Библиотеке требуются волонтёры

Астрология

Аудио-версия статьи

***

Астроло́гия (греч. ἀστρολογία) — вид гада­ний, осно­ван­ный на вза­и­мо­рас­по­ло­же­нии небес­ных тел в опре­де­лен­ные моменты вре­мени.

***

Может ли пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин что-то почерп­нуть для себя из аст­ро­ло­гии?

Из исто­рии Церкви мы знаем, что святые отцы нередко исполь­зо­вали те или иные дости­же­ния язы­че­ских наук (напри­мер, фило­со­фии), чтобы пре­об­ра­зить их и поста­вить на службу пра­во­слав­ной цер­ков­ной жизни. Однако такое срав­не­ние вовсе не при­ме­нимо к аст­ро­ло­гии, потому что послед­няя – это откро­вен­ное слу­же­ние темным силам и ни к чему хоро­шему, сле­до­ва­тельно, нас при­ве­сти не может. Чело­век может даже не заме­тить того, как он, все более и более уповая на горо­скопы, в то же время все менее и менее при­над­ле­жит Христу. Увле­че­ние аст­ро­ло­гией – это не что иное, как отвер­же­ние двух основ­ных прин­ци­пов вза­и­мо­от­но­ше­ния чело­века с Богом: Про­мысла Божия и сво­боды воли чело­века. Увле­ка­ясь аст­ро­ло­гией, чело­век тем самым мини­ми­зи­рует или даже отри­цает уча­стие в его жизни Бога. Каждый из нас полу­чил от Все­выш­него бес­цен­ные дары – разум и сво­боду – для того, чтобы исполь­зо­вать их во благо своей соб­ствен­ной души и своих ближ­них, но в итоге мы доб­ро­вольно обес­це­ни­ваем их и под­чи­няем себя сле­пому року. Необ­хо­димо пом­нить, глав­ная цель чело­века – дости­же­ние Цар­ства Божия – не зави­сит от того, когда, где и под какой пла­не­той он родился, но только от того, насколько его сердце было открыто пред Гос­по­дом.

Нередко опи­са­ния знаков Зоди­ака соот­вет­ствуют харак­теру и типажу чело­века. Как это объ­яс­нить?

Чело­век верит в то, что он хочет верить. Нередко попу­ляр­но­сти аст­ро­ло­ги­че­ских «про­гно­зов» спо­соб­ствуют и осо­бен­но­сти чело­ве­че­ской пси­хики. Дове­рие аст­ро­ло­ги­че­ских горо­ско­пам можно объ­яс­нить, напри­мер, эффек­том Бар­нума, согласно кото­рому людям свой­ственно крайне высоко оце­ни­вать точ­ность опи­са­ний и харак­те­ри­стик их лич­но­сти в том случае, если эти опи­са­ния неопре­де­лённы и доста­точно обоб­щены и созданы «инди­ви­ду­ально» для кон­крет­ных людей. Чело­век авто­ма­ти­че­ски под­стра­и­вает такого рода опи­са­ния под себя, осо­бенно если они пози­тивны и авто­ри­тетны для него.

Суще­ствуют ли какие-либо цер­ков­ные поста­нов­ле­ния, запре­ща­ю­щие зани­маться аст­ро­ло­гией?

В Дидахе, цер­ков­ном руко­вод­стве конца I – начала II веков, дава­лось пре­ду­пре­жде­ние: «Не будь … ни закли­на­те­лем, ни аст­ро­ло­гом, ни чаро­деем, не желай смот­реть на это, ибо от всего этого рож­да­ется идо­ло­слу­же­ние». На Лаоди­кий­ском соборе (сере­дина IV века) в пра­виле 36 аст­ро­ло­гия была запре­щена, а аст­ро­логи отлу­чены от Церкви: «Не подо­бает освя­щен­ным или при­чет­ни­кам быть вол­шеб­ни­ками или оба­я­те­лями, или чис­ло­га­да­те­лями, или аст­ро­ло­гами». В опре­де­ле­нии Архи­ерей­ского Собора Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви 1994 года «О псевдо­хри­сти­ан­ских сектах, неоязы­че­стве и оккуль­тизме» аст­ро­ло­гия пере­чис­лена в ряду лже­уче­ний наряду с язы­че­ством, тео­со­фией и спи­ри­тиз­мом.

Что гово­рили об аст­ро­ло­гии святые?

Гри­го­рий Бого­слов считал, что аст­ро­ло­гия оскорб­ляет Боже­ствен­ный про­мысл: «Для многих, родив­шихся под раз­ными звез­дами, равная участь и на море, и на войне. Кого свя­зы­вали звезды, тех не связал между собою оди­на­ко­вый конец. А других, хотя раз­де­лили звезды, оди­на­ко­вая соеди­нила кон­чина».

Иоанн Зла­то­уст, толкуя Книгу про­рока Исаии, в кото­рой гово­рится об аст­ро­ло­гах, пишет: «Чтобы кто-либо не сказал, что аст­ро­логи могут пред­ска­зы­вать буду­щее, пророк гово­рит: они не воз­ве­стили тебе ничего иного, кроме тоски, кото­рой под­вер­жены они сами, посто­янно наблю­дая звезды и будучи бес­сильны знать что-либо. «Вот они, как солома: огонь сожег их, — не изба­вили души своей от пла­мени» (Ис.47:14). Они не только будут бес­по­лезны тебе, но даже и сами погиб­нут».

Бла­жен­ный Авгу­стин так отве­чал тем, кто пола­гает, что хотя бы иногда горо­скопы соот­вет­ствуют дей­стви­тель­но­сти: «Так как это служит к улов­ле­нию людей, то оно бывает дей­ствием совра­тив­шихся духов, кото­рым попус­ка­ется знать кое-что истин­ное из обла­сти вре­мен­ных пред­ме­тов отча­сти потому, что они обла­дают более тонким чув­ством, или более тон­кими телами, или более бога­тым, бла­го­даря своей про­дол­жи­тель­ной жизни, опытом. Поэтому истин­ный хри­сти­а­нин должен осте­ре­гаться как аст­ро­ло­гов, так и всяких про­ри­ца­те­лей, осо­бенно тех, кото­рые гово­рят правду, чтобы, уловив при содей­ствии демо­нов его душу, они не запу­тали его в свое сооб­ще­ство».

Иоанн Дамас­кин сви­де­тель­ство­вал, что аст­ро­ло­гия отри­цает чело­ве­че­скую сво­боду и Боже­ствен­ное досто­ин­ство: «Мы, создан­ные Твор­цом сво­бод­ными, явля­емся гос­по­дами наших дел. А если мы все делаем в силу тече­ния звезд, то то, что мы делаем, мы делаем по необ­хо­ди­мо­сти. То же, что про­ис­хо­дит по необ­хо­ди­мо­сти, не есть ни доб­ро­де­тель, ни порок. А если мы не имеем ни доб­ро­де­тели, ни порока, то мы недо­стойны ни наград, ни нака­за­ний, равно как и Бог ока­жется неспра­вед­ли­вым, пода­вая одним блага, другим скорби. Даже более того: раз все ведется и вле­чется необ­хо­ди­мо­стью, то не будет ни управ­ле­ния Божия в мире, ни про­мыш­ле­ния Божия о тво­ре­ниях». 

Отно­сится ли аст­ро­ло­гия к зна­ме­ниям, кото­рые ищет род лука­вый и пре­лю­бо­дей­ный (Мф.12:39)?

В хри­сти­ан­стве под зна­ме­ни­ями пони­ма­ются не аст­ро­но­ми­че­ские явле­ния, а чудес­ные явле­ния и знаки. Поскольку чудо по своему смыслу пре­вос­хо­дит обыч­ный поря­док вещей, а аст­ро­ло­гия, в своих «про­гно­зах», опи­ра­ется на есте­ствен­ное «дви­же­ние» звезд и планет, постольку между хри­сти­ан­ским отно­ше­нием к зна­ме­ни­ями от Бога и отно­ше­нием «рода пре­лю­бо­дей­ного» к «зна­ме­ни­ями» от аст­ро­ло­гов – прин­ци­пи­аль­ная раз­ница. Что же каса­ется повсе­днев­ного, наме­рен­ного поиска зна­ме­ний, то тако­вое в пра­во­слав­ном хри­сти­ан­стве крайне пори­ца­ется: «Род лукав и пре­лю­бо­дей­ный зна­ме­ния ищет» (Мф.12:39). По словам свт. Игна­тия (Брян­ча­ни­нова) «Про­ше­ние „зна­ме­ния с небесе“ было не столько про­ше­нием чуда, сколько насмеш­кою над чуде­сами Бого­че­ло­века и выра­же­нием неве­же­ствен­ного, пре­врат­ного поня­тия о чуде­сах»; «в… состо­я­нии само­обо­льще­ния и раз­го­ря­че­ния нахо­дятся и те, кото­рые хотят видеть зна­ме­ния».

Нет ли неко­то­рого намека на аст­ро­ло­гию в Виф­ле­ем­ской звезде?

Тра­ди­ци­он­ная отсылка аст­ро­ло­гов к Виф­ле­ем­ской звезде с древ­но­сти встре­чала кри­тику хри­сти­ан­ских бого­сло­вов. Так, Гри­го­рий Бого­слов пишет: «Не упо­ми­най мне о вели­кой славе Хри­сто­вой – звезде-бла­го­вест­нице, кото­рая с востока путе­во­дила волх­вов в тот город, где вос­сиял Хри­стос – без­лет­ный Сын смерт­ного рода! Она не из числа тех, истол­ко­ва­те­лями кото­рых аст­ро­логи, но необык­но­вен­ная и не являв­ша­яся прежде сего, а заме­чен­ная в еврей­ских книгах. Из них пре­дузнав о звезде, посвя­тив­шие жизнь звез­до­сло­вию халдеи, когда с удив­ле­нием отли­чили ее от мно­же­ства наблю­да­е­мых ими звезд и при­ме­тили, что с новым сия­нием несется она с востока по воз­духу в еврей­скую землю, заклю­чили о рож­де­нии Царя. И в то именно время, как вместе с небо­жи­те­лями покло­ни­лись Царю аст­ро­логи, отпало у них попе­че­ние о своем искус­стве».

Чем объ­яс­нить поваль­ное увле­че­ние горо­ско­пами?

Писа­тель-апо­ло­гет Г. К. Честер­тон очень точно под­ме­тил: «Когда люди пере­стают верить в Бога, они начи­нают верить во все осталь­ное». Чело­веку проще жить, думая, что все вокруг про­ис­хо­дит только по неко­ему чисто меха­ни­че­скому сте­че­нию обсто­я­тельств, лишь потому, что именно так «встали звезды». Тогда не нужно думать о Боге, о своей душе, не тре­бу­ются ника­кие нрав­ствен­ные подвиги. Зачем молиться Творцу, если намного проще под­стро­иться под резуль­таты горо­ско­пов? Кроме того, чело­веку после гре­хо­па­де­ния всегда хоте­лось загля­нуть за грань неве­до­мого, узнать свое, пусть даже и самое бли­жай­шее, но буду­щее. И в этом мы тоже видим рас­хож­де­ние со свя­то­оте­че­ской тра­ди­цией. Многие подвиж­ники знали свое буду­щее, напри­мер, время своей кон­чины, однако они не искали подоб­ных знаний: Сам Бог откры­вал Своим избран­ни­кам час пере­хода в Веч­ность для того, чтобы они могли мак­си­мально под­го­то­виться. Но сего­дня, к сожа­ле­нию, люди хотят узнать свое буду­щее вовсе не для того, чтобы стать хоть чуточку нрав­ствен­нее, духов­нее: они делают это в основ­ном для тех или иных мелоч­ных, мер­кан­тиль­ных целей, напри­мер, чтобы более выгодно вло­жить деньги, раз­ви­вать свой бизнес или избе­жать каких-нибудь непри­ят­но­стей, что явля­ется при­зна­ком того, что мы не верим Богу, не наде­емся только на Него, но сами своими силами стре­мимся обу­стро­ить соб­ствен­ную жизнь. И в такой жизни, к сожа­ле­нию, места для Бога попро­сту не оста­ется. 

Как к аст­ро­ло­гии отно­сится совре­мен­ная наука?               

С точки зрения совре­мен­ной науки аст­ро­ло­гия явля­ется типич­ным лже­на­уч­ным уче­нием [см., напри­мер: Гин­збург В. Л. Рели­гия и наука. Разум и вера. – статья Нобе­лев­ского лау­ре­ата, ака­де­мика РАН] и раз­но­вид­но­стью гада­тель­ной магии. При этом наука при­знает, что на опре­де­лен­ном этапе своего раз­ви­тия аст­ро­ло­гия объ­ек­тивно сти­му­ли­ро­вала раз­ви­тие наблю­да­тель­ной аст­ро­но­мии, мате­ма­тики, метео­ро­ло­гии и других обла­стей знания. Поскольку за аст­ро­ло­гией исто­ри­че­ски закре­пи­лось назва­ние, вклю­ча­ю­щее в свой состав корень гре­че­ского слова «логос», и при­ме­ня­е­мый для обра­зо­ва­ния назва­ний раз­лич­ных наук («био­ло­гия», «архео­ло­гия» и т. д.), совре­мен­ным ученым при­хо­дится посто­янно разъ­яс­нять, что аст­ро­ло­гия носит такое назва­ние только как дань тра­ди­ции. Убеж­де­ние ученых в том, что аст­ро­ло­гия – псев­до­на­ука, осно­вы­ва­ется на том, что мето­до­ло­гия аст­ро­ло­гии несов­ме­стима с совре­мен­ной науч­ной мето­до­ло­гией. Нередко аст­ро­логи поль­зу­ются про­фес­си­о­наль­ной тер­ми­но­ло­гией, раз­ви­той в пси­хо­ло­гии. Также имеет место спе­ку­ля­ция аст­ро­ло­гов на не пол­но­стью иссле­до­ван­ных наукой про­бле­мах, как и соб­ствен­ное тол­ко­ва­ние науч­ных откры­тий.

В 1975 году 186 веду­щих миро­вых ученых, в том числе 18 нобе­лев­ских лау­ре­а­тов, высту­пили с заяв­ле­нием «Воз­ра­же­ния против аст­ро­ло­гии», в кото­ром выра­жали бес­по­кой­ство по поводу того, что сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции охотно предо­став­ляют свои стра­ницы аст­ро­ло­гии и прочим подоб­ным псев­до­на­у­кам. Наци­о­наль­ный науч­ный фонд (США) отно­сит веру в аст­ро­ло­гию к одному из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных среди аме­ри­кан­цев псев­до­на­уч­ных заблуж­де­ний. В России пуб­лич­ной кри­ти­кой аст­ро­ло­гии как лже­на­уки зани­ма­ется Комис­сия по борьбе с лже­на­у­кой и фаль­си­фи­ка­цией науч­ных иссле­до­ва­ний при Пре­зи­ди­уме Рос­сий­ской ака­де­мии наук. В 2013 году пре­зи­дент РАН ака­де­мик В. Е. Фортов отме­тил, что наука и рели­гия имеют общую цель в борьбе с хиро­ман­тией и горо­ско­пами.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки