Пророчества Михеина чтение. [Глава 4]: |
1. Пророчества Михея чтение |
Тако глаголет Господь: от Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима, и судит посреди людей многих, и обличит языки крепкия даже на долзе, яко вси людие пойдут кийждо своим путем, мы же пойдем именем Господа Бога нашего в век. | Так говорит Господь: От Сиона выйдет закон и слово Господне – из Иерусалима. И будет Он судить посреди народов многих, и обличит сильные племена до [земли] дальней. Ибо все народы будут ходить каждый путем своим; мы же будем ходить во имя Господа Бога нашего вовек. |
Тако глаголет Господь Вседержитель: услышите холми суд Господень, и дебри основания земли, яко суд Господеви к людем Его, и со Израилем сопрится, глаголя: людие Мои, что сотворих вам; или чим опечалих вас? Отвещайте Ми: зане возведох вы от земли Египетския, и из дому работы избавих вас, и послах пред лицем вашим Моисеа и Аарона и Мариям. Людие Мои [помяните убо], что совещаша на вас сопротивнии; кто возвести тебе? Возвестих бо тебе, человече, что добро, или что Господь ищет от тебе, разве творити суд, и любити милость, и готову быти, еже ходити с Господем Богом твоим; зане в крепости возвеличится Господь, и упасет стадо Свое в мире, даже до конец земли. | Так говорит Господь Вседержитель: Выслушайте, холмы, (суд Господень), и ущелья, основания земли: потому, что суд у Господа с народом Своим, ибо Он будет состязаться с Израилем, говоря: Народ Мой! Что сделал Я тебе, или чем огорчил тебя, [или чем обеспокоил тебя]? Ответь Мне. Ибо Я вывел тебя из земли Египетской, и из дома рабства искупил тебя, и послал перед лицом твоим Моисея, и Аарона (и Мариам). Народ Мой! (Вспомни-ка), что замыслили против тебя противники? Не возвещено ли тебе, человек, что – добро? И что Господь ищет от тебя – только одного: творить правосудие, любить милость и быть готовым ходить пред Богом твоим? Потому в силе возвеличится Господь и будет пасти стадо Свое в мире до концов земли. Мих 4:2Б–3А, 5; 6:2–5; 8; 5:4 |
Пророчества Исаиина чтение. [Глава 55]: |
2. Пророчества Исаии чтение |
Тако глаголет Господь: жаждущии идите на воду, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите, пийте без сребра и цены, вино и тук. Яко тако глаголет Господь Вседержитель вам: людие Мои, почерпите воду с веселием от источник спасения. И речеши в день оный: воспойте Господеви, призовите имя Его, возвестите во языцех славная Его: помяните, яко вознесеся имя Его. | Так говорит Господь: Жаждущие! Идите [все] к воде; и все вы, кто не имеет серебра, приступив, купите и вкусите, и испейте без серебра и без платы вино и тук. Ибо так вам говорит Господь Вседержитель: «Народ Мой! Зачерпните воду с весельем из источников спасения!» И скажешь в день тот: «Воспевайте Господа, возглашайте имя Его; возвещайте среди племен славу Его; напоминайте, что вознесено имя Его!» |
Людие Мои, услышите Мене, и снесте благая, и насладится во благих душа ваша. Внушите ушима вашима, и последуйте путем Моим. Услышите Мене, и жива будет во благих душа ваша, и завещаю вам завет вечный, и призовите. Внегда же аще приближитеся Мне, да оставит нечестивый пути своя, и муж беззаконный советы своя, и обратитеся ко Мне, и помилую вас, и оставлю грехи ваша. | Народ Мой! Послушайте Меня и вкусите блага, и насладится среди благ душа ваша. Внемлите ушами вашими и последуйте путям Моим; послушайте Меня, и будет жить среди благ душа ваша, и заключу с вами завет вечный, и будете призывать Меня; когда же будете приближаться ко Мне, пусть оставит нечестивый пути свои, и человек беззаконный – замыслы свои; и обратитесь ко Мне, и помилую вас, и прощу грехи ваши. |
Не суть бо совети Мои, якоже совети ваши, ни якоже путие ваши, путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и умышления ваша от умышления Моего. Якоже бо аще снидет дождь, или снег с небесе, и не вратится оттуду, дондеже упоит землю, и израстит, и прозябнет, и даст семя сеющему, и хлеб в снедь: Сице будет глагол Мой, иже аще изыдет из уст Моих, не возвратится ко Мне тощ, дондеже скончает вся, елика восхотех, и исправлю пути твоя, и заповеди Моя. С веселием бо изыдете, и с радостию научитеся: горы бо и холми скочат, чающе вас в радости, и вся древа сельная восплещут ветвьми. И вместо драчия взыдет кипарис, вместо же кропивы взыдет мирсина: и будет Господь во имя, и в знамение вечное, и не оскудеет, глаголет Господь Бог Святый Израилев. | Ибо замыслы Мои – не как ваши замыслы, говорит Господь. Но как отстоит небо от земли, так отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваши – от мысли Моей. Ведь как если сойдет дождь или снег с неба, и не отклонить его оттуда, доколе не он напоит землю, и она начнет родить и произращать, и даст семя сеющему, и хлеб в пищу, – таким будет слово Мое, которое, если выйдет из уст Моих, не возвратится ко Мне тщетным, доколе не исполнит все, что Мне угодно, и осуществлю пути Мои и заповеди Мои. Ибо вы с весельем выйдете и в радости научены будете: ведь горы и холмы будут скакать, принимая вас с радостью, и все деревья в поле рукоплескать ветвями [своими]. И вместо вереска вырастет кипарис, а вместо крапивы возрастет мирт; и будет Господь во имя и в знамение вечное, (и не оскудеет) – говорит Господь Бог, святой Израилев. Ис 55:1; 12:3–4; 55:2–3, 6–13 |
Притчей чтение. [Глава 9]: |
3. Притчей чтение |
Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь. Закла Своя жертвенная, и раствори в чаши Своей вино, и уготова Свою трапезу. Посла Своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: Иже есть безумен, да уклонится ко Мне. И требующим ума рече: Приидите, ядите Мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие и живи будете, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении. Наказуяй злыя приимет себе безчестие, обличаяй же нечестиваго опорочит себе: обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе. Обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрший будет. Сказуй праведному, и приложит приимати. Начало премудрости страх Господень и совет святых разум: разумети бо закон помысла есть благаго. Сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота. | Премудрость построила себе дом, утвердила семь столбов, заколола свои жертвы и растворила в чаше своей вино и приготовила свою трапезу; послала своих рабов, созывая с возвышенною проповедью к чаше: «Кто неразумен, пусть повернет ко мне!» И скудоумным она сказала: «Придите, вкусите хлебы мои и испейте вина, которое я растворила вам; оставьте неразумие, и живы будете, и взыщите разума, чтобы пожить и достичь рассудительности в познании». Поучающий злых наживет себе бесславие, а обличающий нечестивого – опозорит себя. Не обличай злых, чтобы они не возненавидели тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; давай повод мудрому, и он будет еще мудрее; сообщай праведному, и он приложит внимание. Начало премудрости – страх Господень, и совет святых – разум; познать же Закон – свойство ума доброго: ведь таким образом проживешь ты долгое время и прибавится тебе лет жизни. Притч 9:1–11 |
Таже, ектениа: Рцем вси: и возглас. Таже: Сподоби Господи: Посем: Исполним вечернюю: |
На стиховне стихиры самогласны, глас 1.
|
Стихиры на стиховне самогласны, глас 1
|
Пятдесятницы наста дней преполовение, / в немже Христос обнажив маловидно Божественную силу, / разслабленнаго стягну словом, / того от одра возставив, / и боголепно чудотворяй в зданном теле, / человеком дарова вечный живот, / и велию милость. | Настала середина дней Пятидесятницы, / когда Христос, приоткрыв немного Свою божественную силу, / укрепил расслабленного словом, / с одра его подняв; / и, совершая подобающие Богу чудеса / в созданном из глины теле, / даровал людям вечную жизнь / и великую милость. |
Стих: Помяни сонм Твой, / егоже стяжал еси исперва. | Стих: Вспомни сонм Твой, / который Ты приобрёл от начала. Пс 73:2А |
Во святилище пришел еси, Премудросте Божия, преполовляющуся празднику, / уча и обличая непокоривыя иудеи, фарисеи и книжники, / и вопия со дерзновением к ним: / жаждай да грядет ко Мне, / и пиет воду животную, и не вжаждет во век: / веруяй Моей благости, / реки потекут из чрева его жизни вечныя. / О благости и благоутробия Твоего, / Христе Боже наш, слава Тебе! | Во святилище пришел Ты, Премудрость Божия, / на середине праздника, / уча и обличая непокорных Иудеев, фарисеев и книжников, / и взывая со дерзновением к ним: / «Жаждущий да приходит ко Мне / и пьет воду животворную, / и не будет жаждать вовек. / У верующего моей благости / потекут из чрева его реки жизни вечной!» / О благость и милосердие Твое, / Христе Боже наш, слава Тебе! |
Стих: Бог же, Царь наш прежде века, / содела спасение посреде земли. | Стих: Бог же, Царь наш прежде века, / соделал спасение посреди земли. Пс 73:12 |
Глас 2: Егда преполовение праздника наста, / взыде Иисус во святилище, / и учаше непокоривыя иудеи, глаголя: / жаждай да грядет ко Мне, / и пиет воду животную, вечную, и не вжаждется во век. / Веруяй в Мя, реки потекут из чрева его, / и имети будет свет животный. | Глас 2: Когда середина праздника настала, / взошел Иисус во святилище / и учил непокорных Иудеев, возглашая: / «Жаждущий да приходит ко Мне / и пьет воду животворную, вечную, / и не будет жаждать вовек. / У верующего в Меня / реки потекут из чрева его / и иметь он будет свет жизни!» |
Слава, и ныне, глас 8: Преполовившуся празднику, / учащу Ти, Спасе, глаголаху иудее: / како Сей весть писмена, не учився? / Не разумеюще, яко Ты еси / Премудрость устроившая мир, слава Тебе.
По Ныне отпущаеши: и по Отче наш: |
Слава, и ныне, глас 8: На середине праздника / когда учил Ты, Спаситель, / говорили Иудеи: / «Как Он знает Писания, не учившись?» / – не ведая, что Ты – Премудрость, устроившая мир, / слава Тебе! |
Тропарь, глас 8:Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / яко всем, Спасе, возопил еси: / жаждай да грядет ко Мне и да пиет. / Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе. |
Тропарь, глас 8На середине праздника / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: / «Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». / Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе! |
Таже иерей: Премудрость. И отпуст по обычаю.
На Повечерии святаго рядоваго поем стихиры, и канон. Кондак праздника. На Полунощнице по 1-м Трисвятом тропарь праздника. По 2-м Трисвятом кондак праздника. Таже, Господи помилуй, 12. И отпуст. Молитвы заупокойныя: Помяни Господи в надежди: не глаголем. |
Ирмос: Моря чермную пучину, / невлажными стопами, / древний пешешествовав Израиль, / крестообразными Моисеовыма рукама, / Амаликову силу в пустыни победил есть. | Ирмос: Моря Красного пучину / не омоченными стопами / перейдя, древний Израиль, / крестообразно распростертыми Моисеевыми руками / Амаликово войско в пустыне в бегство обратил. |
Велия яже паче ума, Владыко, / Божественнаго Твоего воплощения, благодеяния сияют нам, / дарове же и благодати, и Божественныя светлости, / благодатно истекающия. | Великие, превышающие ум, Владыка, / благодеяния Твоего божественного воплощения сияют нам: / дары и милости, и божественные озарения, / благодатно изливающиеся. |
Пришел еси, Христе, светлости Божества испущая, / праздника посреде явленно: / праздник бо радостный спасаемых еси, / и спасения нашего ходатай. | Предстал Ты, Христе, / блистания Божества испуская, / посреди праздника явственно: / ибо Ты Сам – праздник спасаемых радостный / и спасение нам приносящий. |
Премудрость, правда, Господи, / и избавление у Бога Ты был еси нам, / от земли к небесной преводя высоте, / и Дух Божественный даруя. | Премудростью, праведностью / и искуплением, от Бога данным, / Ты, Господи, сделался для нас, / приводя от земли к небесной высоте / и Дух Божественный даруя. |
Плоть Твоя истления во гробе не виде, Владыко, / но яко составися кроме семене, тления не прият, / последованию естества, пресущественно не работавшая. | Плоть Твоя истления во гробе не увидела, Владыка, / но, как образовавшаяся без семени, / она распаду не приобщилась, / природному порядку сверхъестественно неподвластная. |
Другий канон, творение господина Андреа Критскаго, глас 8.
|
Другой канон, творение преп. Андрея Критского, глас 8.
|
Ирмос: Море огустил еси: | Ирмос: Море Ты сгустил: |
Языцы восплещите, евреи восплачите, / животодавец бо Христос, узы адовы расторже, / и мертвыя воскреси, и недуги исцели словом: / Сей есть Бог наш, давый жизнь верующим во имя Его. | Народы, рукоплещите, евреи, возрыдайте: / ибо жизни Податель, Христос, / узы ада расторг, / и мертвых воскресил, / и недуги словом исцелил; / Он – Бог наш, давший жизнь / верующим во имя Его. |
Чудо показал еси, воду в вино прешедшую, / во Египте реки преложивый, Владыко, в кровь, / и мертвыя воскресил еси, знамение сие второе скончав. / Слава, Спасе, несказанному Твоему совету: / слава истощанию Твоему, имже обновил еси нас. | Чудо показал Ты, Владыка, – / воду в вино претворившуюся, / реки во Египте превративший в кровь; / и мертвых воскресил, / это знамение второе совершив. / Слава, Спаситель, несказанному Твоему замыслу; / слава умалению Твоему, / которым Ты обновил нас. |
Струя приснотекущая сый, Господи, жизни истинныя, / Ты еси воскресение наше, / хотя трудился еси, Спасе мой, / и волею вжаждался еси, законом естества повинуяся, / и в Сихарь шед плотию, воды просил еси у самаряныни пити. | Поток вечно текущий жизни истинной, / Ты, Господи, воскресение наше, / по Своей воле утомился, Спаситель мой, / и добровольно жажду претерпел, / естества законам повинуясь; / и, в Сихарь придя во плоти, / у самарянки попросил воды испить. |
Хлебы благословил еси, рыбы умножил еси, непостижимый Боже, / и люди насытил еси независтно, / и источник приснотекущий, премудрость, жаждущим обещал еси. / Ты еси Спас Бог наш, / давый живот верующим во имя Твое. | Хлебы Ты благословил, / рыбы умножил, непостижимый Боже, / и людей насытил щедро, / и источник премудрости неиссякаемый / жаждущим обещал. / Ты – Спаситель, Бог наш, / давший жизнь верующим во имя Твое. |
Слава, Троичен: Три собезначальны славлю и сопрестольны, / Отца безначальна Бога, и Сына собезначальна, и Духа соприсносущна Сыну, / едино триипостасное Существо, / едино начало пребезначальное пою, / безначальнаго Божества и Существа чту. | Слава, Троичен: Трех равно безначальных и сопрестольных славлю: / Отца, безначального Бога, / и Сына столь же безначального, / и Духа, равного вечностью Сыну, / единое в трех Лицах Существо; / единое Начало, высшее всякого начала воспеваю, / почитаю безначального Божеством и естеством. |
И ныне, Богородичен: Едина вместила еси Зиждителя Твоего, Богородительнице, во чреве, / и плотию родила еси неизреченно, / и Дева пребыла еси, ничтоже девству осквернившуся. / Сего, Чистая, яко Сына Твоего и Бога непрестанно моли о стаде Твоем присно. | И ныне, Богородичен: Одна вместила Ты во чреве, / Божия Родительница, Создателя Твоего, / и по плоти родила Его неизреченно, / и Девою осталась, девства ничем не осквернив. / Его, Чистая, как Сына Твоего и Бога / непрестанно моли о стаде Твоем всегда. |
Катавасия: Море огустил еси, / погрузивый со оружием гордаго фараона, / и люди спасл еси немокренно Господи, / и ввел еси я в гору святыни, вопиющия: / поим Тебе Богу нашему песнь победную, яко прославися. | Катавасия: Море Ты сгустил, / погрузив с колесницами фараона хвастливого, / и спас народ, ног не омочивший, Господи, / и привел их на гору святыни, взывающих: / «Воспоем Тебе песнь победную, / Богу нашему, в битвах могучему!» |
Песнь 3.Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя Христе, зовущи: / Ты моя крепость Господи, / и прибежище, и утверждение. |
Песнь 3Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, взывая: / «Ты моя сила, Господи, / и прибежище, и утверждение!» |
Вод животворных Церкви источники отверзл еси, / аще кто жаждет, усердно да приходит и пиет, вопия, Блаже. | Вод животворных источники / Церкви Ты отверз, Благой, взывая: / «Если кто жаждет, / пусть с усердием приходит и пьет!» |
От земли убо на небо вознестися, проявленно глаголал еси: / с небесе же Духа послати обещал еси Святаго. | О вознесении от земли на небо / Ты открыто говорил, / с небес же обещал послать / Духа Святого. |
Естеством животворяй, и от Девы родивыйся Господь, / всем верным дарова безсмертие, яко Благоутробен. | Естеством животворящий / и от Девы родившийся Господь, / всем верным даровал бессмертие, / как милосердный. |
Ин. Ирмос: Утвердися сердце мое во Господе: | Иной канон. Ирмос: Утвердилось сердце мое в Господе: |
Не иже на лице суд судите, иудее, уча глаголаше Владыка, / егда прииде во святилище, якоже писано есть, / преполовившуся законному празднику. | «Не по наружности суд производите, Иудеи», – / уча, возглашал Владыка, / когда пришел во святилище, как написано, / на середине законного праздника. |
Не иже на лице суд судите, иудее: / Христос бо прииде, / Егоже нарицаху пророцы от Сиона грядуща и мир взывающа. | Не по наружности суд производите, Иудеи, / ибо Христос пришел, / Тот, Кого пророки называли грядущим от Сиона / и мiр к Себе призывающим. |
Аще и словесем не веруете, иудее, делом веруйте Владыки: / что прельщаетеся, отметающеся Святаго, / Егоже написа в законе Моисей? | Если и словам не верите вы, Иудеи, / делам Владыки веруйте; / что вы заблуждаетесь, отвергая Святого, / о Котором написал в Законе Моисей? |
Аще мессии всяко подобает приити, иудее, / Христос же прииде ныне Мессиа: / что прельщаетеся, отметающеся Праведнаго, / Егоже написа в законе Моисей? | Если во всяком случае придти Мессии должно, / а Христос ныне как Мессия пришел, / что вы заблуждаетесь, Иудеи, отвергая Праведного, / о Котором написал в Законе Моисей? |
Слава, Троичен: Тебе покланяемся, Отче, безначальный Существом, / поем безначальнаго Сына Твоего, / и Духа благочестно Всесвятаго, / яко единаго три, естеством Бога. | Слава, Троичен: Тебе поклоняемся Отче, / безначальный существом, / безначального Сына Твоего и Духа Всесвятого воспеваем благочестиво, / Трех – как единого естеством Бога. |
И ныне, Богородичен: Един от Троицы сый быв, плоть виделся еси, / не преложь, Господи, существа, / ниже опалив Рождшия нетленное чрево, / Бог сый весь и огнь. | И ныне, Богородичен: Ты, Господи, будучи Одним из Троицы, / сделавшись плотью, видим был, / не изменив Своего естества, / и не опалив чрева непорочного Родившей, / хотя весь являешься Богом и огнем. |
Катавасия: Утвердися сердце мое во Господе, / вознесеся рог мой в Бозе моем, / разширишася на враги моя уста моя, / возвеселихся о спасении Твоем. | Катавасия: Утвердилось сердце мое в Господе, / вознесся рог мой в Боге моем, / широко раскрылись на врагов моих уста мои: / я радуюсь о спасении Твоем. |
Седален, глас 8. Подобен: Премудрости Слова: |
Седален, глас 8 |
Стоя посреде святилища, преполовляющуся божественно празднику, / жаждай, взывал еси, да грядет ко Мне и пиет: / пияй бо от сея Божественныя Моея воды, / реки из чрева источит велений Моих, / а иже верует в Мя, посланнаго от Божественнаго Родителя, со Мною прославится. / Сего ради вопием Ти: / слава Тебе Христе Боже, / яко богатно излиял еси воды Твоего человеколюбия рабом Твоим. | Стоя посреди святилища на середине праздника / Ты боговдохновенно возглашал: / «Жаждущий да приходит ко Мне и пьет: / ведь пьющий от этой божественной воды / источит из чрева реки велений Моих, / а тот, кто верует в Меня, / посланного от божественного Родителя, / со Мною прославится!» / Потому мы взываем Тебе: / «Слава Тебе, Христе Боже, / ибо Ты обильно излил / воды Твоего человеколюбия рабам Твоим!» |
Слава, и ныне: Подобен: Премудрости воду и жизни, источая мирови, / всех, Спасе, призываеши почерпсти спасения воды: / Божественный бо закон Твой приим человек, / в себе угашает прелести углие, / отонудуже во веки не вжаждет, / ни престанет насыщения Твоего, Владыко Царю Пренебесный. / Сего ради славим державу Твою, Христе Боже, / прегрешений оставление просяще низпослати богатно рабом Твоим. | Слава, и ныне: Премудрости и жизни воду источая миру, / Ты призываешь всех, Спаситель, / струи спасения почерпнуть: / ибо, Твой закон божественный приняв, / человек им гасит угли заблуждения; / потому во веки он не будет жаждать, / ни перестанет насыщаться Тобой, Владыка, Царь Небесный. / Потому мы славим могущество Твое, Христе Боже, / прося согрешений отпущение / ниспослать обильно рабам Твоим. |
Песнь 4.Ирмос: Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте, / солнце праведное, / ста в чине своем, / достойно взывающи: / слава силе Твоей Господи. |
Песнь 4Ирмос: Вознесенным увидев на Кресте, / Тебя, Солнце правды, / стала Церковь на месте своем, достойно взывая: / «Слава силе Твоей, Господи!» |
Растерзав смерти врата силою Твоею, / пути жизни сказал еси, / безсмертия же двери отверзл еси, верою зовущим: / слава силе Твоей, Господи. | Сокрушив врата смерти силою Твоею, / путь жизни Ты известным сделал / и бессмертия двери отверз с верою восклицающим: / «Слава силе Твоей, Господи!» |
Преполовение всех и конец имеяй, / и начала, яко безначален, обдержай, / стал еси посреде вопия: / Божественных, богомудрии, приидите, даров насладитеся. | Серединой и концом всего владеющий, / и начало удерживающий, как безначальный, / стал Ты посреди, взывая: «Придите, богомудрые, / божественными дарами насладитесь!» |
Яко Бог и всех имеяй власть, / яко силен державу низложив смерти, / послати обещался еси, Христе, Духа Святаго, / от Отца происходящаго. | Как Бог и имеющий над всеми власть, / низложивший, как сильный, могущество смерти, / Ты обещал, Христе, посылать Святого Духа, / от Отца происходящего. |
Богородичен: Даеши богатно благодать Тебе поющим, / и из Тебе рождшагося превечнаго Слова, Мати неискусобрачная, / прегрешений оставление сим просящи, Пречистая. | Богородичен: Подаешь Ты обильно благодать / воспевающим Тебя и от Тебя рожденного / – предвечное Слово, Матерь брака не познавшая, / согрешений отпущение им прося, Всечистая. |
Ин. Ирмос: Пророк Аввакум: | Иной канон. Ирмос: Пророк Аввакум: |
Аще мессии подобает приити, / Мессиа же Христос есть, беззаконнии, что не веруете Ему? / Се прииде, и свидетельствует, яже Той творит: / воду вино сотвори, разслабленнаго словом стягну. | Если и подобает придти Мессии, / то Мессия и есть Христос, о беззаконники! / Почему вы не веруете Ему? / Вот, Он явился и свидетельствуют о том Его дела: / Он воду в вино претворил, / расслабленного словом укрепил. |
Не разумеюще писаний, прельщаетеся вси вы, евреи беззаконнии: / воистинну бо прииде Христос, и всех просвети, / и в вас показа многая знамения и чудеса, / и всуе отрицаетеся истиннаго живота. | Не разумея Писаний, / заблуждаетесь все вы, евреи беззаконные! / Ибо воистину пришел Христос и всех просветил, / и среди вас показал многие знамения и чудеса, / и вы напрасно отрекаетесь от истинной жизни. |
Едино дело показах вам, и вси уже дивитеся, взываше иудеем Христос. Вы обрезуете и в субботу человека, рече, / Мене же что оклеветаете прочее, / воздвигшаго словом разслабленнаго? | «Одно дело показал Я вам, / и все вы уже удивляетесь», – / взывал Иудеям Христос. / «Вы обрезываете и в субботу человека», – Он сказал, – / «что же все еще обвиняете Меня, / воздвигшего словом расслабленного?» |
Дела сотворих многая, и коего ради дела камением биете Мя? / Иудеем Христос, обличая, взываше: / еда зане человека здрава всего словом сотворих, / не судите на лице человецы. | «Дел Я соделал много, и за какое дело / вы камни бросаете в Меня?» / – Иудеям Христос взывал, их обличая, – / «За то ли, что словом всего человека здоровым сделал? / Не судите по наружности, люди!» |
Во апостолех действуяй, и во пророцех Сам почиваяй с Духом, / безначальное рождение Отеческаго естества Христе, / языки к познанию возвел еси знаменьми Твоими. | В апостолах действующий / и в пророках Сам почивающий с Духом, / безначальное Порождение Отеческого Естества, Христе! / Ты народы возвел к познанию Тебя / знамениями Твоими. |
Слава, Троичен: Троице нераздельная Единице, / безначальне Отче, Сыне и Душе Святый, / во Единице Троица равночестная, сопрестольная, животворящая, / несозданный Боже, спасай воспевающия Тя, / и избави от бед и скорбей. | Слава, Троичен: Троица, нераздельная Единица, / безначальный Отче, Сын и Дух Святой! / Во Единице – Троица, равная честью, единая престолом, / животворящая, несотворенный Боже, / спасай воспевающих Тебя, / и избавь от бед и скорбей! |
И ныне, Богородичен: Во чреве Твоем Бога неописанно вместившая, / Богоневесто, Дево Мати Чистая, / не престай молящи о нас, яко да Тобою избавимся от обстояний, / к Тебе бо присно прибегаем. | И ныне, Богородичен: Во чреве Твоем вместившая Бога / невыразимым образом, Божия Невеста, / Дева-Матерь чистая! / Не прекрати ходатайствовать за нас, / чтобы нам с Твоею помощью избавиться от напастей, / ибо мы к Тебе всегда прибегаем. |
Катавасия: Пророк Аввакум умныма очима / провиде, Господи, пришествие Твое, / тем и вопияше: от юга приидет Бог. / Слава силе Твоей, / слава снизхождению Твоему. | Катавасия: Пророк Аввакум очами ума / провидел, Господи, пришествие Твое, / и потому восклицал: / «От Фемана придет Бог!» / Слава славе Твоей, Христе, / слава сошествию Твоему! |
Песнь 5.Ирмос: Ты Господи мой, Свет в мир пришел еси. / Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения, / верою воспевающих Тя. |
Песнь 5Ирмос: Ты, Господи мой, светом в мир пришел, / светом святым, от мрака неведения обращающим / с верою воспевающих Тебя. |
Божественных праздников преполовения достигше, / совершенное божественною добродетелию обучитися потщимся, богомудрии. | Середины Божественных праздников достигнув, / совершенной Божественной добродетелью / постараемся украситься, богомудрые. |
Яко воистинну священное настоящее торжество, преполовение: / превеликих бо праздников корень и светится обоюду. | Как поистине священно нынешнее торжество: / ведь оно середину величайших праздников определяет / и сияет с обеих сторон! |
Богородичен: Ум архангельский не может разумети / Твое неизреченное из Девы и пречистое рождество, Спасе Многомилостиве. | Богородичен: Ум архангельский не в силах уразуметь / Твое неизреченное и пречистое от Девы рождение, / Спаситель Многомилостивый! |
Ин. Ирмос: Господи Боже наш, мир даждь нам: | Иной канон. Ирмос: Господи, Боже наш, мир дай нам: |
Чудесы украсил еси апостолы Твоя, / дивесы возвеличил еси ученики, / во всем мире прославил, Спасе наш, и дав им Царствие Твое. | Чудесами украсил Ты Апостолов Твоих, / дивными делами возвеличил учеников, / во всем мире прославив их, Спаситель наш, / и дав им Царство Твое. |
Вся просветиша земли концы ученицы, чудесы и ученьми, / и различными образы слово проповедавше, Христе Спасе, Царствия Твоего. | Все концы земли просветили ученики / чудесами, и учениями, / и различными способами провозгласили, Христе Спаситель, / слово о Царстве Твоем. |
Хвалу возсылаем Царствию Твоему, пение же Тебе приносим, / нас ради на земли явившемуся, и мир просветившему, и Адама воззвавшему. | Хвалу воссылаем Царству Твоему / и Тебе пение приносим, / ради нас на земле явившемуся, / и мир просветившему, / и Адама к Себе призвавшему. |
Слава, Троичен: Слава Тебе, Отче Святый, Боже нерожденне: / слава Тебе, Слове безлетне единородне: / слава Тебе, Душе Божественне и сопрестольне, / и единосущне Отцу и Сыну. | Слава, Троичен: Слава Тебе, Отче Святой, Боже нерожденный! / Слава Тебе, Слово вневременное, единородное! / Слава Тебе, Дух Божественный, и сопрестольный, / и единосущный Отцу и Сыну! |
И ныне, Богородичен: Бысть чрево Твое святая трапеза, имущая небесный хлеб, / от негоже всяк ядый не умирает, / якоже рече всех, Богородительнице, Питатель. | И ныне, Богородичен: Стало чрево Твое, Богородица, / святою трапезой, носящей небесный Хлеб, / и никто из вкушающих от Него не умирает, / как сказал Он, всех Питатель. |
Катавасия: Господи Боже наш / мир даждь нам, / Господи Боже наш, стяжи ны, / Господи, разве Тебе иного не вемы, / Имя Твое именуем. | Катавасия: Господи, Боже наш, мир дай нам; / Господи Боже наш, возьми нас Себе; / Господи, кроме Тебя мы иного не знаем, / имя Твое призываем. |
Песнь 6.Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления Господи, / Церковь вопиет Ти, / от бесовския крове очищшися, / ради милости от ребр Твоих / истекшею кровию. |
Песнь 6Ирмос: «Принесу Тебе жертву / со гласом хвалебным, Господи», / Церковь взывает Тебе, / от бесовской крови очистившись / по милосердию из ребр Твоих / истекшею кровию. |
Преполовение Пятдесятницы наста днесь, / отсюду Божественныя убо Пасхи, / Божественнейшею светлостию озарившееся, / отонудуже Утешителевою благодатию сияющее. | Середина Пятидесятницы в сей день настала, / с одной стороны божественной Пасхи, божественнейшим сиянием озаренная, / с другой же – благодатию Утешителя светящаяся. |
Глаголал еси в храме, Христе, предстоя иудейским собором / Свою славу открывая, и предъявляя сродство к Родителю. | Говорил Ты, Христе, стоя в храме, / толпам Иудеев Свою славу открывая / и являя Свое единство с Родителем. |
Богородичен: Буди ми предстательница, и стена нерушимая, / от мирских мя соблазнов избавляющая, едина Богородительнице, / и божественным светолитием освещающая. | Богородичен: Стань для меня защитой и стеною непоколебимой, / единая Божия Родительница, / от мирских соблазнов избавляя меня / и излиянием божественного света озаряя. |
Ин. Ирмос: Яко воды морския: | Иной канон. Ирмос: Как воды морские: |
Вся содержай концы, возшел еси, Иисусе, / и учил еси во святилищи народы слову истины, / празднику преполовляющуся, якоже Иоанн вопиет. | Все концы мира заботливо хранящий, / взошел Ты во святилище, Иисусе, / и учил толпы народа слову истины / на середине праздника, / как возглашает Иоанн. |
Отверзл еси устне Твои, Владыко, / проповедал еси мирови безлетнаго Отца, и Всесвятаго Духа, / сродное обоих храня и по воплощении. | Отверз Ты уста Свои, Владыка, / проповедал миру сверхвременного Отца и Всесвятого Духа, / сродство с Обоими сохраняя и по воплощении. |
Дело Отчее совершил еси, / делы уверил еси словеса Твоя, / исцеления совершая Спасе, и знамения, / разслабленнаго исправляя, прокаженныя очищая, и мертвыя воскрешая. | Дело Отца Ты завершил, / делами подтвердил слова Твои, Спаситель, / совершая исцеления и знамения: / расслабленного воздвигая, прокаженных очищая / и мертвых воскрешая. |
Безначальный Сын начало бысть прием, / еже по нам вочеловечися, / и посреде праздника учаше, глаголя: / притецыте ко источнику приснотекущему, жизнь почерпите. | Безначальный Сын обрел начало, / приняв наше естество, вочеловечился, / и посреди праздника учил, возглашая: / «Прибегните к источнику вечно текущему, / чтобы жизнь почерпнуть!» |
Слава, Троичен: Едино в Троице Божество, / Существо триипостасное, несозданное, нераздельное вси славим, / Отца, и Сына, и Святаго Духа, яко три сущее, и едино. | Слава, Троичен: Единое в Троице Божество, / Существо в трех Ипостасях, / несозданное, нераздельное все мы славословим: / Отца, и Сына, и Святого Духа, / существующее как Три и Одно. |
И ныне, Богородичен: Деву по рождестве поем Тя, / Деву и Матерь славим Тебе едину, / Чистая Богоневесто Отроковице, / из Тебе бо воистинну Бог воплотися, обновив нас. | И ныне, Богородичен: Деву после родов воспеваем Тебя, / Деву и Матерь славим, – / Тебя, единственную, Чистая / Божия Невеста, Отроковица, / ибо из Тебя воистину Бог воплотился, / обновив нас. |
Катавасия: Яко воды морския, Человеколюбче, / волнами житейскими обуреваюся, / темже, яко Иона, тако вопию Ти: / возведи от тли живот мой, / Благоутробне Господи. | Катавасия: Как воды морские, Человеколюбец, / волны житейской бури носят меня. / Потому, как Иона восклицаю Тебе, Слово: / «Изведи от гибели жизнь мою, / милосердный Господи!» |
Кондак, глас 4. Подобен: Вознесыйся: |
Кондак, глас 4 |
Празднику законному преполовляющуся, / всех Творче и Владыко, / к предстоящим глаголал еси, Христе Боже: / приидите и почерпите воду безсмертия. / Темже Тебе припадаем и верно вопием: / щедроты Твоя даруй нам, / Ты бо еси Источник жизни нашея. | На середине праздника законного / Ты, Творец всего мира и Владыка, / возглашал присутствующим, Христе Боже: / «Приходите и зачерпните воды бессмертия!» / Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: / «Даруй нам милости Твои, / ибо Ты – источник жизни нашей!» |
Икос: Оляденевшую мою душу прегрешений беззаконьми, / теченьми Твоих кровей напой, / и покажи плодоносну добродетельми: / Ты бо рекл еси всем, еже приходити к Тебе, Слове Божий Всесвятый, / и воду нетления почерпати, живую же и очищающую грехи, / поющих славное и Божественное Твое востание, / подая, Благий, с высоты сшедшую воистинну учеником Твоим Духа крепость, / Тебе Бога ведущим: / Ты бо еси источник жизни нашея.
Синаксарий Минеи. Таже Триоди. |
Икос: Душу мою, иссохшую от согрешений беззаконных, / потоками Твоей крови ороси, / и яви ее плод добродетелей приносящей; / ибо всем сказал Ты приходить к Тебе, Слово Божие всесвятое, / и воду нетления черпать, живую и очищающую грехи / тех, кто воспевает славное и божественное Твое воскресение; / подавая, Благой, с высоты воистину сошедшую силу Духа, / ученикам Твоим, признающим Тебя Богом, / ибо Ты – источник жизни нашей. |
Песнь 7.Ирмос: В пещи Авраамстии отроцы персидстей, / любовию благочестия паче, / нежели пламенем опаляеми взываху: / благословен еси в храме славы Твоея Господи. |
Песнь 7Ирмос: Чада Авраамовы в печи Персидской, / любовью к благочестию более, чем пламенем разжигаемые, восклицали: / «Благословен Ты в храме славы Твоей, Господи!» |
Крепостию, Спасе, смертную разорь силу, / стезю жизни показал еси человеком, благодарно Тебе зовущим: / благословен еси в храме славы Твоея, Господи. | Мощью Своей, Спаситель, разрушив смерти силу, / Ты явил путь жизни смертным, / благодарно Тебе восклицающим: / «Благословен Ты в храме славы Твоей, Господи!» |
Плоть носяща видяще, / не разумеша собори еврейстии Слове Тя Божий, / но мы Тебе воспеваем: / благословен еси в храме славы Твоея, Господи. | Плоть носящим Тебя видя, / не узнали в Тебе евреев толпы Слово Божие; / но мы Тебе воспеваем: / «Благословен Ты в храме славы Твоей, Господи!» |
Богородичен: Вышняго освященное божественное селение, радуйся! / Тобою бо дадеся радость, Богородице, вопиющим: / благословена Ты в женах еси, Пренепорочная Владычице. | Богородичен: Божественная освященная Скиния Всевышнего, радуйся! / Ибо чрез Тебя, Богородица, радость подана взывающим: / «Благословенна Ты между женами, / всенепорочная Владычица!» |
Ин. Ирмос: Халдейская пещь: | Иной канон. Ирмос: Халдейская печь: |
Плотски потрудился еси, упокоение всех: / волею вжаждался еси, источниче чудес: / воды просил еси, воду жизни, Иисусе, возвещаяй. | Ты по плоти утомился, Упокоение всех; / претерпел добровольно жажду, Источник чудес; / воды попросил, о воде живой возвестивший, Иисусе! |
Самаряныни, Господи, жене беседовал еси, / обличая безумие беззаконных евреев: / она убо верова Сына быти Божия, сии же отвергошася. | С женщиной-самарянкой беседовал Ты, Господи, / обличая безумие евреев беззаконных: / ибо она уверовала в Тебя, как в Сына Божия, / они же Тебя отвергли. |
Воду живую истекающую, воду безсмертия, / источник присноживущий подати обещал еси, / верою Дух Твой приемлющим, Спасе, от Отца происходящий. | Воду живую, бьющую, воду бессмертия, / источник вечной жизни подавать Ты обещал / верою принимающим Духа Твоего, Спаситель, / от Отца происходящего. |
Пятьми хлебы препитал еси, тысящи алчущих, / и насыщения останки, в другия тысящи, Спасе умножил еси, / показуя славу Твою священным учеником. | Пятью хлебами напитал Ты тысячи алчущих, / и оставшееся после насыщения / для других десятков тысяч преумножил, / показывая славу Свою священным ученикам. |
Ядый Тело Твое, жив будет во веки, / и пияй Кровь Твою, в Тебе пребудет, Спасе мой, / и Ты в нем пребываеши, / и воскресиши его в последнее мгновение. | Вкушающий Тело Твое / жив будет вовеки, / и пьющий Кровь Твою / в Тебе пребывает, Спаситель мой, / и Ты в нем пребываешь / и воскресишь Его в последнее мгновение. |
Удивил еси, Владыко, Твое смотрение, / уверив чудесы Божественную власть, / недуги изгнал еси, мертвыя воскресил еси и слепыя просветил еси яко Бог. | Дивным Ты явил, Владыка, Свое домостроительство, / подтвердив чудесами Свою божественную власть, / болезни прогнал, мертвых воскресил, / и слепым дал видеть свет, как Бог. |
Прокаженныя очистил еси, хромыя исправил еси, / разслабленныя стягнул еси, кровоточивую исцеливый: / шествовал еси по пучине, показав славу Твою священным учеником. | Прокаженных очистил Ты, хромых восставил, / расслабленных укрепил, кровоточивую исцелил; / шествовал по пучине, показывая / славу Свою священным ученикам. |
Слава, Троичен: Покланяемся Твоему, Господи, Пречистому Отцу, / и благодати Духа, юже Твоим апостолом Бог сый раздал еси, / посылая их на проповедь. | Слава, Троичен: Поклоняемся Твоему, Господи, / сверхвременному Отцу / и благодати Духа, / которую Ты, Сам Бог истинный, Твоим Апостолам раздал, / посылая их на проповедь. |
И ныне, Богородичен: Во чреве Твоем вместила еси невместимаго Слова, / от Твоих сосец доила еси миру Питателя, / на объятии носила еси Содержителя нашего, Богородительнице Чистая. | И ныне, Богородичен: Во чреве Твоем вместила Ты / невмещаемое Слово, / от Твоих сосцов питала мiра Питателя, / во объятиях носила Творца всего, / Божия Родительница Чистая. |
Катавасия: Халдейская пещь, огнем распалаемая, / орошашеся Духом, / Божиим предстоянием, / отроцы пояху: / благословен еси, Боже отец наших. | Катавасия: Халдейская печь, огнем разжигаемая, / орошалась Духом по Божиему промыслу; / отроки же воспевали: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!» |
Песнь 8.Ирмос: Руце распростер Даниил, / львов зияния в рове затче: / огненную же силу угасиша, / добродетелию препоясавшеся, / благочестия рачители отроцы, взывающе: / благословите вся дела Господня Господа. |
Песнь 8Ирмос: Руки распростер Даниил / и пасти львов во рве заградил; / сильное же пламя угасили, / добродетелью препоясавшись, / благочестия ревнители – отроки, взывая: / «Благословляйте, все творения Господни, Господа!» |
Красен из гроба востав, Божества славою украшен, / апостолом Твоим, Господи, явился еси, / Духа обещаяся тем послати действо, вопиющим: / благословите вся дела Господня Господа. | Прекрасным из гроба восстав, / Божества славою украшенным, / Апостолам Твоим, Господи, Ты явился, / обещая Духа действие / посылать им, взывающим: / «Все творения, воспевайте Господа!» |
Умертвив ада яко Бог живоначальнейший, / всем источил еси живот вечный, / егоже ныне воображают явственнее, / светоносных дней сих радости, вопиющим: / благословите вся дела Господня Господа. | Умертвив ад, как Бог живоначальнейший, / Ты источил всем вечную жизнь, / ту, что ныне этих дней светоносных радости / изображают яснейшим образом / взывающим: «Все творения, воспевайте Господа!» |
Лучи, яко Солнце, Христе, правды явився, / миру послал еси апостолы Твоя, / носящия Тебе свет непостижимый, / и неведения мглу очищающия и вопиющия: / благословите вся дела Господня Господа. | Явившись, Христе, как солнце правды, / Ты миру послал лучи – Апостолов Твоих, / несущих Тебя, Свет непостижимый, / и мглу неведения прогоняющих, и взывающих: / «Все творения, воспевайте Господа!» |
Богородичен: Се ныне оскуде яве от Иудина племене князь и вождь: / Ты бо, Всенепорочная, родила еси, / прежде обещанное чаяние языков, Христа Бога, / Емуже поем: благословите вся дела Господня Господа. | Богородичен: Вот, ныне не стало явно / князя владычествующего от племени Иуды: / ибо Ты, Всенепорочная, родила / прежде ему назначенное / – ожидание народов, Христа, / Которому мы поем: / «Благословляйте, все творения Господни, Господа!» |
Ин. Ирмос: Ангели и небеса, на престоле: | Иной канон. Ирмос: Ангелы и небеса! / На престоле славы: |
Приидите видите, людие, на престоле славы воспеваемаго, / от людей беззаконных хулимаго, / и видяще пойте в пророцех Мессию предреченнаго. | Придите, узрите, люди, / на престоле славы Восседающего, / но людьми беззаконными злословимого; / и, увидев, воспевайте Мессию, / в писаниях пророков предреченного. |
Ты еси воистинну Христос, в мир сей пришедый, / из Негоже спасение и оставление отеческих согрешений: / Ты еси воистинну живот, в Тя веровавшим. | Ты – воистину Христос, / в мир сей приходящий, / от Которого – спасение / и отпущение отеческих грехопадений; / Ты – воистину жизнь в Тебя уверовавшим. |
Премудрость Божия, преполовившуся празднику, якоже писано есть, / во святилищи предста и учаше, / яко воистинну Сей бяше Мессиа Христос, Имже спасение. | Премудрость Божия на середине праздника / во святилище предстала и учила, как написано; / ибо воистину Это был Мессия, / Христос, в Котором спасение. |
В субботах Христос, и по вся дни показоваше знамений дела, / исцеляя сущия в недузех различных: / но прельщеннии людие яростию распыхахуся. | Христос по субботам и во все дни / показывал знамения – Свои дела, / исцеляя в недугах различных пребывавших; / но народ заблудший в ярости негодовал. |
Разслабленнаго, глаголет, в летех же мнозех лежащаго, / в субботу Сей исцели, и преступи закон, / иудеи Христа горько укоряху. | «Расслабленного и в течение многих лет лежавшего, / Он, говорят, в субботу исцелил / и преступил Закон», / – Иудеи Христа сурово порицали. |
Не Моисей ли вам, закон давый, повелевает обрезатися, / и в субботу мужа обрезуете, да не како закон отеческий разорится, / Христос иудеем глаголаше. | «Не Моисей ли давший вам Закон, / повелевает совершать обрезание? / И вы в субботу обрезываете человека, / чтобы ни в чем нарушен не был Закон отцов», / – Христос говорил Иудеям. |
Неблагодарни всегда в пустыни жившии, / Благодетеля завистию прогневаху, хуляще, / движуще неправедныя языки, тщетным поучающеся. | Неблагодарные во всем, / в древности поселенцами живя в пустыне, / неприязненно нападали на Благодетеля, / хулы произнося языками неправедными, / тщетное замышляя. |
Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа. | Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа, Господа. |
Троичен: Един Бог убо Троица, / Отцу не преступившу в сыновство, / ниже Сыну преложшуся во исхождение: / но свойтвенная и обоя, Свет Бога, три прославляю во век. | Поистине Троица – Единый Бог: / ни Отец в сыновство не перешел, / ни Сын не изменился во исхождение, / но и каждое из Лиц в Себе / и все вместе Они – Свет; / Бога в Трех я прославляю вовеки. |
Богородичен: Како родила еси, рцы, от Отца безлетно просиявшаго, / и со Святым Духом воспеваемаго? / Или яко весть един благоволивый из Тебе родитися, Богородице. | И ныне, Богородичен: Как Ты родила, скажи, / от Отца вне времени просиявшего / и со Святым Духом воспеваемого? / Впрочем, это знает Он один – / благоволивший от Тебя родиться, Богородица. |
Таже: Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, / поюще и превозносяще во вся веки. | Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу, воспевая и превознося Его во все века. |
Катавасия: Ангели и небеса, / на престоле славы седящаго / и яко Бога непрестанно славимаго, / благословите, пойте / и превозносите Его во веки. | Катавасия: Ангелы и небеса! / На престоле славы Сидящего / и непрестанно как Бога славимого, / благословляйте, пойте и превозносите во все века! |
Честнейшую: не стихословится. | На 9-ой песни «Честью высшую:» не поем. |
Песнь 9.Ирмос: Камень нерукосечный / от несекомыя горы Тебе Дево, / краеугольный отсечеся, / Христос, совокупивый разстоящаяся естества. / Тем веселящеся, Тя Богородице величаем. |
Песнь 9Ирмос: Камень краеугольный / от нерассекаемой горы – Тебя, Дева, / отсечен был без помощи рук, / – Христос, соединивший разделенные естества. / Потому мы с веселием Тебя, Богородица, величаем. |
Новому и чистому жительству, от Христа научившеся, / сие даже до конца сохранити полезно вси потщимся яко да Святаго Духа пришествие восприимем. | Образу жизни новому и небывалому / научившись от Христа, / постараемся все до конца его тщательно хранить, / чтобы Святого Духа пришествием насладиться. |
Ты мое смертное, Жизнодавче, / обложением безсмертия, и нетления благодатию / облек, Спасе, совоскресил еси, / и Отцу привел еси, временную мою разрушив брань. | Ты, Податель жизни, мое смертное естество / одеянием бессмертия и нетления благодатию облек, Спаситель, / воскресил с Собою и ко Отцу привел, / прекратив давнюю вражду со мною. |
В небесное паки житие звани бывше, / ходатайства силою истощившагося даже и до рабия образа, и нас вознесшаго, / Сего достойно возвеличим. | Вновь призванные к небесному житию / силою посредничества Себя Умалившего / даже до образа раба и нас возвысившего, / Его достойно возвеличим. |
Богородичен: Яко корень, источник и вину нетления, / Тебе, Дево, вси вернии уведевше, похвалами почитаем: / Ты бо ипостасное безсмертие нам источила еси. | Богородичен: Как корень, источник и причину нетления, / Тебя, Дева, мы, все верные познав, / похвалами прославляем: / ибо Ипостасное Бессмертие Ты источила для нас. |
Ин. Ирмос: Чужде матерем девство: | Иной канон. Ирмос: Чуждое матерям девство: |
Празднику преполовляющуся иудейскому, / возшел еси, Спасе мой, во святилище Твое, и научал еси всех: / чудяхуся же иудее, и откуду Сей весть письмена не научився, глаголаху. | На середине праздника иудейского / взошел Ты, Спаситель мой, во святилище Твое, и всех учил; / Иудеи же удивлялись и говорили / «Откуда знает Он Писания, не учившись?» |
Исцеления дарований Избавитель мой источая, / сотворяше чудеса и знамения, / прогоня недуги, целя немощствующия: / но иудеи неистовствовахуся множеством чудес Его. | Исцеления благодатные, Избавитель мой, источая, / совершал чудеса и знамения, / прогоняя недуги, исцеляя немощных; / но Иудеи приходили в бешенство / от множества чудес Его. |
Непокоривыя иудеи Избавитель мой обличая, вопияше: / не судите на лице, но праведен суд судите: / ибо закон и в субботу обрезоватися повелевает всякому человеку. | Непокорных Иудеев обличая, / Ты, Искупитель мой, взывал: / «Не судите по внешности, но праведным судом судите: / ведь сам Закон повелевает и в субботу / принимать обрезание всякому человеку. |
Большая чудес учеником Твоим, Спасе, якоже обещав, подал еси, / послав в языки проповедати славу Твою: / они же мирови проповедаху Твое Воскресение, благодать и воплощение. | Большие чудеса ученикам Твоим, Спаситель, / как обещал, дал Ты совершить, / послав их к язычникам провозгласить о Твоей славе; / они же миру провозглашали воскресение Твое, / благодать и воплощение. |
Аще человека обрезуете в субботу, да не како разорится закон: / ныне на Мя что гневаетеся, / яко человека всего здрава сотворих словом? / По плоти вы судите, глаголет иудеем Христос. | Если человека вы обрезываете в субботу, / чтобы не был нарушен как-нибудь Закон, / что ныне на Меня негодуете, за то, / что Я всего человека здоровым сделал словом? / Вы по плоти судите», / – Иудеям говорит Христос. |
Сухую исцеливый руку словом, / изсохшую древле землю моего сердца, исцелив Слове, / покажи мя плодоносна, да соделаю и аз Спасе, / плоды в покаянии тепле. | Излечивший сухую руку словом! / Иссохшую издавна землю моего сердца исцелив, / яви меня плодоносным, Слово, / чтобы и я принес плоды, Спаситель, / в горячем покаянии. |
Прокаженное мое сердце очистив, / и души моея, Слове, очи просветивый, / на одре болезни мя лежаща исправи, / якоже разслабленнаго возставил еси на одре лежащаго. | Прокаженное сердце мое очистив / и души моей очи просветив, / меня, на одре страдания моего лежащего воздвигни, Слово, / как Ты поднял расслабленного, / лежавшего на одре. |
Слава, Троичен: Чужде есть беззаконным славити безначальную Троицу, / Отца, и Сына же, и Святаго Духа, / несозданное вседержание, / Имже весь мир создася державою крепости Ея. | Слава, Троичен: Чуждо для беззаконных чтить безначальную Троицу, / Отца, как и Сына, и Святого Духа, / несотворенное всевластие, / благодаря Которой держится весь мир / мощью силы Её. |
И ныне, Богородичен: Вместила еси во чреве Твоем, Дево Мати, / единаго от Троицы Христа Жизнодавца, / Егоже поет вся тварь, и трепещут горнии престоли: / Того моли, Всеблаженная, спасти души наша. | И ныне, Богородичен: Вместила Ты во чреве Твоем, Дева-Матерь, / Одного из Троицы – жизни Подателя Христа, / Которого воспевает все творение / и пред Кем трепещут вышние Престолы. / Его моли, Всеблаженная, о спасении душ наших. |
Катавасия: Чужде матерем девство, / и странно девам деторождение: / на Тебе Богородице, обоя устроишася. / Тем Тя вся племена земная / непрестанно величаем. | Катавасия: Чуждое матерям девство / и несвойственное девам деторождение – / то и другое совершилось на Тебе, Богородица: / потому все мы, племена земные, / непрестанно Тебя величаем. |
Ексапостиларий. Подобен: Небо звездами: |
Ексапостиларий |
Чашу имеяй неистощимых даров, / даждь ми почерпсти воду во оставление грехов, / яко содержимь есмь жаждею, Благоутробне едине Щедре. [Трижды.] | Имеющий чашу неистощимых даров! / Дай мне почерпнуть воды для отпущения грехов, / ибо я мучим жаждою, / Милосердный, единый Сострадательный! (3) |
На хвалитех, Всякое дыхание: поставим стихи 4. И поем подобны праздника 3, повторяюще 1, глас 4. | |
Подобен: Яко добля: |
На «Хвалите:» стихиры на 4 подобны праздника, глас 4 |
Премудрость, и сила, Отчее сияние, / Слово присносущное и Сын Божий, / во святилище прииде плотию, / и учаше иудейския люди, жестокия и неблагодарныя, / и удивляхуся премудрости богатству, вопиюще: / откуду весть писмена, ни от когоже учився? [Дважды.] | Премудрость и Сила, Сияние Отца, / Слово вечное и Сын Божий, / во святилище явился во плоти и учил / толпы Иудеев неистовых и неразумных; / и удивлялись они богатству премудрости, взывая: / «Откуда знает Он Писания, / ни у кого не учившись?»(2) |
Книжником затыкаше уста, / иудеи обличаше Мессиа Господь, вопия к ним: / не на лице законопреступницы, яко неправеднии судите, / в субботу бо Аз разслабленнаго воздвигнух. / Темже Господь субботы есмь и закона, / что ищете Мене убити, умершия воздвигшаго? | Книжникам заграждал уста, / Иудеев обличал Мессия – Господь, взывая к ним: / «Не по внешности, беззаконники, судите как неправедные! / Ведь Я в субботу расслабленного воздвиг, / потому являюсь Господином субботы и Закона. / Что вы ищете Меня убить, / умерших воздвигшего?» |
Навуфеа камением побиша, лютии и законопреступнии, / иудейское собрание неблагодарное: / Исаию же пилою древяною растроша, / в кал мудраго Иеремию ввергоша, / Господа же на Крест вознесше взываху: / храм разоряяй, спаси Себе, и уверуем. | Моисея хотело побить камнями / неистовое и беззаконное / сборище Иудеев неблагодарное; / Исаию же пилою древянною перепилили, / в грязь мудрого Иеремию бросили; / Господа же вознеся на Крест, кричали: / «Разрушающий храм, спаси Себя Самого / и уверуем!» |
Слава, и ныне, глас 4. Анатолиа: Просветившеся братие, / Воскресением Спаса Христа, / и достигше преполовения праздника Владычня, / приискренно сохраним заповеди Божия, / да достойни будем и Вознесение праздновати, / и пришествие получити Святаго Духа. | Слава, и ныне, глас 4, Анатолия: Просветившись, братия, / воскресением Спасителя Христа / и достигнув середины праздника Владычнего, / искренне заповеди Божии сохраним, / чтобы быть достойными и Вознесение отпраздновать, / и достигнуть пришествия Святого Духа! |
Славословие великое. По Трисвятом тропарь праздника, ектении, и отпуст. И час 1-й. | Славословие великое, тропарь праздника, ектении, отпуст и первый час. |
НА ЛИТУРГИИ |
НА ЛИТУРГИИ |
Блаженна от канона праздника, 4-го гласа, песнь 3-я на 4, и 8-го гласа, песнь 6-я на 4. | Блаженны праздника: из первого канона – песнь 3-я на 4, а из второго – песнь 6-я на 4. |
По входе тропарь праздника, глас 8: |
После входа тропарь, глас 8 |
Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / яко всем, Спасе, возопил еси: / жаждай да грядет ко Мне и да пиет. / Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе. | На середине праздника / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: / «Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». / Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе! |
Слава, и ныне: кондак, глас 4. Подобен: Вознесыйся: |
Слава, и ныне: кондак, глас 4 |
Празднику законному преполовляющуся, / всех Творче и Владыко, / к предстоящим глаголал еси, Христе Боже: / приидите и почерпите воду безсмертия. / Темже Тебе припадаем и верно вопием: / щедроты Твоя даруй нам, / Ты бо еси Источник жизни нашея. | На середине праздника законного / Ты, Творец всего мира и Владыка, / возглашал присутствующим, Христе Боже: / «Приходите и зачерпните воды бессмертия!» / Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: / «Даруй нам милости Твои, / ибо Ты – источник жизни нашей!» |
Прокимен, глас 3:Велий Господь наш, и велия крепость Его, / и разума Его несть числа. И до отдания. Стих: Хвалите Господа яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление. |
Прокимен, глас 3Велик Господь наш, и велика сила Его, / и разум Его неисчислим. Стих: Хвалите Господа, ибо благо петь псалом, хвала Богу нашему да будет сладостна. Пс 146:5, 1 |
Апостол Деяний, зачало 34. [Деян. 14, 6 – 18]:Во дни оны, Павел и Варнава прибегоста во грады Ликаонския, в Листру и Дервию, и во окрестныя их, и тамо беста благовествующа. И некто муж в Листрех немощен ногама седяше, хром от чрева матере своея сый, иже николиже бе ходил. Сей слышаше Павла глаголюща: иже воззрев нань и видев, яко веру имать здрав быти, рече велиим гласом: тебе глаголю во имя Господа Иисуса Христа, встани на ногу твою прав. И абие возскочи и хождаше. Народи же видевше, еже сотвори Павел, воздвигоша глас свой, ликаонски глаголюще: бози уподобльшеся человеком снидоша к нам. Нарицаху же убо Варнаву Диа, Павла же Ермиа, понеже той бяше начальник слова. Жрец же Диев, сущаго пред градом их, приведе юнцы, и принесе венцы пред врата, с народы хотяше жрети. Слышавша же апостола Варнава и Павел, растерзавша ризы своя, вскочиста в народ, зовуща и глаголюща: мужие, что сия творите? И мы подобострастна есма вам человека, благовествующа вам, от сих суетных обращатися к Богу живу, Иже сотвори небо и землю, и море и вся, яже в них. Иже в мимошедшия роды оставил бе вся языки ходити в путех их. И убо не несвидетельствована Себе остави, благотворя, с небесе нам дождевы дая, и времена плодоносна, исполняя пищею и веселием сердца наша. И сия глаголюща, едва устависта народы не жрети има, но отыти коемуждо во свояси. |
Деяния святых Апостолов, зачало 34В те дни Павел и Варнава удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, и там благовествовали. В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам люди, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши. И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Деян 14:6–18А |
Аллилуиа, глас 1:Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва. Стих: Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли. |
Аллилуия, глас 1Стих: Вспомни сонм Твой, который Ты приобрёл от начала. Стих: Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли. Пс 73:2А, 12 |
Евангелие Иоанна, зачало 26. [Ин. 7, 14 – 30]: |
Евангелие от Иоанна, зачало 26 |
В преполовение Пятьдесятницы взыде Иисус во церковь, и учаше. И дивляхуся иудее, глаголюще: како Сей книги весть не учився? Отвеща убо им Иисус и рече: Мое учение несть Мое, но Пославшаго Мя. Аще кто хощет волю Его творити, разумеет о учении, кое от Бога есть, или Аз от Себе глаголю. Глаголяй от себе, славы своея ищет, а ищяй славы Пославшаго Его, Сей истинен есть, и несть неправды в Нем. Не Моисей ли даде вам закон; и никтоже от вас творит закона. Что Мене ищете убити? Отвеща народ и рече: беса ли имаши; кто Тебе ищет убити? Отвеща Иисус и рече им: едино дело сотворих, и вси дивитеся. Сего ради Моисей даде вам обрезание, [не яко от Моисеа есть, но от отец,] и в субботу обрезаете человека. Аще обрезание приемлет человек в субботу, да не разорится закон Моисеов: на Мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих в субботу? Не судите на лица, но праведный суд судите. Глаголаху убо нецыи от иерусалимлян: не Сей ли есть, Егоже ищут убити? И се, не обинуяся глаголет, и ничесоже Ему не глаголют: еда како разумеша князи, яко Сей есть Христос? Но Сего вемы, откуду есть. Христос же егда приидет, никтоже весть, откуду будет. Воззва убо в церкви уча Иисус и глаголя: и Мене весте, и весте, откуду есмь, и о Себе не приидох, но есть истинен Пославый Мя, Егоже вы не весте. Аз вем Его, яко от Него есмь, и Той Мя посла. Искаху убо, да имут Его: и никтоже возложи Нань руки, яко не у бе пришел час Его. | В половине Пятидесятницы вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, – на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным. Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня. И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его. Ин 7:14–30 |
На Литургии поем и на отдание Преполовения: |
Вместо Достойно: ирмос, глас 8: |
Вместо «Достойно:» поем ирмос, глас 8 |
Чужде матерем девство, / и странно девам деторождение: / на Тебе Богородице, обоя устроишася. / Тем Тя вся племена земная / непрестанно величаем. | Чуждое матерям девство / и несвойственное девам деторождение – / то и другое совершилось на Тебе, Богородица: / потому все мы, племена земные, / непрестанно Тебя величаем. |
[В прочия же дни поем: Светися: и до отдания.] | |
Причастен:Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем, рече Господь. Аллилуиа, трижды. |
ПричастенВкушающий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем, сказал Господь. Аллилуия (3). Ин 6:56 |
На трапезе утешение братии. Празднуется же сей праздник дней 8. |