Толкование на книгу Бытия

Толкование на книгу Бытия

(178 голосов4.3 из 5)

Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин, учи­тель пока­я­ния, родился в начале IV века (год его рож­де­ния точно неиз­ве­стен) в городе Низи­бии (Месо­по­та­мии) в хри­сти­ан­ской семье бед­ных зем­ле­дель­цев. Роди­тели вос­пи­тали сына в бла­го­че­стии. Но, отли­ча­ясь с дет­ства вспыль­чи­вым, раз­дра­жи­тель­ным харак­те­ром, он в юно­сти часто ссо­рился, совер­шал необ­ду­ман­ные поступки, даже сомне­вался в Про­мысле Божием, пока не полу­чил от Гос­пода вра­зум­ле­ние, напра­вив­шее его на путь пока­я­ния и спа­се­ния. Одна­жды его неспра­вед­ливо обви­нили в краже овец и поса­дили в тем­ницу. В ней он услы­шал во сне голос, при­зы­вав­ший его к пока­я­нию и исправ­ле­нию жизни. Он был оправ­дан и освобожден.
В Ефреме про­бу­ди­лось глу­бо­кое пока­я­ние. Юноша уда­лился в окрест­ные горы и стал отшель­ни­ком. Такой род хри­сти­ан­ского подвиж­ни­че­ства был вве­ден в Низи­бии уче­ни­ком пре­по­доб­ного Анто­ния Вели­кого еги­пет­ским пустын­ни­ком Евгением.
Среди отшель­ни­ков осо­бенно выде­лялся зна­ме­ни­тый аскет, про­по­вед­ник хри­сти­ан­ства и обли­чи­тель ариан епи­скоп Низи­бий­ской церкви свя­той Иаков (память 13 января). Пре­по­доб­ный Ефрем стал одним из его уче­ни­ков. Под бла­го­дат­ным руко­вод­ством свя­ти­теля пре­по­доб­ный Ефрем стя­жал хри­сти­ан­скую кро­тость, сми­ре­ние, покор­ность Про­мыслу Божию, даю­щую силу без­ро­потно пере­но­сить раз­лич­ные иску­ше­ния. Свя­ти­тель Иаков знал высо­кие досто­ин­ства сво­его уче­ника и исполь­зо­вал их на благо Церкви — пору­чал ему читать про­по­веди, обу­чать детей в учи­лище, взял его с собой на I Все­лен­ский Собор в Никее (325 г.). Пре­по­доб­ный Ефрем 14 лет был в послу­ша­нии у свя­ти­теля Иакова до его кончины.
После взя­тия Низи­бии пер­сами в 363 году пре­по­доб­ный Ефрем поки­нул пустыню и посе­лился в мона­стыре близ города Едессы. Здесь он уви­дел много вели­ких подвиж­ни­ков, про­во­див­ших жизнь в молит­вах и псал­мо­пе­нии. Пещеры были их един­ствен­ным убе­жи­щем, пита­лись они одними рас­те­ни­ями. Осо­бенно он сбли­зился с подвиж­ни­ком Иули­а­ном (прп. Иулиан Пер­си­я­нин — память 18 октября), кото­рый был с ним одного пока­ян­ного духа. Пре­по­доб­ный Ефрем соче­тал с подвиж­ни­че­скими тру­дами непре­стан­ное изу­че­ние Слова Божия, почер­пая в нем для своей души уми­ле­ние и муд­рость. Гос­подь дал ему дар учи­тель­ства, к нему начали при­хо­дить люди, ждав­шие услы­шать его настав­ле­ния, кото­рые осо­бенно дей­ство­вали на души потому, что он начи­нал их с обли­че­ний себя. Пре­по­доб­ный и устно и пись­менно учил всех пока­я­нию, вере и бла­го­че­стию, обли­чал ари­ан­скую ересь, вол­но­вав­шую тогда хри­сти­ан­ское обще­ство. Языч­ники, слу­шая про­по­веди пре­по­доб­ного, обра­ща­лись в христианство.
Немало потру­дился он и в истол­ко­ва­нии Свя­щен­ного Писа­ния — объ­яс­не­нии Пяти­кни­жия Мои­сея. Им напи­сано много молитв и пес­но­пе­ний, обо­га­тив­ших цер­ков­ное Бого­слу­же­ние. Известны молитвы к Пре­свя­той Тро­ице, Сыну Божию, Пре­свя­той Бого­ро­дице. Он напи­сал для своей Церкви пес­но­пе­ния на дни дву­на­де­ся­тых Гос­под­них празд­ни­ков, Вос­кре­се­ние, погре­баль­ные пес­но­пе­ния. Его пока­ян­ная молитва “Гос­поди и Вла­дыко живота моего…” чита­ется Вели­ким постом и при­зы­вает хри­стиан к духов­ному обнов­ле­нию. Цер­ковь с древ­них вре­мен высоко ценила труды пре­по­доб­ного Ефрема: его тво­ре­ния чита­лись в неко­то­рых церк­вах на собра­ниях вер­ных после Свя­щен­ного Писа­ния. И ныне по Уставу Церкви неко­то­рые его поуче­ния поло­жено читать в дни поста. Между про­ро­ками свя­той Давид, по пре­иму­ще­ству, псал­мо­пе­вец; между свя­тыми отцами Церкви пре­по­доб­ный Ефрем Сирин — по пре­иму­ще­ству молит­вен­ник. Духов­ная опыт­ность сде­лала его настав­ни­ком ино­ков и помощ­ни­ком едес­ских пас­ты­рей. Пре­по­доб­ный Ефрем писал по-сирий­ски, но его тво­ре­ния очень рано были пере­ве­дены на гре­че­ский и армян­ский языки, а с гре­че­ского — на латин­ский и славянский.
В мно­го­чис­лен­ных тво­ре­ниях пре­по­доб­ного встре­ча­ются цель­ные кар­тины жизни сирий­ских подвиж­ни­ков, глав­ное место в кото­рой зани­мала молитва и затем труд на общую брат­скую пользу, послу­ша­ния. Воз­зре­ния на смысл жизни у всех сирий­ских аске­тов были оди­на­ковы. Конеч­ной целью своих подви­гов иноки счи­тали Бого­об­ще­ние и все­ле­ние Боже­ствен­ной бла­го­дати в душу подвиж­ника, насто­я­щая жизнь была для них вре­ме­нем плача, поста и трудов.
“Если Сын Божий в тебе, то и цар­ство Его в тебе. Вот цар­ство Божие — внутри тебя, греш­ник. Войди в самого себя, ищи усерд­нее и без труда най­дешь его. Вне тебя — смерть, и дверь к ней — грех. Войди в себя, пре­бы­вай в сердце своем, ибо там — Бог”. Непре­стан­ное духов­ное трез­ве­ние, раз­ви­тие блага в душе чело­века дает ему воз­мож­ность вос­при­нять труд как бла­жен­ство, и само­при­нуж­де­ние как свя­тость. Воз­да­я­ние пред­на­чи­на­ется в зем­ной жизни чело­века, под­го­тав­ли­ва­ется сте­пе­нью ее духов­ного усо­вер­ше­ния. Кто на земле взрас­тил себе кры­лья, гово­рит пре­по­доб­ный Ефрем, тот там вос­па­ряет в гор­няя; кто здесь очи­стит ум свой — тот там узрит славу Божию; в какой мере каж­дый воз­лю­бит Бога — в той мере насы­тится любо­вью Его. Чело­век, очи­стив­ший себя и стя­жав­ший бла­го­дать Духа Свя­того еще здесь, на земле, пред­вку­шает Цар­ство Небес­ное. Стя­жать жизнь веч­ную, по уче­нию пре­по­доб­ного Ефрема, не зна­чит перейти из одной обла­сти бытия в дру­гую, а зна­чит обре­сти “небес­ное” духов­ное состо­я­ние. Веч­ная жизнь не дару­ется чело­веку одно­сто­рон­ним про­из­во­ле­нием Божиим, но, как зерно, посте­пенно про­из­рас­тает в нем чрез подвиг, труды и борения.
Залог обо­же­ния в нас — Кре­ще­ние Хри­стово, глав­ный дви­га­тель жизни хри­сти­ан­ской — пока­я­ние. Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин был вели­кий учи­тель пока­я­ния. Про­ще­ние гре­хов в Таин­стве пока­я­ния, по его уче­нию, это не внеш­нее оправ­да­ние, не забве­ние гре­хов, а пол­ное уни­что­же­ние их. Слезы пока­я­ния смы­вают и сжи­гают грех. И еще — они живо­тво­рят, пре­об­ра­жают гре­хов­ное есте­ство, дают силу “ходить путем запо­ве­дей Гос­под­них”, укреп­ля­ясь упо­ва­нием на Бога. В огнен­ной купели пока­я­ния, писал пре­по­доб­ный, “сам себя пере­плав­ля­ешь ты, греш­ник, сам себя вос­кре­ша­ешь из мертвых”.
Пре­по­доб­ный Ефрем, по сво­ему сми­ре­нию счи­тая себя ниже и хуже всех, в конце своей жизни отпра­вился в Еги­пет, чтобы уви­деть подвиги вели­ких пустын­ни­ков. Он был при­нят там как желан­ный гость и сам полу­чил боль­шое уте­ше­ние от обще­ния с ними. На воз­врат­ном пути он посе­тил в Кеса­рии Кап­па­до­кий­ской свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого, кото­рый поже­лал посвя­тить его во пре­сви­тера, но пре­по­доб­ный счел себя недо­стой­ным иерей­ства и, по насто­я­нию свя­ти­теля, при­нял лишь сан диа­кона, в кото­ром пре­бы­вал до смерти. Впо­след­ствии свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий при­гла­шал пре­по­доб­ного Ефрема на кафедру епи­скопа, но свя­той пред­ста­вился юро­ди­вым, чтобы откло­нить от себя эту честь, по сми­ре­нию счи­тая себя недо­стой­ным ее.
По воз­вра­ще­нии в свою Едес­скую пустынь пре­по­доб­ный Ефрем хотел конец жизни про­ве­сти в уеди­не­нии. Но Про­мысл Божий еще раз вызвал его на слу­же­ние ближ­ним. Жители Едессы стра­дали от сви­реп­ство­вав­шего голода. Силь­ным сло­вом пре­по­доб­ный побу­дил бога­тых ока­зы­вать помощь неиму­щим. На при­но­ше­ния веру­ю­щих он построил бога­дельню для нищих и боль­ных. Затем пре­по­доб­ный уда­лился в пещеру под Едес­сой, где и остался до конца своей жизни.

Изда­тель­ство: “Азбука веры”
Жанр: Свя­то­оте­че­ское наследие
Год выпуска: 2020

Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин. «Тол­ко­ва­ние на книгу Бытия»

Ска­чать плей­лист в фор­мате M3U
Ска­чать всю книгу в фор­мате M4B 
Как слу­шать книги офлайн?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

12 комментариев

  • лилия, 13.12.2018

    Спаси Гос­поди за токо­ва­ние… И за сайт бла­го­дарю… очень хоро­ший и позна­ва­тель­ный.. Слу­шала Пасху Красную-благодарю!!!!

    Ответить »
  • Свет­лана, 10.07.2018

    Чудес­ное толкование,спасибо всем,кто трудился!

    Ответить »
  • Ната­лья, 30.04.2018

    Здрав­ствуйте!

    Про­пу­щены 33 и 36 главы.

    Спаси Гос­поди.

    Ответить »
    • Адми­ни­стра­тор, 04.05.2018

      Здрав­ствуйте, Ната­лья! Этих глав в сети мы не нашли.

      Ответить »
  • Ген­на­дий Васильев, 26.11.2017

    Заме­ча­тельно про­сто и доход­чиво Спаси Гос­подь всех кто тру­дится тут!

    Ответить »
  • Галина, 06.12.2016

    Почему-то недавно слу­шала без загрузки, а теперь только через загрузку? Не могу понять почему?

    Ответить »
  • Лариса К–ш, 20.10.2015

    Думаю, когда 33 глава про­чи­та­ется, вопрос отпа­дёт. То же самое и с 36 гла­вой. Спаси всех Господь.

    Ответить »
  • Сер­гей, 15.02.2015

    Бла­го­дар­ность и низ­кий поклон созда­те­лям сайта и всем, кто тру­дится на нем !

    Ответить »
  • Петр, 14.04.2014

    Слово о доб­ро­де­те­лях и поро­ках-бес­спор­ный век­тор к ИСТОЧНИКУ ЖИВОЙ ВОДЫ! Мело­чей в жизни нет,все слу­чаи явля­ются зве­ном моих наклон­но­стей и привычек,которые помо­гают очи­щаться душе или
    затя­ги­вают в болото страстей.Не раз слу­шал и еще хочется,спасибо.

    Ответить »
    • Сер­гий, 06.02.2017

      Согла­сен с вами-обли­ча­ются все пороки человеческие

      Ответить »
  • Дмит­рий, 17.11.2013

    А где 33‑я глава?

    Ответить »
    • Дмит­рий Нелюбин, 19.11.2013

      Здрав­ствуйте!
      Тол­ко­ва­ния к этой главе нет.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки