Астрология

А.Л. Двор­кин

Так как Творец одарил нас сво­бо­дой воли,
мы властны над своими делами…
А все звезды под­чи­нены тебе,
потому что все они созданы ради тебя,
чтобы слу­жить тебе, а не вла­деть тобой.
Преп. Максим Грек

Аст­ро­ло­гия — один из древ­ней­ших извест­ных куль­тов; совре­мен­ная аст­ро­ло­гия все еще напо­ми­нает аст­ро­ло­гию древ­но­сти, хотя за про­шед­шие века эта рели­ги­оз­ная система под­верг­лась суще­ствен­ным изме­не­ниям. В долине Меж­ду­ре­чья во вре­мена рас­цвета хал­дей­ско-вави­лон­ской циви­ли­за­ции были выстро­ены огром­ные сту­пен­ча­тые башни — зик­ку­раты (самый высо­кий из них вполне мог быть про­об­ра­зом биб­лей­ской Вави­лон­ской башни); хал­дей­ские жрецы наблю­дали с этих башен звезд­ное небо и вычер­чи­вали карты рас­по­ло­же­ния небес­ных светил. Они верили, что Солнце, Луна, пла­неты и звезды — боже­ства, спо­соб­ные маги­че­ски повли­ять на судьбу мира и каж­дого чело­века в отдель­но­сти, и счи­тали, что, если им удастся понять и пред­ска­зать дви­же­ние небес­ных светил, они смогут пред­ска­зы­вать буду­щее. Аст­ро­ло­гию такого рода назы­вают вуль­гар­ной, или при­ми­тив­ной, аст­ро­ло­гией. Глав­ный прин­цип вуль­гар­ной аст­ро­ло­гии в том, что поло­же­ние вещей на земле и тен­ден­ции раз­ви­тия собы­тий соот­вет­ствуют кон­фи­гу­ра­ции небес­ных тел.

Аст­ро­ло­ги­че­ские воз­зре­ния рели­гии Хана­ана, пред­став­ляв­шей собой ответв­ле­ние рели­гии Меж­ду­ре­чья, были тесно свя­заны с покло­не­нием таким боже­ствам, как Ваал (Бел, Молох), Астарта (Иштар) и Ремфан, отож­деств­ляв­шимся соот­вет­ственно с Солн­цем, Луной и Сатур­ном. На этой стадии раз­ви­тия аст­ро­ло­гов инте­ре­со­вала скорее судьба наро­дов и пред­ви­де­ние раз­лич­ного рода круп­ных ката­строф, нежели судьба отдель­ных лич­но­стей. Но с тех пор как Вави­лон был заво­е­ван пер­сами, аст­ро­логи сосре­до­то­чили свои усилия на состав­ле­нии горо­ско­пов, при­зван­ных опре­де­лить буду­щее каждой отдель­ной лич­но­сти (вна­чале царей и высшей знати, потом бога­тых купцов, а затем и каж­дого, кто мог опла­тить услуги пред­ска­за­теля), — судьба чело­века, по их мнению, непо­сред­ственно свя­зана с рас­по­ло­же­нием светил в момент рож­де­ния. Аст­ро­ло­гию этого типа назы­вают наталь­ной, гене­ти­че­ской или юри­ди­че­ской. Эта форма пред­ска­за­ния буду­щего была не един­ствен­ной отрас­лью ман­тики (гада­ния), но посте­пенно аст­ро­ло­гия стала играть глав­ную роль.

Персы-зоро­астрийцы, даже если они и пер­выми при­ме­нили аст­ро­ло­гию для пред­ска­за­ния инди­ви­ду­аль­ной судьбы, поза­им­ство­вали знания о рас­по­ло­же­нии светил у вави­лон­ских жрецов, вави­ло­няне раньше других уста­но­вили связь времен года с фазами луны и вычис­лили линию эклип­тики (годо­вой путь Солнца на фоне непо­движ­ных звезд). Кроме того, им были известны тра­ек­то­рии планет (но не их дей­стви­тель­ные орбиты).

В период пер­сид­ского вла­ды­че­ства сфор­ми­ро­ва­лось поня­тие о 12 знаках зоди­ака. Пояс зоди­ака, сред­няя линия кото­рого обра­зо­вана эклип­ти­кой, охва­ты­вает види­мые тра­ек­то­рии дви­же­ния Солнца и планет и состав­ляет полосу шири­ной от 16 до 18 гра­ду­сов на всем про­тя­же­нии небес­ной сферы. Пояс зоди­ака раз­де­лен на 12 секций, или знаков, по 30 гра­ду­сов каждая. Этим сек­циям были даны назва­ния, соот­вет­ству­ю­щие назва­ниям нахо­див­шихся в них созвез­дий. 12 знаков зоди­ака обычно пере­чис­ляют по направ­ле­нию с запада на восток, начи­ная с линии весен­него рав­но­ден­ствия (21 марта): Овен, Телец, Близ­нецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скор­пион, Стре­лец, Козе­рог, Водо­лей и Рыбы. Неза­долго до Р. X. каждый из знаков в 30 гра­ду­сов был раз­де­лен на три декады по 10 гра­ду­сов. Это добав­ле­ние внесли еги­пет­ские аст­ро­логи.

В IV веке до Р. Х. Персия была заво­е­вана гре­ками (маке­до­ня­нами), кото­рые пере­няли аст­ро­ло­ги­че­ские знания у хал­дей­ских жрецов. Осо­бен­ным авто­ри­те­том поль­зо­вался вави­лон­ский аст­ро­лог Берос, живший в III веке до Р. Х. Аст­ро­ло­гия пре­красно соот­вет­ство­вала пан­те­и­сти­че­скому мате­ри­а­лизму древ­не­гре­че­ских сто­и­ков. 12 знаков были раз­де­лены на четыре группы по три знака каждая; эти группы соот­несли с четырьмя сти­хи­ями при­роды — огнем, воз­ду­хом, землей и водой. Кроме того, каж­дому знаку зоди­ака были постав­лены в соот­вет­ствие опре­де­лен­ные пла­неты, цвета, рас­те­ния, металлы и дра­го­цен­ные камни.

Аст­ро­ло­гия в том виде, в каком она суще­ство­вала ко II веку до Р. X., опи­сана в дошед­шем до нас труде Клав­дия Пто­ле­мея, аст­ро­нома и аст­ро­лога времен эпи­го­нов (наслед­ни­ков Алек­сандра Маке­дон­ского). Цен­тром системы Пто­ле­мея явля­ется Земля, а Солнце, Луна и пла­неты дви­жутся вокруг нее. В сред­ние века аст­ро­логи обла­дали зна­чи­тель­ным вли­я­нием при дворах монар­хов евро­пей­ских стран, Руси и араб­ского хали­фата. В эпоху Воз­рож­де­ния увле­че­ние аст­ро­ло­гией еще более воз­росло и не спа­дало во вре­мена Рефор­ма­ции. Даже Филипп Меланх­тон, высо­ко­уче­ный сорат­ник Мар­тина Лютера, отдал дань аст­ро­ло­гии. Затем, с нача­лом эпохи Про­све­ще­ния, начался упадок аст­ро­ло­гии, воз­ро­див­шейся лишь в конце XIX века в среде евро­пей­ских оккуль­ти­стов. В XX веке аст­ро­ло­гия пере­жила насто­я­щий рас­цвет вместе со все­воз­мож­ными оккульт­ными и мисти­че­ских тече­ни­ями. Основу совре­мен­ной аст­ро­ло­гии стран Запада состав­ляет аст­ро­ло­гия и, сле­до­ва­тельно, мно­го­бо­жие древ­них вави­ло­нян, греков и римлян, хотя подав­ля­ю­щее боль­шин­ство аст­ро­ло­гов не верит больше, что звезды и пла­неты суть боже­ства. Помимо аст­ро­ло­гии запад­ного типа, в других частях света воз­никли и раз­ви­лись свои аст­ро­ло­ги­че­ские системы. Китайцы соста­вили свои аст­ро­ло­ги­че­ские сбор­ники еще до вави­лон­ских жрецов. Индий­ская аст­ро­ло­гия также уходит кор­нями в глу­бо­кую древ­ность, тесно свя­зана с инду­из­мом и про­дол­жает играть важную роль в жизни индий­ского обще­ства.

Аст­ро­ло­гия явля­ется состав­ля­ю­щей учений и прак­тик многих сект и групп неоязы­че­ского дви­же­ния «Нью эйдж»; ее исполь­зуют все­воз­мож­ные кол­дуны, маги, оккуль­ти­сты, пред­ска­за­тели, каб­ба­ли­сты и тео­софы.

В совре­мен­ной Европе, так же как и в Аме­рике, аст­ро­ло­гия поль­зу­ется небы­ва­лой попу­ляр­но­стью: она стала самым рас­про­стра­нен­ным мето­дом пред­ска­за­ния судьбы в наше время. В стра­нах, боль­шин­ство насе­ле­ния кото­рых фор­мально состав­ляют хри­сти­ане, зна­чи­тель­ная часть людей в то же время верит в аст­ро­ло­гию. В США тако­вых 40%, во Фран­ции — 53%, в Гер­ма­нии — 63%, в Вели­ко­бри­та­нии — 66%. В США более 200 тыс. аст­ро­ло­гов, из них по мень­шей мере 12 тыс. про­фес­си­о­наль­ных; еже­год­ные обо­роты инду­стрии гада­ния по звез­дам — сотни мил­ли­о­нов дол­ла­ров. При­мерно такое же поло­же­ние в Канаде, Англии, Фран­ции, Гер­ма­нии, да и во многих других стра­нах.

В России в аст­ро­ло­гию верят более 40% насе­ле­ния, дей­ствуют несколько десят­ков аст­ро­ло­ги­че­ских цен­тров и школ, часто враж­дебно настро­ен­ных по отно­ше­нию друг к другу (пре­тен­зией на экс­клю­зив­ность осо­бенно известна школа Павла Глобы, пред­став­ля­ю­щая собой син­кре­ти­че­скую псев­до­зо­ро­астрий­скую секту).

В мире суще­ствует несколько аст­ро­ло­ги­че­ских обществ и ассо­ци­а­ций, в том числе «Аме­ри­кан­ская феде­ра­ция аст­ро­ло­гов» и «Меж­ду­на­род­ное обще­ство науч­ных аст­ро­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний». Боль­шими тира­жами выхо­дят раз­но­об­раз­ные аст­ро­ло­ги­че­ские жур­налы. Боль­шая часть газет пуб­ли­куют горо­скопы. Мил­ли­оны людей поку­пают книги по аст­ро­ло­гии и даже сбор­ники горо­ско­пов для кошек и собак. Мы видим, что основ­ная дея­тель­ность аст­ро­ло­гов сво­дится к состав­ле­нию горо­ско­пов и их тол­ко­ва­нию, вклю­чая пред­ска­за­ния личной судьбы. Важ­ными эле­мен­тами горо­скопа явля­ются знаки зоди­ака, пла­неты (к ним отно­сят также Солнце и Луну), их «аспекты» и «дома». Коор­ди­наты планет в знаках зоди­ака опре­де­ля­ются с помо­щью таблиц, назы­ва­е­мых эфе­ме­ри­дами. Особое зна­че­ние имеет поло­же­ние Солнца в знаке (соляр­ный знак). Когда гово­рят, что чело­век по горо­скопу Овен, Козе­рог и т.д., име­ется в виду, что в момент его рож­де­ния Солнце нахо­ди­лось в знаке Овна, Козе­рога и т.д. Вза­и­мо­рас­по­ло­же­ние планет в горо­скопе харак­те­ри­зу­ется «аспек­том» и изме­ря­ется в гра­ду­сах дуги. «Хоро­шим пред­зна­ме­но­ва­нием» счи­та­ется такое рас­по­ло­же­ние планет, при кото­ром угол между ними состав­ляет 60 или 120 гра­ду­сов. «Плохое пред­зна­ме­но­ва­ние» — это про­ти­во­сто­я­ние планет (180 гра­ду­сов) или прямой угол между ними. «Соеди­не­ние» (очень неболь­шой угол между пла­не­тами) может быть и плохим, и хоро­шим пред­зна­ме­но­ва­нием — в зави­си­мо­сти оттого, какие пла­неты обра­зуют ком­би­на­цию. Если круг зоди­ака осно­ван на годо­вом цикле вра­ще­ния Земли вокруг Солнца, то круг так назы­ва­е­мых «домов» осно­ван на суточ­ном цикле вра­ще­ния Земли вокруг своей оси. За сутки небес­ная сфера (то есть весь зодиак) види­мым обра­зом совер­шает полный оборот вокруг Земли. Знак зоди­ака, кото­рый вос­хо­дит над гори­зон­том в момент рож­де­ния чело­века, назы­ва­ется «вос­хо­дя­щим» и имеет боль­шое зна­че­ние для харак­те­ри­стики его горо­скопа, наряду с соляр­ным знаком. От точки вос­хож­де­ния (гра­дуса вос­хож­де­ния) начи­на­ется отсчет две­на­дцати «домов», кото­рые, как пра­вило, имеют раз­лич­ную про­тя­жен­ность и могут вклю­чать в себя несколько знаков зоди­ака. Гра­фи­че­ски горо­скоп пред­став­ляет собой нало­же­ние круга «домов» на круг зоди­ака, в кото­ром рас­по­ло­жены пла­неты, соеди­нен­ные аспек­тами. Счи­та­ется, что поло­же­ние планет в знаках ука­зы­вает на потен­ци­аль­ные воз­мож­но­сти чело­века, а в «домах» — на сферы их реа­ли­за­ции (семья, про­фес­сия, дру­же­ские отно­ше­ния и др.). Для пред­ска­за­тель­ной аст­ро­ло­гии самым важным мето­дом явля­ется анализ так назы­ва­е­мых «тран­зи­тов», то есть аспек­тов между дви­жу­щи­мися пла­не­тами в любое инте­ре­су­ю­щее нас время и пла­не­тами в горо­скопе рож­де­ния. Аст­ро­ло­гия исполь­зу­ется для опре­де­ле­ния и истол­ко­ва­ния судеб стран и наро­дов, а также наи­луч­шего вре­мени для поез­док, финан­со­вых опе­ра­ций, свадеб и т.д. Наталь­ными аст­ро­ло­ги­че­скими вычис­ле­ни­ями поль­зу­ются, чтобы опре­де­лить раз­ви­тие лич­но­сти и харак­тера чело­века, узнать воз­мож­ные собы­тия его даль­ней­шей жизни и даже момент смерти. Кроме упо­мя­ну­тых циклов вра­ще­ния Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси (порож­да­ю­щих круги зоди­ака и «домов»), суще­ствует еще цикл пре­цес­сии земной оси. Точка весен­него рав­но­ден­ствия пере­ме­ща­ется по созвез­диям назад в круге эклип­тики (отсюда термин «пре­цес­сия» — пред­ва­ре­ние рав­но­ден­ствий). 12 знаков зоди­ака пер­во­на­чально соот­вет­ство­вали 12 созвез­диям с теми же назва­ни­ями, но в резуль­тате пре­цес­сии за про­шед­шие 2000 лет созвез­дия сме­сти­лись на 30 гра­ду­сов небес­ной сферы. Это значит, что созвез­дие Девы сейчас соот­вет­ствует знаку Весов, а созвез­дие Весов — знаку Скор­пи­она, и т.д. Таким обра­зом, если чело­век родился, напри­мер, 1 сен­тября, аст­ро­логи гово­рят, что он родился «под знаком Девы» (поло­же­ние Солнца в этот день соот­вет­ствует знаку Девы), но на самом деле Солнце в этот день нахо­дится в созвез­дии Льва. В послед­ние деся­ти­ле­тия все более уве­ли­чи­ва­ется инте­рес к исто­ри­че­ским спе­ку­ля­циям, осно­ван­ным на этом явле­нии. В резуль­тате кру­го­вого сме­ще­ния земной оси Солнце в первый день аст­ро­но­ми­че­ской весны (21 марта) каждые 2160 лет появ­ля­ется на фоне нового созвез­дия. Цикл смены созвез­дий начи­на­ется заново каждые 26 тыс. лет. Аст­ро­логи пыта­ются свя­зать исто­ри­че­ские про­цессы с момен­тами вхож­де­ния Солнца в область новых созвез­дий. Во вре­мена зарож­де­ния аст­ро­ло­гии Солнце в первый день весны нахо­ди­лось в созвез­дии Овна, но неза­долго до Р. X. оно пере­секло гра­ницу созвез­дия Рыб.

Трудно ска­зать в точ­но­сти, когда нач­нется новая «звезд­ная эра» — «эра Водо­лея» (сле­ду­ю­щего созвез­дия, в кото­ром появится Солнце в день весен­него рав­но­ден­ствия). Разные аст­ро­логи назы­вали раз­лич­ные даты: 1904, 1910, 1917, 1936,1962, 2000, 2012 годы и др. Так или иначе, но аст­ро­логи уве­рены, что от смены созвез­дий, слу­жа­щих фоном для Солнца в первый день аст­ро­но­ми­че­ской весны, зави­сят циклы исто­ри­че­ского раз­ви­тия чело­ве­че­ства. Для каждой такой «эры» якобы харак­терны своя форма рели­гии, обще­ствен­ного устрой­ства, этики и фило­со­фии. «Эра Рыб» была эпохой хри­сти­ан­ства (аст­ро­логи обычно при­ла­гают для ее харак­те­ри­стики отри­ца­тель­ные эпи­теты). Так как пред­по­ла­га­ется, что Водо­лей (Аква­риус) — суще­ство муж­ского пола, новая «эра Водо­лея», по мнению аст­ро­ло­гов, должна стать эпохой гума­низма и брат­ства людей. Аст­ро­логи заяв­ляют, что насту­пает эпоха все­об­щей гар­мо­нии, мира и оккуль­тизма. Неко­то­рые оккуль­тистки, вопреки «муж­скому» зна­че­нию Водо­лея, пола­гают, что «Новая эра» станет эпохой феми­низма или даже мат­ри­ар­хата. Эти­че­ская система этого «золо­того века» должна осно­вы­ваться на чело­ве­че­ской сво­боде. Тем не менее взгляд на исто­рию как на бес­ко­неч­ную замкну­тую смену одних эпох дру­гими — пес­си­ми­сти­чен и без­на­де­жен. С этой точки зрения исто­рия не имеет ника­кого опре­де­лен­ного смысла, так как один и тот же цикл начи­на­ется каждые 26 тыс. лет, и каждый сле­ду­ю­щий цикл ничем не отли­ча­ется от преды­ду­щего.

В XX веке появи­лось много оккультно-мисти­че­ских сочи­не­ний, посвя­щен­ных гря­ду­щей «эре Водо­лея». Одна из этих книг, опуб­ли­ко­ван­ная в 1970 году Евой Дау­линг, назы­ва­ется «Еван­ге­лие Иисуса эры Водо­лея». Ее объ­яв­лен­ный автор — якобы некто Леви, кото­рому в 1911 году надик­то­вал все это «ангел». Книга эта состав­лена из «откро­ве­ний» о «тайной жизни» Иисуса Христа. Суще­ствует мно­же­ство других сме­хо­твор­ных «откро­ве­ний» «Христа эры Водо­лея». Доктор Э. Дж. Гуд­спид из Чикаг­ского уни­вер­си­тета иссле­до­вал «Неиз­вест­ную жизнь Христа», «Еван­ге­лие Водо­лея» и другие подоб­ные опусы в своей работе «Совре­мен­ные апо­крифы» (Бостон, 1956). Он про­де­мон­стри­ро­вал, что все они несо­сто­я­тельны. Эти книги содер­жат исто­ри­че­ски недо­сто­вер­ную инфор­ма­цию и ложные утвер­жде­ния. Заяв­ле­ния рус­ского оккуль­ти­ста Ното­вича о том, что он в начале XX века якобы полу­чил «Неиз­вест­ную жизнь Христа» от стар­шего ламы мона­стыря в Гима­лаях, были про­ве­рены груп­пой иссле­до­ва­те­лей, посе­тив­шей мона­стырь. Лама поклялся, что Ното­вич нико­гда не встре­чался с ним. Про­чи­тав книгу Ното­вича, он вос­клик­нул: «Ложь, ложь, ничего, кроме лжи!» В боль­шин­стве аст­ро­ло­ги­че­ских док­трин Лич­ность Созда­теля заме­нена без­лич­ным кос­мо­сом. Глав­ное поло­же­ние миро­воз­зре­ния аст­ро­ло­гов состоит в оккульт­ном прин­ципе точ­ного соот­вет­ствия между кос­мо­сом и земной жизнью. Кратко это поло­же­ние фор­му­ли­ру­ется так: «Что на небе, то и на земле», или: «Земля отра­жает небо».

Аст­ро­ло­гам близка идея пере­во­пло­ще­ния. Многие аст­ро­логи утвер­ждают, что горо­скоп отдель­ной лич­но­сти опре­де­ля­ется «долгом кармы», накоп­лен­ным во время преды­ду­щего суще­ство­ва­ния. Это фата­ли­сти­че­ское пред­став­ле­ние о бес­ко­неч­ной повто­ря­е­мо­сти собы­тий рас­про­стра­ня­ется равным обра­зом и на судьбу целых наций, и на судьбу всей все­лен­ной. Все­лен­ная, по пред­став­ле­нию аст­ро­ло­гов, мед­ленно, но неиз­бежно дви­жется по пути испол­не­ния кос­ми­че­ского пред­на­чер­та­ния судьбы. Для опи­са­ния таких про­цес­сов аст­ро­логи иногда при­бе­гают к рели­ги­оз­ной тер­ми­но­ло­гии. Инди­ви­ду­умы, народы и циви­ли­за­ции появ­ля­ются на свет, растут и терпят крах якобы в зави­си­мо­сти от дви­же­ния и вза­им­ного рас­по­ло­же­ния светил. В этой фата­ли­сти­че­ской, без­лич­ной системе сил и вли­я­ний нет места для осно­во­по­ла­га­ю­щего хри­сти­ан­ского прин­ципа сво­боды воли. Сво­бода чело­века, по мнению аст­ро­ло­гов, — лишь иллю­зия. Многие «звез­до­четы» видят и пони­мают эту про­блему и пыта­ются спра­виться с ней, заяв­ляя, что чело­век, узнав­ший свою «кос­ми­че­скую судьбу» с помо­щью аст­ро­ло­ги­че­ских наблю­де­ний, может исполь­зо­вать полу­чен­ные знания и изме­нить свое буду­щее. Аст­ро­логи хва­та­ются за этот аргу­мент, пыта­ясь сохра­нить за чело­ве­ком звание «вла­сте­лина своей судьбы», но, строго говоря, такая точка зрения всту­пает в про­ти­во­ре­чие с основ­ными поло­же­ни­ями аст­ро­ло­гии. С другой сто­роны, аст­ро­логи часто исполь­зуют прин­цип кос­ми­че­ской пред­опре­де­лен­но­сти, чтобы снять с себя ответ­ствен­ность за свое, часто амо­раль­ное, пове­де­ние.

На фата­лизм аст­ро­ло­гии, кос­вен­ное оправ­да­ние ею зла и бого­слов­ские след­ствия этих поло­же­ний ука­зы­вали святые отцы Церкви.

«[Аст­ро­логи] при­пи­сы­вают небес­ным телам при­чину и того, в чем властно про­из­во­ле­ние каж­дого из нас, то есть при­чину рас­по­ло­же­ний к доб­ро­де­тели или к пороку. С одной сто­роны, смешно оспа­ри­вать их, а с другой, поелику многие зара­жены сим заблуж­де­нием, может быть, необ­хо­ди­мость тре­бует не остав­лять сего и в мол­ча­нии. <…> Но в словах сих конечно много нера­зум­ного, а гораздо больше нече­сти­вого. Ибо зло­твор­ные звезды при­чину своей зло­твор­но­сти пере­но­сят на Творца своего. Если зло им есте­ственно, то Созда­тель — творец зла. А если они дела­ются злыми по про­из­во­ле­нию, то, во-первых, они суть живые суще­ства, ода­рен­ные про­из­во­лом, пре­да­ю­щи­еся непри­нуж­ден­ным и сво­бод­ным стрем­ле­ниям. Утвер­ждать же сие о вещах неоду­шев­лен­ных есть верх безу­мия. Потом, сколько несо­об­разно с разу­мом, чтобы зло и добро уде­ля­лось каж­дому не по досто­ин­ству, но чтобы звезда была бла­го­твор­ною, потому что нахо­дится в таком-то месте, и чтобы она же дела­лась зло­твор­ною, потому что усмат­ри­ва­ется под такою-то звез­дою, и опять тотчас забы­вала свою зло­ка­че­ствен­ность, если несколько укло­ни­лась от извест­ной фигуры! И о сем довольно. <…>

Сверх того, если начала поступ­ков пороч­ных и доб­ро­де­тель­ных не от нас зави­сят, но необ­хо­димы вслед­ствие рож­де­ния, то напрасно есть зако­но­да­тели, опре­де­ля­ю­щие, что нам делать и чего убе­гать, напрасно есть и судьи, награж­да­ю­щие доб­ро­де­тель и нака­зы­ва­ю­щие порок. Ни вор, ни убийца не вино­вен в пре­ступ­ле­нии; ему, если бы и хотел, невоз­можно было удер­жать руки, потому что к сим поступ­кам неиз­бежно побуж­дала его необ­хо­ди­мость. А всех более обма­ны­ва­ются тру­дя­щи­еся над искус­ствами. Напро­тив того, зем­ле­де­лец собе­рет обиль­ные плоды и семян не бросая в землю и не точа косы; а купец обо­га­тится, хочет ли того или нет, потому что судьба собе­рет ему кучи денег. Вели­кие же надежды хри­стиан обра­тятся у нас в ничто, потому что ни пра­вед­ность не будет почтена, ни грех осуж­ден, так как люди ничего не делают по соб­ствен­ному про­из­волу. Ибо где гос­под­ствуют необ­хо­ди­мость и судьба, там не имеет ника­кого места воз­да­я­ние по досто­ин­ству, что и состав­ляет пре­иму­ще­ство пра­во­су­дия. Пре­по­доб­ный Максим Грек обра­ща­ется к Богу: «Как я, создан­ный по Твоему боже­ствен­ному образу и подо­бию, то есть удо­сто­ен­ный дара сво­боды воли, полу­чив­ший силу и дей­ствие блага и пра­вед­но­сти, — неужто я дей­ствием какой-то недоб­рой звезды могу быть влеком к совер­ше­нию зла, как бес­сло­вес­ный скот, кото­рого хозяин тащит на при­вязи? Нет, я нико­гда не согла­шусь с этим бого­мерз­ким уче­нием безум­ных звез­до­чет­цев, лиша­ю­щим меня сво­боды воли!»

А вот что пишет бла­жен­ный Авгу­стин, епи­скоп Иппон­ский: «Цар­ства чело­ве­че­ские устра­и­ва­ются вообще боже­ствен­ным про­ви­де­нием. Если же кто-либо при­пи­сы­вает это судьбе на том осно­ва­нии, что именем судьбы назы­вает самую волю или силу боже­ствен­ную, такой пусть мысль удер­жит, но выра­же­ние ее испра­вит. Ибо зачем ему не ска­зать сразу же того, что он скажет после, когда его спро­сит кто-нибудь, что он разу­меет под судь­бою? Ведь когда люди слышат это слово, они, согласно обыч­ному упо­треб­ле­нию его, разу­меют под ним не иное что, как вли­я­ние извест­ного поло­же­ния звезд в тот момент, когда кто-либо рож­да­ется или зачи­на­ется. Это вли­я­ние неко­то­рые пред­став­ляют не зави­ся­щим от воли Божией, а неко­то­рые утвер­ждают, что оно именно на ней и осно­вы­ва­ется. Те, кото­рые пола­гают, что звезды помимо воли Божией опре­де­ляют, что мы будем делать, какие будем иметь блага или какие потер­пим бед­ствия, должны быть пред­ме­том отвра­ще­ния для всех, не только для испо­ве­да­ю­щих истин­ную рели­гию, но и для тех, кото­рые желают быть поклон­ни­ками каких бы то ни было, хотя бы и ложных, богов. Ибо подоб­ное мнение к какому иному при­во­дит след­ствию, как не к тому, что не нужно почи­тать или молить реши­тельно ника­кого Бога? <…> Те же другие, кото­рые ставят в зави­си­мость от воли Божией поло­же­ние звезд, опре­де­ля­ю­щих извест­ным обра­зом, каким кто будет и что с ним слу­чится доб­рого или дур­ного, — те, если думают, что высшей боже­ствен­ной вла­стью предо­став­лена звез­дам такая власть <…>, нано­сят вели­кое оскорб­ле­ние небу: ибо по их пред­став­ле­ниям выхо­дит, что в своего рода свет­лей­шем сенате небес­ном и бли­ста­тель­ней­шей небес­ной курии опре­де­ля­ется, что должны быть совер­ша­емы зло­дей­ства. <…> Затем, какое место остав­ля­ется суду Божию о делах чело­ве­че­ских, кото­рым при­да­ется небес­ная необ­хо­ди­мость, когда Гос­подь есть Гос­подь и звезд и людей? Если же скажут, что звезды, хотя и полу­чают власть от вер­хов­ного Бога, опре­де­ляют упо­мя­ну­тое не по своему про­из­волу, а при извест­ном соче­та­нии неиз­беж­ных усло­вий выпол­няют только Его пове­ле­ния, в таком случае не при­хо­дится ли о самом Боге думать то, что ока­за­лось в высшей сте­пени недо­стой­ным при­пи­сы­вать воле звезд? Скажут, что звезды скорее обо­зна­чают упо­мя­ну­тое, чем про­из­во­дят его, так что извест­ное поло­же­ние их есть как бы своего рода извест­ная фраза, пред­ска­зы­ва­ю­щая буду­щее, но не реша­ю­щая его. Дей­стви­тельно, такого мнения дер­жа­лись неко­то­рые довольно ученые люди. <…> Но в таком случае как это выхо­дит, что они нико­гда не могли объ­яс­нить, откуда в боль­шин­стве слу­чаев такая раз­ность между близ­не­цами в жизни, в дея­тель­но­сти, в при­клю­че­ниях, в заня­тиях, в искус­ствах, в обще­ствен­ном поло­же­нии и в других усло­виях жизни чело­ве­че­ской, так что многие люди, посто­рон­ние в этом отно­ше­нии, бывают на них более похожи, чем сами близ­нецы друг на друга, хотя они в рож­де­нии бывают отде­лены самым незна­чи­тель­ным про­ме­жут­ком вре­мени, а зачи­на­ются в одно сово­куп­ле­ние, в один даже момент?»

Дей­стви­тельно, аст­ро­ло­гия не в силах спра­виться с про­бле­мой близ­не­цов. Близ­нецы имеют один и тот же горо­скоп (раз­ница между вре­ме­нем их рож­де­ния может быть меньше четы­рех минут), но судьбы близ­не­цов часто ока­зы­ва­ются весьма непо­хо­жими и даже про­ти­во­по­лож­ными. Известно, что одно­яй­це­вые близ­нецы помимо пора­зи­тель­ного внеш­него сход­ства обычно имеют похо­жие харак­теры и склон­но­сти, под­вер­жены оди­на­ко­вым болез­ням и часто даже уми­рают вскоре друг за другом (речь, конечно же, идет о есте­ствен­ной смерти). Уже в антич­но­сти есте­ствен­но­на­уч­ное объ­яс­не­ние этому явле­нию дал Гип­по­крат: на близ­не­цов оди­на­ково влияет здо­ро­вье и состав пита­ния матери во время бере­мен­но­сти и корм­ле­ния, и они вос­пи­ты­ва­ются в оди­на­ко­вых усло­виях.

Кроме того, как мы теперь знаем, одно­яй­це­вые близ­нецы имеют иден­тич­ную гене­ти­че­скую про­грамму. Оди­на­ко­вый пси­хо­тип близ­не­цов бывает при­чи­ной того, что часто они изби­рают одну и ту же про­фес­сию. Однако известны при­меры, когда жиз­нен­ные пути даже и одно­яй­це­вых близ­не­цов, раз­лу­чен­ных в дет­стве, скла­ды­ва­лись по-раз­ному. И уже вовсе ника­кого сход­ства не найти между «аст­раль­ными близ­не­цами», т.е. людьми, появив­ши­мися на свет от разных роди­те­лей, но в одно и то же время в одном и том же месте.

В системе пред­став­ле­ний аст­ро­ло­гов есть много и других суще­ствен­ных изъ­я­нов. Пере­чис­лим основ­ные из них.

1. Фун­да­мен­таль­ной про­бле­мой аст­ро­ло­гии явля­ется система авто­ри­те­тов. Вся исто­рия аст­ро­ло­гии пред­став­ляет собой нево­об­ра­зи­мую смесь мно­го­бо­жия, мисти­цизма, гада­ния и псев­до­на­уки. Где же авто­ри­тет, где надеж­ный источ­ник истины? На каком осно­ва­нии аст­ро­логи пола­гают, что их истол­ко­ва­ние собы­тий верно? Почему одно соче­та­ние светил явля­ется добрым пред­зна­ме­но­ва­нием, а другое — дурным? Похоже, что Марс был назван своим именем в честь древ­не­рим­ского бога войны из-за своего кро­ваво-крас­ного цвета. Соот­вет­ственно «каче­ства», кото­рыми Марс (или вави­лон­ский бог войны Нергал) наде­ляет того, кто родился, когда эта пла­нета была в опре­де­лен­ном поло­же­нии, отра­жают пред­став­ле­ние о харак­тере бога войны (агрес­сив­ная муже­ствен­ность и т.п.). Инте­ресно, что в китай­ской аст­ро­ло­гии пла­не­той войны счи­та­ется Венера. Точно так же про­из­вольно были уста­нов­лены соот­вет­ствия между дру­гими пла­не­тами и пер­со­на­жами мифо­ло­гии. Похо­жим обра­зом раз­лич­ные кон­фи­гу­ра­ции звезд (созвез­дия), по внеш­нему виду напо­ми­на­ю­щие раз­лич­ные пред­меты, людей или живот­ных, наде­лили своими «маги­че­скими» каче­ствами тех, кто родился «под ними» (Рыбы стали «водным» знаком с соот­вет­ству­ю­щими этой стихии атри­бу­тами, рож­ден­ному под знаком Тельца пола­га­лось про­яв­лять тер­пе­ние и силу и т.п.). Суще­ствует несколько про­ти­во­ре­ча­щих одна другой аст­ро­ло­ги­че­ских систем. Китай­ские и индий­ские аст­ро­логи интер­пре­ти­руют кар­тины звезд­ного неба не так, как это делают их запад­ные кол­леги, да и в среде запад­ных «звез­до­че­тов» есть опре­де­лен­ные раз­но­гла­сия по поводу числа знаков зоди­ака. В своей книге «Аст­ро­ло­гия 14» Стивен Шмидт утвер­ждает, что к знакам зоди­ака сле­дует доба­вить созвез­дия Кита и Зме­е­носца. Одни гово­рят, что знаков зоди­ака 8, другие счи­тают, что их 10, а неко­то­рые гово­рят, что их 24. Аст­ро­логи рас­хо­дятся по поводу многих важ­ней­ших поло­же­ний своего культа: по-раз­ному рас­счи­ты­вают и истол­ко­вы­вают «вос­хож­де­ния», «дома» (неко­то­рые аст­ро­логи пред­по­чи­тают иметь дело с рав­ными домами») и «аспекты» светил. Впро­чем, для совре­мен­ной аст­ро­ло­гии, осо­бенно вуль­гар­ной, харак­терна высо­кая сте­пень эклек­тизма, соче­та­ю­щего, каза­лось бы, несов­ме­сти­мые аст­ро­ло­ги­че­ские системы. Также надо заме­тить, что хотя в рамках одной аст­ро­ло­ги­че­ской школы суще­ствуют более или менее стан­дарт­ные пра­вила интер­пре­та­ции лич­ного горо­скопа, разные аст­ро­логи по-раз­ному истол­ко­вы­вают рас­по­ло­же­ние светил в зави­си­мо­сти от своего субъ­ек­тив­ного мнения.

2. В своих пред­ска­за­ниях аст­ро­логи всегда поль­зо­ва­лись назва­ни­ями и тра­ек­то­ри­ями пяти планет, Солнца и Луны (кото­рые они назы­вают «семью пла­не­тами»). Однако с тех пор, как были открыты еще три пла­неты Сол­неч­ной системы, не види­мые нево­ору­жен­ным глазом (Уран в 1781 г., Нептун в 1846 г. и Плутон в 1930 г.), боль­шин­ство аст­ро­ло­гов пыта­ется ввести их в свои системы, пере­рас­пре­де­ляя часть функ­ций от «старых» планет к «новым» (напри­мер, от Венеры к Неп­туну), что изме­няет их сим­во­ли­че­ские зна­че­ния. Пыта­ясь объ­яс­нить тот факт, что транс­са­тур­но­вые пла­неты не учи­ты­ва­лись в горо­ско­пах про­шлого, аст­ро­логи при­бе­гают к своему излюб­лен­ному приему тол­ко­ва­ния задним числом. Они гово­рят, что транс­са­тур­но­вые пла­неты имеют очень боль­шой период обра­ще­ния вокруг Солнца и всту­пили в такие вза­и­мо­дей­ствия с дру­гими пла­не­тами, кото­рые опре­де­ленно влияли бы на земные дела (причем не на отдель­ных людей, а на народы) только тогда, когда они были открыты. Дру­гими сло­вами, начи­нав­ше­еся вли­я­ние транс­са­тур­но­вых планет и пред­опре­де­лило их откры­тие.

3. Аст­ро­ло­гия воз­никла на широ­тах Сре­ди­зем­но­мо­рья, но многие люди рож­да­ются в таких точках земной поверх­но­сти, для кото­рых состав­ле­ние «пол­но­цен­ного» горо­скопа в прин­ципе невоз­можно. Напри­мер, все системы рас­чета «домов» пол­но­стью рушатся в край­них север­ных и южных широ­тах, тогда как за Поляр­ным кругом рож­да­ется немало людей.

4. Аст­ро­логи утвер­ждают, что они спо­собны пред­ска­зы­вать судьбу и даже харак­тер буду­щей смерти, но их пред­ска­за­ния опро­вер­га­ются фак­тами, и в первую оче­редь, такими мас­со­выми соци­аль­ными и при­род­ными ката­стро­фами, как, напри­мер, атом­ная бом­бар­ди­ровка Японии и мас­со­вая гибель насе­ле­ния во время зем­ле­тря­се­ний. Инди­ви­ду­аль­ные горо­скопы, состав­лен­ные для неко­то­рых из погиб­ших в таких ката­стро­фах, даже не упо­ми­нали о воз­мож­но­сти подоб­ных собы­тий. Заме­тим, что оди­на­ко­вым обра­зом погибло мно­же­ство людей, родив­шихся в разное время в разных местах. Аст­ро­логи для объ­яс­не­ния этого про­ти­во­ре­чия гово­рят, что в слу­чаях мас­со­вой гибели инди­ви­ду­умы под­чи­ня­лись горо­ско­пам наро­дов, горо­дов, судов и т.п. Однако в случае, скажем, зем­ле­тря­се­ний ката­клиз­мом бывают охва­чены не отдель­ные насе­лен­ные пункты или страны, но обшир­ные тер­ри­то­рии, не отгра­ни­чен­ные от прочей поверх­но­сти Земли, за исклю­че­нием разве что неко­то­рых гео­ло­ги­че­ских раз­ли­чий. Земля, как спра­вед­ливо заме­чает свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский в трак­тате «Против учения о судьбе», создана не по частям, появив­шимся в разное время, кото­рым могли бы соот­вет­ство­вать раз­лич­ные горо­скопы.

5. Горо­скопы, состав­лен­ные для извест­ных, выда­ю­щихся ученых и арти­стов, ничем не отли­ча­лись от горо­ско­пов обыч­ных людей.

6. Даже если бы аст­ро­ло­ги­че­ские пред­ска­за­ния имели какой-нибудь смысл, с био­ло­ги­че­ской точки зрения пра­виль­нее было бы состав­лять горо­скопы, осно­вы­ва­ясь на вре­мени зача­тия, а не на вре­мени рож­де­ния: все наслед­ствен­ные фак­торы ведут свое начало с момента зача­тия. Воз­ра­же­ние, что тело матери неко­то­рым обра­зом экра­ни­рует плод от мифи­че­ских «аст­раль­ных вли­я­ний», не может счи­таться состо­я­тель­ным: вряд ли тело пред­став­ляет собой лучший экран, чем крыша и стены родиль­ного дома. Кроме того, про­цесс рож­де­ния может зани­мать дли­тель­ное время — до несколь­ких часов. Почему сле­дует вести отсчет от момента пер­вого вздоха, как делают боль­шин­ство аст­ро­ло­гов? Не только время, но и дата рож­де­ния в совре­мен­ных усло­виях может быть искус­ственно пред­опре­де­лена вра­чами: роды в наше время могут быть уско­рены или задер­жаны в зави­си­мо­сти от состо­я­ния здо­ро­вья матери. К тому же многие люди не имеют точных запи­сей о вре­мени своего рож­де­ния.

7. Слиш­ком часто то, что было пред­ска­зано аст­ро­ло­гами, не сбы­ва­лось. Напри­мер, аст­ро­лог Джин Диксон ошиб­лась в самых извест­ных своих пред­ска­за­ниях (третья миро­вая война не нача­лась в 1959 году, Линдон Джон­сон не был пере­из­бран в пре­зи­денты в 1968 и проч.). В1524 году наблю­дался парад планет. Это явле­ние пери­о­ди­че­ски повто­ря­ется и вновь имело место в 1982 году. Аст­ро­логи пред­ска­зы­вали, что на мир обру­шатся все­воз­мож­ные ката­строфы (навод­не­ния, зем­ле­тря­се­ния, пожары и т.д.). Неко­то­рые даже бежали в горы нака­нуне этой даты. Однако ничего экс­тра­ор­ди­нар­ного не про­изо­шло.

Бонатто, зна­ме­ни­тый аст­ро­лог XIII века, не смог точно пред­ска­зать дату своей соб­ствен­ной смерти. Аст­ро­лог Гали­лео в 1609 году соста­вил горо­скоп для гер­цога Тос­кан­ского, в кото­ром пред­ска­зы­вал ему долгую жизнь. Герцог же умер две недели спустя.

Почти во всех книгах, защи­ща­ю­щих аст­ро­ло­гию, можно найти упо­ми­на­ние о Ностра­да­мусе как о выда­ю­щемся при­мере спо­соб­но­сти аст­ро­ло­гов пред­ска­зы­вать буду­щее. Но даже сам Ностра­да­мус при­зна­вал, что его пред­ска­за­ния доста­точно неопре­де­ленны. Един­ствен­ным его оправ­да­нием было утвер­жде­ние, что он может ука­зать точные даты собы­тий, но не хочет делать этого! И это понятно, поскольку в тех слу­чаях, когда Ностра­да­му­сом были названы кон­крет­ные даты, его пред­ска­за­ния не сбы­лись:

  • Ностра­да­мус пред­ска­зал, что в 1792 году Вене­ция обре­тет небы­ва­лое могу­ще­ство и вли­я­ние в мире(венецианцы, навер­ное, до сих пор ожи­дают этого);
  • Ностра­да­мус пред­ска­зал, что в 1607 году будут гоне­ния на аст­ро­ло­гов, однако эти ожи­да­ния не оправ­да­лись;
  • нис­про­вер­же­ние като­ли­че­ского духо­вен­ства, кото­рое, как он пред­ска­зы­вал, должно было про­изойти в 1609 году, так и не состо­я­лось;
  • Китай, пред­ска­зы­вал Ностра­да­мус, в 1700 году поко­рит всю север­ную часть мира.

Аст­ро­логи не смогли пред­ска­зать начало Второй миро­вой войны. Затем, когда война нача­лась, они гово­рили, что Англия не примет в ней уча­стия. Аст­ро­логи не смогли пред­ска­зать убий­ства Джона Кен­неди, вместо этого они пред­рекли его пере­из­бра­ние на пост пре­зи­дента. Согласно рас­че­там аст­ро­ло­гов, ком­му­ни­сти­че­ское пра­ви­тель­ство Китая должно было пасть в 1970 году. Аст­ро­лог Дэниел Логан пред­ска­зы­вал, что вьет­нам­ская война про­длится с 1965 по 1985, а также то, что США и Россия объ­еди­нятся против Китая в 1980 году. Нако­нец, аст­ро­логи пред­ска­зы­вали, что Кали­фор­ния спол­зет в море в 1969 году.

Можно было бы при­ве­сти еще немало при­ме­ров несбыв­шихся про­ро­честв, однако и этих вполне доста­точно, чтобы оспо­рить спо­соб­ность аст­ро­ло­гии к пред­ска­за­нию буду­щего. Неко­то­рые аст­ро­логи, однако, гово­рят: «Когда пред­ска­за­ние сбы­ва­ется, это дока­зы­вает истин­ность аст­ро­ло­гии. Если же нет, то при­чи­ной этого явля­ется то, что звезды не при­нуж­дают, а лишь побуж­дают. Люди могут отка­зы­ваться сотруд­ни­чать со звез­дами. Таким обра­зом, неис­пол­нив­ши­еся пред­ска­за­ния к делу не отно­сятся». В таком случае аст­ро­логи гаран­ти­ро­ваны от ошибок! Вообще, аст­ро­логи при­ду­мали столько раз­лич­ных отго­во­рок и софиз­мов, что трудно дока­зать несо­сто­я­тель­ность аст­ро­ло­ги­че­ских пред­ска­за­ний даже тогда, когда она видна с пер­вого взгляда.

8. Чтобы про­де­мон­стри­ро­вать лож­ность аст­ро­ло­гии, можно вос­поль­зо­ваться также весьма пока­за­тель­ным «денеж­ным тестом». Поскольку аст­ро­логи Запада зани­ма­ются своей «наукой» в тече­ние тыся­че­ле­тий, они должны были бы уже при­об­ре­сти все богат­ства мира, если бы их пред­ска­за­ния были вер­ными. С помо­щью аст­ро­ло­гии они должны были бы наве­сти поря­док на фон­до­вом и товар­ном рынках. Они должны бы всегда выиг­ры­вать на скач­ках и т.п. Оче­видно, что если бы аст­ро­ло­гия и в самом деле «рабо­тала», аст­ро­логи давно бы уже выбро­сили на улицу про­ни­ца­тель­ных биз­не­сме­нов с Уолл-стрит. Но как заме­тил один брокер: «Если хочешь поте­рять свои деньги, поль­зуйся аст­ро­ло­ги­че­скими про­гно­зами при покупке акций».

9. Были про­ве­дены исчер­пы­ва­ю­щие науч­ные иссле­до­ва­ния аст­ро­ло­гии сол­неч­ных знаков. Р.Б. Калвер и П.А. Янна изу­чали разные чело­ве­че­ские черты, от агрес­сии и амби­ци­оз­но­сти до чут­ко­сти и муд­ро­сти, и не обна­ру­жили ника­кой види­мой связи между дан­ными рож­де­ния и зна­ками зоди­ака.

Одним из спо­со­бов оценки точ­но­сти аст­ро­ло­гии явля­ется метод соот­не­се­ния про­фес­сии и карьеры с сол­неч­ными зна­ками. Были рас­смот­рены спортс­мены-чем­пи­оны, актеры, вое­на­чаль­ники, люди науки, поли­тики, худож­ники и т.д. при помощи обра­ще­ния к раз­но­об­раз­ным спра­воч­ным изда­ниям. Так, Джон Мак­герви иссле­до­вал дни рож­де­ния 16634 ученых из сбор­ника «Аме­ри­кан­ские ученые» и 6475 пер­со­на­лий из книги «Кто есть кто в аме­ри­кан­ской поли­тике» и не нашел ника­кого осно­ва­ния для суж­де­ний о том, что про­фес­сии имеют тен­ден­цию тяго­теть к опре­де­лен­ным знакам. Аст­ро­ном Дж. Аллен Хайнек изучил даты рож­де­ния ученых, вошед­ших в ката­лог «Аме­ри­кан­ские люди науки». Рас­пре­де­ле­ние дат их рож­де­ния по знакам зоди­ака ока­за­лось слу­чай­ным. Доктор Бок про­де­лал ана­ло­гич­ное иссле­до­ва­ние ката­лога «Кто есть кто в науке» и пришел к такому же выводу. Другие осно­ва­тель­ные ста­ти­сти­че­ские иссле­до­ва­ния про­ве­дены Ван Дюсе­ном и Кал­ве­ром и Янной, кото­рые также не обна­ру­жи­вают ника­ких кор­ре­ля­ций. Однако иногда ссы­ла­ются на редкие сов­па­де­ния, как, напри­мер, в работе, напе­ча­тан­ной в «Ман­че­стер Гар­диан», кото­рые могут быть отне­сены к ста­ти­сти­че­ской неустой­чи­во­сти. То же самое отно­сится и к утвер­жда­е­мой сов­ме­сти­мо­сти или несов­ме­сти­мо­сти людей, рож­ден­ных под опре­де­лен­ными зна­ками. Напри­мер, женитьба муж­чины под знаком Девы и жен­щины-Скор­пи­она, по мнению аст­ро­ло­гов, «имеет гораздо больше отри­ца­тель­ных момен­тов, чем поло­жи­тель­ных, тогда как бра­ко­со­че­та­ние жен­щины-Скор­пи­она и муж­чины-Рака явля­ется вели­ко­леп­ным браком». Развод пред­став­ля­ется непре­мен­ным знаком несов­ме­сти­мо­сти, хотя про­фес­сор Берни Силь­вер­ман наблю­дал в Мичи­гане за 2978 жена­тыми парами и за 478 парами, кото­рые были раз­ве­дены, сопо­став­ляя их знаки и семей­ный статус с пред­ска­за­ни­ями аст­ро­ло­гов, и не обна­ру­жил ника­кой связи. Два пси­хо­лога, уже упо­мя­ну­тый доктор Силь­вер­ман из Рузвельт­ского уни­вер­си­тета и доктор Витнер из Сток­гольм­ского коро­лев­ского уни­вер­си­тета, раз­ра­бо­тали тест на соот­вет­ствие лич­ност­ных черт аст­ро­ло­ги­че­скому про­гнозу. Силь­вер­ман и Витнер попро­сили 130 сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей оце­нить свои каче­ства, такие как агрес­сив­ность, твор­че­ские спо­соб­но­сти, често­лю­бие и при­спо­соб­ля­е­мость. Каж­дого из них попро­сили при­гла­сить близ­кого друга, кото­рому также пред­ло­жили отве­тить на ука­зан­ные вопросы отно­си­тельно харак­тера этого сту­дента или пре­по­да­ва­теля. Кроме того, каждый из участ­во­вав­ших в опросе запол­нил стан­дарт­ную анкету и указал точное время своего рож­де­ния, свои сол­неч­ный и лунный знаки. Аст­ро­логи озна­ко­ми­лись с этими опре­де­ля­ю­щими лич­ност­ными харак­те­ри­сти­ками. Анализ резуль­та­тов пока­зал отсут­ствие какой-либо связи между само­опи­са­нием участ­ни­ков опроса, опи­са­нием их друзей или их рей­тин­гом по резуль­та­там пси­хо­ло­ги­че­ских тестов и харак­те­ри­сти­ками, при­пи­сы­вав­ши­мися им горо­ско­пами. Неко­то­рые иссле­до­ва­тели про­во­дили своего рода экс­пе­ри­менты для про­верки истин­но­сти горо­ско­пов, учи­ты­ва­ю­щих не только сол­неч­ный знак, но и рас­по­ло­же­ние планет в момент рож­де­ния чело­века. Так, фран­цуз­ский аст­ро­ном Поль Коудерк опуб­ли­ко­вал в газете рекламу бес­плат­ных горо­ско­пов для всех жела­ю­щих. Всем респон­ден­там он посы­лал один и тот же фаль­си­фи­ци­ро­ван­ный горо­скоп, вклю­ча­ю­щий, как это при­нято в аст­ро­ло­гии, общие фразы типа: «В Вашей жизни много про­блем», «У Вас есть внут­рен­ние кон­фликты», «Вы иногда огор­ча­ете окру­жа­ю­щих» и т. п. Абсо­лют­ное боль­шин­ство респон­ден­тов сочло горо­скоп точным своим опи­са­нием.

Сле­ду­ю­щий случай каса­ется чело­века, родив­ше­гося 17 января 1889 года в 3 часа ночи в Оксерре, Фран­ция. В част­но­сти, в горо­скопе гово­рится:

«У этого чело­века инстинк­тив­ная запаль­чи­вость и сила соче­та­ются с глу­бо­ким интел­лек­том, понят­ли­во­стью, умом. Он под­чи­ня­ется соци­аль­ным нормам, имеет склон­ность к соб­ствен­ни­че­ству и наде­лен мораль­ным чув­ством, кото­рое согла­су­ется с мораль­ным чув­ством обес­пе­чен­ного, зако­но­по­слуш­ного граж­да­нина сред­него класса. Этот чело­век имеет пред­рас­по­ло­жен­ность к при­над­леж­но­сти всей душой к Венере. Его эмо­ци­о­наль­ная жизнь зани­мает важ­ней­шее место — на первый план выхо­дят его пере­жи­ва­ния, семей­ные связи, его дом, его внут­рен­ний, личный мир, чув­ства, кото­рые обычно нахо­дят свое выра­же­ние во все­це­лой пре­дан­но­сти другим, в спа­си­тель­ной любви, аль­тру­и­сти­че­ских жерт­вах, в тен­ден­ции быть домо­се­дом».

Мишель Гоклен поме­стил во фран­цуз­ской газете рекламу, при­гла­ша­ю­щую людей при­слать их имена, адреса, даты и места рож­де­ния. Отве­тило около 150 чело­век; каж­дому из них послали полный, 10-стра­нич­ный горо­скоп, из кото­рого была взята выше­при­ве­ден­ная цитата, также кон­верт с обрат­ным адре­сом и анкета. Из тех, кто отве­тил на вопросы анкеты, 94% заявило о том, что они были точно изоб­ра­жены в горо­скопе, а 90% заявило, что это мнение раз­де­лили их друзья и род­ствен­ники. Это был горо­скоп док­тора Мар­селя Петойта, серий­ного убийцы. Доктор Петойт пред­став­лял себя как под­поль­ного агента, кото­рый должен был помо­гать бежен­цам укрыться от наци­стов. Вместо этого он завле­кал их в свой дом, грабил и рас­тво­рял их тела в нега­ше­ной изве­сти. Обви­нен­ный в два­дцати семи убий­ствах, он цинично хва­стался шестью­де­ся­тью тремя. Вот насколько «точным» может быть горо­скоп!

Гоклен изучил также более 50 тыс. горо­ско­пов, многие из кото­рых были состав­лены для аст­роб­лиз­не­цов, чтобы найти дока­за­тель­ства «парал­лель­но­сти» их жизней. Он не обна­ру­жил ника­ких под­твер­жде­ний этому, но выявил факты, сви­де­тель­ству­ю­щие против аст­ро­ло­гии. Гоклен пишет: «Ни один из аст­ро­ло­гов, с кото­рыми мы рабо­тали, не прошел клас­си­че­ского теста, извест­ного как «тест про­ти­во­по­став­лен­ных судеб». В нем исполь­зу­ются даты рож­де­ния сорока чело­век, два­дцать из кото­рых — извест­ные пре­ступ­ники, а осталь­ные — люди, кото­рые про­жили долгую мирную жизнь. Аст­ро­ло­гам пред­ла­га­лось раз­де­лить две эти группы с помо­щью горо­ско­пов, состав­лен­ных по датам рож­де­ния. В резуль­тате всегда про­ис­хо­дила боль­шая пута­ница; аст­ро­логи неиз­менно выби­рали пре­ступ­ни­ков и зако­но­по­слуш­ных граж­дан при­мерно в той же про­пор­ции, что и машина, сме­ши­вав­шая их слу­чай­ным обра­зом. Необ­хо­димо доба­вить, что, во-первых, только искренне убеж­ден­ные аст­ро­логи согла­ша­лись на тести­ро­ва­ние; огром­ное боль­шин­ство шар­ла­та­нов всегда нахо­дило повод, чтобы избе­жать «очной ставки», кото­рая могла подо­рвать дове­рие пуб­лики». Аст­ро­логи утвер­ждают, что Марс связан с наси­лием и смер­тью. Сле­до­ва­тельно, он должен пре­об­ла­дать в горо­ско­пах пре­ступ­ни­ков. Гоклен изучил горо­скопы убийц, для того чтобы выяс­нить, дей­стви­тельно ли суще­ствует такое пре­об­ла­да­ние. Были ото­браны дела 623 фран­цуз­ских убийц, кото­рые, по мнению экс­пер­тов, наи­бо­лее выде­ля­лись в анна­лах пра­во­су­дия жесто­ко­стью своих пре­ступ­ле­ний. Боль­шин­ство из них были гильо­ти­ни­ро­ваны. Когда были состав­лены горо­скопы этих пре­ступ­ни­ков, ока­за­лось, что Марс не имел на них ника­кого вли­я­ния. Резуль­таты рас­пре­де­ле­ния дат рож­де­ния по знакам зоди­ака незна­чи­тельно отли­ча­лись от слу­чай­ного рас­пре­де­ле­ния. Барт и Беннет пыта­лись обна­ру­жить пре­об­ла­да­ние Марса в горо­ско­пах воен­ных, но также не нашли ника­ких дока­за­тельств нали­чия «эффекта Марса». Джоф­фри Дин и Артур Мадер про­вели обшир­ное иссле­до­ва­ние, резуль­таты кото­рого были опуб­ли­ко­ваны ими в книге «Совре­мен­ные дости­же­ния наталь­ной аст­ро­ло­гии: кри­ти­че­ский обзор 1900–1976». Авторы пришли к сле­ду­ю­щему нега­тив­ному заклю­че­нию:

«Сего­дня аст­ро­ло­гия бази­ру­ется на неиз­вест­ных осно­ва­ниях, кото­рые бого­тво­рятся как «тра­ди­ция». Боль­шин­ство из бес­чис­лен­ного мно­же­ства аст­ро­ло­ги­че­ских систем про­ти­во­по­ложны друг другу в фун­да­мен­таль­ных посыл­ках, и все они под­дер­жи­ва­ются анек­до­ти­че­ской оче­вид­но­стью абсо­лютно недо­сто­вер­ных вещей. В резуль­тате аст­ро­ло­гия пред­став­ля­ется пора­зи­тель­ной, тех­ни­че­ски твердо обос­но­ван­ной супер­струк­ту­рой, под­дер­жи­ва­е­мой недо­ка­зан­ными веро­ва­ни­ями… нет даже малей­шего дока­за­тель­ства ее эмпи­ри­че­ского обос­но­ва­ния…»

В равной сте­пени отри­ца­тель­ными были и оценки Кал­вера и Янны, Айзенка и Найаса. Послед­ние в пре­ди­сло­вии к своей книге утвер­ждали: «Нам при­хо­дится заклю­чить, что боль­шин­ство из этих веро­ва­ний (аст­ро­ло­гии) не выдер­жи­вает стро­гой про­верки».

Из общего потока кри­ти­че­ской лите­ра­туры выде­ля­ется работа упо­мя­ну­того выше Мишеля Гок­лена «Аст­ро­ло­гия и наука». Вна­чале он верил в аст­ро­ло­гию, провел годы за изу­че­нием горо­ско­пов и аст­ро­ло­ги­че­ских диа­грамм и нашел, что нет ника­ких осно­ва­ний для того, чтобы при­дер­жи­ваться их. Работа Мишеля Гок­лена гото­ви­лась как наи­бо­лее важный сбор­ник ста­ти­сти­че­ских данных, опро­вер­га­ю­щих попу­ляр­ную версию клас­си­че­ской аст­ро­ло­гии.

Однако в ходе своего иссле­до­ва­ния Гоклен решил, что обна­ру­жил кор­ре­ля­цию между рас­по­ло­же­нием планет по вре­мени и месту рож­де­ния чело­века и его лич­ност­ными харак­те­ри­сти­ками и про­фес­сией. Он назвал это кос­мо­био­ло­гией, или аст­ро­ло­био­ло­гией. Он пола­гал, что Марс, напри­мер, связан с судь­бой спортс­ме­нов-чем­пи­о­нов, Юпитер — с акте­рами и поли­ти­ками, а Сатурн — с уче­ными и вра­чами. Однако иссле­до­ва­ния, про­ве­ден­ные про­фес­со­ром Мар­ви­ном Зеле­ном из Гар­вард­ского уни­вер­си­тета и дру­гими чле­нами Коми­тета по науч­ному рас­сле­до­ва­нию заяв­ле­ний о пара­нор­маль­ных фено­ме­нах (США), не под­твер­дили резуль­та­тов Гок­лена. Было пока­зано, что Гоклен собрал данные неточно и руко­вод­ству­ясь субъ­ек­тив­ным кри­те­рием «наи­боль­шей зна­ме­ни­то­сти» спор­тив­ных чем­пи­о­нов. Аст­ро­логи, несклон­ные при­ни­мать во вни­ма­ние ста­ти­сти­че­ские иссле­до­ва­ния, подоб­ные ука­зан­ным выше, пыта­ются про­во­дить соб­ствен­ные. Однако огром­ное боль­шин­ство иссле­до­ва­ний, про­де­лан­ных аст­ро­ло­гами, не имеет ника­кой науч­ной цен­но­сти и не вызы­вает дове­рия. Комис­сией аме­ри­кан­ской ассо­ци­а­ции науч­ных обществ были изу­чены резуль­таты иссле­до­ва­ний, про­во­див­шихся аст­ро­ло­гами. Ее члены пришли к выводу, что «нали­чие какого-либо воз­дей­ствия, о кото­ром гово­рили аст­ро­логи, не под­твер­ди­лось». Даже Гоклен вынуж­ден был при­знать: «Как выяс­ни­лось, методы аст­ро­ло­гов были весьма несо­вер­шенны: не учи­ты­ва­лись законы веро­ят­но­сти, дела­лись ничем не под­креп­лен­ные выводы».

Швей­цар­ский аст­ро­лог Робур утвер­ждал, что про­де­лан­ный им обзор горо­ско­пов 2817 музы­кан­тов пока­зал: поло­же­ние Солнца при их рож­де­нии сви­де­тель­ство­вало о том, что они будут иметь спо­соб­но­сти к музыке. Поль Коудерк решил про­ве­рить эти выводы. Его заклю­че­ние таково: «Поло­же­ние Солнца не имеет абсо­лютно ника­кого вли­я­ния на музы­каль­ную ода­рен­ность. Даты рож­де­ния музы­кан­тов рас­пре­де­лены слу­чай­ным обра­зом в тече­ние года. Ника­кой из знаков зоди­ака или отре­зок внутри него не бла­го­при­ят­ствует фор­ми­ро­ва­нию музы­каль­ных спо­соб­но­стей и не ока­зы­вает отри­ца­тель­ного воз­дей­ствий на них». А вот что пишет один из участ­ни­ков Интер­нет-форума www.astrologer.ru (сооб­ще­ние 452):

«Долгое время я думал, что такова только лишь наша пост­со­вет­ская аст­ро­ло­гия, за рубе­жом, мол, и точное время рож­де­ния учи­ты­вают с начала XX века, и про­граммы иссле­до­ва­тель­ские име­ются, и, навер­ное, резуль­таты опре­де­лен­ные достиг­нуты… Но в послед­нее время я полу­чил воз­мож­ность вести пере­писку по Интер­нету с извест­ными аст­ро­ло­гами многих стран. И что же? В ответ на мою просьбу при­слать какое-либо ста­ти­сти­че­ское иссле­до­ва­ние (исклю­чая работы Мишеля Гок­лена), кото­рое было бы выпол­нено без­упречно и под­твер­ждало законы аст­ро­ло­гии, Рей МеПри­ман, Пре­зи­дент ISAR (Меж­ду­на­род­ного сооб­ще­ства аст­ро­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний), стыд­ливо про­мол­чал. Другой же извест­ный иссле­до­ва­тель, Джоф­фри Дин, напи­сал мне сле­ду­ю­щее: «До сих пор еще никто не под­твер­дил какое-либо аст­ро­ло­ги­че­ское пра­вило с помо­щью мето­дики, заслу­жи­ва­ю­щей дове­рия”»!

Итак, не суще­ствует ника­ких науч­ных дока­за­тельств истин­но­сти аст­ро­ло­гии. Наобо­рот, здра­вый смысл, опыт и объ­ек­тив­ные иссле­до­ва­ния опро­вер­гают утвер­жде­ния аст­ро­ло­гов.

Мате­риал под­го­тов­лен авто­ром на основе книг Кен­нета Боа «Лаби­ринты веры» (М., 1992. С. 143–151), Пола Куртца «Иску­ше­ние поту­сто­рон­ним» (M., 1999. С 517–523) и Роберта А. Морея «Аст­ро­ло­гия и хри­сти­ан­ство» (Ново­си­бирск, 1997), а также с исполь­зо­ва­нием мате­ри­а­лов дис­кус­сии на Интер­нет-форуме диа­кона Андрея Кура­ева (темы 509, 527).

***

См. также Рас­сказ быв­шего аст­ро­лога

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки