Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Ты истребишь плод их с земли и семя их – из среды сынов человеческих,
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих
Плод их от земли погубиши, то есть лукавые слова и помышления. А это — их злоумышления, которые уничтожены воскресением, а также учения и безбожные определения, которые, по кончине их, Бог, как благий, предаст погибели. И семя их от сынов человеческих. Благодетельно и то, чтобы освободиться от грехов и лукавых помышлений. Ибо лукавый помысл — семя греха.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 10-11 Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего: Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь. Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих
Не трудно Тебе, говорит Пророк, разжечь их на подобие печи, и как удобовоспламеняемое вещество истребить огнем, не их только, но и потомков их (ибо потомков наименовал и «семенем» и «плодом»), чтобы изгладилась всякая память о них. Сказал же: «во время лица» вместо: во время гнева Твоего, когда заблагоразсудишь совершить это, и признаешь время благопотребным к наказанию.
Евфимий Зигабен (†1118)
Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих
Сими словами предсказывает Давид имевшую постигнуть врагов Божиих погибель и исчисляет виды наказаний, которым они имели подвергнуться. Когда, говорит, они испытают Божий гнев, тогда смутятся со всех сторон от недоумения и сгорят. Плоды на полях их истлеют; и семя их, то есть, дети их исчезнут с земли и из среды людей.
Заметь, что в одной псалтири я нашел так: Господи! во гневе Твоем смятешь их.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих.
Сим обстоятельством увеличивает Давид зельность гнева Божия на нечестивых: понеже де и на самых сынов их распространится. Сия часть учения весьма часто употребляется в Священном Писании, что Бог налагает казнь не токмо на первых виновников злодеяний, но преносит оную и на детей, даже до третьяго и четвертаго рода. При всем том нельзя сказать, что Он, поступая таким образом, безразсудно смешивает невинных с повинными: но понеже семя нечестивых, которое Он, по праведным судьбам, лишил благодати Своея и соделал сынами гнева Своего, проклято есть и предопределено на погибель, для того не меньше на сынов, как и на отцов праведный гнев Его простирается. Кто бо состязаться с Ним дерзнет, ежели милость Свою, в которой содержит Он рабов Своих, отимет у недостойных? Ибо и тем и другим образом доказывает, коль любезно и драгоценно Ему царство Христово, то есть, что и к потомкам верных продолжает милость Свою даже до тысящи родов, и на нечестивых изливает гнев Свой до третьяго и четвертаго рода.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.11 Ты истребишь плод их с земли и семя их – из среды сынов человеческих,
«Потомков наименовал семенем и плодом», говорит бл. Феод. По св. Афан., под плодом здесь разумеются «лукавые слова и помышления Иудеев, злоумышления их, уничтоженные воскресением, также учения и безбожные определения, которые по кончине их, Бог, как благий, предаст погибели, а под семенем – лукавые помыслы».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 8-12 Яко царь уповает на Господа, и милостию вышняго не подвижится. Да обрящется рука твоя всем врагом твоим, десница твоя да обрящет вся ненавидящыя тебе. Яко положиши их яко пещь огненную во время лица твоего: Господь гневом своим смятет я, и снесть их огнь. Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих. Яко уклониша на тя злая, помыслиша советы, ихже не возмогут составити
Так как царь всегда надеется на Бога, то и милости Его не будет лишен, а потому рука Божественная будет направляться и против всех тех, кто явится противником царя, а тем самым и его покровителя - Бога. Враги его будут уничтожены как бы в печи огненной, посевы их истреблены, дети избиты, и ни один из их планов против Давида не будет осуществлен. Очевидно, блестящая победа Давида над могущественными врагами наполнила его душу необыкновенной радостью, ликованием; в этой победе Давид и его народ видели залог своей непобедимости и в будущем.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Ст. 9-13 Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе. Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего: Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь. Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих. Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, ихже не возмогут составити. Яко положиши я хребет: во избытцех Твоих уготовиши лице их
Народ обращается к самому царю-победителю и выражает желание, чтобы, при помощи Божией (Господь гневом и пр.), удалось ему истребить и остальных врагов его, замышляющих недоброе против него.
Всем врагом: «да найдет рука Твоя всех врагов Твоих», т.е. для наказания их. Яко пещь – страх и бедствия, которыми Ты поразишь, должны в них гореть как огонь в печи, так что они похожи на печь огненную, ср. также 2Цар. 12:31. Во время лица, т.е. когда Ты обратишь против них гневное Твое лице. Плод их – потомство, дети. Уклониша – они наклонили зло над тобою, чтобы бросить на тебя, на твою голову. Во избытцех мы относим к яко положиши я; избытки – оставшиеся верными царю, верный ему народ; от этой-то верной Давиду части народа, во время войны, враги должны будут обратиться в бегство; и царь тогда восстановит лице своих верных (уготовиши), т.е. снова сделает их радостными и веселыми. Я – врагов. Положиши хребет – обратиши в тыл, в бегство. Их относится к избыткам. Другие толковники под избытками разумеют оставшихся не убитыми победителем врагов, чтобы таким образом восстановить еще лице врагов в их потомстве, не совершенно истребить их.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Принято в настоящее время относить этот псалом к разряду псалмов чисто-исторических. В нем видят отклик на блестящую победу Давида над сиро-аммонитским союзом, и в венце, упоминаемом в ст. 4-м (Пс.20:4), усматривают указание на тот венец царя Раввы аммонитской, который взял Давид и возложил на главу свою (2Цар.12:30). Однако нельзя не согласиться с мнением арх. Иринея, что такое понимание "много унижает ту честь, которую присваивает здесь Дух Святой царству Израилеву, беседуя в этом псалме о вековечном благоденствии его", как не согласуется и с параллельным ст. 6-м (Пс.20:6) по силе и значению своему. По нашему убеждению, псалом двадцатый лучше признавать псалмом типологически-мессианским. Указанная победа Давида, конечно, могла служить к написанию этого псалма, но только – как повод к составлению, как некоторая историческая канва, на которой и вырисовывались псалмопевцем те или другие черты и признаки грядущего Царства Христова, Того Мессии, чаянием Которого жил и спасался Ветхий Завет.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих
Под плодом разумеются все последствия жизни и деятельности нечестивых и плоды трудов их, а под семенем их – все потомство их, которое за грехи и беззакония отцов и дедов подвергнется заслуженной ими участи, обречено будет на погибель. В пророческом смысле слова сего стиха указывают на тех потомков еврейских, которые, воспротивившись Господу Иисусу Христу, сделались врагами Божиими и богоубийцами и за то истреблены были огнем, мечем и голодом в то время, когда посетил их Господь, чрез римлян, за ругательство над тайною воплощения Сына Божия.