Скрыть
Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Не отвержи мене во время старости. Старостью именует здесь немощь. Посему говорит так: да не будет, Владыко, такого времени, в которое оказался бы я немощным. А потому молится о том, чтобы никогда не терять ему упования на Христа, потому что Он наша крепость. Внегда оскудевати крепости моей, не остави мене. Если мне, как человеку, и случится когда согрешить, не оставь меня, Господи, за грех, но воззови снова, как человеколюбец.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене». Прошу о том, чтобы и ныне пользоваться мне тем же промышлением, каким пользовался в юности, и умоляю о том, чтобы и в самой старости не быть мне оставленным без Твоей попечительности. Поелику исшествие из Египта наименовал юностию, то старостию назвал время пленения; потому что между тем и другим протекло много времени.

Евфимий Зигабен (†1118)

Не отвержи мене во время старости.

Боже, говорит, от юности моей бывший мне помощником, не отвергни меня во время старости. Ибо я уже состарился от долговременного пребывания в вавилонском плену. Правдоподобно, что эти слова сказаны пророком от лица старейшин народа. Известна всем старость тела, старость же души есть грех.

Внегда оскудавати крепости моей, не остави мене.

Это полустишие относится к объяснению предыдущих слов, разуметь ли старость души или тела.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене

Понеже выше сказал, что Бог не токмо был покровителем в юности его, но и питателем во младенчестве, и хранителем во все течение жизни: сего ради ныне, старостию удручен быв, повергает себя в отеческое недро Его. Ибо чем больше оскудевают наши силы, тем большую имеем нужду прибегать к Богу и надеяться на Его помощь. Разум слов есть таковый: Господи! Ты, Который во цвете юности хранил меня здрава и цела, ныне уже увядшаго и истощеннаго не остави мене. Я требую Твоея помощи: изнеможение мое да преклонит Тебя к милосердию. Из сего стиха не без причины заключают толковники, что в сем псалме Давид имеет слово о злом умысле Авессалома. В самом деле, ужасное оное и печальное позорище было причиною того, что не токмо простой народ, или глупая чернь, но и самые постоянные люди отвращали очи от него, яко от некоего чудовища, между тем как сын, согнав отца с престола, искал в пустынях убить его.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене

И да не оставит теперь в старости того, кто с детства был привержен к Нему!

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 9-11. Не отве́ржи мене́ во вре́мя ста́рости: внегда́ оскудева́ти крепости мое́й, не оста́ви мене́. Я́ко реша врази́ мои́ мне, и стрегу́щiи ду́шу мою́ совеща́ша вку́пе, глаго́люще: Бо́г оста́вил е́сть его́, пожени́те и ими́те его́, я́ко несть избавля́яй

Псалом 70-й, по его содержанию, можно назвать просительной беседой псалмопевца с Богом, (лично именно его, заслоненного в надписании, можно думать – по смирению его, родовым обозначением всей фамилии их), беседой задушевной, сыновне-преданной и глубоко прочувствованной; и потому тоже не так легко он поддается разделению на части, как и вся, основная масса разобранных нами подобного типа псалмов.
Часть вторая (9–18а), в коей – и в начале, и в конце – писатель псалма говорит о своей старости, содержит в себе особенно усиленные моления, даже вопли его к Богу – о помощи: „Боже мой, не удались от меня: Боже мой, в помощь мою внемли‟. Видится, то был в жизни его перелом, когда Господь как бы задержал Свою милующую и охраняющую руку к нему, чем и воспользовались, злорадствуя, его враги, призывая один другого: „пожените и возьмите его, ибо нет у него Избавителя‟.  

Разум слов сих такой: Господи! Ты, Который во цвете юности хранил меня здрава и цела, ныне уже увядшего и истощенного не оставь меня. Я требую Твоей помощи: изнеможение мое да преклонит Тебя к милосердию... Ибо вот, враги мои уже думают, что Ты – оставил меня, и, издеваясь надо мной, совещаются, как отнять у меня, стерегомую ими, душу мою...

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 9–11 Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене. Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе, глаголюще: Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляяй

Псалмопевец, выразив упование свое на Бога, какое имел он в прошедшем, во дни юности его, от самого рождения своего (ст. 5-6), теперь умоляет Господа Бога не оставить его и в будущем, во дни приближающейся к нему старости. Господи Боже мой, говорит он, Ты был мне помощником от юности моей, не отвергни меня и во время старости моей, когда будут умаляться силы мои, не оставь меня. А далее он жалуется на врагов своих, которые, домогаясь погибели его, все заодно совещались преследовать и схватить его и при этом говорили, что Бог оставил его и нет у него более никакого заступника. Горько было св. Давиду выслушивать такую клевету и лживую молву, умышленно распространяемую о нем, что он будто бы, за нечестие его, отвержен Богом. И вот он говорит. Господи! Теперь я более чем когда-либо нуждаюсь в Твоей помощи и заступлении, потому что враги мои стали говорить обо мне, и злоумышляющие на жизнь мою советуются между собою, говоря: Бог оставил его, преследуйте и схватите его, потому что уже некому теперь избавлять его.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible