати́зм церковный (от лат. conservo — сохраняю) — приверженность Церкви к сохранению основных положений богословия и богопочитания, проявляющаяся в сбережении и защите вечных христианских ценностей, выраженных в Священном Предании. Церковному консерватизму противостоит церковный либерализм (модернизм) — отстаивание ценностного плюрализма.

Не является ли консерватизм в вопросах вероучения признаком омертвелости, отсталости Православной Церкви от жизни?

Несмотря на то, что и Римско-Католическая, и Православная Церковь относит своё происхождение к древним, апостольским временам, истинной Церковью является только одна — та, которая соответствует определению «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Этой Церковью является именно Православная, твёрдо хранящая учение веры (2Сол.2:15), вверенное ей апостолами, чего не скажешь о Католической Церкви, «обогатившей» своё богословие множеством новых вероучительных «истин» (о непогрешимости папы, о непорочном зачатии Девы Марии, о чистилище, о сокровищнице сверхдолжных заслуг и др.), и тем исказившей раннехристианское вероучение.

Ещё дальше, чем римо-католики, в вопросе «усовершенствования» веры продвинулись протестанты. Если Римская церковь, развивая своё догматическое богословие, всё же придерживалась Священного Апостольского Предания Предания и хоть как-то ограничивала введение новшеств, то протестанты, напрочь отвергнув авторитет и достоинство Предания, стали трактовать Евангелие, как им заблагорассудится.

В результате они пришли к заключению о недопустимости почитания святых икон и мощей Божьих угодников, о неуместности молитвенного обращения к святым как к ходатаям перед Богом, о необязательности постов Православной Церкви), о нецелесообразности монашества. Относительно Таинств, включая Таинство Евхаристии, представители разных протестантских деноминаций имеют различные представления.

Вследствие вольного отношения протестантов к трактовке Божественного Откровения появились десятки, сотни «христианских церквей», каждая из которых отличается особым исповеданием веры. Православную Церковь, проявляющую в вопросах веры здравый и трезвый консерватизм, они назвали «окаменевшей», «застывшей», отставшей от времени.

В реальности это обвинение не имеет под собой действительной почвы. При всем том, что Вселенская Православная Церковь строго хранит учение веры, Православное богословие не является ни застывшим, ни отсталым от жизни.

За время существования Православной Церкви в её лоне сформировалось множество богословских наук: «Нравственное…», «Пастырское…», «Основное…», «Сравнительное Богословие» и другие. Значительному развитию подверглось и Православное Догматическое Богословие. Другое дело, что оно развивалось не за счёт изобретения и внедрения новых догматов, как это происходило с католической и протестантской теологией, а за счёт более полного уяснения и раскрытия истинных христианских догматов.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru