Богопочитание

Богопочита́ние — сово­куп­ность внеш­них и внут­рен­них форм выра­же­ния дове­ри­тель­ного и бла­го­го­вей­ного отно­ше­ния к Богу.

***

Когда именно воз­никла тра­ди­ция почи­тать Бога?

Тра­ди­ция почи­тать Бога воз­никла на самом раннем этапе исто­рии суще­ство­ва­ния чело­века. Пер­во­на­чально она выра­жа­лась в над­ле­жа­щем обще­нии с Богом, в доб­ро­со­вест­ном испол­не­нии Его про­из­во­ле­ний.

После изгна­ния пра­ро­ди­те­лей из Рая в каче­стве одной из важ­ней­ших форм бого­по­чи­та­ния утвер­ди­лись жерт­во­при­но­ше­ния. Так, о Каине сооб­ща­ется, что он принёс дар Гос­поду от плодов земли (Быт.4:3), а об Авеле, что он принес от пер­во­род­ных стада своего и от от тука их (Быт.4:4).

Впо­след­ствии жертвы Еди­ному и Истин­ному Богу при­но­сили Ной, Авраам и другие вет­хо­за­вет­ные пра­вед­ники. Кроме того одной из ста­рей­ших и вместе про­стей­ших форм выра­же­ния почте­ния к Богу явля­лись молитвы, в том числе бла­го­дар­ствен­ные и хва­леб­ные, и поклоны. Так Авраам покло­нился трём стран­ни­кам, в образе явле­ния кото­рых Цер­ковь видит явле­ние Еди­но­тро­ич­ного Бога (Быт.18:2).

Во вре­мена Моисея был уста­нов­лен целый ряд рели­ги­озно-пра­во­вых и обря­до­вых норм, посред­ством испол­не­ния кото­рых вет­хо­за­вет­ный Изра­иль чтил Гос­пода и участ­во­вал в обще­нии с Ним. Одним из важ­ней­ших эле­мен­тов в этом деле стало стро­и­тель­ство скинии, а затем — Храма.

Между тем все внеш­ние про­яв­ле­ния бого­по­чи­та­ния должны были иметь осно­вой внут­рен­нее, и им сопро­вож­даться. Прежде всего Гос­подь ожидал от чело­века почи­та­ния в разуме и сердце: «Жертва Богу — дух сокру­шен­ный; сердца сокру­шен­ного и сми­рен­ного Ты не пре­зришь, Боже» (Пс.50:19).

Церкви Хри­сто­вой также известны формы внеш­него и внут­рен­него бого­по­чи­та­ния. Причем, для хри­сти­а­нина внеш­нее немыс­лимо без внут­рен­него. Это и уча­стие в хра­мо­вом бого­слу­же­нии, и мис­си­о­нер­ская дея­тель­ность, и уча­стие в прочих бого­угод­ных делах во славу Отца и Сына и Свя­того Духа.

Для чего необ­хо­димо внеш­нее и внут­рен­нее бого­по­чи­та­ние?

Бог без­мерно обла­дает всеми воз­мож­ными бла­гами и совер­шен­ствами, ни в чём не имеет недо­статка и нужды. Стало быть, в бого­по­чи­та­нии нуж­да­ется не Бог, а чело­век.

Но почему? Потому что, чтя Бога, чело­век пре­бы­вает в пра­виль­ном к Нему отно­ше­нии, а значит и в пра­виль­ном отно­ше­нии к соб­ствен­ной жизни. Как резуль­тат, при содей­ствии бла­го­дати он дости­гает того, чего тре­бует Творец, стя­жает спа­се­ние, вечное бла­жен­ство, вечный покой.

По высо­кому счёту внут­рен­нее почи­та­ние Бога выра­жа­ется в любви к Нему и к ближ­нему. Внеш­нее же почи­та­ние, совер­ша­е­мое от сердца, обна­ру­жи­вает внут­рен­ний настрой. При этом внеш­нее бого­по­чи­та­ние спо­соб­ствует внут­рен­нему пре­об­ра­же­нию чело­века, боль­шему внут­рен­нему устрем­ле­нию к Гос­поду и еди­не­нию с Вла­ды­кой владык.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки