Бесконечность

***

Бесконе́чность — свой­ство Боже­ствен­ной сущ­но­сти, состо­я­щее в том, что Бог не огра­ни­чен и не стес­ня­ется ника­кими пре­де­лами или гра­ни­цами; не зави­сит ни от кого и ни от чего по Своему бытию; не огра­ни­чи­ва­ется усло­ви­ями конеч­ного, твар­ного бытия, без­мерно обла­дает всеми воз­мож­ными совер­шен­ствами; делает всё, что хочет и как хочет; ни в чём не имеет нужды.
Бес­ко­неч­ность Божия иначе назы­ва­ется бес­пре­дель­но­стью или все­со­вер­шен­ством. Бес­ко­неч­ный Бог пред­стает бес­ко­нечно благим, бес­ко­нечно пре­муд­рым, бес­ко­нечно силь­ным, бес­ко­нечно пра­во­суд­ным, бес­ко­нечно пре­крас­ным и бес­ко­нечно вели­че­ствен­ным.

Бесконечность

***

Как Боже­ствен­ная бес­пре­дель­ность соот­но­сится с дру­гими Боже­ствен­ными свой­ствами?

Учение Церкви о сущ­ност­ных Боже­ских свой­ствах осно­вано на Боже­ствен­ном Откро­ве­нии. Как пра­вило в посо­биях по Пра­во­слав­ной Дог­ма­тике эти свой­ства раз­де­ля­ются на две особые группы: свой­ства, кото­рые могут быть оха­рак­те­ри­зо­ваны только в фор­мате апо­фа­ти­че­ского бого­сло­вия (само­быт­ность, неиз­ме­ри­мость и вез­де­при­сут­ствие, веч­ность, неиз­ме­ня­е­мость), и свой­ства Бога как Все­со­вер­шен­ного Лич­ност­ного Духа, харак­те­ри­зу­е­мые при помощи ката­фа­ти­че­ских тер­ми­нов и выра­же­ний (свой­ства ума, воли и чувств).

Между тем, все эти свой­ства могут быть осмыс­лены как част­ные осо­бен­но­сти более общего свой­ства: Боже­ствен­ной бес­ко­неч­но­сти или, что то же, без­гра­нич­но­сти (неогра­ни­чен­но­сти).

Так, само­быт­ность Бога есть абсо­лют­ная неогра­ни­чен­ность по отно­ше­нию к при­чине и усло­виям Своего бытия. Веч­ность есть неогра­ни­чен­ность усло­ви­ями вре­мени. Неиз­ме­ри­мость и вез­де­при­сут­ствие — неогра­ни­чен­ность усло­ви­ями про­стран­ства. Неогра­ни­чен­ность Бога в Своих совер­шен­ствах свя­зана с Его неиз­ме­ня­е­мо­стью (ведь сама воз­мож­ность изме­не­ния под­ра­зу­ме­вает боль­шую или мень­шую сте­пень совер­шен­ства, а где есть «больше» или «меньше», там есть опре­де­лен­ная гра­ница, предел).

В отно­ше­нии свойств Бога как Все­со­вер­шен­ного Лич­ност­ного Духа бес­пре­дель­ность про­яв­ля­ется сле­ду­ю­щим обра­зом.

Без­гра­нич­ный во всех отно­ше­ния Гос­подь без­гра­ни­чен и в отно­ше­нии воз­мож­но­сти совер­шать осмыс­лен­ные дей­ствия (в про­тив­ном случае Он был бы огра­ни­чен неспо­соб­но­стью к такого рода про­яв­ле­ниям). Без­гра­нич­ность Боже­ствен­ного разума выра­жа­ется в таких его свой­ствах как высо­чай­шая пре­муд­рость и все­ве­де­ние.

Вместе с тем Боже­ствен­ная бес­ко­неч­ность про­яв­ля­ется и в без­гра­нич­но­сти Бога в отно­ше­нии соб­ствен­ных жела­ний (в про­тив­ном случае Он был бы огра­ни­чен неспо­соб­но­стью желать). Без­гра­нич­ность Боже­ствен­ной воли обна­ру­жи­ва­ется в Его абсо­лют­ной сво­боде и все­мо­гу­ще­стве.

Рас­смат­ри­вая Боже­ствен­ную без­гра­нич­ность в нрав­ствен­ном отно­ше­нии и под­ра­зу­ме­вая, что зло не есть что-либо, име­ю­щее соб­ствен­ную сущ­ность, но есть ущерб, недо­ста­ток добра, пони­маем, что Бог абсо­лютно добр, пра­ве­ден, благ (где есть недо­ста­ток, там есть гра­ница, предел).

Нако­нец, в отно­ше­нии внут­рен­ней удо­вле­тво­рен­но­сти Боже­ствен­ная бес­ко­неч­ность про­яв­ля­ется как все­б­ла­жен­ство и все­до­воль­ство (неудо­вле­тво­рен­ность лич­ными совер­шен­ствами, личным бытием сви­де­тель­ство­вала бы об огра­ни­чен­но­сти по этому свой­ству).

С точки зрения вне­вре­мен­но­сти Бога, бес­ко­неч­ность пони­ма­ется как веч­ность. В таком случае речь идет о без­на­чаль­ной бес­ко­неч­но­сти Бога.

По своему дару Бог сооб­щает бес­ко­неч­ность Своим тво­ре­ниям. Такая форма бес­ко­неч­но­сти отли­ча­ется от бес­ко­неч­но­сти Божьей, ибо она имеет начало. В таком случае речь идет о началь­ной бес­ко­неч­но­сти или твар­ной веч­но­сти, «ибо, что без­на­чально, то бес­ко­нечно, а что бес­ко­нечно по бла­го­дати, то отнюдь не без­на­чально, как, напри­мер, Ангелы» (св. Иоанн Дамас­кин).

***

Первое пред­став­ле­ние, какое воз­ни­кает в духе нашем с мыслию о Боге, есть пред­став­ле­ние о Нем, как суще­стве бес­ко­неч­ном, то есть, тако­вом Суще­стве, кото­рое далеко не есть то, что есть мир, и кото­рое по Своему бытию и свой­ствам бес­ко­нечно пре­вос­ход­нее мира.
епи­скоп Силь­вестр (Мале­ван­ский)

Итак, таин­ство нашей веры состоит вот в чём: только Бог есть вечное Суще­ство и Един пре­бы­ва­ю­щий вечно, без­на­чаль­ный, неиз­мен­ный, бес­ко­неч­ный, непре­лож­ный, бес­со­став­ный, несме­шан­ный, неогра­ни­чен­ный ничем. Каждое суще­ство, тем не менее, есть субъ­ект тления и пере­мены. Даже начало само по себе есть пере­мена, кото­рая слу­ча­ется при воз­ник­но­ве­нии суще­ства из небы­тия. Бог же, сле­до­ва­тельно, един­ствен­ный без­на­чаль­ный…
свт. Гри­го­рий Палама

Не должен хри­сти­а­нин сомне­ваться, что Бог наш – без­на­чаль­ный, бес­ко­неч­ный и потому вечный и прис­но­сущ­ный. Он один суще­ственно живет, не может не быть. Суще­ство Его и есте­ство есть сама жизнь. Все создан­ное имеет начало, так как Им при­ве­дено из небы­тия в бытие; и могло бы снова не быть, если бы Он так изво­лил. Но Созда­тель как был всегда – и прежде мира, так и ныне Тот же, и вечно будет Тот же неиз­менно; и как прежде не мог не быть, так и не может не быть. Поэтому не только назы­ва­ется «Вечный», но и «веч­ность»; не только «Живой», но и «жизнь»; не только «Без­на­чаль­ный и Бес­ко­неч­ный», но и «без­на­чаль­ность и бес­ко­неч­ность»; не только «Пре­бы­ва­ю­щий», но и «бытие». Мы назы­ваем Его «Сущий», то есть и был, и есть, и будет. И в Святом Писа­нии Он гово­рит о Себе: «Кото­рый есть и был и грядет» (Апок. 1:8). И в прочих местах пре­красно изоб­ра­жа­ется Его без­на­чаль­ность и веч­ность.
свт. Тихон Задон­ский

***

См. ВЕЧ­НОСТЬ, БОЖЕ­СТВЕН­НЫЕ СВОЙ­СТВА

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки