Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к филиппийцам 3:13
Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Григорий Нисский, свт. (†394)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Варсонофий Великий, прп. (†563)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Марий Викторин (†IVв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед
Я не почитаю себя достигшим, то есть чтобы были достаточны труды моей жизни, – но одно только то достоверно и твердо содержу в душе моей, что заднее оставляя и забывая, то есть дела плоти, бывшие в законе, предавая забвению, - а к тому, что впереди, направляясь изо дня в день посредством духовного подвига, простираю себя.
Григорий Нисский, свт. (†394)
Ст. 13-14 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе
Как готовые к падению тела как скоро приобретут некое стремление катиться по наклонности, хотя после первого движения и никто не будет понуждать их вновь, сами собой сильнейшим порывом несутся вниз, пока путь их покат и клонится книзу, притом не встречается ничего такого, что противным движением пресекало бы их стремление, - так, вопреки этому, душа, отрешившаяся от земного пристрастия, делается несущейся горе и скорой в этом движении вверх, воспаряя от дольнего в высоту. И как свыше ничто не пресекает ее стремления (естество добра к себе привлекает возводящих к нему взоры), то, конечно, непрестанно становится она выше и выше себя самой, по вожделению небесного, как говорит апостол, простираясь в предняя, и будет всегда совершать парение к высшему. Ибо по причине уже приобретенного, вожделевая не оставлять недостигнутой еще выше усматриваемую высоту, непрерывно продолжает стремление к горнему, тем самым, в чем преуспела, непрестанно обновляя усилие к полету. Ибо одна только деятельность, обращенная к добродетели, питает силы трудом, не ослабляя, но увеличивая делом напряжение к нему.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 13-14 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе
Ничто так не делает тщетными наших добродетелей и не надмевает нас, как памятование о сделанном нами добре. Оно производит двоякое зло: делает нас беспечнейшими и гордыми. Потому-то Павел, знавший, что природа наша очень наклонна к беспечности, и много похваливший филиппийцев, смотри, как удерживает их от гордости, сверх многих других предложенных выше, особенно настоящими словами. Что он говорит? «Братия, я не почитаю себя достигшим». А если и Павел еще не достиг и не имеет полной уверенности в своем воскресении и в будущем, то едва ли (возможно это) для тех, которые не совершили и малейшей части его добродетелей. (Апостол) выражает своими словами следующее: я еще не считаю себя достигшим полного совершенства, – говоря так, как сказал бы кто о скороходе: он еще не достиг. Я еще не все, говорит, совершил. Правда в другом месте он говорит: «Подвигом добрым я подвизался» (2Тим. 4:7), а здесь: «я не почитаю себя достигшим», но кто прочитает оба эти места, тот поймет причину тех и других слов. Не всегда же надобно повторять одно и то же, не всегда же внушать нам все, даже и то, что эти слова им сказаны гораздо прежде, а те пред кончиной. «Не почитаю себя», – говорит, – «достигшим», но об одном только думаю, – чтобы простираться вперед; это и значат его слова: «А только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божья во Христе Иисусе» (Фил. 3:13, 14). Смотри, как он ясно показал этими словами, что побуждало его простираться вперед. Так, кто думает о себе, что он уже совершен и что нет у него никакого недостатка для полноты добродетели, тот и перестает стремиться, как достигший всего: напротив, кто думает, что он еще далек от цели, тот никогда не перестанет стремиться к ней. Я не упал (духом), говорит (апостол), и не пришел в отчаяние от того, что, совершивши такое поприще, не достиг, но еще стремлюсь, еще подвизаюсь. Я имею в виду только то, как бы успеть действительно. Так надобно поступать и нам – забывать добрые дела и оставлять их позади себя. Скороход думает не о том, сколько он пробежал поприща, но о том, сколько ему остается еще. И (апостол) не сказал: не помышляю, не помню, но: «забывая», чтобы сделать нас внимательнее, так как мы тогда делаемся ревностнейшими, когда все усердие прилагаем к тому, что еще не сделано, когда сделанное предаем забвению. «Простираясь», – говорит, мы стараемся взять что-либо прежде, нежели достигли. Кто простирается, тот старается предупредить свои ноги, еще бегущие, остальными частями тела, протягиваясь вперед и вытягивая свои руки, чтобы как-нибудь выгадать в беге. Но это происходит от великого усердия, от сильного желания. Так-то надлежит стремиться тому, кто стремится, с таким-то тщанием, с таким-то усердием, а не на боку лежа; но сколько различается лежащий на боку от стремящегося сказанным образом, столько различаемся и мы от Павла. Он каждодневно умирал, каждодневно приобретал славу; не было случая, не было времени, когда бы его стремление не увеличивалось; он хотел восхитить, а не получить награду, потому что таким образом можно и получить ее. На небе пребывает Тот, Кто дает награду; на небе уготована награда.
«Во Христе Иисусе». Смотри, как хорошо рассуждает (апостол). «Во Христе Иисусе», – говорит, я делаю это (т. е. стремлюсь к почести). Без Его содействия нельзя пройти такого пространства: для этого потребна великая помощь, великое содействие. Богу угодно, чтобы ты подвизался на земле, а венец получил на небе, не так, как здесь: земной венец дается на месте подвига, а тот венец дается в месте светлом. Да не видите ли, что и здесь тех борцов и наездников, которых особенно отличают, не увенчивают на зрелище, внизу; но наверх призвав, там царь венчает их. Подобным образом и ты получишь награду на небе.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 13-14 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе
Апостол уверяет также, что он всегда старое забывает и простирается вперед. Этим он научает, что на прошедшее не нужно обращать внимания, а следует стремиться к будущему, так, чтобы то, что сегодня считалось совершенным, завтра, в устремлении к лучшему и возвышеннейшему, признавать несовершенным.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 13-14 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе
Иные утверждали, что слова забывая заднее сказаны о житии подзаконном. Но я думаю, что апостол сказал это о трудах проповеди, - потому что в его обычае делать отступления и к поучениям нравственным примешивать догматические. Потому он говорит: забываю прежние труды, усердно же поспешаю простираться вперед; у меня одна цель - воспользоваться предлежащими наградами, а это есть Царство Небесное. И награду назвал он почестью.
Варсонофий Великий, прп. (†563)
Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед
Во всякое время, если возможет человек отсечь свою волю во всем и иметь смиренное сердце, и смерть всегда пред глазами, то может спастись благодатью Божиею; и где бы он ни был, им не овладеет боязнь, ибо такой задняя забывает, а в предняя простирается. Поступай так и будешь спасен Богом беспечально.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Братия, я не почитаю себя достигшим
Так как прежде он много похвалил филиппийцев, теперь, смиряя их помыслы, он говорит: и я, учитель ваш, еще не считаю себя достигшим полного совершенства: подобно тому, как если бы кто о бегущем сказал, что он еще не пробежал всей дистанции. Как же он говорит в другом месте: течение совершил (2Тим. 4:7). Но это он сказал в виду смерти.
а только, забывая заднее и простираясь вперед
Делаю, говорит, одно, стремлюсь к одному только, чтобы всегда двигаться вперед. Я забываю совершенные мной дела и оставляю их позади, и о них вовсе не вспоминаю, и таким образом стремлюсь вперед, к тому, чего у меня еще недостает. Потому что тот, кто думает, что совершил уже поприще, тот останавливается, как бы уже все исполнил. Что же значит простираясь? Это значит стараться схватить что-нибудь, прежде чем достиг, значит упреждать ноги, хотя бегущие, остальным телом, наклоняясь вперед, что происходит От великого усердия.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Ст. 13-14 Братие, аз себе не у помышляю достигша: едино же, задняя убо забывая, в предняя же простираяся, со усердием гоню, к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе
Аз себе не у помышляю достигша. «Сие говорит Апостол высоко думающим о своих сделанных уже успехах, смиряя их высокое о себе мнение» (блаженный Феодорит). «Ничто так не делает тщетными наших добродетелей и не надмевает нас, как памятование о соделанном нами добре. Оно производит двоякое зло: делает нас беспечнейшими и гордыми. Посему-то Павел, знавший, что природа наша очень наклонна к беспечности, и много похваливший филиппийцев, смотри, как удерживает их от гордости; сверх многих других, предложенных выше, особенно настоящими словами. Ибо что говорит Он? Братие, аз себе не у помышляю достигша; но если и Павел еще не достиг и не совершенную имеет уверенность в своем (славном) воскресении, то едва ли возможно сие для тех, кои не совершили и малейшей части его добродетелей. Апостол говорит здесь: я еще не почитаю себя достигшим полного совершенства; я еще не все совершил. Правда, в другом месте говорит он: подвигом добрым подвизахся и прочее (см. 2Тим. 4:7), а здесь: не у помышляю достигша; но, кто прочитает сии два места, тот поймет причину тех и других слов: эти слова сказаны гораздо прежде, а те пред кончиною. Не у помышляю, говорит, достигша, но об одном только думаю, о том, чтобы простираться вперед; ибо это значат его слова: задняя забывая, в предняя же простираяся, гоню к цели. Смотри, как он ясно показал сими словами, что побуждало его простираться вперед. Так, кто думает о себе, что он уже совершен и что нет у него никакого недостатка для полноты добродетели, тот и перестает стремиться, как достигший всего; напротив, кто думает, что он еще далек от цели, тот никогда не перестанет стремиться к ней. Сие и мы всегда должны помышлять, хотя бы мы совершили и весьма много доброго; ибо если Павел, после бесчисленных смертей, после тольких бед, так помышлял о себе, то тем более мы. Я не упал духом, говорит Апостол, и не пришел в отчаяние оттого, что, совершивши такое поприще, не достиг, но еще стремлюсь, еще подвизаюсь. Я имею в виду только то, как бы успеть действительно. Так надобно поступать и нам, забывать добрые дела! и оставлять оные позади себя. Скороход думает не о том, сколько он поприща пробежал, но о том, сколько ему остается еще. И мы будем помышлять не о том, сколько совершили добрых дел, но о том, сколько еще остается нам совершить. Ибо: что пользы от того, что мы сделали, когда еще остается что-либо недоделанным? И Апостол не сказал: не помышляю, не помню, но: забывая, – дабы сделать нас внимательнее. Поелику мы тогда делаемся ревностнейшими, тогда все усердие прилагаем к тому, что еще не сделано, когда сделанное предаем забвению. Когда простираемся, значит, стараемся взять что-либо прежде, нежели достигли. Ибо кто простирается, тот старается упредить свои ноги, еще бегущие, остальными частями тела протягиваясь вперед и простирая свои руки. Но это происходит от великого усердия и от усиленного желания. Так-то надлежит стремиться. – На небе пребывает Тот, Кто дает награду; на небе уготована награда. Смотри, какое пространство: его-то нужно пробежать; смотри, какая высота: туда надо возлететь на крыльях духа; ибо иначе нельзя пролететь сквозь эту высоту. – Приучи ноги твои ступать твердо: ибо много мест скользких, и если ты упадешь, то много потеряешь; впрочем, если и упадешь, вставай, поелику и в таком случае можно победить. Никогда не ступай на предметы скользкие, и ты не упадешь; беги по местам твердым, к небу голову, к небу и глаза. – Вверх взирай, где находится награда: самый вид награды усиливает решимость. Страх мучений не дает чувствовать усталости, и долгий путь представляется коротким. Какая же это награда? Не финиковая ветвь, но что? Царство Небесное, вечный покой, слава со Христом и бесчисленные блага, каких невозможно выразить словом» (святой Златоуст).
К этой воодушевленной речи святого Златоуста нечего прибавить к должному пониманию сих текстов. Одно замечание – о переводе: со усердием; по-гречески стоит: κατὰ σκοπὸν. – Σκοπος, – мета, до которой должны были бежать взявшиеся перегонять друг друга, и в которую они впиваются глазами, и все силы к ней напрягают, чтобы скорее других достигнуть. Гоню к этой мете, или по этой мете; по ее указанию, по тому направлению, где она стоит. К почести – по-гречески стоит: επι βραβεῖον . – Βραβειον – то же, что у нас теперь на бегах приз. Επι – означает: из-за чего Апостол, применяясь к обычаям ристалищным, говорит: гоню к мете из-за такой-то награды. Какая же награда? – Вышнее звание Божие о Христе Иисусе. А это что? Царство Небесное. –Стремится Апостол не к Царству, а к некоей мете, до коей если достигнет, то получит Царство Небесное, или, по ходу речи, сподобится славного воскресения. Мета же какая? Совершенство христианское духовное, которое состоит в очищении естества нашего от греха и страстей подвигами самоумерщвления и перенесением невольных скорбей, делающих подвижника и борца причастником целительных страстей Христовых. Кто достигнет этой меты, тому принадлежит Царство Небесное. Ибо туда не войдет ничто нечистое. К этому направлена вся экономия нашего спасения, – чтобы, то есть, снабдить нас всем нужным к достижению ее. Ради приобщения страстям Христовым, – благодать Святаго Духа осеняет приобщившегося. И становится он весь проникнут и объят огнем Его, как разгоревшийся металл. Это образ чистого или бесстрастного. Ему и славное воскресение с Царством Небесным.
Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном
Марий Викторин (†IVв.)
Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед
Из этого филиппийцам следовало понять, как они далеки от благодати освобождения, поскольку даже сам Павел, непрестанно терпевший столь многие Христовы страдания: побои, заточение, травлю дикими зверями и прочие тягостные муки, - все же не считал, что уже достиг Христа, поскольку он до сего времени был жив.
Комментарий на Послание к Филиппийцам
Тут даны два установления для того, ктособирается всю оставшуюся жизнь провести в христианском благочестии… Во-первых, не помнить все заднее, пусть даже прежде он поступал хорошо и правильно… Во-вторых, как бы заново следовать тому, чего он держался доныне, и при этом жить согласно правилам христианским, и всегда к ним стремиться, соблюдая их до самого смертного часа, дабы стяжать награду.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед
Cм. Толкование на Фил. 3:12
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
12. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус.
13. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,
14. стремлюсь к цели, к почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе.
Начертавши кратко полный путь спасения о Христе и определивши свое отношение к Нему, Апостол говорит, что сей путь не совершен еще им в полноте и совершенстве, но он стремится совершить его, чтобы в свое время явиться ко Христу и быть едино с Ним, как Он Сам объединился с ним, достигнув его ума, сердца и всего существа, обративши Савла к Себе во время его пути в Дамаск, куда он шел для преследования Христиан, в чем можно было видеть великое отдаление его от Христа, Который, не смотря на это, достиг Савла.
Но изъяснению св. Иоанна Златоуста, Апостол говорит как бы так: «если я совершу все подвиги, то и воскресения Его достигну и восстану со славою. Теперь, говорит, я еще не достиг сего: гоню же, аще и постигну. Жизнь моя еще в подвигах, я еще далек от цели, еще не близок к наградам... Не сказал: бегу, но: гоню, – и справедливо. Ибо знаете, с каким усилием стремится гонящий (на ристалищах): он не смотрит ни на кого, с великим напряжением отталкивает всех препятствующих, и ум, и взоры, и силу, и душу, и тело устремляет к одному, ничего не имея другого в виду, кроме последней меты. Если же Павел, так гонящий, столько пострадавший, говорит еще: аще постигну, – то что можем мы, лежащие на боку? Далее, желая показать, что это составляет обязанность, Апостол говорит: о немже и постижен бых от Христа Иисуса. Апостол выразил сим и ревность Бога, хотящего постигнуть нас, и наше отвращение от Него. Я был из числа погибающих, но Бог спас меня: ибо Он преследует нас, убегающих от Него с великою стремительностию». «Не у помышляю достигша, но об одном только думаю, чтобы простираться вперед; ибо это значат его слова: задняя забывая, в предняя простираюся, гоню к цели. Смотри, как он ясно показал, что побуждало его простираться вперед. Так, кто думает, что он совершен и что нет у него никакого недостатка для полноты добродетели, тот и перестает стремиться, как достигший всего; напротив, кто думает, что он еще далек от цели, тот никогда не перестает стремиться к ней». «На небе пребывает Тот, Кто дает награду. Смотри, какое пространство! его то нужно пробежать. Приучи ноги свои ступать твердо. Никогда не вступай на предметы скользкие. Вверх взирай, где находится награда; самый вид награды усиливает решимость. Страх мучений не дает чувствовать усталости, и долгий путь представляет кратким. Какая же это награда? Не финиковая ветвь, но что? Царство небесное, вечный покой, слава со Христом и бесчисленные блага, коих невозможно выразить словом». «Применяясь к обычаям ристалищным, Апостол говорит: гоню к мете из-за такой то награды (приза). Какая же награда? Высшее звание Божие. А это что? Царство небесное. Мета же какая? Совершенство духовное, состоящее в очищении от греха и страстей – подвигом самоумерщвления и невольных скорбей. Ибо туда не войдет нечистое. Ради приобщения Христовым страстям, благодать осеняет приобщившегося. И становится он, как разгоревшийся металл. Ему и славное воскресение с Царством Небесным» (преосвящ. Феофан).
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
3.12 Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
3.13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,
3.14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
3:12–14. В предубеждение самообольщения других, святой Павел и про себя самого говорит, что и он еще не достиг полного христианского совершенства, чтобы самообольщенно ожидать славной награды в воскресении. Нет, он энергично стремится, гонится к совершенству, как цели христианской жизни (ср. Мф. 5:48), для достижения которой он и призван был Христом Иисусом не как Апостол, а как христианин, которому указан в самоотвержении путь ко Христу (см. Мк. 8:34). Он не считает себя достигшим этой цели, он к ней гонится, стремится, забывая все, чего уже достиг, чтобы это не мешало ему стремиться вперед к к цели, к совершенству, назначенному целью для земной жизни христианину, чтобы за это получить в награду (почесть) высшее звание о Христе Иисусе – Царство Небесное, или славное воскресение. Так святой Павел заповедует думать и всем стремящимся к спасению.Николай Петрович Розанов (†1941)
Но все, что могло особенно прославить его, если бы он остался неверующим во Христа, он признал для себя чистым вредом (ξημίαν), потому что уверовал во Христа (διὰ τὸν Χριστὸν), а утверждению его в этой вере, конечно, немалой помехой служили его прежние теократические преимущества (Фил. 3:7). Это объяснение апостол повторяет и в отношении к настоящему времени: апостол и теперь познание, ясное разумение Господа Иисуса Христа (и своего собственного положения) считает несравненно выше тех теократических преимуществ, которых истинного значения апостол, пребывая в Иудействе, не понимал, и о которых он жалеет настолько же, насколько жалеет о попираемом его ногами соре. Апостол, единственно, заботится о том, чтобы совершеннее сблизиться со Христом, приобрести Его вполне и таким образом пребывать в Нем не с прежней своей, согласной с законом, праведностью, а с оправданием, которое дается Самим Богом через веру в Иисуса Христа. Это пребывание во Христе возможно только на основании веры (ἐπὶ τῆ πίστει), когда человек, так сказать, на ней покоится. А пребывать во Христе, обрестись в Нем, апостол желал бы для того, чтобы 1) достигнуть полного познания о Нем и, главным образом, познать великую силу и значение Его воскресения из мертвых 2) чтобы вступить в общение со Христом в Его страданиях т. е. претерпеть те же скорби, какие Христос терпел от грешников и, таким образом, 3) умереть подобным Ему образом т. е. умертвить в себе ветхого человека. За это он будет, подобно Христу, воскрешен к величию, хотя апостол, по свойственному ему смирению, говорит об этом только предположительно (аще како достигну). Впрочем, он не хочет сказать, что ему уже удалось достигнуть этого совершенного познания о Христе: он только ревностно стремится удержать рукою нравственное совершенство, так как (ἐφ᾿ ᾧ) сам он уже удержан совершенным (Христом). И, вообще, он никогда не обращает внимания на собственные успехи в деле христианского своего развития: подобно бегущему на ристалище, он смотрит только вперед, не оглядываясь назад, и бежит для получения уготованной победителям награды (Фил. 3:8-14).