Скрыть
Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 4-6 И ксему не рекут юродивому владети… Юрод бо юродивая изречет. Здесь подразумевается царь Ассирийский, который думал, что своей силой и силой идолов своих победит Езекию. И сердце смысленное уразумеет видение, то есть Езекия, который Рабсаковы письма отверзе… пред Господем. Сердце юродивого творит неправду, еже совершати нечестие. Таков Рабсак в хуле на Бога. И глаголати… прелесть, как говорит Рабсак: «Где боги народов?». Еже тщу сотворити душу алчную и отнять питие у души жаждущей. С таким намерением говорили: да не прельщает вас Езекиа словесы… не предастся град сей в руце царя Ассирийска (Ис. 36:14-15).

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 5-8 Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный. Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего. У коварного и действования гибельные: он замышляет ковы, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав. А честный и мыслит о честном и твердо стоит во всем, что честно

Таков помысел тех, которые неправедными словесами развращали смиренных, т.е. таков совет злых, устремляющихся умом туда и сюда, чтобы портить и извращать слова на суде. Поистине величайшая неправда заключается в том, чтобы, вместо словесной помощи и милосердия, портить и извращать их на суде. Помышления праведников останутся неподвижными, от них ничто не может быть отсечено или отнято. Так, те три отрока положили себе не поклоняться изображению, и никто не мог изменить их мысли. Равным образом Павел положил себе не изменять проповеди, и ничто не могло поколебать его воли. Подобно тому, как то, что свойственно Богу, есть неподвижно, так и свойственное рабам Его есть твердо: никто не может изменять помышлений их, которые они помышляют, ни смерть, ни иное что, как говорит Павел: «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римл.8:38–39). Если добродетель так устойчива и тверда, то напротив злонравие – не стойко и не твердо. Кто был храбрее Навуходоносора, который владычествовал над всей вселенной, все покорил своей власти, которому не мог противостоять никто из князей и тиранов? А между тем какие-то юные мальчики переменили мысль царя страхом Божиим. Это именно означает тот камень, о котором говорится: «всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф.7:24).

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-8 Вот царь будет царствовать по правде и князья будут управлять правосудно. И будет человек как скрывающийся от ветра и прячущийся от бури: как ручьи вод при жажде и тень скалы, возвышающейся в земле пустынной. Не помрачатся глаза видящих, и уши слышащих будут слушать внимательно. И сердце глупых будет понимать знание и язык косноязычных будет говорить быстро и ясно. Не будут более называть неразумнаго князем и коварною не будут называть великим. Ибо глупый говорит глупое и сердце, его будет делать беззаконие, чтобы совершать притворство и говорить к Господу коварно, и истощить душу голоднаго и отнять питье у жаждущаго. У коварнаго пагубныя орудия: ибо он составил замыслы для погубления кротких словом лжи, хотя бы бедный произносил суд. Князь же будет помышлять о том, что достойно князя, и сам будеть стоять над вождями

По Семидесяти Толковникам, которые связали: ибо вот царь праведный будет царствовать и князья будут управлять правосудно дальнейшее следует соединить с предшествующим, то есть с тем, чем закончен предшествующий отдел: блажен, кто имеет семя в Сионе и членов семьи в Иерусалиме. По еврейскому, по окончании предшествующего пророчества о низходивших в Египет, теперь начинается другое пророчество, и именно о пришествии Христа и Его апостолов. Ибо этот царь будет царствовать праведно, не делая лицеприятия на суде, и князья его будут управлять по правде, смотря на дела, а не на людей. И кто будет под тению Его, тот так будет безопасен во время скорби, тесноты и бури мира сего, как тот, кто, убегая от ветра и бури, скрывается в безопасном месте и кто нашел весьма чистые источники в пустыни или кто, при сильном зное, когда солнечный жар все иссушает, нашел покой под возвышающеюся скалою.

Где мы сказали: как ручьи вод при жажде, там Семьдесят перевели: и явится в Сионе, как река текущая. Ибо слово еврейское, о котором мы выше сказали, basaion, что значит в жажде, или в сухости и в непроходимом, Семьдесят и Феодотион перевели в Сионе, вместо saion, то есть жажда, читая Sion, который пишется теми же буквами. Итак, когда будет царствовать Христос и князья Его будут управлять правосудно, тогда не помрачатся глаза верующих и со вниманием будут слушать уши слышащих, которые прежде были глухи, и сердце некогда глупых будет понимать знание и язык косноязычных и немых, не могший говорить о Христе, будет ясно и открыто исповедовать Господа.

Не будут более называть неразумного князем: ибо Бог сделал глупою мудрость века сего (1Кор. 1). И коварного учителя и развращенного не будут называть великим между народами: то есть книжников и Фарисеев, которым Господь говорил: буи и слепии, что бо более есть, злато ли или церковь, святящая злато (Мф. 23:17)?

Ибо глупый говорит глупое, вместо чего в еврейском написано nabal nabala idabber. Это мы говорим для того, чтобы привести слова Авигеи, сказавшей о Навале Кармильском: «соответственно имена своему он безумен» (1Цар. 20:25). Ибо по истине глупый будет говорить глупое, и сердце его будет делать беззаконие, который убоялся там, где не было страха, и пользуется глупостью вместо мудрости, говоря: несть сей от Бога, яко субботу не хранит (Ин. 9:16). Это и до сего времени делает учитель синагог, чтобы совершать притворство, вместо чего в еврейском пишется oneph, то есть лицемерие (υποκρισία). Поэтому очень часто говорится Фарисеям: горе вам, книжницы и фарисее лицемери (Мф. 23:13). И говорит, говорит он, к Господу коварно: «Учитель, мы знаем, что Ты от Бога и что не заботишься [об угождении] людям: позволительно ли давать подать Кесарю» (Мф. 22:16-17)?

Они истощают души алчущего народа и отнимают питье у жаждущих масс, и сами не входя, и другим не дозволяя входить. Ибо у коварного учителя и князя все орудия и оружие пагубные; он строит ковы для погубления простодушных словом лжи, говоря к обольщенному народу: испытай и виждь, яко пророк от Галилеи не приходит (Ин. 7:52). Хотя бы бедный произносил у них суд,— бедный, который, будучи, богат, сделался бедным ради нас, (2Кор. 8). Ибо Христос произносил им суд и правду говоря: аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры, аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом веруйте (Ин. 10:37-38).

Этот бедный, произносивший суд, Князь и Господь, будет помышлять о том, что достойно князя, говоря: «Я пришел только к овцам погибшим дома Израилева» (Мф. 15:24). И будет заботиться о неверных, желая спасти неверующих, и стоять над вождями Своими, апостолами, к одному из которых говорит: ты же, человече равнодушне, вождь мой и знаемый мой (Пс. 54:14). Это применительно к еврейскому, с которым Семьдесят во многом несогласны не только относительно слов, но и мыслей. Ибо когда будет царствовать царь праведный и князья его будут управлять правосудно, то будет человек скрывать слова свои,— человек, который по природе есть Бог, и сокроет слова свои, говоря в притчах. Скрывает же как бы от воды текущей, то есть от народа иудейскагоо, который подобно воде, по воле учителей, уносится и увлекается то сюда, то туда. Этот человек, скрывающий слова свои, явится в Сионе, то есть в Церкви, как река славная и текущая в земле жаждущей. Ибо Он явится к народу языческому, который прежде страдал жаждою истины, и жаждущия поля оросит река Божия, о которой написано: речная устремления веселят град Божий (Пс. 45:4), и в другом месте: река Божия наполнися вод (Пс. 64:10). Ибо сам Он говорит в Евангелии: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, яко же рече Писание, реки от чрева его истекут воды живи (Ин. 7:37-38). Тогда не будут полагаться на учителей, но обратят уши свои к слушанию Господа, и как сердцем, так и языком будут исповедовать мир Господень, оставив глупых начальников и служителей их, которые верующим в Иисуса приказывали молчать. Следующее затем заключает почти тот же смысл, как и еврейский текст, и может относиться к еретикам. Ибо они говорят против Господа ложь, и развращают алчущие и жаждущие души и заставляют их уходить пустыми, так что если они имели что либо доброе по природе, то теряют даже и это по вине учителей, которых все замыслы направлены к тому, чтобы погубить смиренных словами беззаконными и рассеять слова смиренных на суде. При этом также следует заметить, что смиренный и привязанный к земле тот, кто может быть обольщен ими.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 3-8 И ксему не будут уповающе на человеки, но ушы вдадят на слышание, и сердце изнемогших вонмет послушати, и языцы немотствующии скоро научатся глаголати мир: и ксему не рекут юродивому владети, и ксему не рекут слуги твои: молчи. Юрод бо юродивая изречет, и сердце его тщетная уразумеет, еже совершати беззаконная , и глаголати на Господа прелесть, еже растлити души алчныя и души жаждущыя тщи сотворити. Совет бо злых беззаконная совещавает, растлити смиренныя словесы неправедными и разсыпати словеса смиренных на суде. Благочестивии же смысленне совещаша, и той совет пребудет

Смысл изложенного весьма хорошо применяется и к призванным верою из язычников, и к потомкам Израиля. Поклонники лжеименных богов, доверившись людям, которые пользовались во мнении их славою мудрости и почетом величайшей учености, доведены были до странного и ложного умопредставления, ибо находились в заблуждении и говорили древу: отец мой еси ты, и камени, ты мя родил еси (Иер. 2:27); и богами именовали тех, которые не суть боги. Иудеи же, внимая руководителям своим, не принимали веры в Господа нашего Иисуса Христа, так как сведущие в Священных Писаниях думали, что они лучшие дают советы, и не неведают угодное Богу и наиполезнейшее подчиненному им народу, итак, ксему не будут, говорит, уповающе на человеки, но уши вдадят на то, чтобы слышать слово Спасителя, и сердце изнемогших некогда, наконец укрепившись к разумению, вонмет послушати. Языцы же немотствующии, то есть, некогда не умевшие правильно говорит (ибо немотствование есть как бы невозможность говорить что либо во славу Бога, но трата слов на песнословие лжеименных богам), научатся, говорит, глаголати мир. Говорить мир есть не иное что, как на устах иметь Христа и дела Его: Той бо есть мир наш, по Писаниям (Еф. 2:14).

Немотствование же у Израильтян состоит в том, что они не выносят речи о таинстве Христовом, но постоянно говорят о законе, заключающихся в нем тенях и (правилах) учителей. Но и сии престанут, говорит, и вся речь у них будет о Христе. А что они уже не будут выносить древних учителей, это Он разъяснил, сказав: и ксему не рекут юродивому владети. Юродивы, бесспорно, Эллинские мудрецы, ибо обюродела премудрость мира сего (1Кор. 1:20). Юродивы и Иудейские наставники и учители, не познавшие написанного сеновно в законе и не уразумевшие слов святых пророков. Итак, не рекут уже юродивому владети, но также и слуги юродивых не рекут учащимся у них: молчи. Во имя Вельзевула говорили мудрецы мира сего и были изобретателями учений неправых, хладных и сверх того нечестивых. Но если бы кто захотел противостать их болтовне и изобличить ее в нелепой лжи, то на сего нападают некоторые из обыкших служить оным (мудрецам) и приглашают молчать, желая, чтобы слова оных не встречали противоречия. Так рассказывают, что у Пифагоровых учеников, болтавших иногда пустое и смешное, когда многие выражали недоверие к сему, был обычай говорить сие: «сам сказал», то есть, молчи, и без исследования давай веру изобретателю учения. Итак, ксему не рекут, говорит, слуги твои: молчи. Юрод бо во всяком случае юродивая изречет, и сердце его тщетная уразумеет, имея одну цель – совершати беззакония, и глаголати на Господа прелесть. Ибо прелестью (заблуждением) и ничем другим оказывается тот вздор, который сочинен у Эллинов против славы Божией, дабы растлит души алчные и души жаждущыя тщы сотворити.

Иногда некоторые и желают учиться; но потом приступая к оным (мудрецам) без рассуждения, не получают совершенно никакой пользы, хотя и оказываются сильно алкавшими и жаждавшими научиться чему либо необходимому для них и полезному для спасения души. Но совет, говорит, злых беззаконная совещавает, и к тому направлен, чтобы души растлити словесы неправедными, и разсыпати словеса смиренных на суде. Ибо любители мирской мудрости и защитники превратных мнений ратуют против учения святых тайноводителей, коих (пророк) и называет смиренными, и все старание полагает на то, чтобы рассыпати словеса их, хотя и бывшие на суде, то есть, не небрежно, а напротив, с рассуждением и в премудрости, которая свыше и от Бога. Этому, я думаю, научает, присоединяя: благочествии же смисленне совещаша, и той совет пребудет. Исчезла крикливая говорливость мудрецов мира сего, так как возобладал совет благочестивых, то есть, научение или проповедь. И благочестивыми мы называем тех, которые для живущих по всей земле священнодействуют Божественное и Евангельское слово.

Толкование на пророка Исаию

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ис.32:3-8

Пророк в стихах 3–5 рисует перерождение общества, в стихах 6–7 напоминает о грехах худшей части его и в ст. Ис.32:8 начертывает образ такого человека, который соответствует идеалу членов народа Божия: „будьте святы, ибо Я Иегова Бог ваш свят“. (Лев. 20:7).

Конечно, пророчество это применимо и к концу царствования Езекии, когда даже и неверующие убедились, что спас Иерусалим Сам Господь, и что град не мог быть спасен их планами и умствованиями. Но мы придаем пророчеству более важное значение.

В видении главы Ис.6 Сам Господь глаголал о слепоте и глухоте народа обетования. В стихе Ис.32:3 говорится о времени, когда Господь Своею силою и Своим милосердием разрешит человека от этой глухоты и слепоты; тогда же (ст. Ис.32:4) сердце легкомысленных будет уметь рассуждать и косноязычные заговорят ясно. Но когда же настал этот момент? Не продолжались ли слепота и глухота и легкомыслие и косноязычие во Израиле даже во дни хождения по земле воплощенного Сына Божия? Когда открылись всем (кроме злобствующих) духовные очи и разумение? Не после ли воскресения Господа Иисуса Христа (Лк.24:44-49; Ин.20:9,20-23; Мк.16:15-20; Мф.28:17-20 и Деян.1:2-11).

Все пророчество, Ис.32:3-8 стих включительно, отвечает на обличения, произнесенные пророком в предыдущих речах. Так в Ис.1 главе указываются грехи неверия и неправосудия; во Ис.2 бичуется идолопоклонство; в Ис.3 невежды, юноши и женщины становятся выше старых и мудрых, вследствие падения общества; в главе Ис.5 говорится об извращении понятия о добре и зле, и хуле, дерзко говорящей о Господе: „пусть совершит, чтобы мы видели“ (ст. Ис.5:19 и замеч.); в Ис.9 главе о заблуждениях, ведущих народ по ложному пути, (ст. Ис.9:13-16); в гл. Ис.10:1-2,3 о несправедливых и жестоких решениях; в Ис.24 гл., об осквернении земли осквернившими ее и нарушившими вечный завет с Господом (ст. Ис.24:5); в Ис.28:9-15 о кощунственном смехе над пророчеством; в Ис.29:9-13 опять повторяется укоризна в непонимании, глухоте и слепоте, которая напали на народ.

Стих Ис.32:8, говорящий о человеке честном, соответствует пророчеству стиха Ис.26:7, который говорит: „путь праведника прям....“ а стихи Ис.30:20-21 соответствуют мысли стиха Ис.32:3,-„и глава твои будут видеть учителей твоих; и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя...“.

Весьма вероятно, как думают многие, что стих Ис.32:8 о человеке честном,-исторически говоря,-относится к царю Eзекии;-но, как говорит в своем комментарии Епископ Петр (стр. 362): „Езекия в некотором отношении был прообразом Христа“. Мы с своей стороны скажем, что Езекию кажется лучше считать прообразом верующих во Христа и возложивших на Него все свое упование. Езекия, по своей вере и дарованной ему за то славе, напоминает нам жизнь Св. равноапостольного царя Константина Великого, которому дарована была победа за веру его, не только над врагами своими, но и над язычеством.

Пророк, осветивши светом дарованного ему откровения будущее, возвращается с Ис.32:9 стиха к современному ему положению дел, и старается жгучим словом возвратить к Господу заснувший в беспечности Израиль.

Священная летопись. Том пятый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-8 Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный. Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего. У коварного и действования гибельные: он замышляет ковы, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав. А честный и мыслит о честном и твердо стоит во всем, что честно

От правителей и руководителей иудейских пророк переходит теперь к изображению просто людей знатных. В настоящее время часто людей величают не по их действительным достоинствам. Знатными, т. е. благородными, называют невежд и коварных, т. е. строящих козни своему ближнему. При Мессии же этого не будет. Каждому будет воздано по его заслугам. Чтобы показать, как нехорошо люди поступают в настоящее время, неправильно оценивая благородство и неблагородство, пророк говорит, что невежда или глупец приносит большой вред обществу. Он не только говорит глупости, но и питает в себе дурные намерения, отрицает Господа и вредит беззащитным людям, отнимая у них последние средства к жизни. Точно так же грешно преклоняться и пред людьми коварными, которые бедняка готовы погубить всякими нечестными способами. Напротив, честный человек и мыслит и делает то, что согласно с правилами чести - это не должно быть подвергаемо ни малейшему сомнению. Итак, значит, во времена Мессии почетные отличия не будут никому даваться даром. Только человек с определенным высоким нравственным миросозерцанием и способный проводить свои мысли в жизнь будет уважаем!

См. также Толкование на Ис. 32:1

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный. Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего. 

Когда откроется власть Вседержителя и водворится правда на земле, то уже не будут предлагать царской власти невежде (юродивому) – человеку неопытному и неблагоразумному в общественных делах, такому, которому его же слуги, всецело ему подчиненные, говорят в лицо с дерзостью: «молчи»... Неблагоразумный правитель в своих повелениях подданным естественно изрекает неблагоразумное; его сердце – сосредоточие его помыслов и желаний – естественно наклонно понимать тщетное, т.е. останавливать свое внимание на одной привлекательной внешности, не прозревая в основание и цель дела; а потому он и приходит постоянно к беззаконию. Так, обольщаясь военной силой врага-соседа, Иудейский царь заключал с ним оборонительный союз, через это преступал завет, с Богом, подвергался наказанию и страдал больше, нежели мог бы страдать без того. А иногда это неблагоразумие подобного правителя доходило до того, что он решался произносить хулу на Господа (глаголати на Господа прелесть), т.е. говорить народу обольстительную ложь во имя Господа, прикрывая эту ложь святым именем Его: и ложь, сказанная от имени Божия, как бы определение Его воли, находила поэтому большой успех в народе, а вместе с тем приносила и тем большее зло тому же легковерному народу. Такая гибельная ложь растлевает или губит души алчущих и души жаждущих оставляет без удовлетворения, и так губит тех и других самым лютым образом – голодной смертью. Так именно было, когда неблагоразумный царь Иудейский, страшась Ассирийцев, искал помощи в союзе с Египтом, тем самым нарушил союз с Богом и подверг крайне опасным бедствиям себя и свой народ (Ис30:3-7,9-14,20-21 и сл.).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible