Консерватизм церковный

***

Консервати́зм цер­ков­ный (от лат. conservo — сохра­няю) — при­вер­жен­ность Церкви к сохра­не­нию основ­ных поло­же­ний бого­сло­вия и бого­по­чи­та­ния, про­яв­ля­ю­ща­яся в сбе­ре­же­нии и защите вечных хри­сти­ан­ских цен­но­стей, выра­жен­ных в Свя­щен­ном Пре­да­нии. Цер­ков­ному кон­сер­ва­тизму про­ти­во­стоит цер­ков­ный либе­ра­лизм (модер­низм) — отста­и­ва­ние цен­ност­ного плю­ра­лизма.

***

Не является ли консерватизм в вопросах вероучения признаком омертвелости, отсталости Православной Церкви от жизни?

Несмотря на то, что и Римско-Като­ли­че­ская, и Пра­во­слав­ная Цер­ковь отно­сит своё про­ис­хож­де­ние к древним, апо­столь­ским вре­ме­нам, истин­ной Цер­ко­вью явля­ется только одна — та, кото­рая соот­вет­ствует опре­де­ле­нию «столп и утвер­жде­ние истины» (1Тим.3:15). Этой Цер­ко­вью явля­ется именно Пра­во­слав­ная, твёрдо хра­ня­щая учение веры (2Сол.2:15), вве­рен­ное ей апо­сто­лами, чего не ска­жешь о Като­ли­че­ской Церкви, «обо­га­тив­шей» своё бого­сло­вие мно­же­ством новых веро­учи­тель­ных «истин» (о непо­гре­ши­мо­сти папы, о непо­роч­ном зача­тии Девы Марии, о чисти­лище, о сокро­вищ­нице сверх­долж­ных заслуг и др.), и тем иска­зив­шей ран­не­хри­сти­ан­ское веро­уче­ние.

Ещё дальше, чем римо-като­лики, в вопросе «усо­вер­шен­ство­ва­ния» веры про­дви­ну­лись про­те­станты. Если Рим­ская цер­ковь, раз­ви­вая своё дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие, всё же при­дер­жи­ва­лась Свя­щен­ного Апо­столь­ского Пре­да­ния Пре­да­ния и хоть как-то огра­ни­чи­вала вве­де­ние нов­шеств, то про­те­станты, напрочь отверг­нув авто­ри­тет и досто­ин­ство Пре­да­ния, стали трак­то­вать Еван­ге­лие, как им забла­го­рас­су­дится.

В резуль­тате они пришли к заклю­че­нию о недо­пу­сти­мо­сти почи­та­ния святых икон и мощей Божьих угод­ни­ков, о неумест­но­сти молит­вен­ного обра­ще­ния к святым как к хода­таям перед Богом, о необя­за­тель­но­сти постов Пра­во­слав­ной Церкви), о неце­ле­со­об­раз­но­сти мона­ше­ства. Отно­си­тельно Таинств, вклю­чая Таин­ство Евха­ри­стии, пред­ста­ви­тели разных про­те­стант­ских дено­ми­на­ций имеют раз­лич­ные пред­став­ле­ния.

Вслед­ствие воль­ного отно­ше­ния про­те­стан­тов к трак­товке Боже­ствен­ного Откро­ве­ния появи­лись десятки, сотни «хри­сти­ан­ских церк­вей», каждая из кото­рых отли­ча­ется особым испо­ве­да­нием веры. Пра­во­слав­ную Цер­ковь, про­яв­ля­ю­щую в вопро­сах веры здра­вый и трез­вый кон­сер­ва­тизм, они назвали «ока­ме­нев­шей», «застыв­шей», отстав­шей от вре­мени.

В реаль­но­сти это обви­не­ние не имеет под собой дей­стви­тель­ной почвы. При всем том, что Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь строго хранит учение веры, Пра­во­слав­ное бого­сло­вие не явля­ется ни застыв­шим, ни отста­лым от жизни.

За время суще­ство­ва­ния Пра­во­слав­ной Церкви в её лоне сфор­ми­ро­ва­лось мно­же­ство бого­слов­ских наук: «Нрав­ствен­ное…», «Пас­тыр­ское…», «Основ­ное…», «Срав­ни­тель­ное Бого­сло­вие» и другие. Зна­чи­тель­ному раз­ви­тию под­верг­лось и Пра­во­слав­ное Дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие. Другое дело, что оно раз­ви­ва­лось не за счёт изоб­ре­те­ния и внед­ре­ния новых дог­ма­тов, как это про­ис­хо­дило с като­ли­че­ской и про­те­стант­ской тео­ло­гией, а за счёт более пол­ного уяс­не­ния и рас­кры­тия истин­ных хри­сти­ан­ских дог­ма­тов.

***

См. ЛИБЕРАЛИЗМ ЦЕРКОВНЫЙ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки