Ценности

***

Це́нности — сово­куп­ность при­о­ри­тет­ных духов­ных, куль­тур­ных, эти­че­ских или морально-нрав­ствен­ных норм, при­зна­ва­е­мых тем или иным обще­ством за нрав­ствен­ный эталон (ср.: евро­пей­ские цено­сти, обще­че­ло­ве­че­ские цен­но­сти…).

Учение о цен­но­стях назы­ва­ется аксио­ло­гией.

***

Существуют ли общечеловеческие ценности и как они соотносятся с христианскими?

Несмотря на суще­ство­ва­ние куль­тур­ных, этни­че­ских, соци­аль­ных, рели­ги­оз­ных раз­ли­чий, суще­ству­ю­щих между наро­дами, госу­дар­ствами, отдель­ными людьми, есть нечто общее, что объ­еди­няет их всех в нрав­ствен­ном отно­ше­нии: обще­че­ло­ве­че­ские цен­но­сти.

В этом нет ничего уди­ви­тель­ного, ведь иначе и быть не может.

Един­ство базо­вых нрав­ствен­ных цен­но­стей глав­ным обра­зом обу­слов­лено тем, что мир (и в част­но­сти люди) создан и управ­ля­ется Единым Твор­цом и Все­дер­жи­те­лем, по единым зако­нам (в том числе — нрав­ствен­ным).

Общ­ность нрав­ствен­ных чело­ве­че­ских при­о­ри­те­тов свя­зана с общим всем людям при­зва­нием и пред­на­зна­че­нием: бого­упо­доб­ле­нием, бого­об­ще­нием (1Пет.1:16).

Все без исклю­че­ния люди созданы по образу Божьему (Быт.1:26). Это значит, что все они обла­дают опре­де­лен­ными чер­тами, сбли­жа­ю­щими их в нрав­ствен­ном отно­ше­нии.

Есте­ствен­ный нрав­ствен­ный закон явля­ется общим для всех. Ведь он вложен в саму чело­ве­че­скую при­роду и про­яв­ля­ется, в той или иной мере, в каждом чело­веке, в голосе сове­сти (Рим.2:15).

Упо­доб­ля­ясь нрав­ственно Богу, люди упо­доб­ля­ются и друг другу. В этом случае есте­ствен­ные для них нрав­ствен­ные цен­но­сти ста­но­вятся им более понят­ными и близ­кими.

Другое дело, что отно­ше­ние людей к есте­ствен­ному для них сле­до­ва­нию нрав­ствен­ному чув­ству бывает раз­лич­ным. Одни стре­мятся при­слу­шаться к голосу сове­сти, другие — его заглу­шить. Одни верят в Бога, верят в Его Откро­ве­ние, другие почи­тают ложных про­ро­ков и учи­те­лей, верят в их ложное нра­во­уче­ние.

Отсюда — раз­ли­чие в отно­ше­нии к под­лин­ным нрав­ствен­ным цен­но­стям. Для кого-то они служат без­ого­во­роч­ным жиз­нен­ным ори­ен­ти­ром, а кто-то, под­дав­шись вли­я­нию греха, само­сто­я­тельно или по злому вну­ше­нию назна­чает себе новые нрав­ствен­ные ори­ен­тиры.

Наи­бо­лее подробно и чисто нрав­ствен­ные цен­но­сти пере­чис­лены и рас­крыты в хри­сти­ан­ском учении. В отли­чие от прочих рели­ги­оз­ных и фило­соф­ских учений, содер­жа­щих налёт субъ­ек­тив­ной чело­ве­че­ской интер­пре­та­ции и вооб­ра­же­ния, хри­сти­ан­ство отоб­ра­жает эти цен­но­сти так, как они пред­став­лены Самим Богом.

В стро­гом зна­че­нии слова именно хри­сти­ан­ские (Пра­во­слав­ные) цен­но­сти сле­дует име­но­вать обще­че­ло­ве­че­скими нрав­ствен­ными цен­но­стями, ведь Хри­стос при­звал ценить эти цен­но­сти все народы (Мф.28:19). И Именно Он, Совер­шен­ный Бог и вместе Совер­шен­ный Чело­век, даёт бла­го­дат­ную силу их соблю­дать (Ин.15:5).

***

Миро­воз­зре­ние мир­ского чело­века вклю­чает в себя те же эле­менты, что и миро­воз­зре­ние хри­сти­а­нина. Там и там есть дружба, семья, бизнес, отдых, вера, роди­тели… Просто иерар­хия цен­но­стей разная. У хри­сти­а­нина на первом месте Бог, затем Его Цер­ковь. У слу­жи­теля мира, Бог на каком-то ‑надца­том месте. На первом месте у него мате­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие, успех и удо­воль­ствия. Бог нужен мир­скому чело­веку для того, чтобы защи­щать от непри­ят­но­стей и гаран­ти­ро­вать буду­щее.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки