Array ( [_gcl_au] => 1.1.769788102.1714025370 [_ga] => GA1.2.1465592786.1714025370 [_gid] => GA1.2.1530411178.1714025370 [_ym_uid] => 1714025370326398950 [_ym_d] => 1714025370 [_ym_isad] => 2 [_ym_visorc] => b )

Консерватизм церковный

Литература по теме

Консервати́зм церковный (от лат. conservo — сохраняю) — приверженность Церкви к сохранению основных положений богословия и богопочитания, проявляющаяся в сбережении и защите вечных христианских ценностей, выраженных в Священном Предании. Церковному консерватизму противостоит церковный либерализм (модернизм) — отстаивание ценностного плюрализма.

Не является ли консерватизм в вопросах вероучения признаком омертвелости, отсталости Православной Церкви от жизни?

Несмотря на то, что и Римско-Католическая, и Православная Церковь относит своё происхождение к древним, апостольским временам, истинной Церковью является только одна — та, которая соответствует определению «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Этой Церковью является именно Православная, твёрдо хранящая учение веры (2Сол.2:15), вверенное ей апостолами, чего не скажешь о Католической Церкви, «обогатившей» своё богословие множеством новых вероучительных «истин» (о непогрешимости папы, о непорочном зачатии Девы Марии, о чистилище, о сокровищнице сверхдолжных заслуг и др.), и тем исказившей раннехристианское вероучение.

Ещё дальше, чем римо-католики, в вопросе «усовершенствования» веры продвинулись протестанты. Если Римская церковь, развивая своё догматическое богословие, всё же придерживалась Священного Апостольского Предания и хоть как-то ограничивала введение новшеств, то протестанты, напрочь отвергнув авторитет и достоинство Предания, стали трактовать Евангелие, как им заблагорассудится.

В результате они пришли к заключению о недопустимости почитания святых икон и мощей Божьих угодников, о неуместности молитвенного обращения к святым как к ходатаям перед Богом, о необязательности постов Православной Церкви), о нецелесообразности монашества. Относительно Таинств, включая Таинство Евхаристии, представители разных протестантских деноминаций имеют различные представления.

Вследствие вольного отношения протестантов к трактовке Божественного Откровения появились десятки, сотни «христианских церквей», каждая из которых отличается особым исповеданием веры. Православную Церковь, проявляющую в вопросах веры здравый и трезвый консерватизм, они назвали «окаменевшей», «застывшей», отставшей от времени.

В реальности это обвинение не имеет под собой действительной почвы. При всем том, что Вселенская Православная Церковь строго хранит учение веры, Православное богословие не является ни застывшим, ни отсталым от жизни.

За время существования Православной Церкви в её лоне сформировалось множество богословских наук: «Нравственное…», «Пастырское…», «Основное…», «Сравнительное Богословие» и другие. Значительному развитию подверглось и Православное Догматическое Богословие. Другое дело, что оно развивалось не за счёт изобретения и внедрения новых догматов, как это происходило с католической и протестантской теологией, а за счёт более полного уяснения и раскрытия истинных христианских догматов.

Цитаты о церковном консерватизме

«Что такое предание? То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, то, что ты принял, а не то, что ты выдумал, – дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи, дело, до тебя дошедшее, а не тобой открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым.
Храни, – говорит, – преданное» (1Тим.6:20), то есть талант веры вселенской сбереги в целости и неповрежденности. Что тебе вверено, то пусть и остается у тебя, то ты и передавай. Ты получил золото, золотом и отдавай. Не хочу, чтобы ты мне подкидывал вместо одного другое, не хочу, чтобы вместо золота подставлял ты нагло свинец, или обманно – медь; не хочу золота по виду, давай его натурой. О, Тимофей, – о, пастырь, о, писатель, о, учитель! Если дарование Божие сделало тебя способным по уму, по образованию, по учености, то будь Веселиилом (Исх.31:2–5) духовной скинии, полируй драгоценные камни божественного догмата, прилаживай их верно, распределяй их мудро, придавай им блеск, грацию, прелесть. Старайся, чтобы вследствие твоего более ясного изложения, яснее разумели то, во что прежде верили не так ясно. Достигай, чтобы потомство с сознанием славословило то, что прежде древность чтила несознательно. Но учи тому, чему тебя научили, и говоря ново, не скажи нового!».
прп. Викентий Леринский

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka