Главная » Алфавитный раздел » Б » Бесконечность

Бесконечность

(6 голосов: 5 из 5)

 

Бесконе́чность — свойство Божественной сущности, заключающееся в независимости Бога от конечных условий тварного бытия. Бесконечность Божия иначе называется беспредельностью или всесовершенством.
Бесконечный Бог предстает бесконечно благим, бесконечно премудрым, бесконечно сильным,  бесконечно правосудным, бесконечно прекрасным и бесконечно величественным. Он есть средоточие всех мыслимых и немыслимых совершенств.

Бог не ограничивается и не стесняется никакими пределами или границами; не зависит ни от кого и ни от чего по Своему бытию; безмерно обладает всеми возможными совершенствами; делает всё, что хочет и как хочет; ни в чём не имеет недостатков или нужды.

Как Божественная беспредельность соотносится с другими Божественными свойствами?

Учение Церкви о сущностных Божеских свойствах основано на Божественном Откровении. Как правило в пособиях по Православной Догматике эти свойства разделяются на две особые группы: свойства, которые могут быть охарактеризованы только в формате апофатического богословия (самобытность, неизмеримость и вездеприсутствие, вечность, неизменяемость) (см.: Апофатическое богословие), и свойства Бога как Всесовершенного Личностного Духа, характеризуемые при помощи катафатических терминов и выражений (свойства ума, воли и чувств).

Между тем, все эти свойства могут быть осмыслены как частные особенности более общего свойства: Божественной бесконечности или, что то же, безграничности (неограниченности).

Так, самобытность Бога есть абсолютная неограниченность по отношению к причине и условиям Своего бытия. Вечность есть неограниченность условиями времени. Неизмеримость и вездеприсутствие — неограниченность условиями пространства. Неограниченность Бога в Своих совершенствах связана с Его неизменяемостью (ведь сама возможность изменения подразумевает большую или меньшую степень совершенства, а где есть «больше» или «меньше», там есть определенная граница, предел).

В отношении свойств Бога как Всесовершенного Личностного Духа беспредельность проявляется следующим образом.

Безграничный во всех отношения Господь безграничен и в отношении возможности совершать осмысленные действия (в противном случае Он был бы ограничен неспособностью к такого рода проявлениям). Безграничность Божественного разума выражается в таких его свойствах как высочайшая премудрость и всеведение.

Вместе с тем Божественная бесконечность проявляется и в безграничности Бога в отношении собственных желаний (в противном случае Он был бы ограничен неспособностью желать). Безграничность Божественной воли обнаруживается в Его абсолютной свободе и всемогуществе.

Рассматривая Божественную безграничность в нравственном отношении и подразумевая, что зло не есть что-либо, имеющее собственную сущность, но есть ущерб, недостаток добра, понимаем, что Бог абсолютно добр, праведен, благ (где есть недостаток, там есть граница, предел).

Наконец, в отношении внутренней удовлетворенности Божественная бесконечность проявляется как всеблаженство и вседовольство (неудовлетворенность личными совершенствами, личным бытием свидетельствовала бы об ограниченности по этому свойству).

 

С точки зрения вневременности Бога, бесконечность понимается как вечность. В таком случае речь идет о безначальной бесконечности Бога.
По своему дару Бог сообщает бесконечность Своим творениям. Такая форма бесконечности отличается от бесконечности Божьей, ибо она имеет начало. В таком случае речь идет о начальной бесконечности или тварной вечности, «ибо, что безначально, то бесконечно, а что бесконечно по благодати, то отнюдь не безначально, как, например, Ангелы» (св. Иоанн Дамаскин).

См. ВЕЧНОСТЬ, БОЖЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА

Первое представление, какое возникает в духе нашем с мыслию о Боге, есть представление о Нем, как существе бесконечном, то есть, таковом Существе, которое далеко не есть то, что есть мир, и которое по Своему бытию и свойствам бесконечно превосходнее мира.
епископ Сильвестр (Малеванский)

Итак, таинство нашей веры состоит вот в чём: только Бог есть вечное Существо и Един пребывающий вечно, безначальный, неизменный, бесконечный, непреложный, бессоставный, несмешанный, неограниченный ничем. Каждое существо, тем не менее, есть субъект тления и перемены. Даже начало само по себе есть перемена, которая случается при возникновении существа из небытия. Бог же, следовательно, единственный безначальный…
свт. Григорий Палама

Не должен христианин сомневаться, что Бог наш – безначальный, бесконечный и потому вечный и присносущный. Он один существенно живет, не может не быть. Существо Его и естество есть сама жизнь. Все созданное имеет начало, так как Им приведено из небытия в бытие; и могло бы снова не быть, если бы Он так изволил. Но Создатель как был всегда – и прежде мира, так и ныне Тот же, и вечно будет Тот же неизменно; и как прежде не мог не быть, так и не может не быть. Поэтому не только называется «Вечный», но и «вечность»; не только «Живой», но и «жизнь»; не только «Безначальный и Бесконечный», но и «безна чальность и бесконечность»; не только «Пребывающий», но и «бытие». Мы называем Его «Сущий», то есть и был, и есть, и будет. И в Святом Писании Он говорит о Себе: «Который есть и был и грядет» (Апок. 1:8). И в прочих местах прекрасно изображается Его безначальность и вечность.
свт. Тихон Задонский

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru

Открыта запись на православный интернет-курс